Методическая разработка "Формирование у детей валеологической культуры, через физкультурные досуги"
методическая разработка по теме
Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха детей. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни, восполняют дефицит двигательной активности.
Провожу физкультурные досуги в дни каникул и ежемесячно в течение года, как в помещении, так и на свежем воздухе.
Физкультурные досуги позволяют мне, не снижая общего эмоционального состояния:
- стимулировать активность каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей;
- дифференцированно подходить к оценке результатов его действий;
- не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других.
В содержание досуга ввожу знакомые детям физические упражнения, провожу их в игровой форме, в виде весёлых забав, аттракционов, что создаёт положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребёнка. Закрепляю двигательные умения и навыки детей, развиваю физические качества. Воспитываю чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремлённости, смелости, дисциплинированности, организованности.
При проведении досугов приобщаю всех детей к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет немаловажное значение для развития личности каждого ребёнка.
К каждому физкультурному досугу я подбираю с помощью музыкальных руководителей музыкальное сопровождение (доступное для детского восприятия). Немаловажным считаю оформление зала (то арена цирка, то сказочная полянка или необитаемый остров). Вместе с воспитателями отбираем нужные по теме стихи, песни, загадки. Обязательно продумываю активизацию зрителей. Это может быть участие в разминке, общая подвижная игра, танец, выполнение определённых движений, сидя на месте. Важно не снизить эмоциональный подъём досуга до конца действия. Для этого придумываю сюрпризные моменты (ввод персонажа, получение письма с заданием от сказочного героя, вручение маленьких призов, грамот, сувениров, сладкое угощение) - ведь каждый ребёнок рад небольшому подарку.
Самое главное при проведении досугов – это умелое руководство педагога (разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений, аттракционов), творчество, настроение (которое влияет на эмоциональное состояние детей).
Параллельно с физическим развитием в досугах идёт обучение детей основам культуры здоровья.
При проведении досугов, индивидуальных бесед с детьми передо мной встала проблема - недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни. Учёными установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. К сожалению, в последнее время увеличилось количество больных детей, посещающих дошкольные учреждения. Этому, конечно, есть объяснение – неблагоприятная экологическая обстановка, низкий уровень валеологической культуры. Латинское слово VALEO переводится как "здравствовать, быть здоровым". Основываясь на нем, современная наука о здоровье получила название - валеология.
Согласно современным научным представлениям, здоровье человека - это его способность к развитию. Раннее валеологическое развитие - это целостное физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет путем самостоятельного приобретения ими знаний и навыков решения проблем своего здоровья. Необходимость раннего валеологического развития объясняется тремя причинами:
1) по данным генетики, первые сенситивные периоды развития человека приходятся на ранний возраст (1,5-7 лет);
2) по данным биологии, внутренние и внешние сенсорные потоки у малолетних детей более уравновешены, у них пока еще нет субъективных причин для заболеваний;
3) по данным психологии, в раннем возрасте, в форме непринужденной игры, проще воспитать сознательное, бережное отношение к своему здоровью, без страха к новому и глупого риска.
Основные задачи раннего валеологического развития:
1. Познание детьми самих себя и осознание того, что им дано природой.
2. Приобретение детьми знаний о человеке, способном счастливо жить в широких пределах изменения внешней среды.
3. Освоение детьми природных навыков самооценки и самоуправления с целью развития их собственного идеала здоровья и полноценной жизни.
Здоровье - одна из самых больших жизненных ценностей.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.
Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми.
Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами в игры, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни?! Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Дети с их живым любопытством, интересом ко всему окружающему, с внутренней чистотой и искренностью, с открытым сердцем принимают знания о себе как человеке единственном и неповторимом, значимом в общей семье человечества и природы.
Учитывая всё вышеизложенное, я пришла к выводу о необходимости формирования у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, через физкультурные досуги.
По сути, маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, психотерапевтом, тренером.
Цель таких досугов:
- Дать детям знания о человеческом организме
- Сформировать потребность в здоровом образе жизни
- Развивать самосознание.
Исследовав уровень физического развития детей, и проанализировав знания детей о здоровом образе жизни, мною была разработана система валеологическогих досугов, которая позволяет в комплексе решать задачу оздоровления детей.
Система работы велась по трем основным направлениям:
- Работа с детьми
- Совместная работа с воспитателями
- Взаимодействие с родителями
Для реализации этих направлений в своей работе использовала различные формы, методы и приемы:
- Педагогическое обследование детей
- Мониторинг педагогов
- Организация валеологического воспитания детей, через проведение досугов, бесед, игр, развлечений
- Организация работы с родителями по направлению «Папа, мама и я – здоровая семья!»
При проведении мероприятий моя деятельность основывается на следующих
принципах:
- Личностно-ориентированного взаимодействия
- Доступности
- От простого к сложному
- Импровизации
- Интеграции с ИЗО
На каждый возраст я предусмотрела определённый минимум знаний, умений и навыков.
Формирование навыков здорового образа жизни и валеологических знаний я провожу поэтапно. Я разработала серию досугов.
- На 1этапе (в младшем дошкольном возрасте) формирую культурно-гигиенические знания и двигательные навыки детей:
- Младшая группа – серия «Мир животных» - у животных можно многому научиться, как заботиться о себе, о своём здоровье, о своей гигиене.
- На 2 этапе (средний дошкольный возраст) продолжаю формировать культурно-гигиенические навыки, закрепляю двигательные навыки детей, воспитываю дружеские взаимоотношения, учу работать сообща:
- Средняя группа – серия «В гости к сказке» - дети всегда тянутся к сказке. Они живут не в реальном мире, а в мистическом. Без сказки детство ребёнка тускло, лишено полёта и радости, а, следовательно, вредно для здоровья. Самое главное – это помочь ребёнку ощутить себя участником сказки, чтобы научиться делать жизнь и быть здоровым.
- На 3 этапе (старший, подготовительный дошкольный возраст) формирую представления детей об Олимпийском движении; знакомлю с видами спорта; знакомлю со строением организма человека, его внутренними органами; закладываю основы ЗОЖ:
- Старшая группа – серия «Хочу всё знать!» - в этом возрасте у детей появляется стремление узнать новое, многому научиться. Здесь мы начинаем знакомиться с первобытным миром, с происхождением Олимпийских игр, со своим организмом.
- Подготовительная группа – серия «Вот мы какие!» - продолжаем обогащать представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливания, продолжаем знакомить с историей развития Олимпийского движения.
1 этап.
В младшем возрасте у ребёнка закладываются основы культурно-гигиенических навыков, хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является двигательная активность детей, где, прежде всего: произвольность движений, речи, контакт с окружающими людьми, вещами.
Действуя с вещами, ребёнок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения, на основе овладения речью появляется начало управления собственным поведением. Игры и упражнения в досугах я подбирала со словами, и конечно использовала те игры, которые закрепляют навыки выполнения циклических упражнений (бег, ходьба, прыжки). Работая с малышами, очень важно создать эмоциональный фон, подобрать игровой материал так, чтобы он был понятен, интересен. Именно по этим признакам я подбирала серию досугов «Мир животных». Ребята то «превращались» в «котят», то в «лошадок», то в «поросят», то в «щенят» и т.п. Во время проведения досугов сочетаю словесные и наглядные методы. Использую много сюжетных картинок, пособий (лошадки на палочке, флажки, мячики, ленточки и т.п.). Пособия яркие, красочные, имеют разнообразную форму; использую музыкальное сопровождение, загадки о животных.
Я стараюсь помочь детям приобрести первичные навыки здорового образа жизни, побудить их к размышлениям. Например, досуг типа «Дружные котята» показал детям, что режим соблюдают не только ребята, но и животные. Сначала котята «просыпаются», «потягиваются», играют с «клубком», умываются, а потом выполняют свою работу (также, как родители идут на работу) - «ловят мышей» и т.д. После каждого действия, я отмечала важность и полезность гигиенических процедур и физкультурных занятий, задавала детям вопросы:
«Для чего надо умываться?»
«Зачем нужна зарядка?»
Дети думали и отвечали. И если раньше Рита и Рома отвлекались, были невнимательны, то теперь они стали внимательней слушать, старались ответить быстрей всех, показать лучше всех «кошечку», «лошадку». Дальше задачи усложнялись. Ребята должны уже были проявить физические и волевые качества: смелость, внимание, отзывчивость. На досуге «Весёлые поросята» дети друг другу помогали спастись от волка; на досуге «Топчумба» «помогли медвежонку» вместе с другими «зверятами», как стать ловким, сильным, быстрым, научили заниматься зарядкой. Я заметила, что дети стали более активны, дружелюбней, отзывчивей. А самое главное - я услышала от родителей этих детей, что они учат родителей для чего надо заниматься зарядкой, почему нужно есть овощи и фрукты, почему надо чистить зубы. Значит цель физкультурных досугов, связанных с валеологическими знаниями достигается.
2 этап.
Для реализации 2 этапа с детьми среднего возраста я использую сказки. Сказки имеют большое психологическое значение для детей. Детское сознание выделяет животных, определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей («волки», «медведи» олицетворяют трудности, которые нужно преодолеть). Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страхов у детей. В сказке герой всегда выходит победителем. Ребенок хочет стать таким же смелым, находчивым, решительным.
Также в работе с детьми я использую народные игры. Стараюсь преподнести их так, чтобы они были детям в радость, а не навязывались. Знакомство детей с народными играми расширяет кругозор, обогащает словарь. Например, на досуге типа «Осенние гуляния», ребята показывают элементы русских танцевальных движений, знакомятся с русскими народными играми, забавами и традициями, пытаются импровизировать (девочки с яркими лентами в волосах, а мальчики с поясками; в гости приходит Матрёшка; для неё они играют на музыкальных инструментах (ложках, трещотках, дудках), потом танцую с ней; затем «превращаются» в богатырей, а какому мальчику не хочется быть богатырём сильным, смелым?!) В игре «Жмурки» ребята поняли, как тяжело ловить играющих с завязанными глазами. А я смогла проанализировать умение детей ориентироваться в пространстве, и конечно немного рассказать о важности зрения.
В дальнейшем, я заметила, что дети начали проявлять себя:
- старались быть смелыми
- проявляли фантазию
- учились «выживать» в «экстремальной» ситуации (досуг «Волшебный сундучок»).
В некоторых досугах им приходилось преодолевать много трудностей, но дети старались справиться, не зря есть пословица: «Без труда, не вытянешь и рыбки из пруда!»
Воспитатели в средних группах очень отзывчивы. Во время досугов - исполняют роли, играют и соревнуются вместе с детьми.
Для детей досуги, на которых им рассказывают, почему нужны глаза, почему надо знать, какие грибы ядовитые, почему нельзя есть много сладкого, как беречь свои зубы - это игра, а для меня возможность научить детей ЗОЖ с помощью валеологических знаний.
В результате проведённой работы дети закрепляют ОВД, узнают много интересных игр и много интересного о себе и своих возможностях, становятся более самостоятельными, активными, эмоциональными.
3этап.
Организуя работу с детьми старших групп, я основываюсь на особенности данного возраста. Дети в этом возрастном периоде начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в д/с, у них проявляется потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Значит надо поддержать у детей ощущение «взрослости» и вызвать у них стремление узнать новое, многому научиться, поощрять инициативу, творчество, развивать волевые качества, учить преодолевать трудности. Учитывая это, я решила познакомить детей с развитием Олимпийских игр. Сначала мы попали с ними в каменный век, где поняли, чем человек отличается от животных, вспомнили культурно-гигиенические требования, которые необходимо выполнять для того, чтобы жизнь была здоровой и долгой, совершенствовали навыки в метании, прыжках, ползании. Потом побывали на «первых Олимпийских играх», там мы сравнивали виды спорта, которые дошли до наших времён, соревновались друг с другом в ловкости, меткости, узнали, что такое клятва.
Сейчас много говорят о толерантности. Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач на современном этапе развития общества. В связи с этим воспитание детей в духе дружбы, согласия, миролюбия – определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном учреждении.
Мы провели досуг «Кольца дружбы», где познакомили детей с континентами Земного шара и их обитателями, подарившими миру любимые всеми игры, воспитывали чувство дружбы, взаимовыручки. Как «горели» глаза у детей, когда они перепрыгивали через скамейку, а представляли, что это бык (здесь нужно мужество!). Затем мы стали «Помощниками Айболита». В этом путешествии мы с ребятами закрепляли ОВД (прыжки, лазанье, ползание, равновесие), учились делать точечный массаж и упражнения для профилактики простудных заболеваний. Дальше мы стали знакомиться с нашим организмом: «Опора и двигатели нашего организма», «Сердце я своё сберегу, сам себе я помогу». Досуги были очень интересны и увлекательны. Педагогам досуги очень понравились, и я предложила им читать детям перед тихим часом не просто сказки и стихи, а сказки и стихи о ЗОЖ – «волшебные сказки и стихи».
В характеристике возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста сказано: «Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании». С детьми подготовительных групп я продолжила работу, начатую в старшем возрасте. Для этого составила серию досугов: «Вот мы какие!».
На этих досугах я продолжаю знакомить детей с их организмом (органами чувств, движения, пищеварения, дыхания) и совершенствую практические умения по уходу за ним. Ребята закрепляют представления, как правильно делать зарядку и почему, как помочь своему сердцу, лёгким, как преодолеть боязнь высоты. Повторяют, какие правила надо выполнять, чтобы быть здоровым. В своих досугах я использую схемы, символы, интересные пособия, которые мы рисовали вместе с ребятами.
Дети очень серьёзно отнеслись к досугам, на которых я рассказывала о дыхании, естественно мы затронули тему курения.
Проблема курения на сегодня очень актуальна. В жизни большинство детей сталкивается с тем, что в семье курят. Они сразу стали обсуждать то, что видят дома, на улице. Ребята прониклись, нарисовали знак «Курение запрещено», повесили его в спортивном зале, а кто-то повесил дома. Конечно, у родителей реакция была разная, но у большинства вызвала интерес. Мы провели для них консультацию «Предотвратим беду».
Ребятам очень понравился досуг «Путешествие в страну Здоровячков». Они познакомились с «Докторами»: вода, воздух, солнце, любовь… Узнали о пяти органах чувств. Имеющиеся у ребят знания тут же обыгрывались, проверялись в интересных играх (пробовали сахар-соль; играли в «Волшебный мешочек» (на ощупь узнать предмет)). Заинтересовал их досуг ««Рабочие инструменты» человека». Можно ещё много рассказывать. Чтобы проверить усвоили ли дети предложенный материал, провели «Турнир эрудитов». Ребята хорошо показали свои знания, было видно, что им интересно, чувствовалось, что они уже взрослые, и что они готовы к школе со своими знаниями и готовы проявить их там.
Подводя итоги своей работы, считаю, что цель и задачи выполнены. Чрезмерно подвижные дети стали проявлять внимательность, стали добиваться точности выполнения заданий, а малоподвижные научились хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом принимать участие в коллективных играх, и проявлять такие качества, как быстрота, ловкость, гибкость. У детей сформировано элементарное представление о здоровом образе жизни.
Результат.
Дети знают:
- части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина)
- органы чувств (глаза, уши, нос, язык)
- зачем нужны органы чувств и части тела
- зачем нужен рот и зубы
- как надо следить за чистотой своего тела
- для чего надо выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику
- почему надо следить за осанкой
- название некоторых внутренних органов (сердце, лёгкие)
- элементарные способы оказания первой помощи
и т.д.
Хочется подчеркнуть, что вместе со мной для реализации этапов обучения детей ЗОЖ принимают участие все специалисты д/с:
- медики, с которыми я консультируюсь о состоянии здоровья детей
- старший воспитатель – дает рекомендации, мы анализируем работу, строим перспективы дальнейшего развития детей
- музыкальные руководители, которые помогают подобрать музыкальное сопровождение; разучивают вовремя музыкальных занятий ритмические движения, которые я закрепляю с детьми; оказывают помощь в подборе костюмов
- воспитатели участвуют в обсуждении содержания мероприятий, готовят атрибуты, активно принимают участие в анкетировании, играют роли, помогают создавать развивающую среду, оказывают помощь в работе с родителями и детьми.
И, конечно, первые мои помощники – это родители. Они первые воспитатели ребёнка, первые помощники д/с в развитии детей. С родителями работать сложно: одни ссылаются на то, что нет времени, другие не задумываются над тем, что дети берут пример в первую очередь с горячо любимых ими людей. Если ребёнок не делает зарядку, значит, его не приучили к этому, и гимнастика не стала для него потребностью.
Я приглашаю родителей на спортивные праздники и развлечения. Ведь именно совместная деятельность помогает родителям в деле воспитания ребёнка, в повышении авторитета (собственной компетенции), а также способствуют созданию эмоционального благополучия ребёнка дома и в группе и сближают дошкольное учреждение с семьёй. А также проводится наглядная работа: ширмы-раскладки, консультации, анкетирование, выступления на родительских собраниях, индивидуальные рекомендации, стенды, фотографии детей.
Положительных результатов можно достигнуть только при тесном сотрудничестве коллектива ДОУ и семьи.
Вывод: данная методическая разработка помогает в полной мере решению поставленных мною целей и задач, повышает интерес и знания детей о валеологической культуре, способствует формированию навыков ЗОЖ.
В дальнейшем я планирую продолжать проводить подобные мероприятия (праздники, досуги, развлечения, походы и т.п.), и буду закреплять у детей валеологические знания и воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто!!!
Хочешь быть здоровым - будь им!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через систему мероприятий по развитию валеологических и физических качеств детей четвертого года жизни
Здоровье человека одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Миссия нашего ДОУ заключается в сохранении и укреплении здоровья и проживания дошкольного детства как самоценног...
Творческий отчет по теме самообразования "Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности"
Творческий отчет по теме самообразования«Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности» Актуальность. (слайд 1)...
Методическая разработка раздела физическая культура общеобразовательной программы. Тема: «Физкультурные досуги»
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных соревнований, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- творчество и смекалку, трет...
Методическая разработка раздела физическая культура общеобразовательной программы. Тема: «Физкультурные досуги»
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных соревнований, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- творчество и смекалку, трет...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ
Методические рекомендации подготовлены на основах традиций методики физического воспитания и валеологического образования детей дошкольного возраста с эффектом глубокого погружения в практику физическ...
Методическая разработка сценария по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста: Физкультурный досуг "Наш помощник - Светофор"
Данный материал рекомендован для воспитателей, инструкторов по физичесой культуре в детском саду....
Конспект образовательной деятельности по физической культуре (сценарий физкультурного досуга, посвящённого празднику «День народного единства России»)
Квест- игра для детей 5-7 лет "В поисках дружбы". Цель данной образовательной деятельности заключается в ознакомлении детей с культурными ценностями народов России через народные подвижные и...
Комментарии
спасибо
спасибо
Буду очень рада если вам
Буду очень рада если вам пригодится в работе. Скоро дополню планом и конспектами.