планирование по ЛФК
план-конспект занятия по физкультуре по теме
в этом раздели ны найдете перспективное планирование для детей занимающихся в группе ЛФК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
таблицы | 138 КБ |
планирование | 433.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН В ГРУППЕ ЛФК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПЛОСКОСТОПИЕМ
месяц | неделя | мотивация | ходьба | бег | ЛФК | равновесие | лазание | прыжки | игры |
СЕНТЯБРЬ | 1-2 | Наши ножки идут по дорожке |
|
| сидя и лежа на спине | стоять на одной ноге |
| По узкой дорожке на двух ногах | Здравствуй догони |
3-4 | На дне рождения |
|
| На стуле или скамейке | На набивном мяче | Вход на скамейку и сход с нее по наклонной доске | Из круга в круг кот и мыши |
| |
ОКТЯБРЬ | 1-2 | Гибкий носок |
|
| На скамейке и около Массаж ступней | на балансире | через мостик шагом и бегом | через косички на одной ноге | По своим местам |
3-4 | Балерина |
|
|
| танец на канате
| по бревну на носках | через канат справа и слева на 2х ногах | Вернись на свое место (повороты приставным шагом) | |
НОЯБРЬ | 1-2 | По следам |
по коврику гофр |
|
| по скамейке огран. поверхности по середине присесть | на четвереньках по скамейке с мешком на спине | кто дальше прыгнет(в длину с места) | Ловишки с ленточками |
месяц | неделя | мотивация | ходьба | бег | ЛФК | равновесие | лазание | прыжки | игры |
3-4 | Обезьянки |
|
| Сидя на скамейке с палкой | Ходьба по буму |
| Кто выше прыгнет ч/з через предметы разной высоты | Ловкие обезьянки сбор палочек | |
ДЕКАБРЬ | 1-2 | Пожарные на учении |
| С подскоками галоп перепрыг ч/з предметы на скорость | У опоры |
| По шведской стенке с предметом на пролет | С разбега через палку | Пожарные на учении |
3-4 | Волшебная скалка |
|
| Со скакалкой Со снежками (мячи) | Ходьба по скамейке по средине пролезть в обруч | По канату | Через большую скалку часы пробили ровно… | Рыбак и рыбки дни недели | |
ЯНВАРЬ | 1-2 | Забавы зимушки зимы |
|
| С мячом | Стоя на скамейке парами перебрас мяча друг другу | По канату захват и подтягивание вверх | Через горку гимн матер и бум | Загони льдинку Прыжки на одной ноге. Загнать шайбу в круг |
3-4 | Мой веселый звонкий мяч |
| Между мячами с остановкой на сигнал | Стоять на набивном мяче перешагивание ч-з мячи на скамейке | На четвереньках подталкивая мяч головой | пингвины | Эстафеты с мячом |
месяц | неделя | мотивация | ходьба | бег | ЛФК | равновесие | лазание | прыжки | игры |
ФЕВРАЛЬ | 1-2 | Веселые туристы |
|
| С гимнастической палкой | Ходьба по ограниченной опоре с хлопками под коленкой | По наклонной лестнице со спрыгиванием | В высоту с места достань шишку | Цветы и садовник (цепи кованые) |
3-4 | Силачи и акробаты |
|
| В паре |
| Ползание по гимнастической скамейке на спине подт руками и отталк ногами | Из приседа на одной ноге между предметами | Тени в круг. Бой петухов | |
МАРТ | 1-2 | Машины помощники |
| С остановкой на сигнал С захлестом голени На скорость по кругу |
| Принеси мяч на теннисной ракетке, огибая кегли | По гимнастической стенке до предмета спуск по другому пролету | Спрыгивание со скамейки высота -30 см | Золушка и мачеха Флажок. Игра на внимание |
3-4 | Страус |
|
| Стоя с опорой и без опоры | Ласточка на балансе | Через качающийся мостик | В длину с места ч/з ручей | С подушкой на спине. |
месяц | неделя | мотивация | ходьба | бег | ЛФК | равновесие | лазание | прыжки | игры |
АПРЕЛЬ | 1-2 | Турпоход |
|
| Стоя у опоры и без опоры
| Встать и сесть без помощи рук с мешочком на голове |
| Из обруча в обруч | Переплавляясь через болото |
3-4 | На арене цирка |
|
|
| Удерживать на голове надувной мяч | По веревочной лестнице | ч/з предметы разной высоты | Продаем горшки угадай и догони | |
МАЙ | 1-2 | Образно-игровое занятие |
| Мышки Лошадки Змея Рассыпая горох | В гости к Буратино
| Обезьянка лазает по деревьям Между бумами деревянная лесенка | Пингвины с мячом | Эстафета Терем- теремок Релаксация лентяи | |
3-4 | Занятие с элементами аэробики |
| под музыку в разном темпе
| аэробика | Игра Сумей сбить мячом | Кто быстрее до предмета по гимнастической лестнице | ч/з скакалку под музыку | Море волнуется |
3 ЭТАП
Упражнение на снарядах и приспособлениях
- Ходьба по ребристой доске;
- Лазанье по гимнастической стенке;
- Вход на возвышение и спрыгивание с него;
- Ходьба по специальным дорожкам.
3 ЭТАП
Упражнение из положения лежа на животе и на спине
- Самовытяжение;
- Сопротивление;
- С предметами;
- В парах;
- С помощью инструктора ЛФК.
2 ЭТАП
Упражнение с предметами
- Ходьба и бег по массажным коврикам;
- Захваты предметов;
- Перекатывание мячей;
- Упражнение на равновесие.
2 ЭТАП
Упр. из положения лежа на животе, стуле, скамейке.
- Принятие правильной осанки;
- С потягиванием;
- С сопративлением;
- Ходьба на коленях и на четвереньках.
1 ЭТАП
Упр. без предметов
- Движение пальцами ног;
- Повороты;
- Круги;
- Перекаты;
- Пружинящие движ. с поворотами;
- Ходьба и бег по ровной наклонной плоскости.
1 ЭТАП
Упр. из положения стоя
- Принятие прав.осанки;
- Корригирующая ходьба;
- Удержание равновесия;
- Удержание предмета на голове;
- Самовытяжение.
При плоскостопии
При нарушении осанки
ФОРМЫ
- Утренняя гимнастика;
- Лечебная гимнастика;
- Оздоровительный бег;
- Прогулки;
- Массаж;
- Игровые занятия;
- Туризм;
- Ортопедические меры;
- Спорт.упражнения;
- Смехотерапия;
- Закаливание;
- Упражнение на воде.
ЗАДАЧИ
- Выработка правильной осанки;
- Постановка правильного дыхания;
- Улучшение координации движения;
- Увеличение подвижности суставов;
- Улучшение ф-ции ССС и ДС
- Увеличение силы выносливости мышц;
- Коррекция осанки;
- Приобретение спортивных навыков;
- Развитие волевых качеств;
- Эмоциональная разрядка;
- Закаливание.
Физические упражнения
- В равновесии;
- Корригирующие;
- На растягивание;
- На координацию;
- На расслабление;
- Рефлекторные;
- Дыхательные;
- Спортивно-прикладные:
- ходьба;
- бег;
- лазание, ползание;
- плавание;
- на велосипеде;
- лыжах;
- метание.
- ОРУ и ОУУ
- оздоровление и укрепление организма
- Метод дозированных восхождений терренкур
- метод аутогенной тренировки расслабление – релаксация.
- музыкально-ритмический метод;
- режим движений
- активный – в течении дня
- пассивный – строго дозированная нагрузка с отдыхом.
- Игры
- на месте
- малоподвижные;
- подвижные;
- спортивные.
- Специальные
- при нарушении опорно двигательного аппарата;
- послетравматический период.
- Гимнастические
- с элементами коррекции;
- художественная гимнастика;
- хореография.
- Метод коррекции
специальные
- Пассивный: массаж, корсеты, лечение, положение.
- Активный: специальные корригирующие упражнения.
Общие:
- Физические упражнения;
- Игры;
- Спорт
- закаливание
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
- Позвоночник
- Конечности
- Суставы
- мышцы
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- В равновесии
- На растягивание
- На координацию
- На расслабление
- Дыхательные
- Спортивно-прикладные
- Общеразвивающие и общеукрепляющие
- Специальные
- Игровые
- гимнастические
Телоупражнение
ОСАНКА
В положении:
- Стоя
- Сидя
- лежа
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН В ГРУППЕ ЛФК ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ
МЕСАЦ | НЕДЕЛЯ | МОТИВАЦИЯ ХОДЬБА БЕГ | ЛФК | РАВНОВЕСИЕ | ЛАЗАНЬЕ | ДЫХАТ. УПР. | ИГРЫ | ||
СТОЯ | СИДЯ | ЛЕЖА | |||||||
СЕНТЯБРЬ | 1-2 | «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ» Противоходом На носках На пятках Полуприседом По массажным коврикам С остановкой | УПОРЫ: Проверка осанки Приседания держась за опору на уровне груди. | «Осенние листья» | Стоя на одной ноге | Восхождение и спуск со ступеньки | «Остудить чай» | «Пустое место», «Тише едешь, дальше будешь». | |
3-4 | «Предметно – образное» «Аист» «Гимнаст» Смена движения | С палкой «Тяжелоатлет «Коромысло» «Самолет» «мельница» | С опорой на локти «Велосипед» «футбол» | На спине; «Мельница» «Неваляшка На животе «Любопытный Индеец в дозоре» | Сбор фруктов Носить корзину на голове | На четвереньках под дугу «Киска лезет под забор» | «Бабочки летают». | «Сделай фигуру». | |
1-2 | «Стройная спинка» На носках На пятках С перекатом Широким шагом | У ОПОРЫ: ПРОВЕРКА ОСАНКИ | На коленях «Толстый» «Тонкий» «Кошка» «Качелька | На спине «Кошка спит» бревно | Ходьба с закрытыми глазами | «Я отдыхаю». | «Тише едешь, дальше будешь». | ||
ОКТЯБРЬ | 3-4 | «Туристы». Змейкой ч\з препятствия спиной вперед Противоходом | «Дровосек» «Лошадка» | «Лягушка плавает» «Улитка ползет» | На животе «Воробей на спине» «Червяк» «Змея2 | Удерживание предмета на голове | Ползание по скамейке на животе | Толстый выдох Тонкий вдох Сидя на коленях | «Собери грибы» |
НОЯБРЬ | 1-2 | «Морское царство». Через предметы по брускам на носках крестным шагом по массажным коврикам «По морскому дну». | Проверить осанку подняться на скамейку «На палубу». | На коленях Поднять «чашу с водой» «На плоту» Подтягивания каната | «Рыбка Рыбка ныряет» На спине «Поплавок» «лягушка» | На балансировочной доске | Ходьба по скамейке, стоя согнувшись | Ныряние под воду Релаксация «Сон на берегу моря». | «Моряки и акулы». |
3-4 | «Образно-игровое Строевым шагом Приставным Передвижения на спине | В паре «Тележка» «На лодке» «Арка « | По- турецки Как лучше | На спине в парах: «Ворота» Сопротивления На животе «Любопытные» | Ходьба по скамейке с предметом на голове | «Кошка ловит мышей». Ползание на коленях и предплечьях | «Змея» Упр.на расслабление «Вальс цветов» | «Воевода». Сидя по турецки с мячом | |
1-2 | «Палочка – выручалочка». Проверка осанки у стены На носках На пятках По канату Прямо Боком | С гим.палкой На турнике «Косарь» «Самолет» «тяжелоатлет» | УПРАЖ Наклон вперед палку вниз, вернуться в И.П. | На спине Продеть ноги подтянуть к себе На животе Палка вперед За спиной | Ходьба по буму с помощью палки | Перелезание через бум | «Раздувайся шар». | «Ловись рыбка». эстафета | |
ДЕКАБРЬ | 3-4 | «Мой веселый звонкий мяч». Маленькие шаги Большие По следам | На координацию Удержать на пальце Катать по рукам | С мячом Бросок соседу мяч зажимается ступнями | На спине др на против друга Сесть мяч отдать другому одновременно лечь. | Стоять на набивном мяче | На четвереньках толкать мяч под дугу | Дуть на шарик Выдуть мяч из тарелки | Передача мяча в туннель |
ЯНВАРЬ | 1-2 | «Зимние забавы». Повороты на месте По наклонной По ребристой | Проверка осанки Катаемся на лыжах На коньках | «Ходячий стол» Присядка Сядьте вдвоем «Собачка замерзла» | На спине «Катать ком» «Березка» «Неваляшка | «Пронеси ком не урони» | Под дугой м\у рейками | Очищающее дыхание: Ша. Ща, ча, ха. | «Льдинки. Ветер и мороз» «Слепой медведь» |
3-4 | «В гости к умке». На носках На пятках По –медвежьи змейкой | У ОПОРЫ ПРОВЕРИТЬ ОСАНКУ ДЕРЖАСЬ ЗА РЕЙКУ НАКЛОН ВПЕРЕД ПРОГНУТЬСЯ В СПИНЕ | На четвереньках «Мишка на охоте» «Умка поднимает лапу» | На животе «Любопытный» «Летящая птица» «Рыбка в море» На спине Ноги за голову «Маятник». | «Кто сильнее?» Перетянуть на свою сторону. | Ползание под тумбами «Тачка» Упр в парах | «Греем руки» | «Пятнашки с именем» «Круговые пятнашки» | |
1-2 | «Льдинки, ветер и мороз» По «льдинкам» (бруски) По «Сугробу» (по буму) «Самолет» бег по предметам наклонившись По коврикам | Ходьба с «шапкой» на голове «мельница» «достань сосульку» «сделай замок за спиной» | «плывем на льдине» «греемся» «Достать до уха» | «рыбка ныряет» «острая сосулька» «сосулька раскололась (развести ноги) | Ходьба по доске с перешагиванием предметов | По шведской лесенке | На спине Вдох – прогнуть спину, выдох – И.П. | «ручейки и озера» «Я мороз красный нос» | |
ФЕВРАЛЬ | 3-4 | «Народные мотивы» Ходьба под р\н музыку Широкий шаг «По мостику» с палкой за плечами «За водой с коромыслом» | Сед ноги врозь катать мяч вперед с наклоном Стоя перекладывать из одной руки в другую под ногой | На коленях Перекатывать мяч др др руками головой | На животе Перекатывать мяч др другу «бревно с мячом» (перекаты) На спине Сесть перебросить мяч, лечь. | «Ласточка» Равновесие на балансире. | По канату | «задуваем свечу» ФУ «Я отдыхаю» | «Шлепанки» «Филин и пташки» |
МАРТ | 1-2 | «Конкурс красоты» Прямо Боком Спиной С движением рук | Ору со скакалкой | Ходьба по скамейке с мешочком на голове | Вис на гимн стенке лицом и спиной «кольцо» «угол» | Массаж ног | «придумай фигуру» | ||
3-4 | «Карнавал животных» «жираф» «мышь» «Гусь» «Рак» «Заяц» | Игры – эстафеты «Зоологические забеги» ЛФК «Ритмика» | Очищающее дыхание «Змея» «Волк» «Жук» «Лентяи» | ||||||
1-2 | «На морском берегу» По буму По мосту По камушкам По песку
| «Плыть» Брасом Кролем В парах «Испугавшиеся лошадки» | По – турецки: Гребля веслами В парах: «перетяни палку» | На животе: «пловец» «коробочка» «кольцо» | На набивном мяче | По пластунски под дугами | «Сон на берегу моря» | «Караси камушки и щука» | |
АПРЕЛЬ | 3-4 | «Веселая лесенка» Через палку В полуприседе «Ракета» | У гимнастической стенке | Ходьба по наклонной лестнице | Аутогенная тренировка на расслабление | «Пожарные на учениях» «Совушка» | |||
МАЙ | 1-2 | «Добрый обруч» На носках На пятках Из обруча в обруч Змейкой | Упражнения с обручем | Эстафета с пролезанием в обруч | «Ныряние с задержкой дыхания» | «Безумный заяц» | |||
3-4 | «Стадион» Через и по тумбам ч\з рейку в полуприседе по наклонной спрыгивание со скамейке | Упражнения на скамейке | «Кто сильнее» «Тяните в круг» | Приставным шагом по гимнастической стенке | Лежа на спине диафрагмальное дыхание | «Выгони мяч» (футбол) Мяч в баскетбольное кольцо |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН В ГРУППЕ ЛФК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПЛОСКОСТОПИЕМ
месяц | неделя | мотивация | ходьба | бег | ЛФК | равновесие | лазание | прыжки | игры |
СЕНТЯБРЬ | 1-2 | Наши ножки идут по дорожке |
|
| сидя и лежа на спине | стоять на одной ноге |
| По узкой дорожке на двух ногах | Здравствуй догони |
3-4 | На дне рождения |
|
| На стуле или скамейке | На набивном мяче | Вход на скамейку и сход с нее по наклонной доске | Из круга в круг кот и мыши |
| |
ОКТЯБРЬ | 1-2 | Гибкий носок |
|
| На скамейке и около Массаж ступней | на балансире | через мостик шагом и бегом | через косички на одной ноге | По своим местам |
3-4 | Балерина |
|
|
| танец на канате
| по бревну на носках | через канат справа и слева на 2х ногах | Вернись на свое место (повороты приставным шагом) | |
НОЯБРЬ | 1-2 | По следам |
по коврику гофр |
|
| по скамейке огран. поверхности по середине присесть | на четвереньках по скамейке с мешком на спине | кто дальше прыгнет(в длину с места) | Ловишк и с ленточками |
3-4 | Обезьянки |
|
| Сидя на скамейке с палкой | Ходьба по буму |
| Кто выше прыгнет ч/з через предметы разной высоты | Ловкие обезьянки сбор палочек | |
ДЕКАБРЬ | 1-2 | Пожарные на учении |
| С подскоками галоп перепрыг ч/з предметы на скорость | У опоры |
| По шведской стенке с предметом на пролет | С разбега через палку | Пожарные на учении |
3-4 | Волшебная скалка |
|
| Со скакалкой Со снежками (мячи) | Ходьба по скамейке по средине пролезть в обруч | По канату | Через большую скалку часы пробили ровно… | Рыбак и рыбки дни недели | |
ЯНВАРЬ | 1-2 | Забавы зимушки зимы |
|
| С мячом | Стоя на скамейке парами перебрас мяча друг другу | По канату захват и подтягивание вверх | Через горку гимн матер и бум | Загони льдинку Прыжки на одной ноге. Загнать шайбу в круг |
3-4 | Мой веселый звонкий мяч |
| Между мячами с остановкой на сигнал | Стоять на набивном мяче перешагивание ч-з мячи на скамейке | На четвереньках подталкивая мяч головой | пингвины | Эстафеты с мячом |
ФЕВРАЛЬ | 1-2 | Веселые туристы |
|
| С гимнастической палкой | Ходьба по ограниченной опоре с хлопками под коленкой | По наклонной лестнице со спрыгиванием | В высоту с места достань шишку | Цветы и садовник (цепи кованые) |
3-4 | Силачи и акробаты |
|
| В паре |
| Ползание по гимнастической скамейке на спине подт руками и отталк ногами | Из приседа на одной ноге между предметами | Тени в круг. Бой петухов | |
МАРТ | 1-2 | Машины помощники |
| С остановкой на сигнал С захлестом голени На скорость по кругу |
| Принеси мяч на теннисной ракетке, огибая кегли | По гимнастической стенке до предмета спуск по другому пролету | Спрыгивание со скамейки высота -30 см | Золушка и мачеха Флажок. Игра на внимание |
3-4 | Страус |
|
| Стоя с опорой и без опоры | Ласточка на балансе | Через качающийся мостик | В длину с места ч/з ручей | С подушкой на спине. |
АПРЕЛЬ | 1-2 | Турпоход |
|
| Стоя у опоры и без опоры
| Встать и сесть без помощи рук с мешочком на голове |
| Из обруча в обруч | Переплавляясь через болото |
3-4 | На арене цирка |
|
|
| Удерживать на голове надувной мяч | По веревочной лестнице | ч/з предметы разной высоты | Продаем горшки угадай и догони | |
МАЙ | 1-2 | Образно-игровое занятие |
| Мышки Лошадки Змея Рассыпая горох | В гости к Буратино
| Обезьянка лазает по деревьям Между бумами деревянная лесенка | Пингвины с мячом | Эстафета Терем- теремок Релаксация лентяи | |
3-4 | Занятие с элементами аэробики |
| под музыку в разном темпе
| аэробика | Игра Сумей сбить мячом | Кто быстрее до предмета по гимнастической лестнице | ч/з скакалку под музыку | Море волнуется |
«Организация и проведение коррекционной работы с детьми при нарушении опорно-двигательного аппарата»
Исследования последних лет в области физического воспитания свидетельствуют о серьезных нарушениях в здоровье людей, в частности, об отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата. По данным Института гигиены детей и подростков в школу поступает около 40% детей, имеющих от 2 до 5 отклонений в состоянии ОДА, характеризующихся асимметрией плеч, сутулостью, увеличением глубины изгибов позвоночника, боковых искривлений, слабостью мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Основными причинами ортопедических отклонений являются:
- генетическая патология соединительной ткани,
- наследственная предрасположенность,
- патология беременности и родов,
- обменные нарушения,
- слабая организация общеукрепляющих, оздоровительных и закаливающих мероприятий,
- недостаточная двигательная активность,
- ПОЗДНЯЯ ДИАГНОСТИКА ОРОТПЕДИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ,
- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ О значении правильной осанки, способах ее формирования и путях профилактики заболеваний костно- мышечной системы.
Общие задачи ЛФК для дошкольников.
( по Магруновой О.Н)
- оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
- осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического состояния.
- формировать и закреплять навыки правильной осанки.
- повышать неспецифическую сопротивляемость организма.
В ЛФК соблюдаются следующие принципы.
( по Бармин Г.В и Волков М.В)
- индивидуализации в методике и дозировке ФУ в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка.
- системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения.
- длительности применения ФУ, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений. Вот почему целесообразно проводить занятия через день.
- постепенного нарастания физической нагрузки в процессе курса лечения.
- умеренности воздействия ФУ, продолжительность занятий 25-30мин в сочетании с дробной физической нагрузкой
- соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки.
- всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствование механизмов регуляции и адаптации к физ. Нагрузкам.
- учета возрастных особенностей-при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять 1 год.
Как правило, заболевание опорно-двигательного аппарата наблюдается в основном у часто болеющих и ослабленных детей с низким уровнем физического развития, с сопутствующими заболеваниями нервной системы и, как следствие, слабостью мышечно-связочного аппарата.
Нарушением ОДА также является плоскостопие-это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного сводов стоп и наклоном пятки внутрь. По утверждению ортопедов, свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам.
Стопа-фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений.
В настоящее время существует несколько взаимодополняющих друг друга методик определения наличия плоскостопия, по плантограмме.
Процесс снятия плантограмм:
- поролоновая дорожка, смоченная гуашью.
- ростовой стул.
- таз с водой, для мытья ног.
- бумага для плантограмм формата А-4.
полотенце для вытирания ног.
Методика В.А. Яралова – Яралянца с соавторами, мне показалась наиболее удобной, по ней я обрабатываю полученные данные.
Обработка данных:
Необходимо обозначить на отпечатке стопы три точки:
- середину основания большого пальца;
- центр пятки;
- середину межпальцевого промежутка второго и третьего пальцев.
Затем необходимо соединить первую точку со второй, а вторую – с третьей.
Если обе линии в средней части «не утопают» в отпечатке стопы, то перед нами норма; если правая линия остается за отпечатком, а вторая «утопает» в нем – стопа уплощенная; если обе линии «утонули» в полученном отпечатке – отмечается плоскостопие.
Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у дошкольников осуществляется совместно с врачом и с использованием объективных методов исследования (плантография). С детьми, у которых выявлено функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.
ЛФК-это применение средств ФК с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занятия ЛФК содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям. Главное средство ЛФК-специально подобранные, методически оформленные физические упражнения.
Поэтому дети с нарушениями в развитии ОДА, посещают занятия в специальных лечебных группах и выполнять лечебную физкультуру (ЛФК), которой я руковожу.
Лечение плоскостопия является не только физические упражнения, но и ношение правильной обуви, массаж и лечебную гимнастику на фоне общего укрепления организма ребенка. Эффективность коррекционной работы невозможна без знаний, которые должны получать дети на занятиях по теме «Изучаем свое тело». Также я использую специальные беседы, викторины, игры, наглядные пособия способствуют лучшему пониманию и усвоению физических упражнений для устранения дефектов.
Чтобы определить есть ли у ребенка нарушение осанки мне необходимо его осмотреть, раздев до трусов. Осмотр производится в привычной для ребенка позе с одинаковой нагрузкой на обе ноги последовательно: спереди сбоку, со спины и в положении наклона вперед. Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной доли шейно-плечевых линий, глубиной треугольников талии, прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области. В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонения этих показателей от нормы свидетельствуют о нарушениях осанки или сколиозе.
Осмотр детей я провожу вместе с врачом детского сада, мое образование позволяет мне определить степень и виды нарушений ОДА.
За каждым ребенком группы ЛФК ведется наблюдение. В специально разработанную таблицу (тестовую карту по Сердюковской Г.Н) заносятся дефекты ОДА и некоторые умения и навыки, которые ребенок должен выполнять и улучшать качество выполнения в течение учебного периода. Изменения диагноза или улучшение физических навыков дает возможность выяснить эффективность работы и определить дальнейшие задачи.
Исправление нарушений ОДА-процесс длительный, поэтому занятия у нас проводятся систематически, 2-х раз в неделю, и обязательно подкрепляются выполнением физических упражнений в домашних условиях. Я ввожу эти упражнения в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, ритмическую гимнастику, физкультурные минутки.
Основным средством коррекции различных нарушений осанки и плоскостопия являются физические упражнения специального назначения (корригирующие, дыхательные) и общеразвивающего характера. Они способствуют созданию нормальной выраженности изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости, устранению искривления во фронтальной плоскости, формированию и закреплению навыка правильной осанки и нормализации функций сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, оказывает общеоздоровительное и общеукрепляющее воздействие.
И конечно же не обойтись без создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды, так как это, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, специальные тренажеры).
Администрацией ДОУ организуются общеродительские собрания, был приглашен ортопед Плеханов. Е.А., он консультировал родителей по интересующим их вопросам, касающихся сложившейся ситуации.
Все эти мероприятия помогли организованно вести работу. Большую роль в этом процессе, сыграла помощь родителей, они своевременно и адекватно отреагировали на сложившуюся проблему. Многие пересмотрели быт и жизненные позиции своего ребенка. Обратили внимание на обувь, в которой ходит дошкольник, на мебель в его комнате. И по возможности многие выбрали правильное направление.
Такая плодотворная работа, привела к хорошим результатам. В ежегодных диагностиках прослеживается динамика, как по осанке, так и по своду стопы.
Далее я хочу представить свою работу в виде блоков и схем, где хорошо прослеживается системность планирования, формы, этапы работы, направления деятельности.
КОМПЛЕКСЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ СТОПЫ
И ГОЛЕНИ И ФОРМИРОВАНИЕ СВОДОВ СТОП
Комплекс «Веселый зоосад»
- «Танцующий верблюд».
И.П. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
- «Забавный медвежонок».
И.П. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе..
Ходьба на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же кружась на месте вправо и влево.
- «Смеющийся сурок».
И.П. – стоя, ноги вместе, руги перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
1-2 – полуприсед на ногах, улыбнуться; 3-4 – и.п.
- «Тигренок потягивается».
И.П. – сидя на пятках, руки в упоре, впереди.
Ходьба на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же кружась на месте вправо и влево.
1-2 – выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 – и.п.
- «Обезьянки непоседы».
И.П. – сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест на крест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки - произвольно.
1-2 – встать; 3-4 – стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6 – сесть; 7-8 – вернуться в И.П. , сохраняя при этом правильную осанку.
- «Резвые зайчатки».
И.П. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
1-16 – подскоки на носках (пятки вместе).
Комплекс с мячом.
- И.П. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
- И.П. – то же. Кать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.
- И.П. – то же. Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.
- И.П. – лежа на спине, руки вдоль тела, мяч между лодыжками. 1-2 – ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 – и.п.
- И.П. – то же. 1-2 – ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-6 – движениями стоп поворачивать мяч вправо-влево; 7-8 – и.п.
- И.П. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги внутренней стороны. Движениями носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот .
ПРИМЕЧАНИЕ. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.
Комплекс «Загадки»
Перед выполнением каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой. Затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно-два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.
- «Месяц».
За домом у дорожки висит пол-лепешки.
И.П. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Солнце».
В дверь, в окно стучать не будет,
а взойдет и всех разбудит.
И.П. – то же.
Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Туча».
По небу ходила, солнышко закрывала.
Только солнце спряталось – и она расплакалась.
И.П. – то же.
Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Молния».
Летит огненная стрела, никто ее не поймает,
ни царь, ни царица, не красная девица.
И.П. – то же.
Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
5. «Дождь».
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет.
И.П. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади.
Постукивать о пол носком одной ноги, другой, затем носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу. То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.
6. «Радуга».
Крашеное коромысло через реку повисло.
И.П. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
Примерный комплекс по ЛФК при плоскостопии.
« Со снежками»
(с малым мячом)
- Ходьба с мячом, зажатым в ступнях ног.
- Прыжки, зажав мяч между ступнями ног.
- И.П. – сидя на полу, мяч в ступнях ног. Бросать и ловить мяч ступнями невысоко. Руками стараться не касаться.
- И.П. – сидя на скамейке. «Катайте мяч» - поочередно каждой ногой.
- И.П. – сидя на полу, напротив друг друга. Бросать мяч друг другу, зажав его стопами.
- Ходьба в полном приседе, зажав мяч в коленях ног.
- И.П. – сидя, ноги врозь. Перекатывать мяч стопой к другой ноге. Руками не помогать
С большим мячом.
- «Мюнхаузен на луне». Ходить, зажав мяч в коленях ног.
- «Играйте мячом ногами». И.П. – сидя на полу, напротив друг друга. Бросать мяч другу, зажав его стопами.
- «Пингвин с мячом». Прыжки с набивным мячом, зажатым его стопами.
- «Футбол в ворота». Ведение мяча ногой в прямом направлении и затем попадание в ворота.
- Ведение мяча ногой между предметами.
- «Футбол в парах». Передача мяча ногой друг другу, остановка только стопой ноги.
- Стоя на набивном мяче, руки на поясе или за спину:
- Медленный перекат стоп на наружные края стоп
- Стоя на одной ноге, медленно поднят другую и удерживать равновесие.
«Юные художники».
Воспитатель загадывает загадки, а дети сидя на скамейке, перед которым лежит лист бумаги и карандаш, рисуют отгадки, зажав карандаш в пальцах ног.
1. Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать,
Ведь в красивую посуду
Щи приятней наливать. (тарелка)
2. Белый, белый пароход
Над деревьями плывет.
Если станет синим-синим,
Разразится ливнем. (облако)
3. Ну-ка, кто у вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)
4. Вот и улица, и дом,
И труба на доме том.
Вот и мама у порога,
А ведет к нему…..(дорога)
Упражнения для расслабления рук, ног и корпуса
по контрасту с напряжением.
«Олени». Воспитатель (показывает и объясняет): Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными напряженными пальцами, затем поверяет степень напряженности мышц каждого ребенка). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте стихи и повторяйте упражнения:
А сегодня мы – олени,
Ветер рвется нам навстречу.
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
И теперь – немного лени…
Руки не напряжены и расслаблены.
Знают девочки и мальчики:
Отдыхают все их пальчики.
«Загораем». Воспитатель (показывает и объясняет): Представим себе, что ваши руки загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим…Ноги и руки устали. Опускаем.Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте как я:
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем,
Выше руки поднимаем.
Держим, держим, напрягаем….
Загорели! Опускаем!(ноги резко опустить на пол, руки - на колени)
Ноги не напряжены,
Руки не напряжены и рассла-а-блены.
«Кораблик». Воспитатель (показывает и объясняет): Представим себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело клонится вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижмите левую ногу к полу, тело наклонится влево, правая нога расслабится. Слушайте и делайте как я:
Стало палубу качать-
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
Сядьте и слушайте:
Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслабилось все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Упражнения для расслабления мышц живота.
«Шарик». Воспитатель (показывает и объясняет): Представим себе, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно – будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте как я:
Вот как шарик надуваем
И рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко,
Вольно, глубоко.
Упражнения для расслабления мышц шеи.
«Любопытная Варвара». Воспитатель (показывает и объясняет): Поверните голову до упора влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены.Это неприятно. Посмотрите прямо, мышцы расслаблены. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте как я:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рассла-а-блена
Упражнения для расслабления мышц
речевого аппарата – губ, челюстей и языка.
Проводятся аналогично предыдущим. Образы и техника релаксации подсказываются рифмованным текстом.
«Лягушка»
Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну – и перестану,
Но нисколько не устану!
Губы не напряжены
И расслаблены.
«Орешек»
Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются,
Все приятно расслабляется.
«Горка»
Кончик языка внизу,
Язык горкой подниму.
Спинка языка тотчас
Станет горочкой у нас.
Я растаять ей велю-
Напряженье не люблю.
Язык на место возвращается
И приятно расслабляется.
Общее мышечное и эмоциональное расслабление.
(игра «Волшебный сон»).
«Волшебный сон).Проводится после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем как самостоятельная игра, цель которой – релаксация для мобилизации. По усмотрению воспитателя текст используется целиком или частично.
Воспитатель:
Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,
Но не вес пока умеют расслабляться отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело – и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке…На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.
Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло и телу.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.
И послушный наш язык быть расслабленным привык.
Громче, быстрее, энергичнее
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак,
И к груди прижать вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире - раз, два, три, четыре!
Дети встают и хором с воспитателем произносят:
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!
Примерный комплекс релаксации.
«Сон на берегу моря».
Дети ложатся на пол и слушают шум моря.
Инструктор спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных дельфинов.
Затеем пауза. На счет 1-2-3 дети просыпаются и встают.
«Спинка отдыхает».(шуточная тренировка,
упражнение на расслабление)
Хватит спинку качать,
Надо лечь и отдыхать.
Я на коврике лежу,
Прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая.
А могла быть и кривая.
«Лентяи»
Воспитатель говорить о том, что сегодня мы постараемся подражать многим животными сказочным персонажам, но вот лентяй и лежебока – барсук – (показывает картинку) так и не появился. Давайте послушаем про него стихотворение В.Викторова и поподражаем ему тоже (дети ложатся):
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь народ лесной
Лишь барсук –
Лентяй изрядный
Сладко спит
В норе прохладной,
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Дети изображают ленивого барсука.
«Я отдыхаю».
Я спокоен,
Мои мышцы расслаблены,
Я отдыхаю.
Дышу ровно и спокойно.
Мои руки расслаблены,
Я чувствую приятное тепло в руках.
Мои ноги расслаблены и теплые.
Мое тело расслаблено, я отдыхаю.
Моему телу тепло, легко и приятно
Я отдыхаю, я спокоен.
Я чувствую себя свежим.
Дышу глубоко и спокойно (вдох, выдох)
Я открываю глаза (открыть глаза),
Мое тело наливается силой,
Я бор, полон сил.
После этого надо встать, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, задержать немного и выдохнуть.
Примерный комплекс психогимнастики
для детей дошкольного возраста.
«Туристы»
Предложить детям представить себя в лесу.
Небольшим рассказом оживить воображение детей: «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые.
Дети пошли в лес по лесной тропинке, которая должна вывести их на солнечную поляну.
«Северный полюс».
Детям предлагается представить, что их в гости пригласил Умка-медвежонок, который живет на Северном полюсе.
Инструктор: И вот мы стоим на самом холодном полюсе нашей Земли. Но мы не боимся холода и чувствуем себя сильными, смелыми и закаленными. Ярко светит солнышко, грея нас своими лучами. Зеркальным блеском сверкают снежинки. Морозный, свежий воздух наполняет нас своей чистотой. Подышите этим воздухом. Протяните руки к теплому солнышку, чтобы тепло и свет разлились по всему телу, рукам, ногам и проникли добротой к самому сердцу.
Давайте послушаем, как радуется сердце при встрече с героем Северной сказки – Умкой. Он спешит к Вам, чтобы поиграть с вами.
«Поливаем цветочки»
Детям предлагается представить себя мамиными помощниками, которые с удовольствием принимают участие в поливе цветов.
Все сидят на пятках, медленно наклоняют голову к полу и «выливают» из головы то, что там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.
Предлагается детям представить, как радуются цветы чистой воде, как они оживают и говорят «Спасибо».
«Ручеек»
Детям предлагается представить себя весенним ручейком, который течет по лесным проталинкам, извиваясь и все больше наполняясь водой.
Инструктор: (и.п. – сидя по-турецки, руки на колени). Водичка чистая, прохладная, бежит, журчит, греется под лучами солнца.
Давайте потянемся к солнышку, согреемся его теплом (поднять руки, потянуться, сделать вдох-выдох). Радуются деревья и цветы, оживает лесная природа. Появляются подснежники. Они благодарят ручеек за чистую теплую водичку. Вдохните свежий воздух, улыбнитесь цветам и деревьям (вдох-выдох, улыбнуться, открыть глазки).
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ГРУППЫ
КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ
ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ
Задачи: Совершенствование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета, развитие внимания, формирование представлений о форме, цвете и др. свойствах предметов.
Мотивация: тренер предлагает детям последить за своей осанкой в зеркале при выполнении коррекционных упражнений. Тренер предлагает детям выбрать карточки с правильной осанкой человека. Затем повторяет с детьми, как правильно ходить, сидеть, лежать. Проверяют осанку у стены, касание 5 точек нашего тела: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки.
Ведущий:
- Ребята, кто скажет, для чего нам нужно зеркало? Конечно же для того, чтобы видеть себя со стороны. Сегодня мы с вами понаблюдаем за собой при выполнении упражнений. А сейчас я покажу, как можно поверить свою осанку с помощью зеркала. (Ребенок становится боком к зеркалу, тренер маркером отмечает точки отражения: ухо, плечо, бедро, колено, пятки). Затем линии соединяются, и определяется тип осанки.
Загадка «Мой позвоночник»
Из позвонков составлен он, поэтому и гнется,
Я влево, вправо наклоняюсь,
И как он гибок, удивляюсь.
- Вводная часть
- Ходьба
- Обычная
- На носках
- На пятках
- «елочкой»
- На боковой стороне стопы
- Ходьба по ограниченной площади опоры с предметом на голове:
- По доске, положенной на пол, с остановкой на «островке»
- По массирующему коврику
- По «Горке»
- По скамейке
- Бег
- Обычный
- Между предметами
- Основная часть
Упражнения с мешочками:
- И.П. – о.с. мешок на голове. Подниматься и опускаться на носки, пятки.
- И.П. – стоя, ноги врозь. 1 – поднять руки в стороны, 2 – перевести вперед, 3 – в стороны, 4 – и.п.
- И.П. – о.с., руки на пояс, мешок на голове. Полуприседания.
- И.П. – о.с., пуки на плечах. 1 – правую ногу вперед, на носок, 2 – поднять согнутую в колене, 3 – как 1, 4 – и.п.
- И.П. – широкая стойка н. вр. 1-8 – наклон вперед, мешок положить на поясницу, удержать.
- И.П. – о.с., мешок на голове, приседания.
- И.П. – лежа на спине, мешок ввреху.1-2 -сед, мешок положить в стопы; 3-4 – лечь, 5-6 – поднять прямые ноги за голову, мешок передать в руки, 7-8 – ноги опустить.
- И.П. – то же, руки в стороны, мешок в правой руке, 1-2 – переложить мешок в левую руку, 3-4 – и.п., 5-6 – переложить мешок в правую руку, 7-8 – и.п.
- И.П. – лежа на животе, руки с мешком впереди. 1-2 – прогнуться, руки и ноги поднять вверх, 3-4 – и.п.
- И.П. – то же. 1-2 – правой рукой положить мешок у правого колена на заднюю поверхность бедра, 3-4 – левой рукой взять мешок, и.п.
Упражнения на корригирующем коврике:
- Прыжки по фигурам
- Прыжки по «следам»
- Заключительная часть.
Игра «Пень, елка, сноп»
Цель: Развитие внимания, реакции, совершенствование навыка правильной осанки.
Ход игры: На сигнал «пень», «елка», «сноп», дети принимают позы. Позы могут меняться с усложнением.
Речитативно-игровая композиция
«Сказка о зайчике»
Цель: развитее мелкой моторики пальцев рук.
Девочки и мальчики
Разомнем-ка пальчики,
Чтоб скорее их размять,
Надо сказку рассказать.
Пусть расскажут пальчики
Сказочку про зайчика.
- У зайки ушки на макушке,
Он сидит в своей избушке,
Смотрит он в окно:
Не идет ли кто ?
Под окном собачка лает
И ушами шевелит,
Глазками она моргает, домик зайкам сторожит.
В гости к зайкиной избушке
Скачут быстрые зверушки –
Две лягушки –говорушки,
Две зеленые подружки.
Скачет козлик бородатый,
Рядом с ним олень рогатый,
М несут в подарок зайке
Барабан и балалайку.
Получай, подарок, зайка.
В этой маленькой избушке
Поместились все зверюшки:
Сам хозяин – зайка,
Быстрый попрыгай-ка,
Две подружки – говорушки,
Две зеленые лягушки,
Серый козлик бородатый,
И большой олень рогатый.
Тесно в зайкиной избушке,
Надо выйти погулять.
Разбежались все зверюшки,
Ну попробуй их догнать!
Долго-долго мы бежали,
Но зверюшек не догнали.
Стали наши пальчики,
Ловкие как зайчики,
Ловкие, послушные,
Всем нам очень нужные.
ПЛАН- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО ЛФК.
БТИ (большая тематическая игра).
Задача: совершенствовать упражнения на гимнастической скамейке для мышц спины, живота, ног и стопы. Укреплять и развивать силу мышц этих частей тела, координацию движений, равновесие, прыгучесть.
Оборудование: скамейки высотой 20-25 см, резинка, стойки для прыжков в высоту.
Игровая мотивация
Тренер рассказывает детям придуманную им сказку: «В нашем зале творятся чудеса, разговаривают предметы, игрушки и спорят снаряды. Я уже рассказывала вам как слышала разговор мячей, а недавно услышала разговор скамеек. Обижаются они на нас, что мы с ними занимаемся, а только сидим на них, на их крепких спинах. И тогда я придумала для вас упражнения на скамейке, которые помогают нам укрепить наши мышцы. И сегодня предлагаю вам поиграть и познакомиться с нашей скамейкой Посиделковной. А для начала мы должны показать, как она выглядит».
Дети становятся на четвереньки, спину держат прямо, голову не наклоняют, и заходят в зал на четвереньках.
Построение, поверка осанки.
№ части | Основные движения | Дозир. | Метод. Указания |
1 |
| 3 мин. | Следить за осанкой Тянуть носок Резинка натянута между двумя скамейками Высота меняется, руками пола не касаться. |
2. Бег:
| 3 мин | Чередовать с ходьбой | |
| 3 мин | Одна стопа за резинкой, другая между резинок И.П. – стоя, ноги врозь, резинка между ног | |
| 3мин. | Одна стопа за резинкой, другая между резинок И.П. – стоя, ноги врозь, резинка между ног. | |
2 | Ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения на скамейке и около нее:
| 1мин 8-10раз 8-10 раз 10-12 раз | Следить за дыханием Следить за осанкой Вперед не наклоняться Наклоняться точно в сторону, стопы поставить прямо |
| 8-10 раз | Пятка висит , носок тянуть | |
| 8 раз | Следить за осанкой | |
| 5-6 раз | Прогнуться | |
| 5-6 раз | Удержать три счета, голову назад не запрокидывать | |
| 5-6 раз | ||
| 4-5 раз | Колени прямые, не прогибаться | |
| 8-10 раз | Сесть, руками потянуться к скамейке. | |
1-3 – пружинящие наклоны вперед, 4- отдых | 3-4 раза | Вдох Выдох | |
| 2-3 раза | Колени не сгибать | |
| 3-4 раза | Следить за осанкой | |
3 | Игра «Угадай и догони». Ходьба по массирующим дорожкам с дыхательными упр-ми |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛФК
«ПОРА В ШКОЛУ»
Задачи : закрепить с детьми знания по осанке. Научить правильно носить портфель, сидеть, спать. Укреплять и развивать силу ног, спины, живота, рук. Развивать координацию движения, ловкость, прыгучесть.
Игровая мотивация: тренер обсуждает с детьми правила правильной осанки, как носить ранец, портфель, сидеть за столом, спать на кровати. Предлагает детям пройти один школьный день с самого утра и до вечера.
№ части | Основные виды движений | Дозировка | Метод. Указания |
1 |
| ||
Правило для позвоночника | 8 мин. | Упражнения выполняются медленно, с мышечным напряжением | |
Ходьба
Бег:
| 2 мин 1 мин | С ранцем за спиной. Следить за осанкой Мягко приземлиться | |
Ходьба:
| Следить за осанкой при подъеме и спуске. | ||
2 |
«Чтение» «Азбука-зарядка»
Игра « Загони льдинку» | 10 мин 1 мин | Выполнить слово «мама», «каша» , «лето», «здоровье» Прыжками на одной ноге впереди толкать «льдинку» |
На ковриках с геометрическими фигурами | 10 мин | Выполнить фигуры с мышечным напряжением | |
| 1 мин 5 мин | ||
| 10 мин | Повторить тело человека. Сбор предметов разными способами. Собрать скелет человека. | |
3 | Вис на гимнастической стенке | Расслабиться, повисеть, 10 сек |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛФК
С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ «МОРСКИЕ КАМУШКИ»
№ | Исходное положение | Упражнения | Кол-во раз | Методические указания |
1 ввоодная | Проверка осанки у стены: затылок, лопатки, ягодицы, икр. Мышцы, пятки касаются стены | Ходьба :
| 10 минут | Следить за осанкой Колено и носок оттягивать. Смотреть через правое плечо, сохранять осанку. |
2 Основная | Проверить осанку у стены | 1-2 сделать шаг вперед 3-4 подняться на скамейку 5-6 спуск со скамейки-«палубы» 7-8 поворот кругом | 15мин. 4-5 раз | Сохранять осанку |
То же | 1-4 подняться на носки 5-8 опуститься | 5-6 раз | Медленно | |
То же | 1-присесть 2- развести колени 3- соединить 4- исходное положение | 5-6 раз | Дыхание полувольное, Сохранять осанку | |
Стоя, ноги врозь, руки вверх – в стороны |
3-4 – с другой ноги то же, нога вперед | 7-8 раз | Стоять на прямой ноге, слегка прогнуться | |
Сидя на коленях | «поднимать чашу с водой в руках» «на плоту» гребля одновременно двумя руками | 4-5 раз 7-8 раз | Максимально тянуться вверх Энергичные движения руками | |
Сидя, ноги врозь | «подтягивание на канате» | 4-5 раз | Чередовать с расслаблением | |
Лежа на животе | «рыбка» 1-2 прогнуться 3-4 – исходное положение | 6 раз | Вдох на прогиб, выдох на расслабление | |
То же | «рыбка « ныряет – покачивание на животе в прогнутом положении | 2-3 раза | Ноги прямые, руки вытянуты вперед | |
Лежа на спине | «Шагаем» по воздушной лестнице»
| 5-6 раз | Не отрывать таз от пола | |
То же | «поплавок» 1-2 согнуть ногу в коленях, подтянуть к груди, обхватить руками 3-4 и.п. | 5-6 раз | 1-2 – вдох 3-4 – выдох | |
То же ноги врозь, руки вдоль туловища | «Обезьянки на палубе» 1-2 поднять ноги за голову 3-4 опустить | 5-6 раз | Ноги поднимать прямые, постараться коснуться за головой | |
Лежа на скамейке на животе | Ползание по скамейке, подтягиваясь руками | 4 раза | Ноги вместе, выдох на подтягивание | |
3 заключительная | Дыхательные упражнения. Игра | «Моряки и акула» «Ныряние в туннель» - пролезание в обруч | 3-4 раза 4 раза | Следить за осанкой, вдох перед пролезанием, выдох - выпрямляясь |
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛФК
НА ПЛОСКОСТОПИЕ, ВКЛЮЧАЯ ЭЛЕМЕНТЫ
ЛФК С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ
МОТВАЦИЯ «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНИКЙ МЯЧ»
Задача: закрепление навыка правильной осанки, развитие координации движений, силы мышц спины, ног, стопы. Воспитывать гигиенические навыки.
Оборудование: набивные мячи, малые мячи, скамейки, мешочки с песком, коврики «выравнивания осанки». Массажные коврики, коврики «гофр», ребристая доска, «островок равновесия», бумага и карандаш, рукавички для влажного обтирания стопы.
№ | Исходное положение | Упражнения | Кол-во раз | Методические указания |
1 вводная | Проверка осанки у стены, самоконтроль 1 построение в шеренгу с набивным мячом |
| 15 сек у стены 15-30 сек 15 сек 15 сек 15 сек 15 сек | Затылок, лопатки. Икр мышцы касаются стены. Чередовать руки. Руки с мячом вверх Руки с мячом вперед, локти в стороны. Всю корригирующую ходьбу чередовать с обычной ходьбой Мяч зажат в коленях ног |
2 основная | 1. стоя на четвереньках, мяч впереди на полу. | Толкать мяч головой, стоя на четвереньках | 2 раза от стены до стены | Спина круглая |
2 стоя на четвереньках с мешочком на спине | Ползание на четвереньках с мешочком на спине | 2 раза | Спину прогнуть | |
3. Сидя в упоре сзади, мяч в стопах ног, напротив друг друга | «Играйте в мяч ногами» - бросать мяч друг другу, зажав его стопами ног. | 8-10 раз | Следить за спиной | |
4. Лежа на животе друг напротив друга, мяч перед грудью | Толкать мяч друг другу руками | 8-10 раз | Слегка прогибаться, в спине, локти пола не касаются | |
5. Стоя на набивном мяче, руки на поясе | Медленный перекат стоп на наружный свод стоп Стоя на одной ноге на мяче, медленно поднять другую и держать равновесие | 15-20 сек | Следить за осанкой Следить за осанкой стоять на прямой ноге | |
6. Сидя на скамейке | 1. Веселые ножки идут по дорожке: - не отрывая пяток о пола, потопать носками, поочередно и вместе - то же пятками, не отрывая носков ног | 15-20 сек | Максимально поднимать носки и пятки от пола | |
2. «Двигайте ступней» - перебирать пальцами, продвигая стопу вперед до тех пор, пока носки касаются пола | 15-20 сек | Сидеть на краю скамейки | ||
3.«Пальцы здороваются» - поставить стопу на внешний свод, сжимать и разжимать пальцы. Загадки о мяче. 4.«Катайте мяч» - катать мяч сводом стопы | 10-15 сек | Сидеть полностью на скамейке, колени развести в стороны Поочередно | ||
6. Сидя на скамейке, на полу лист бумаги, карандаши зажаты пальцами ног | Зажать карандаш пальцами ног и рисовать «Юные художники» « Мяч» «апельсин» «Солнышко» Загадка по дорогу: «Вот улица, и дом, И труба на доме том, Вот и мама у порога, А ведет к нему….» (рисуют дорогу) | 1—мин | Следить за осанкой | |
7. стоя в две колонки | Игры-эстафеты: «Конек-горбунок» «Ядро барона Мюнхгаузена» «Пингвины с мячом» | 1 раз 1 раз 1 раз | Мяч придерживать на спине Ходьба с мячом, зажатым в коленях ног, стараться не уронить, иначе будет «взрыв». Мяч зажат в коленях ног, прыжки с продвижением вперед | |
8. Основная стойка | Ходьба по массирующим коврикам и корригирующим дорожкам - коврик «гофр» - массажирующая дорожка - ящик с морскими камушками - «Островок» равновесия - по ребристой доске, поставленной на ребро. | 5-6 раз | Следить за осанкой, чередовать с обычной ходьбой Ходьба на внешнем своде стопы | |
3 заключительная | 9. Взять коврики, выравнивание осанки около коврика | Стоя перед ковриком упражнение на растягивание -выполнить «Замок» - одна рука снизу, другая сверху - «Достань до уха» - правую руку завести спереди, вокруг шеи назад и дотянуться до правого уха. | Соединить пальцы рук за спиной, между лопатками | |
Широкая стойка – ноги врозь, руки перед грудью, согнуты в локтях. 10. Лежа на коврике | - «Дотянись до пола» Поверка осанки. Шутливый стишок: «я на коврике лежу, Прямо в потолок гляжу, Лежат ровно пяточки, Плечики, лопаточки, Спинка ровная, прямая, А могла бы быть кривая» | 1 мин | Колени не сгибать, локтями постараться достать до пола Выполнить коррекцию своего тела, принять правильную осанку, лежа на коврике | |
11. Упражнение-релаксация «Я отдыхаю» | 1 мин | Дыхание произвольное, сидя на коврике | ||
12. гигиеническая процедура и массаж стоп | Дети мочат варежку водой и проводят притирание и массаж голеней и стоп |
ЗАДАЧИ
- Выработка правильной осанки;
- Постановка правильного дыхания;
- Улучшение координации движения;
- Увеличение подвижности суставов;
- Улучшение ф-ции ССС и ДС
- Увеличение силы выносливости мышц;
- Коррекция осанки;
- Приобретение спортивных навыков;
- Развитие волевых качеств;
- Эмоциональная разрядка;
- Закаливание.
ФОРМЫ
- Утренняя гимнастика;
- Лечебная гимнастика;
- Оздоровительный бег;
- Прогулки;
- Массаж;
- Игровые занятия;
- Туризм;
- Ортопедические меры;
- Спорт.упражнения;
- Смехотерапия;
- Закаливание;
- Упражнение на воде.
- Метод коррекции
специальные
- Пассивный: массаж, корсеты, лечение, положение.
- Активный: специальные корригирующие упражнения.
Общие:
- Физические упражнения;
- Игры;
- Спорт
- закаливание
- Метод дозированных восхождений терренкур
- метод аутогенной тренировки расслабление – релаксация.
- музыкально-ритмический метод;
- режим движений
- активный – в течении дня
- пассивный – строго дозированная нагрузка с отдыхом.
Физические упражнения
- В равновесии;
- Корригирующие;
- На растягивание;
- На координацию;
- На расслабление;
- Рефлекторные;
- Дыхательные;
- Спортивно-прикладные:
- ходьба;
- бег;
- лазание, ползание;
- плавание;
- на велосипеде;
- лыжах;
- метание.
- ОРУ и ОУУ
- оздоровление и укрепление организма
- Игры
- на месте
- малоподвижные;
- подвижные;
- спортивные.
- Специальные
- при нарушении опорно двигательного аппарата;
- послетравматический период.
- Гимнастические
- с элементами коррекции;
- художественная гимнастика;
- хореография.
ОСАНКА
В положении:
- Стоя
- Сидя
- лежа
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
- Позвоночник
- Конечности
- Суставы
- мышцы
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- В равновесии
- На растягивание
- На координацию
- На расслабление
- Дыхательные
- Спортивно-прикладные
- Общеразвивающие и общеукрепляющие
- Специальные
- Игровые
- гимнастические
Телоупражнение
При нарушении осанки
При плоскостопии
1 ЭТАП
Упр. из положения стоя
- Принятие прав.осанки;
- Корригирующая ходьба;
- Удержание равновесия;
- Удержание предмета на голове;
- Самовытяжение.
1 ЭТАП
Упр. без предметов
- Движение пальцами ног;
- Повороты;
- Круги;
- Перекаты;
- Пружинящие движ. с поворотами;
- Ходьба и бег по ровной наклонной плоскости.
2 ЭТАП
Упр. из положения лежа на животе, стуле, скамейке.
- Принятие правильной осанки;
- С потягиванием;
- С сопративлением;
- Ходьба на коленях и на четвереньках.
2 ЭТАП
Упражнение с предметами
- Ходьба и бег по массажным коврикам;
- Захваты предметов;
- Перекатывание мячей;
- Упражнение на равновесие.
3 ЭТАП
Упражнение из положения лежа на животе и на спине
- Самовытяжение;
- Сопротивление;
- С предметами;
- В парах;
- С помощью инструктора ЛФК.
3 ЭТАП
Упражнение на снарядах и приспособлениях
- Ходьба по ребристой доске;
- Лазанье по гимнастической стенке;
- Вход на возвышение и спрыгивание с него;
- Ходьба по специальным дорожкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе
Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы....
Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ
Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...