Физкультурные упражнения и игры вне занятий.
методическая разработка по физкультуре по теме
Физическое воспитание дошкольников — это единая система мероприятий, направленных на то, чтобы научить ребенка управлять своим телом, помочь ему овладеть такими важными движениями, как ходьба, бег, метание, прыжки и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiz_upr_i_igry_vne_zanyatiy.doc | 58.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурные упражнения и игры вне занятий.
Физическое воспитание дошкольников — это единая система мероприятий, направ ленных на то, чтобы научить ребенка управлять своим телом, помочь ему овладеть такими важ ными движениями, как ходьба, бег, метание, прыжки и т. д.
Знание особенностей развития основных видов движений детей, методиче ских и организационных приемов помогает педа гогу более эффективно осуществлять работу по физическому воспитанию.
В соответствии с программными требованиями предлагаются упраж нения в равновесии, прыжках, метании, лазаньи обучение которым происходит как на физкуль турных занятиях, так и в другие режимные мо менты.
Для формирования устойчивого равновесия мо гут быть использованы различные упражнения. Типичным для детей этого возраста является не уверенная походка, некоторые покачивания тела, опускание головы и т. д. Поэтому особое значение приобретают упражнения на сохранение равнове сия при заведомо уменьшенной площади опоры (ходьба и бег по дорожке, ширина которой 20— 25 см).
Упражнения в ходьбе и беге по «узкой» дорож ке повторяются в различных вариантах, и здесь особенно важен игровой сюжет: «Пойдем по мос тику, по тропинке» и т. д.
Одним из усложнений при формировании устой чивого равновесия является повышение площади опоры — ходьба по гимнастической скамейке, расположенной на различной высоте, а также упражнения со сменой положения тела в прост ранстве— внезапная остановка по сигналу вос питателя, выполнение заданий в ходьбе и беге: присесть как лягушки, попрыгать как зайки, по хлопать в ладоши и т. д.
В конце дорожки или скамьи желательно по ставить стул, на котором (на уровне глаз ребен ка) находится игрушка (мишка, кукла) или фла жок. Это помогает детям держать прямо голову и спину, а следовательно, и сохранять бо лее устойчивое равновесие.
Таким образом дети постепенно овладевают навыками ходьбы и бега между двумя линиями, не наступая на них, по доске, лежащей на полу, по гимнастической скамейке. Положение рук в основном на поясе и в стороны для балансирова ния в случае потери равновесия.
Наиболее сложными упражнениями являются ходьба по шнуру, положенному прямо или по кру гу, приставляя пятку одной ноги к носку другой, ходьба по доске, лежащей наклонно, и по бревну. Все эти упражнения проводятся, как правило, поточным способом, в колонне по одному и по два (в зависимости от задач занятия и наличия пособий).
Упражнения в равновесии способствуют разви тию смелости, уверенности, ориентировки в про странстве в сложных и неожиданных ситуациях.
Детям четвертого года жизни вполне доступны различного вида прыжки: на месте и продвигаясь вперед на небольшое расстояние, с небольшой высоты, в длину с места.
При подпрыгивании на месте дети с удовольст вием подражают зайчикам, белочкам, мячику и т. д., поэтому такие упражнения проходят на вы соком эмоциональном фоне. Обычно ритм и темп движения задает воспитатель, используя бубен,
словесный сигнал или музыкальное сопровожде ние.
Прыжки с продвижением вперед также широко используются в практике работы с данной возра стной группой. Это упражнение несет достаточ но высокую физическую нагрузку, поэтому оно не должно быть продолжительным по времени (рас стояние составляет обычно 1,5 или 2 метра).
Значительное место отводится упражнениям в спрыгивании с небольшой высоты на резиновую дорожку или коврик. Педагог следит за тем, что бы дети приземлялись на носочки и сгибали коле ни. Такие упражнения проводятся с небольшой подгруппой, так как воспитатель должен видеть ошибки детей и по возможности исправлять их. Желательно также использовать- игровые приемы: «Воробышки спрыгивают с заборчика», «Зайки спрыгивают с пеньков» и т. д.
При прыжках в длину с места (через «ручеек», «канавку») основное внимание уделяется тому, чтобы дети сгибали колени перед прыжком и при землялись одновременно на обе ноги, удерживая устойчивое положение.
Таким образом, прыжковые упражнения расп ределены с учетом постепенного усложнения, в процессе которого дети приобретают двигатель ный опыт, осваивают отдельные элементы техни ки.
Требования к выполнению упражнений во вто рой младшей группе еще не высоки, как и воз можности детей данного возраста.
Метание характеризует скоростно-силовую нап равленность упражнений. Такие движения, как катание, прокатывание, перебрасывание и лов ля мяча, развивают быстроту, глазомер, лов кость, т. е. многие необходимые физические каче ства.
Детям младшего дошкольного возраста инте ресно играть и заниматься с мячом в том случае, если упражнения не требуют сложных действий. Поэтому вначале целесообразно предлагать наи более простые по своей структуре движения, нап ример прокатить мяч в прямом направлении, в ворота, бросить мяч воспитателю, вверх, о землю и поймать двумя руками, метнуть мяч в горизон тальную цель, на дальность.
Катание мяча в прямом направлении и друг другу является наиболее простым упражнением, однако при его выполнении дети учатся регули ровать силу отталкивания мяча, развивают гла зомер.
Некоторые упражнения должны быть подготов лены организационно: например, при катании мя чей заранее обозначено исходное положение для обеих шеренг шнурами, рейками, кубиками, ма лыми обручами, т. е. любыми мелкими пособиями, которые могли бы служить одновременно ориен тиром и для каждой пары.
Для закрепления мышечных ощущений, спо собствующих формированию правильных навы ков, педагог постоянно возвращается к упражне нию в прокатывании мяча в прямом направле нии, друг другу и в ворота.
Детей второй младшей группы обучают броса нию мяча воспитателю и ловле его. Основным недостатком при выполнении этого упражнения являются слабый бросок, неуверенные движения, отсутствие инициативы (иногда педагог дает ука зание «бросай»).
При ловле ,мяча дети, как правило, заранее го товят руки, выставляя их вперёд, а затем прижи мают мяч к груди. После некоторых повторений и индивидуальных занятий они уже значительно лучше выполняют задание. Бросок получается более уверенный, иногда достаточно сильный, вы держивается направление движения, улучшает ся общая координация. Для закрепления навыка необходимо повторять упражнения вне занятий, на прогулке.
Самым трудным являются упражнения в броса нии мяча вверх и о землю, ловля его.
Дети еще не могут подбросить мяч на нужную высоту, не могут дифференцировать мышечные усилия при бросании мяча о землю, а слабо раз витый глазомер не позволяет им сделать точный (у ног) бросок. Использование ориентиров (пло ские обручи, цветные квадраты) помогают ос воить данное упражнение. Чтобы закрепить полу ченные навыки, значительное место отводится упражнениям в бросании мячей, мешочков, ши шек в горизонтальную цель (ящик, корзину)" и на дальность.
Упражнения в лазаньи развивают силу, лов кость, укрепляют мускулатуру крупных и мел ких мышечных групп.
В начале года используют ползание преиму щественно с опорой на ладони и колени, т. е. на четвереньках, в прямом направлении. Некоторые дети при выполнении этого упражнения подтя гивают сразу обе ноги. После соответствующей помощи воспитателя эта ошибка сравнительно быстро исчезает.
Далее дети учатся подлезать под шнур, дугу, а также с опорой на ладони и колени. Воспитатель заранее обозначает место, от которого следует начинать упражнение (ориентиром служат шнур, рейка, косичка), и место, до которого надо до ползти (ориентир — кубики; кегли, погремушки и т. д.).
По мере усвоения простых упражнений зада ния усложняются. Так, например, предлагается подлезть под дугу, шнур, не касаясь руками пола, сложившись в «комочек». После подлезания вы прямиться, позвонить в погремушку, колоколь чик, хлопнуть в ладоши над головой и т. д.
Упражнения в ползании и подлезании проводят поточным и фронтальными способами.
Влезание на наклонную лесенку или гимнасти ческую стенку производится произвольным спо собом с небольшими подгруппами детей. Основ ное внимание должно быть направлено на правильный хват рук за рейку (большой палец сни зу, остальные сверху) и постановку стоп (сере диной) .
Одним из условий повышения двигательной ак тивности младших школьников является исполь зование физических упражнений и подвижных игр в переходах от одного режимного момента к другому, на прогулке и в самостоятельной двига тельной деятельности под руководством воспита теля.
В зависимости от периодичности занятий, каж дого конкретного дня, места и времени, погод ных условий педагог привлекает к подвижным играм и физическим упражнениям всю группу детей, небольшие подгруппы, а также проводит Индивидуальную работу. Ниже дается примерное распределение материала для повторения и за крепления вне занятий; его можно варьировать, изменять, дополнять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развивающие игры на занятиях математикой и в свободной деятельности
отчёт по теме самообразования...
Тема: «О правах - играя». Конспект занятия с использование компьютерной презентации в подготовительной группе
Цели данного занятия. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правое мировоззрение и нравственные представления. Продолжить учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуваж...
Использование игры на занятиях по развитию диалогической речи
Реферат по логопедии "Использование игры на занятиях по развитию диалогической речи"...
Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей
Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»
Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...
«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)
В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...
"Ребенок должен играть в игры, но можно ли считать компьютерные игры полезным занятием для детей?"
Влияние компьютерных игр на психику дошкольника....