Использование компьютерных технологий в работе над коррекцией речи у детей с нарушением интеллекта.
статья по коррекционной педагогике
Статья об использовании компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных технологий в работе над коррекцией речи у детей с нарушением интеллекта.
Одной из основных характеристик общего развития ребёнка является формирование и развитие речи. Дети, которые нормально развиваются, обладают хорошими способностями к овладению речью. Речь является важным средством связи между ребёнком и окружающим миром, самой совершенной формой общения, которая присуща только человеку.
Речь – это особая высшая психическая функция, которая обеспечивается головным мозгом, любые отклонения в развитии речи необходимо вовремя заметить.
Одной из важнейших задач для детей с нарушением интеллекта в дошкольный период является овладение полноценной речью.
Дефектологи отмечают, что у большинства детей с интеллектуальными нарушениями имеются стойкие нарушения речи. Это выраженная недостаточность развития артикулярной моторики (зажатая, «закрытая» дикция, неразборчивая для окружающих речь); отмечаются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых и малознакомых слов); речь бедна интонационно, маловыразительна. Значительное недоразвитие речи на лексико-грамматическом уровне проявляется в ошибках словоизменения и словообразования и в бедности словаря. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов. Письменная речь у них сопровождается нарушениями двигательно-зрительной координации, пропуском перестановкой и заменой букв. [10]
Таким образом, осуществляя работу по коррекции речевых нарушений, немало важно организовать процесс так, чтобы ребенок был заинтересован, увлечен и с интересом работал на занятии. Детям нравится работать на компьютере, а также они выступают в роли дополнительного стимула саморазвития, способствуют преодолению речевого дефекта, и активно формируют коммуникативные особенности умственно-отсталого ребенка.
Существует достаточно большой ряд игр для коррекции речевых дефектов у детей с нарушением интеллекта, такие как: «Игры для Тигры», «Логозаврия», «Уроки Мудрой Совы», «Учимся с Логошей», «Искатель», «Приключения Гарфильда», «Маленький гений. Учимся сравнивать», «Приключения Кузи», «Мир за твоим окном», «Лента времени».
Работа со всеми упражнениями проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.
Данные программы предусматривают возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программы привлекательными для детей.
Все упражнения программ построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программ. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерным или мультяшным героям выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный герой, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программами, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.
В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерными героями программ способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ними в диалог.
Компьютерные логопедические программы, просты в управлении. Они имеют доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программами, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе их применения. Простота пользования программами является необходимым условием при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей с нарушением интеллекта позволяют более эффективно устранять у них речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения дошкольниками успеха. Применение компьютера позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия с учетом закономерностей и особенностей психического развития каждого ребенка.
Литература:
- Гаркуша Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе. -С-Пб, 2005
- Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие / -Тамбов,2007.-220с.
- Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой.-М.: Просвящение, 2003.-224с.-ISBN 5-09-004456-2.
- Использование компьютерных технологий в работе над коррекцией речи у детей с нарушением интеллекта: Из опыта работы З.Н. Ковалевой, учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Бира – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. – 24 с.
- Мадамкина Ю.В. Нестерова Л.В. Использование новых компьютерных технологий в коррекционном обучении. - М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий в работе логопеда
В статье дается краткое описание компьютерных игр, которые можно использовать на логопедических занятиях для повышения эффективности работы. Представлены требования к отбору игровых программ и правила...
Изучение коррекции психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта средствами ритмической гимнастики.
Из специальной литературы (Дмитриев В. С.1991, Сермеев Б. В.1984) известно, что умственно отсталые школьники отстают от здоровых сверстников. Это связано с низким уровнем познавате...
Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими психо-речевые нарушения в развитии.
Компьютерные программы являются педагогическими инструментами, помогающими: выявлять «пробелы» и реальные проблемы в развитии ребенка, обнаруживать дисбаланс в развитии и обучении; трансформирова...
«Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи»
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных ме...
Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.
Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ (нарушения речи)
Слайдовая презентация из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда...
Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющие нарушения речи.
Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в дома, школы, офисы, и, наконец, в детские...