Творческий отчет по теме самообразования "Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности"
презентация на тему
Творческий отчет по теме самообразования
«Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности»
Актуальность.
(слайд 1)
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.
(слайд 2)
Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ - это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни?
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.
Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
(слайд4)
Задачи Педагогической валеологии
1. Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
2. Работа с педагогическим составом образовательного учреждения.
3. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.
4. Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
С 2010 года я решила взять тему по самообразованию «Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности»
– "Валеология" отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни. Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Дети много болеют, происходит снижение иммунитета. Поэтому, я захотела поработать глубже над этой темой. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет?Это только часть вопросов, которые задает ребенок. Ответить самостоятельно на них, он не может, ребенку нужна помощь взрослого.
Свою работу по теме «Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности», я начала со старшего возраста.
(слайд5)
Прежде, чем приступить к работе с детьми старшего дошкольного возраста по своей теме я изучила и проанализировала следующую научно - методическую литературу:
1 М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим»
2 М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья»
3 Н. И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ»
4 Т. С. Никанорова «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников»
5 Г. И. Кулик «Школа здорового человека»
(слайд6)
Свою работу по выявлению знаний у детей привычек здорового образа жизни я начала с проведения диагностики. в ходе наблюдений и бесед с детьми я выявила следующие представления детей о здоровье и здоровом образе жизни:
- дети имеют неточные, расплывчатые, малодифференцированные, в некоторых случаях, даже ошибочные представления о человеке, об организме, о своем здоровье, о способах улучшения здоровья;
- многие дети самостоятельно не придерживаются гигиенических правил (не моют руки, не следят за своей одеждой, не носят носовых платков и т.д.), а только выполняют под руководством воспитателя;
- дети не проявляют заботу к своему здоровью, многие кричат, неправильно одеваются, часто забывают надеть тёплые вещи, не осознавая последствий такого поведения;
- в разговоре о том, как улучшить своё здоровье, большинство детей отвечают, что надо пить таблеточки и сиропы. Единицы называют занятия физкультурой, зарядку, закаливание. Это связано с тем, что многие родители не формируют у детей потребности быть здоровыми, просто лечат их, когда возникает необходимость;
(слайд7)
- в начале года я провела опрос среди родителей на тему исследования. Анкета показала низкий уровень активности родителей. Многие не придерживаются режима дня дошкольника, большинство знают распространенные способы защиты организма, но на практике мало используют, объясняя это нехваткой времени и сил. А если и делают, то от раза к разу, не придерживаясь системы.
(слайд 8)
Исходя из данных диагностического обследования, я и построила свою дальнейшую работу с детьми.
Я поставила целью своей работы:
Воспитание валеологической культуры и приобщение детей к здоровому образу жизни, т. к. ребёнок не сможет самостоятельно заботиться о своём здоровье, пока не узнает строение своего организма и не научится заботиться сам о себе.
Для достижения своей цели я определила следующие задачи:
1. Формировать понятие о человеке, как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
2. Знакомить с особенностями строения человека.
3. Формировать элементарные представления о работе собственного организма.
4. Сформировать чувство осторожности, прививая знания основ безопасности.
5. Использовать в разных сферах детской деятельности информацию, направленную на формирование привычки здорового образа жизни.
6. Воспитать у ребёнка желание заботиться о себе, о своём организме и о здоровье в целом.
(слайд 9)
Реализацию этих задач я провожу по следующим направлениям:
1. Специально-разработанная система педагогической работы с детьми
2. Создание развивающей среды, способствующей формированию привычки к здоровому образу жизни.
3. Работа с родителями.
(слайд 10)
1. Мною разработан перспективный план по формированию привычки к здоровому образу жизни и по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников
. Он делится на две основные темы:
«Познай себя»
«Береги себя сам»
Основной формой деятельности дошкольника является игра, поэтому в совместной деятельности с детьми я использую различные игры: «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Съедобное - несъедобное», «Что будет если? », «Хорошо - плохо», «Что тебе сказали руки? »и т. д.
В своей практике я широко использую темы «Зачем нужны части тела? », «Кто друзья, а кто враги нашего организма? », «Как мы понимаем друг друга», «Как мы узнаём, что перед нами? ».
Для того, чтобы детям было проще их понять изготовлены информационные листы «Витамины – наши друзья», альбом «Наши помощники- органы чувств» .
В совместной деятельности с детьми я провожу беседы:
-«Откуда берётся и куда девается мусор? »
-«Витамины наши помощники»
-«Для чего нам мыло? »
-«Почему мы чистим зубы? »
-«Что нужно сделать, чтобы не заболеть? »
-«Что вокруг нас может быть опасным? »,
наблюдения:
-«Как правильно мыть посуду? »
-«За посадкой и ростом овощей»
-«У нас во дворе»
-«Откуда в снежках грязь? »,
Мы обыгрываем ситуации на близкие детям темы:
-«Заболела голова, что нужно делать? »
-«Если появился насморк»
-«Зачем одевать перчатки? »
-«Почему ноги должны быть в тепле? »
(слайд 11)
Для закрепления знаний, полученных в процессе образовательной деятельности и через совместную деятельность с детьми, воспитателями была создана соответствующая предметно-развивающая среда. В группе имелись :
-физкультурный уголок с атрибутами необходимыми для общеразвивающих упражнений и нетрадиционными атрибутами из бросового материала.
-Познавательный уголок по валеологии с дидактическими играми, пособиями, альбомами, папками-передвижками.
Уголок тренажёров, в котором находятся диск «здоровье», массажёр для спины, изготовленный из бросового материала, массажер для глаз «ловишка мяча», офтальмотренажёр, тренажёр для дыхательного аппарата «прокати шарик», дорожки «здоровья»для укрепления мышц стопы.
-Зелёная аптека, включающая в себя «огород на окне», где выращивался петрушка, лук.
-Набор масел для аромотерапии (пихтовое, мандариновое, сосновое, можжевеловое)
Для оздоровления детей обучали их приёмам точечного массажа и дыхательной гимнастики.
(слайд 12)
Создавая развивающую среду по формированию привычки к здоровому образу жизни, мы учили детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья.
(слайд 13)
Совместно с папами проводили спортивные мероприятия..
(слайд 14)
В 2011 году участвовали в конкурсе «Уголок здоровья»,где заняли
1 место.
Апрель 2011г. Конкурс «Наглядное пособие по валеологии» заняли 2 место.
(слайд 14)
Май 2011 г.Реализован проект «Наш выбор здоровье»
(слайд 15)
(слайд 16)
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области валеологии. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов и формированию валеологической и физической культуры в своей семье.
(слайд 17
В 2013 году набрала детей первой младшей группы .
В период адаптации я подробно знакомилась и узнавала ребенка и его родителей. Изучала особенности его психического и физического развития. Пыталась отследить, какие привычки сформировались у ребенка в семье. Во что он любит играть, каковы его потребности и возможности, в чем своеобразие его личности. Через индивидуальные беседы с родителями выясняю все тонкости касающиеся здоровья и привычек ребенка.
После того как все дети адаптировались, мной была проведена стартовая диагностика, цель которой: уточнить овладение детьми практических умений основ гигиенической культуры.
Основным методом стартовой диагностики стало наблюдение за детьми в процессе: умывания, одевания, подготовка ко сну, закаливания.
Исходя из данных диагностического обследования, я и построила свою дальнейшую работу с детьми.
Я поставила целью своей работы:
Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста и определила следующие задачи:
1Дать первоначальные простейшие представления о здоровом образе жизни;
2. Формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке ;
3. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам укрепления здоровья детей.
По результатам диагностики и с учетом реализации задач я разработала перспективный план по валеологическому воспитанию по 3 темам
L
слайд 18
Блок «Я - человек»
Блок «Я осваиваю гигиену и этикет»
Блок «Я расту здоровым»
Для реализации 1 блока «Я - человек» я использовала
Дидактические игры:
1. Кто это.
2. Найди себя на фотографии.
3. Чем, похоже, мы и куклы.
4. Найди на картинке девочек и мальчиков.
5. Что умеют наши руки .и т.д.
Пальчиковые игры и упражнения:
1. Сорока – белобока.
2. Мальчик с пальчик, где ты был.
3. Подружим пальчики.
4. Дружная семья.
Так же реализовала проект «Я мальчик, я девочка»
слайд 20
Для реализации 2 блока «Я осваиваю гигиену и этикет» большое значение в работе с детьми, я уделяла воспитанию гигиенической культуры. От выполнения детьми необходимых гигиенических норм и правил зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей ежедневной потребностью. На занятии «Водичка, водичка, умой мое личико» даю знания о необходимости соблюдения правил личной гигиены, профилактике инфекционных заболеваний. Знакомимся и обговариваем модели «Умывание каждый день», которые помогли Марианне, Диме запомнить процесс умывания.
слайд 21
Для закрепления полученных знаний я организовывала сюжетно – ролевые игры с валеологической направленностью.
слайд 22
Так, например, в игре «Салон красоты» демонстрирую модели «Расти коса до пояса», дети уточняют правила ухода за волосами.
слайд 23
В уголке экспериментирования мы с ребятами исследовали снег на предмет загрязнения, а с помощью моделей «Почему мы болеем» дети знакомятся с тем, что может случиться, если есть снег. В опытно – экспериментальной деятельности дети не только закрепляют знания, развивается их мыслительная активность, дети делают выводы, касающиеся сохранения здоровья.
слайд 24
Для реализации 3 блока «Я расту здоровым » особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия имеют свою ценность только при положительной реакции детей. Ребенка надо увлечь, именно поэтому
закаливание проводила в игровой форме. Хождение по корректирующим дорожкам.
По узенькой дорожке | Тили-бом, тили-бом |
Упражнения для укрепления стопы:
1. Катание массажных мячей ступнями ног
«Еду, еду, к бабе, деду
На лошадке, в красной шапке».
2. Растирание ног о жесткий ковер.
3. Элементы самомассажа - “Покачай малышку”, “Чебурашка”, массаж лица:
«Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось
4. Раскатывание массажных мячиков (грецких орехов) между ладонями:
«Мяч, мой крошка, лежит в моей ладошке
Мяч в ладошке я катаю, свои ручки согреваю.
Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучики.
Просыпайтесь лучики,
Согревайтесь рученьки»
Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей закаливанию.
слайд 25
Важную роль играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения .
слайд 26
Большое внимание я уделяем обучению детей элементам массажа. Массаж – сам по себе не является закаливающим средством, но способен усиливать адаптацию к перепадам температуры. Самомассаж рук и ног – процедура, к которой ребенок может привыкнуть и проводить самостоятельно. Сначала – это поглаживание ладошек под потешки, разминание и растирание каждого пальчика вдоль и поперек, затем прокатывание между ладоней шестигранных карандашей, грецких орехов, массажных мячиков.
слайд 27
Диагностика показала, что в результате работы у детей повысился уровень знаний в области валеологии.
Начало учебного года высокий уровень -0 %, конец года – 26%
средний уровень -52 % конец года- 36%
низкий уровень -48% конец года – 26%
слайд 28
На начало учебного года индекс здоровья составил 20.4 %.На конец года увеличился до 84%
слайд 29
.Индекс посещаемости был 30.6% на конец года увеличился до 84 %. Дети физически развиты и очень подвижны.
слайд 30
В 2014 году дети перешли во 2 младшую группу. Были поставлены следующие задачи:
1.Формировать чувство осторожности, прививая знания основ безопасности.
2.Ознакомить со строением тела человека, с функциями основных органов,с тем, что необходимо человеку для нормального существования.
3.Дать представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма ,а какие – нет.
Чтобы научить детей личной безопасности, выработать потребность в соблюдении правил в быту или в других экстремальных ситуациях, использовала наглядный материал по основам безопасности жизнедеятельности. Д/и «Опасно не опасно» Беседовала об опасности контактов с незнакомыми людьми. Для этого использовала примеры из сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса» Обыгрывали с детьми типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми: «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет», «Хочешь руль покрутить?», «Я отведу тебя к маме». После этого обсуждали и приходили к единому мнению о правильных поступках или как не надо поступать в той или иной ситуации. Так как животные окружают нас повсюду объясняла детям, что кормить бездомных собак и кошек можно но нельзя их трогать руками, потому что каждое животное обладает своим характером, поэтому игры с животными могут привести к травмам и укусам.
слайд 31
Потенциальную опасность для детей представляют (спички, газовые плиты, электрические розетки) используя наглядный материал (плакаты, иллюстрации из книг, набор открыток «01») объясняла детям, что ни при каких обстоятельствах не должны сами зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электроприборам. Здесь также использовала художественное слово «Кошкин дом» С. Маршака и т.д.
слайд 32
Во время бесед по правилам дорожного движения, знакомила детей с правилами поведения на улице, закрепляли с детьми знания перехода улицы по «зебре», глядя на светофор. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Закрепляли представления детей о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме.
При знакомстве с частями тела человека обращала внимание детей на то, что тело устроено так , чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова вверху (в самом надежном месте); руки на пол пути (ими удобно пользоваться и вверху и внизу); ноги длинные крепкие (удерживать и передвигать все тело); в самом низу ступни (опора). Старалась подвести детей к пониманию того , что люди должны заботиться о своем теле. Каждая беседа практически закреплялась в повседневной жизни детей; режимных моментов, например: при одевании на улице проговаривала «завязывайте хорошо шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки ноги и.т.д.. Во время проведения режимных моментов обращала внимание детей на их самочувствие, внутреннее ощущение, свидетельствующие о чувстве голода, жажды, усталости, рассказывала о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь отдохнуть).
слайд 33
Традиционно использую различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения. Использую эмоционально привлекательные формы их проведения: музыкальное сопровождение, движение в образе (прыгаем как зайчики; убыстряем темп: за деревьями показалась лисичка), обращаю внимание детей на красоту и совершенство человеческого тела, на получение удовольствия от движения.
слайд 34
Беседовали о пользе и вреде продуктов. Реализовала проект «Лучок на окне»
Еще одно из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы, в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Чтобы научить детей выходить из конфликтной ситуации не доходя до силового решения. Предлагала детям как можно точнее сформулировать проблему, назвать причину ссоры и предложить свой способ решения конфликта. Для профилактики возникновения конфликтов проводили , беседы «Правила поведения в детском саду», дидактические игры» Что такое хорошо – что такое плохо.
слайд 35
В работе с родителями использовала «Уголок здоровья» где помещала рекомендации ,консультации ,папки-передвижки
слайд 36
В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною используются такие здоровьесберегающие технологии:
1.Змановский Ю.Ф. «Здоровый дошкольник» социально-оздоровительная, технология 21 века.
2.Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка. А.А.Уманская, М.Ю. Картушина
3.Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
4.В.Ф.Базарный Гимнастика для глаз
5.А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика
слайд 37
Об эффективности разработанных мной мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников.
Начало учебного года высокий уровень -0 %, конец года – 0%
средний уровень -10 % конец года- 85%
низкий уровень -80% конец года – 15%
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
отчет | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчет по теме самообразования
«Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности»
Актуальность.
(слайд 1)
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.
(слайд 2)
Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ - это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни?
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.
Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
(слайд4)
Задачи Педагогической валеологии
- Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
- Работа с педагогическим составом образовательного учреждения.
- Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.
- Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
С 2010 года я решила взять тему по самообразованию «Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности»
– "Валеология" отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни. Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Дети много болеют, происходит снижение иммунитета. Поэтому, я захотела поработать глубже над этой темой. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет?Это только часть вопросов, которые задает ребенок. Ответить самостоятельно на них, он не может, ребенку нужна помощь взрослого.
Свою работу по теме «Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности», я начала со старшего возраста.
(слайд5)
Прежде, чем приступить к работе с детьми старшего дошкольного возраста по своей теме я изучила и проанализировала следующую научно - методическую литературу:
1 М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим»
2 М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья»
3 Н. И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ»
4 Т. С. Никанорова «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников»
5 Г. И. Кулик «Школа здорового человека»
(слайд6)
Свою работу по выявлению знаний у детей привычек здорового образа жизни я начала с проведения диагностики. в ходе наблюдений и бесед с детьми я выявила следующие представления детей о здоровье и здоровом образе жизни:
- дети имеют неточные, расплывчатые, малодифференцированные, в некоторых случаях, даже ошибочные представления о человеке, об организме, о своем здоровье, о способах улучшения здоровья;
- многие дети самостоятельно не придерживаются гигиенических правил (не моют руки, не следят за своей одеждой, не носят носовых платков и т.д.), а только выполняют под руководством воспитателя;
- дети не проявляют заботу к своему здоровью, многие кричат, неправильно одеваются, часто забывают надеть тёплые вещи, не осознавая последствий такого поведения;
- в разговоре о том, как улучшить своё здоровье, большинство детей отвечают, что надо пить таблеточки и сиропы. Единицы называют занятия физкультурой, зарядку, закаливание. Это связано с тем, что многие родители не формируют у детей потребности быть здоровыми, просто лечат их, когда возникает необходимость;
(слайд7)
- в начале года я провела опрос среди родителей на тему исследования. Анкета показала низкий уровень активности родителей. Многие не придерживаются режима дня дошкольника, большинство знают распространенные способы защиты организма, но на практике мало используют, объясняя это нехваткой времени и сил. А если и делают, то от раза к разу, не придерживаясь системы.
(слайд 8)
Исходя из данных диагностического обследования, я и построила свою дальнейшую работу с детьми.
Я поставила целью своей работы:
Воспитание валеологической культуры и приобщение детей к здоровому образу жизни, т. к. ребёнок не сможет самостоятельно заботиться о своём здоровье, пока не узнает строение своего организма и не научится заботиться сам о себе.
Для достижения своей цели я определила следующие задачи:
1. Формировать понятие о человеке, как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
2. Знакомить с особенностями строения человека.
3. Формировать элементарные представления о работе собственного организма.
4. Сформировать чувство осторожности, прививая знания основ безопасности.
5. Использовать в разных сферах детской деятельности информацию, направленную на формирование привычки здорового образа жизни.
6. Воспитать у ребёнка желание заботиться о себе, о своём организме и о здоровье в целом.
(слайд 9)
Реализацию этих задач я провожу по следующим направлениям:
1. Специально-разработанная система педагогической работы с детьми
2. Создание развивающей среды, способствующей формированию привычки к здоровому образу жизни.
3. Работа с родителями.
(слайд 10)
1. Мною разработан перспективный план по формированию привычки к здоровому образу жизни и по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников
. Он делится на две основные темы:
«Познай себя»
«Береги себя сам»
Основной формой деятельности дошкольника является игра, поэтому в совместной деятельности с детьми я использую различные игры: «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Съедобное - несъедобное», «Что будет если? », «Хорошо - плохо», «Что тебе сказали руки? »и т. д.
В своей практике я широко использую темы «Зачем нужны части тела? », «Кто друзья, а кто враги нашего организма? », «Как мы понимаем друг друга», «Как мы узнаём, что перед нами? ».
Для того, чтобы детям было проще их понять изготовлены информационные листы «Витамины – наши друзья», альбом «Наши помощники- органы чувств» .
В совместной деятельности с детьми я провожу беседы:
-«Откуда берётся и куда девается мусор? »
-«Витамины наши помощники»
-«Для чего нам мыло? »
-«Почему мы чистим зубы? »
-«Что нужно сделать, чтобы не заболеть? »
-«Что вокруг нас может быть опасным? »,
наблюдения:
-«Как правильно мыть посуду? »
-«За посадкой и ростом овощей»
-«У нас во дворе»
-«Откуда в снежках грязь? »,
Мы обыгрываем ситуации на близкие детям темы:
-«Заболела голова, что нужно делать? »
-«Если появился насморк»
-«Зачем одевать перчатки? »
-«Почему ноги должны быть в тепле? »
(слайд 11)
Для закрепления знаний, полученных в процессе образовательной деятельности и через совместную деятельность с детьми, воспитателями была создана соответствующая предметно-развивающая среда. В группе имелись :
-физкультурный уголок с атрибутами необходимыми для общеразвивающих упражнений и нетрадиционными атрибутами из бросового материала.
-Познавательный уголок по валеологии с дидактическими играми, пособиями, альбомами, папками-передвижками.
Уголок тренажёров, в котором находятся диск «здоровье», массажёр для спины, изготовленный из бросового материала, массажер для глаз «ловишка мяча», офтальмотренажёр, тренажёр для дыхательного аппарата «прокати шарик», дорожки «здоровья»для укрепления мышц стопы.
-Зелёная аптека, включающая в себя «огород на окне», где выращивался петрушка, лук.
-Набор масел для аромотерапии (пихтовое, мандариновое, сосновое, можжевеловое)
Для оздоровления детей обучали их приёмам точечного массажа и дыхательной гимнастики.
(слайд 12)
Создавая развивающую среду по формированию привычки к здоровому образу жизни, мы учили детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья.
(слайд 13)
Совместно с папами проводили спортивные мероприятия..
(слайд 14)
В 2011 году участвовали в конкурсе «Уголок здоровья»,где заняли
1 место.
Апрель 2011г. Конкурс «Наглядное пособие по валеологии» заняли 2 место.
(слайд 14)
Май 2011 г.Реализован проект «Наш выбор здоровье»
(слайд 15)
(слайд 16)
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области валеологии. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов и формированию валеологической и физической культуры в своей семье.
(слайд 17
В 2013 году набрала детей первой младшей группы .
В период адаптации я подробно знакомилась и узнавала ребенка и его родителей. Изучала особенности его психического и физического развития. Пыталась отследить, какие привычки сформировались у ребенка в семье. Во что он любит играть, каковы его потребности и возможности, в чем своеобразие его личности. Через индивидуальные беседы с родителями выясняю все тонкости касающиеся здоровья и привычек ребенка.
После того как все дети адаптировались, мной была проведена стартовая диагностика, цель которой: уточнить овладение детьми практических умений основ гигиенической культуры.
Основным методом стартовой диагностики стало наблюдение за детьми в процессе: умывания, одевания, подготовка ко сну, закаливания.
Исходя из данных диагностического обследования, я и построила свою дальнейшую работу с детьми.
Я поставила целью своей работы:
Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста и определила следующие задачи:
1Дать первоначальные простейшие представления о здоровом образе жизни;
2. Формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке ;
3. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам укрепления здоровья детей.
По результатам диагностики и с учетом реализации задач я разработала перспективный план по валеологическому воспитанию по 3 темам
☹
слайд 18
Блок «Я - человек»
Блок «Я осваиваю гигиену и этикет»
Блок «Я расту здоровым»
Для реализации 1 блока «Я - человек» я использовала
Дидактические игры:
1. Кто это.
2. Найди себя на фотографии.
3. Чем, похоже, мы и куклы.
4. Найди на картинке девочек и мальчиков.
5. Что умеют наши руки .и т.д.
Пальчиковые игры и упражнения:
1. Сорока – белобока.
2. Мальчик с пальчик, где ты был.
3. Подружим пальчики.
4. Дружная семья.
Так же реализовала проект «Я мальчик, я девочка»
слайд 20
Для реализации 2 блока «Я осваиваю гигиену и этикет» большое значение в работе с детьми, я уделяла воспитанию гигиенической культуры. От выполнения детьми необходимых гигиенических норм и правил зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей ежедневной потребностью. На занятии «Водичка, водичка, умой мое личико» даю знания о необходимости соблюдения правил личной гигиены, профилактике инфекционных заболеваний. Знакомимся и обговариваем модели «Умывание каждый день», которые помогли Марианне, Диме запомнить процесс умывания.
слайд 21
Для закрепления полученных знаний я организовывала сюжетно – ролевые игры с валеологической направленностью.
слайд 22
Так, например, в игре «Салон красоты» демонстрирую модели «Расти коса до пояса», дети уточняют правила ухода за волосами.
слайд 23
В уголке экспериментирования мы с ребятами исследовали снег на предмет загрязнения, а с помощью моделей «Почему мы болеем» дети знакомятся с тем, что может случиться, если есть снег. В опытно – экспериментальной деятельности дети не только закрепляют знания, развивается их мыслительная активность, дети делают выводы, касающиеся сохранения здоровья.
слайд 24
Для реализации 3 блока «Я расту здоровым » особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия имеют свою ценность только при положительной реакции детей. Ребенка надо увлечь, именно поэтому
закаливание проводила в игровой форме. Хождение по корректирующим дорожкам.
По узенькой дорожке | Тили-бом, тили-бом |
Упражнения для укрепления стопы:
1. Катание массажных мячей ступнями ног
«Еду, еду, к бабе, деду
На лошадке, в красной шапке».
2. Растирание ног о жесткий ковер.
3. Элементы самомассажа - “Покачай малышку”, “Чебурашка”, массаж лица:
«Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось
4. Раскатывание массажных мячиков (грецких орехов) между ладонями:
«Мяч, мой крошка, лежит в моей ладошке
Мяч в ладошке я катаю, свои ручки согреваю.
Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучики.
Просыпайтесь лучики,
Согревайтесь рученьки»
Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей закаливанию.
слайд 25
Важную роль играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения .
слайд 26
Большое внимание я уделяем обучению детей элементам массажа. Массаж – сам по себе не является закаливающим средством, но способен усиливать адаптацию к перепадам температуры. Самомассаж рук и ног – процедура, к которой ребенок может привыкнуть и проводить самостоятельно. Сначала – это поглаживание ладошек под потешки, разминание и растирание каждого пальчика вдоль и поперек, затем прокатывание между ладоней шестигранных карандашей, грецких орехов, массажных мячиков.
слайд 27
Диагностика показала, что в результате работы у детей повысился уровень знаний в области валеологии.
Начало учебного года высокий уровень -0 %, конец года – 26%
средний уровень -52 % конец года- 36%
низкий уровень -48% конец года – 26%
слайд 28
На начало учебного года индекс здоровья составил 20.4 %.На конец года увеличился до 84%
слайд 29
.Индекс посещаемости был 30.6% на конец года увеличился до 84 %. Дети физически развиты и очень подвижны.
слайд 30
В 2014 году дети перешли во 2 младшую группу. Были поставлены следующие задачи:
1.Формировать чувство осторожности, прививая знания основ безопасности.
2.Ознакомить со строением тела человека, с функциями основных органов,с тем, что необходимо человеку для нормального существования.
3.Дать представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма ,а какие – нет.
Чтобы научить детей личной безопасности, выработать потребность в соблюдении правил в быту или в других экстремальных ситуациях, использовала наглядный материал по основам безопасности жизнедеятельности. Д/и «Опасно не опасно» Беседовала об опасности контактов с незнакомыми людьми. Для этого использовала примеры из сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса» Обыгрывали с детьми типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми: «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет», «Хочешь руль покрутить?», «Я отведу тебя к маме». После этого обсуждали и приходили к единому мнению о правильных поступках или как не надо поступать в той или иной ситуации. Так как животные окружают нас повсюду объясняла детям, что кормить бездомных собак и кошек можно но нельзя их трогать руками, потому что каждое животное обладает своим характером, поэтому игры с животными могут привести к травмам и укусам.
слайд 31
Потенциальную опасность для детей представляют (спички, газовые плиты, электрические розетки) используя наглядный материал (плакаты, иллюстрации из книг, набор открыток «01») объясняла детям, что ни при каких обстоятельствах не должны сами зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электроприборам. Здесь также использовала художественное слово «Кошкин дом» С. Маршака и т.д.
слайд 32
Во время бесед по правилам дорожного движения, знакомила детей с правилами поведения на улице, закрепляли с детьми знания перехода улицы по «зебре», глядя на светофор. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Закрепляли представления детей о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме.
При знакомстве с частями тела человека обращала внимание детей на то, что тело устроено так , чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова вверху (в самом надежном месте); руки на пол пути (ими удобно пользоваться и вверху и внизу); ноги длинные крепкие (удерживать и передвигать все тело); в самом низу ступни (опора). Старалась подвести детей к пониманию того , что люди должны заботиться о своем теле. Каждая беседа практически закреплялась в повседневной жизни детей; режимных моментов, например: при одевании на улице проговаривала «завязывайте хорошо шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки ноги и.т.д.. Во время проведения режимных моментов обращала внимание детей на их самочувствие, внутреннее ощущение, свидетельствующие о чувстве голода, жажды, усталости, рассказывала о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь отдохнуть).
слайд 33
Традиционно использую различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения. Использую эмоционально привлекательные формы их проведения: музыкальное сопровождение, движение в образе (прыгаем как зайчики; убыстряем темп: за деревьями показалась лисичка), обращаю внимание детей на красоту и совершенство человеческого тела, на получение удовольствия от движения.
слайд 34
Беседовали о пользе и вреде продуктов. Реализовала проект «Лучок на окне»
Еще одно из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы, в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Чтобы научить детей выходить из конфликтной ситуации не доходя до силового решения. Предлагала детям как можно точнее сформулировать проблему, назвать причину ссоры и предложить свой способ решения конфликта. Для профилактики возникновения конфликтов проводили , беседы «Правила поведения в детском саду», дидактические игры» Что такое хорошо – что такое плохо.
слайд 35
В работе с родителями использовала «Уголок здоровья» где помещала рекомендации ,консультации ,папки-передвижки
слайд 36
В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною используются такие здоровьесберегающие технологии:
1.Змановский Ю.Ф. «Здоровый дошкольник» социально-оздоровительная, технология 21 века.
2.Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка. А.А.Уманская, М.Ю. Картушина
3.Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
4.В.Ф.Базарный Гимнастика для глаз
5.А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика
слайд 37
Об эффективности разработанных мной мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников.
Начало учебного года высокий уровень -0 %, конец года – 0%
средний уровень -10 % конец года- 85%
низкий уровень -80% конец года – 15%
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум на тему: " Приобщение детей к народной культуре через разные виды деятельности"
Краткий план мероприятия с участием педагогов....
Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Отчет по самообразованию Тема: «Патриотическое воспитание в старшей группе через разные виды деятельности» 2020-2021г
Самообразование воспитателя...
Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»
формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...
Отчет по самообразованию «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
АктуальностьДвижения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов...
Выступление на педчтениях на тему: Развитие основ патриотизма через разные виды деятельности у детей среднего возраста".
Материал для педагогов и родителей. Представление личного опыта....
Отчет по самообразованию за 2022-2023 уч. год Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
Отчёт по самообразованию на тему : "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности" за 2022-2023 учебный год....