«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)
статья по теме
В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ДОУ; приведены примеры некоторых музыкально-ритмических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ…»
(музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой
с детьми дошкольного возраста)
«В каждом ребенке дремлет птица, которую надо разбудить для полета».
(Ю.Аксенов)
Наверно, нет человека, который не согласился бы с утверждением, что движение и ритм являются основой жизни. Ведь все окружающее нас живет по их законам. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца и многое, многое другое… [1, с.3]
Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста.
Ритмика – это выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям, начиная с раннего возраста и особенно эффективна для детей 4-5 лет. Ведь трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. [2, c.16]
Именно поэтому среди множества самых разнообразных рекомендаций по воспитанию детей ритмика, по нашему мнению, заслуживает самого серьезного внимания и, безусловно, является «методом выбора» для большинства детей-дошкольников.
Занимаясь с детьми, необходимо учитывать такие их способности, как любознательность, конкретно-образное мышление, непроизвольное запоминание, неустойчивое внимание, быструю утомляемость, чрезмерную двигательную активность и, конечно, любовь к игре. Исходя из этого, мы смело можем сделать вывод о том, что наиболее доступной формой занятий в детской дошкольной группе являются ритмические движения и игра.
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - писал В.А.Сухомлинский. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место.
На занятиях ритмикой чаще всего используются подвижные игры, так как именно они оказывают, прежде всего, физическое и здоровьесберегающее воздействие. Подвижные игры требуют, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и таким образом, в значительной степени способствовал правильному росту и развитию.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движения детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно-необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.
При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.
Значительная роль принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом. Ведь разучивая стихи и песни, дети двигаются в такт словам.
Вот лишь некоторые музыкально-ритмические игры, которые могут помочь педагогу при проведении занятий ритмикой:
«Волшебный сад»
Исходное положение: дети сидят на корточках в кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первыми звуками музыки ведущий (педагог или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» - ведущим в соответствии со звучащей музыкой.
В конце звучит резкий пассаж - «порыв ветра», от которого цветы должны спрятаться, снова закрыться в бутоны. [2, с.23]
«Найди свое место»
Играющие стоят в шеренге. По сигналу руководителя «На прогулку!» дети расходятся по залу и «гуляют». Руководитель произносит слова: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Ну, трубите веселее…». Дети отвечают: «Тра-та-та, тра-та-та!».
По сигналу руководителя дети быстро строятся в шеренгу в указанном месте. Построение может быть в колонну или круг, по периметру или посередине зала. Игру желательно проводить под музыку. [3, с.35-36]
«Зеркало»
Играющие стоят парами лицом друг к другу. Под музыку один ребенок показывает различные танцевальные движения, а второй повторяет их как можно с большей точностью, будто отражение в зеркале. Затем роли меняются.
«Бабочка»
Ведущий, как правило, педагог или один из ребят произносит стихотворение и показывает соответствующие словам движения, а другие участники игры должны повторить их:
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз - и крылышком умылась,
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела…
Под музыку дети «летают», выполняя взмахи руками, имитируя крылья бабочки.
«Цапля и лягушки»
Все играющие - лягушки, а один человек - цапля (стоит посредине круга). Под веселую музыку лягушки начинают прыгать, квакать, веселиться. Как только музыка прекращается, лягушки приседают и не двигаются. Тех, кто пошевелится, цапля забирает к себе. Игра проводится несколько раз. Самые осторожные объявляются царевнами - лягушками. Выделяется и лучшая цапля.[3, c.40-41]
«У медведя во бору…»
На одной стороне площадки - берлога медведя, в берлоге - водящий - медведь. На другой стороне - дети. Дети идут к берлоге со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит!». После этих слов медведь начинает ловить детей, а дети стараются убежать. Пойманные идут в берлогу. Медведь меняется, когда в берлоге будет 4-5 пойманных игроков. [3, c.44]
«Космонавты»
В разных концах зала кладут 4-5 больших обручей. Это - посадочные места ракет, готовых отправиться в полет. Перед началом игры договариваются, что в одной ракете может поместиться 2 (или 3) «космонавта». Всем мест в ракетах не хватает. Под музыку дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,
На какую захотим - на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (вбежать в обруч) в одной из ракет. [3, c.93]
«Воробышки»
Дети стоят в шеренге (или на своих местах – «в гнездах»). Утром воробышки просыпаются – потягиваются, расправляют крылышки, чистят клювики, выпрыгивают из гнездышек и летят.
По команде «Полетели» звучит музыка, и воробышки свободно под музыку летают по залу.
Как только музыка прекращается, звучит команда «В гнезда», и дети быстро занимают свои места. [3, с.123]
«Лесной бал»
Ведущий (педагог) предлагает детям посетить бал, на котором собрались разные лесные жители. Он произносит стихотворение, а дети повторяют за ним музыкально - ритмические движения:
Бобер в лесу устроил бал и много он гостей позвал:
Белочки во флейты дуют, польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок туфельками чок да чок!
Можно предложить играющим «превратиться» в любого лесного жителя и самостоятельно придумать, как он танцует. [1, c.141]
«Творческая импровизация»
Руководитель задает детям различную музыку: вальс, марш, полька. На музыку вальса дети придумывают легкие плавные движения. Изображают бабочек, птиц, стрекоз и т.д. На музыку марша дети придумывают различные общеразвивающие упражнения: приседы, наклоны. Изображают солдатиков, гимнастов и т.д. На музыку польки дети прыгают, бегают, изображая зайчиков, лисичек, белочек и т.д. Лучшую творческую импровизацию руководитель может отметить. [3, с.147]
Исходя из всего вышесказанного, мы можем добавить, что занятия ритмикой с использованием игр позволяют каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизиологическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. [1, c.4]
Кроме того, рекомендуется, чтобы занятия ритмикой проводились совместно с музыкальным руководителем и во второй половине дня. Продолжительность занятий может быть от 20 до 30 минут. По желанию, возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей. [1, c.5]
При этом постоянно должна вестись работа по совершенствованию тела и овладению умениями снимать мышечное напряжение. Ведь человеческое тело должно быть прекрасным, тем более у детей. Педагогу следует проявить максимум внимания к каждому ребенку, чтобы подметить у некоторых наличие сутулости и чрезмерной напряженности в суставах, в шее, спине, ногах.
В заключение хотелось бы сказать, что начиная заниматься ритмикой в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Ведь ритмические движения – это способ работы над собой, помогающие добиваться успехов в любой сфере деятельности. Они воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.
Ритмика закладывает надежный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребенка, для его серьезных занятий танцевальным творчеством, формирует любовь к танцам, движению на всю жизнь.
Ритмика – это самый первый пропуск в мир красоты, здоровья, гармонии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-комму...
План-конспект открытого занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста.
Цель: «Разучивание танцевальных движений флеш мопа. Синхронное исполнение». Задачи:- создать ситуацию успеха;- добиться синхронного исполнения движений;- учить детей психологически настраив...
Музыкально - ритмические движения, как вид музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Значимость музыкально-ритмических движений в старшем возрасте детского сада....
Конспект занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста
Конспект открытого занятия для родителей, цель которого показать методику работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по ритмике...
Конспект итогового занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста
Конспект итогового занятия по римике для детей дошкольного возраста...
Использование народных танцев, игр и песен для решения задач по театрализованной работе с детьми дошкольного возраста.
Народные игры и танцы, формируют творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятель...