Статья "Валеологическое сопровождение детей на физкультурных занятиях"
статья по физкультуре по теме

В данной статье расммотрена тема "Валеологическое сопровождение детей на физкультурных занятиях" на основе опыта работы инструктора по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologicheskoe_sopr-nie_detey_na_fiz._zanyatiyakh.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Валеологическое сопровождение детей

на физкультурных занятиях

Опыт работы инструктора по физической культуре

Лукьяновой Ю.А.

Валеологический аспект.

Кафедра валеологии своей главной целью считает разработку концептуальных основ, создания методологического базиса и реализацию системы валеологического сопровождения образовательного процесса на всех его ступенях, от дошкольного до последошкольного образования. Образовательная программа трехлетней подготовки. На основе опыта кафедры валеологии СПбГУПМ можно утверждать, что формирование здоровья человека педагогическими средствами дает более существенные результаты, чем ныне существующая система лечебно-профилактических мероприятии.

В дошкольном учреждении проблемам здоровья ребенка уделяется большое внимание, и эта работа организованна по целому ряду направлений:

  1. Организация двигательной активности (подвижные спортивные игры, физкультурные занятия, праздники и Дни здоровья и т.д.), где реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку на основе состояния его здоровья, темпов физического развития, медицинским показателям и т.д. Действительно особое внимание здесь уделяется развитию (коррекции) двигательных навыков, формированию правильной осанки и т.д..
  2. Профилактика заболеваемости - через включение в процесс различных видов закаливания, дыхательной гимнастики, воздушных и солнечных ванн, витаминно-, фито- и физиомерами, массажа, коррегируещей гимнастики и т.д.; через организацию систематической работы с часто и длительно болеющими детьми.
  3. Организация питания предполагает соответствие медицинским и гигиеническим требованиям и осуществляется с учетом индивидуальной диеты детей.
  4. Формирование мотивации к ЗОЖ - через развитие целостных ориентаций на здоровье, через формирование навыков личной гигиены, через становление системы знаний о строении организма, его функционировании.
  5. Организация работы с родителями (проведение консультаций, бесед) безусловно способствует их привлечению к проблемам ЗОЖ, согласованности и преемственности выздоровления и физического развития детей дома и в ДОУ.

Для того чтобы работа по физическому развитию и укреплению здоровья ребенка не ограничивалась лишь медицинским обеспечением его жизнедеятельности и формированием системы гигиенических знаний, умений, навыков и знаний о своем организме, а так же, чтобы эта деятельность носила целенаправленный и систематический характер, так как обычно считается, что здоровье ребенка в наименьшей степени зависит от него, а в большей - от заботы родителей и от устойчивости организма самого ребенка, в ДОУ необходимо сформировать систему валеологической деятельности воспитания, которая смогла бы обеспечить не только сохранение здоровья ребенка, формирование у него системы специфических валеологических знаний, мотивации на ЗОЖ, но и смогла бы создать все условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. С этой позиции система валеологической деятельности воспитателя в ДОУ может иметь следующую структуру:

а) Валеологическое сопровождение - это деятельность воспитателя направленное на создание "безвредных" для здоровья ребенка условий существования в ДОУ. Оно включает в себя и хорошо знакомые виды деятельности: такие как медико- социальное и психолого - педагогическая поддержка, организация учебно- воспитательного процесса с учетом психофизиологических возможностей ребенка (возраста и состояния здоровья), а так же такие новые компоненты, как и экологическое составляющее и валеолгоический мониторинг. Он позволяет по средствам системы специфически исследований выявить, насколько адекватны те условия, которые создаются ребенку в ДОУ, особенностям и возможностям его организма, то есть на сколько они здравосозидательны и позволяют вести работу по созданию индивидуализированных программ жизнедеятельности ребенка.
Сюда же можно отнести и некоторые методики обследования детей, которые помогают педагогу наметить направление своей деятельности:

  1. Методика определения наиболее характерных взаимоотношений между учителем и учеником. Эта таблица разработана профессором кафедры, доктором медицинских наук Сыренским В.И. Эта таблица, разделяется на три графы. Имеется ввиду три характерных вида взаимоотношений между учителем и учеником:
  • характеристика взаимоотношений для эмоционально положительного паритета.
  • характеристика взаимоотношений для ведомого с учителем.
  • характеристика нестандартных отношений.

Педагог диагностирует всех детей по этой таблицы, и по результатам диагностики строит свою деятельность, индивидуально для каждого ребенка.

  1. Методика определения победителя и пораженца. Эта методика была так же разработана профессором кафедры, доктором медицинских наук Сыренским В.И.. По психофизиологическим особенностям детей определяется к какому типу они относятся. И в зависимости от этого выбираются методы работы индивидуально с каждым ребенком.
  2. Методика определения эмоционального состояния детей. Дети с помощью цветных кружков отмечают свое настроение в данный момент (их четыре: активность, спокойствие, неблагополучие и требуется помощь). В зависимости от результатов обследования педагог видит, какую кому нагрузку можно дать, определяет приемы работы и видит, кому требуется помощь.  
  3. Методика "Игровой стретчинг". Автор - Назарова А.Г. – у преподоватеель комплекса "Школа творчества" города Санкт-Петербурга.

Данная методика направлина на активизацию защитных сил организма детей, овподение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляцией, развитие и высвобождение скрытьпх творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Методика прелогаемых упражнений основана на статичных растяжках мышц тела и суставно - связачного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нагружение осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное водействие на весь организм.

Все вместе эти методики по средствам специфических исследований позволяют выявить, насколько адекватны те условия, которые создаются ребенку в ДОУ, и непосредственно на занятиях. То есть на сколько они здравосозидательны и позволяют вести работу по созданию индивидуализированных программ жизнидеятельности ребенка.

б) Валеологическое образование - есть системно организованный процесс валеологического обучения и воспитания, где обучение предпологает овладение ребенком сиситемой валелогических знаний, а валеолгическое воспитание становится условием формирования у ребенка чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, ценностных ориентаций на индивидуальное здоровье, мотиваций к его формированию и развитию. Валеолгоическое образование органично входит во все виды деятельности ребенка в ДОУ: учебную, изобразительную, физическое воспитание и т. д.. И не разрывно сочетает в себе, как обучение, так и воспитание. Только воздействие на ребенка не дает результатов. Необходимо и самого
ребенка вовлекать в эту деятельность. Деятельность педагога направлена на раскрытие данных природой возможностей ребенка.

в) Валеологическое развитие. Именно валеологическое развитие непосредственно направлено на гармонизацию ребенка и формирования его индивидуального здоровья. Оно определяется на самодеятельность ребенка, организованую педагогом и определяющую самопознание, самооценку, самореализацию и‚ как результат, саморегуляцию.

Валеологическое развитие осуществляется поэтапно, что, в своючередь, дает возможность воспитателю организовать поэтапно и свою деятельность, тем самым способствовать формированию и развитию у ребенка базовых валеологических способностей (специфические способности человека, позволяющие ему усилено осуществлять деятельность по развитию и формированию своего индивидуального здоровья). Способность к самопознанию, к самооценки, самореализации и саморегуляции.

Эта технология имеет в своей основе художественно – творческую доминанту. Технология представляет собой поэтапное индивидуальное движение ребенка от самопознания к саморегуляции, что является основным механизмом формирования индивидуального здоровья. Активизировать этот механизм у ребенка можно только, через
художественно - творческую деятельность, опираясь на креативность. И здесь важным является осознание цели деятельности самопознание, самооценка и саморегуляция,.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение интереса детей к физкультурным занятиям с помощью упражнений игрового стретчинга.

Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.    ...

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ(доклад на Педагогическом совете)...

«Совершенствование физических качеств детей на физкультурных занятиях» Выступление на педсовете

Теория и практические упражнения ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ  ДЕТЕЙ...

Сенсомоторное развитие детей на физкультурных занятиях в ДОУ.

Сенсомоторное  развитие  детей  на  физкультурных  занятиях в  ДОУ.Сенсомоторика - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение с...

«Система поощрения детей на физкультурных занятиях в детском саду»

При правильном выборе системы поощрений можно вызвать у ребенка наибольший интерес к занятиям физкультурой, и в целом способствовать формированию здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенк...

Опыт работы по теме: «Профилактика нарушений осанки у детей на физкультурных занятиях в младшем дошкольном возрасте».

Очевидно,  что  использование  оздоровительной  гимнастики,  направленной  на  формирование  правильной  осанки  и  коррекции  плоскостопия ...

Повышение двигательной активности детей на физкультурных занятиях с использованием нетрадиционных форм.

Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми....