Методическая разработка раздела физическая культура общеобразовательной программы. Тема: «Физкультурные досуги»
методическая разработка по физкультуре на тему
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных соревнований, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- творчество и смекалку, третьи- воображение и память, но объединяет их все общая задача- воспитание у детей потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dosugi.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Калинихинский детский сад № 6 «Березка»
Методическая разработка раздела физическая культура
общеобразовательной программы.
Тема:
«Физкультурные досуги»
Выполнила:
Инструктор по физической
культуре МКДОУ №6 «Березка»
Чичина Ирина Федоровна
I. Пояснительная записка
Наш детский сад работает по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией: М.А. Васильевай, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
В данной программе раздел «физическое воспитание» разработан Э.Я. Степаненковой.
Цель раздела: Воспитание здорового жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка.
Актуальность
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных соревнований, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- творчество и смекалку, третьи- воображение и память, но объединяет их все общая задача- воспитание у детей потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.
Принципы физического воспитания.
Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются его закономерности, правила и требования, предъявляемые к педагогу, определяет деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоничному развитию.
- Принцип осознанности- направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм.
- Принцип активности – предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип систематичности и последовательности- обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима.
- Принцип повторения двигательных навыков - является одним из важных. Только в результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип наглядности, соблюдение которого, необходимо для связи чувствительного восприятия с мышлением.
- Индивидуализации - предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.
- Доступности и индивидуализации - имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка.
Психолого - педагогическая характеристика детей 6-7 лет.
В подготовительной группе игровая деятельность детей достигает своего максимального развития. У дошкольников происходит формирование мотивации к учебной деятельности и интеллектуальной готовности к школе, что предполагает определенный уровень познавательного развития(восприятие, воображение , мышление, память).
Развитие мышления в данном возрасте определяется доминированием наглядно-образного мышления и переходом к словесно-логическому. Дети уже свободно применяют схематизированные образы. В этом возрасте должна быть достигнута высокая степень произвольности поведения, что предполагает умение слушать обращение взрослого, выделять его из ситуации и подавлять в себе ситуативное поведение.
На седьмом году жизни продолжается личностное развитие дошкольников. Происходит развитие самосознания ребенка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношение к нему других людей.
II. Цели и задачи раздела.
Цель: Формирование у детей интереса, ценностного отношения к физической культуре, гармоничное физическое развитие через досуговую деятельность.
Задачи
Оздоровительные:
- укреплять здоровье ребенка,
- формировать осанку,
- способствовать гармоничному психоматическому развитию и совершенствованию функций организма,
- развивать творчество через двигательную деятельность.
Образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки,
- способствовать развитию психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость),
- развивать двигательные способности (функции равновесия, координации движений).
Воспитательные:
1. Направленные на формирование основ физической культуры
- потребности в ежедневных физических упражнениях,
- навыков рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности,
- выразительность движения и творчество,
- навыков самоорганизации, взаимопомощи.
2. Направленные на формирование положительных черт характера (организованность, скромность, отзывчивость, чувство собственного достоинства, справедливость, умение заниматься в коллективе, ответственность);
волевых качеств (смелость, решительность, уверенность, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание).
III. Ожидаемые результаты.
В результате освоения детьми раздела «Физическая культура» общеобразовательной программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка:
1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:
-сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
-соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2.Любознательный, активный:
-способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
-в случаях затруднения обращается за помощью к взрослому.
-принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3.Эмоционально отзывчивый:
-откликается на эмоции близких людей и друзей.
-сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками:
-адекватно использует вербальные и невербальные средства общения.
-способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
-поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
-способен планировать свои действия, направленные на достижение своей цели.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
-может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения проблемы.
-способен предложить собственный замысел и воплотить его.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
-имеет представления о разных видах спорта.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
-умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и исполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками:
-у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
IV. Технологии, методы, формы организации деятельности воспитанников.
Технологии:
- Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева О.И. «Спортивные праздники и развлечения». М., 2001г.
- Подольская Е.И. Сценарии спортивных праздников и мероприятий. М., 2009г.
- Васюкова В.И. Физкультурные развлечения. 1984год.
- Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Волгоград., Учитель., 2006г.
Методы:
Методы обучения
- Информационно-рецептивный метод выражается во взаимозависимости совместной деятельности педагога и ребенка. Он позволяет педагогу четко, конкретно, образно донести знания до ребенка, а ребенку – осознано их запомнить и воспринять.
- Репродуктивный метод обеспечивает полноценное усвоение двигательных действий. Реализуя его, педагог продумывает систему физических упражнений, направленных на воспроизведение известных ребенку действий, которые сформировались в результате применения информационно- рецептивного метода.
- Метод проблемного обучения, в основе которого лежат законы развития человеческого мышления, опыт познавательной творческой деятельности. Перед ребенком ставится проблема, которую он должен самостоятельно решить.
Специфические методы
- Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая состоит:
- в точно предписанной программе движений (техника движений, порядок их выполнения, изменения и связи друг с другом);
- в точном нормировании нагрузки и ее динамическом изменении по ходу упражнения, а так же в нормировании интервалов отдыха и их чередовании с нагрузками;
- в создании внешних условий облегчающих управление действиями ребенка;
2. Игровой метод- дает возможность совершенствовать двигательные навыки, самостоятельные действия, проявления творчества.
3. Соревновательный метод – используется во всех возрастных группах. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, развивать творчество.
Общедидактические методы обучения.
- Наглядные методы, формируют представление о движении, чувственное восприятие, двигательное ощущения, развивают сенсорные способности.
- Вербальный (словесные) методы – активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях.
- Практические методы (упражнения).
Формы организации двигательной деятельности воспитанников в ДОУ:
1. НОД по физическому развитию - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.
2. Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка в детском саду.
3. Физкультминутки - кратковременное физическое упражнение, проводящееся в процессе занятий требующих интеллектуального напряжения.
4. НОД по физической культуре в индивидуальной форме.
5. Активный отдых детей (физкультурный досуг, физкультурный праздник, дни здоровья, неделя здоровья).
Формы организации обучения (по количеству обучающихся).
- Фронтальный - направлен на одновременное, осознанное выполнение двигательных действий всеми участвующими в этом процессе детьми;
- Групповой – дает небольшой группе детей возможность самостоятельно упражняться в знакомых движениях.
- Индивидуальный – позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему задание.
V. Структура содержания раздела «Физкультурные досуги»
Содержание:
Введение
I . Физкультурно - массовые мероприятия в детском саду
II . Роль физкультурно- массовых мероприятий в физическом воспитании ребенка.
III. Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха детей.
- Общая характеристика физкультурного досуга.
- Подготовка к физкультурно-массовому мероприятию.
- Основные задачи физкультурных досугов.
- Организация физкультурного досуга в детском саду.
- Планирование физкультурных досугов.
- Варианты физкультурных досугов.
- Музыкальное сопровождение физкультурных досугов.
- Методика проведения физкультурных досугов в младшем, среднем и старшем возрасте.
Заключение
Приложение: проект и конспекты.
Введение
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо развитым физически. На ряду, с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворение потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремиться к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако, постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер: хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движение оказывают всестороннее влияние на организм человека и это влияние неизмеримо выше для растущего детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в тоже время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно - двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость организма ребенка к заболеваниям. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко на случаен, дошкольный период жизни – важный этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.
Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.
Если несколько лет назад мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а так же мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей.
Благоприятное воздействие на организм ребенка оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Как при гиподинамии (низкой двигательной активности), так и при гинеркинезии (чрезмерно высокой, интенсивной двигательной активности) нарушается принцип оптимальной физической нагрузки, что может привлечь за собой целый ряд негативных проявлений в развитии различных систем и функций организма ребенка.
Совершенствование двигательной активности и самостоятельности осуществляется путем организации различных форм работы по физическому воспитанию детей. Это и физкультурные занятия, и подвижные игры, и физкультурные паузы, и самостоятельные физические упражнения – игры в повседневной жизни, физкультурные развлечения, досуги и праздники. Каждая из этих форм выступает самостоятельно, и вместе с тем все они тесно связаны между собой и составляют единую систему мероприятий, дающих возможность судить об усвоении детьми учебного материала и об умении его использовать в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях. Способность вовремя принять решение; самостоятельно выбрать способ движения, быстро сориентироваться в пространстве, действовать решительно и результативно- вот основы двигательной самостоятельности.
- Физкультурно-массовые мероприятия в детском саду.
Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Однако физкультурные занятия, предусмотренные программами физического воспитания дошкольников, не могут восполнить дефицит их двигательной активности. Таким образом, возникает необходимость введения различных форм физической реакции в образовательный процесс.
Реакционная физическая деятельность осуществляется как в свободное, так и в специально отведенное время, основывается на свободе выбора видов, форм, средств, содержания занятий, свободе выбора партнеров. Основная направленность данной деятельности не на результат, а на процесс, получения удовольствия от процесса занятий.
Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и таким образом получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении. Занятия физическими упражнениями, как правило, очень эмоциональны. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость.
Двигательная деятельность в рамках физической рекреации хоть и не преследует цель достижения высоких спортивных результатов, тем не менее, включает в себя элементы соревновательности, соперничества, дает элементарные знания по различным видам спорта. Массовые физкультурные мероприятия представлены в дошкольном учреждении физкультурными досугами, развлечениями, праздниками. Они носят, как правило, эпизодический характер, проводятся с неоднородным, периодически меняющимся контингентом с охватом воспитанников всего дошкольного учреждения. Главным их признаком является простота правил и условий участия, доступность содержания каждому участнику независимо от его подготовленности.
Красочность внешнего вида оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Поэтому проведение их чаще всего становиться традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения.
II . Роль физкультурно- массовых мероприятий в физическом воспитании ребенка.
«Берегите здоровье смолоду!»- это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Действительно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- смекалку, третьи- воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.
Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, к у уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а так же обучение их доступным двигательным умениям.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.
Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
При организации и проведении досугов и развлечений дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их, так как дети без суеты, спокойно, уверенно, выполняют задания.
III. Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха детей.
- Общая характеристика физкультурного досуга.
Физкультурный досуг- одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга – это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывает благоприятное воздействие на на организм ребенка. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей выносливости, смекалки, ловкости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту, здоровому образу жизни.
- Подготовка к физкультурно-массовому мероприятию –
это разработка сценария, распределение ролей, подбор музыкального сопровождения, оформление места проведения, изготовление эмблем, приглашений. Сценарий составляют в соответствии с требованиями программы обучения, возрастными особенностями детей, их двигательным опытом, задачами последующего обучения. Составляя сценарий, необходимо придерживаться следующих правил:
- Начало физкультурного досуга или праздника должно быть ярким, торжественным, с постепенным развертыванием сюжета, нарастанием эмоционального подъема.
- Необходимо обеспечить чередование нагрузок разной интенсивности на протяжении всего мероприятия: подвижные игры, эстафеты разумно сочетать с более спокойными видами деятельности, с активным отдыхом. Любое физкультурно-массовое мероприятие должно быть насыщенно действиями, обеспечивающими достаточную нагрузку, проходить без длительных пауз, траты времени на организацию.
- Содержание игр и упражнений должно соответствовать времени года, погоде и возрасту детей.
- Следует предусмотреть варианты постепенного усложнения знакомых детям упражнений, подвижных игр, с включением новых атрибутов, персонажей.
- Оборудование, инвентарь, предметы окружающей среды должны использоваться рационально.
- Нужно тщательно продумывать музыкальное оформление для каждого вида движения: разминки, эстафеты, появления сказочного персонажа, награждения.
- Сценарий должен предусматривать активное участие детей, для чего целесообразно использовать разные способы их организации.
- Следует обозначить порядок подведения итогов конкурсов, поощрение участников.
- Основные задачи физкультурных досугов.
Главная цель физкультурных досугов и развлечений – удовлетворить природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой. Достижение этой цели включает решение оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.
К оздоровительным задачам относятся охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие, закаливание, совершенствование функций организма, повышение активности и работоспособности, создание бодрого и жизнерадостного настроения.
Образовательные задачи включают закрепление, совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и выразительности двигательных действий, формирование основ праздничной культуры.
Решение воспитательных задач направлено на формирование у детей стремления к систематическим занятиям физкультурой, потребности в здоровом образе жизни.
- Организация физкультурного досуга в детском саду.
Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводиться 1-2 раза в месяц, начиная со второй младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время, в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня.
Физкультурные досуги проводят как на воздухе, так и в помещении. При организации физкультурных досугов важно учитывать климатические условия, природные факторы и особенности сезона. Длительность досуга колеблется от 20 до 50 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.
Младших дошкольников еще затрудняют совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп (например, старшая и подготовительная группы).
- Планирование физкультурных досугов.
В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются физкультурные досуги. Намечается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досугов инструктор по физической культуре должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, из опыта, подготовленности. В связи с тем, что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличии от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения включенные в физкультурный досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка. Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия.
Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введение персонажа, получение письма от кого-либо с заданиями, вручение маленьких подарков, призов).
При планировании физкультурных досугов и развлечений нужно подобрать упражнения, подвижные игры, конкурсы, эстафеты строго дозируя нагрузку. В схематичном плане физкультурно-развлекательного мероприятия можно условно выделить три части: подготовительную, основную и заключительную.
Задачи подготовительной части: организовать детей и психологически настроить их на предстоящую деятельность- пробудить интерес, создать праздничную атмосферу; разогреть мышцы, сделать подвижными суставы.
В ходе основной части закрепляют и совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают их физические качества, тренируют различные мышечные группы, продолжают учить согласовывать свои движения с движениями других детей.
Заключительная часть строится так, чтобы дети постепенно вернулись в спокойное состояние (нормализация пульса, поддержание положительных эмоций, бодрого, жизнерадостного настроения).
Содержание подготовительной части составляют обще развивающие упражнения (ОРУ). Они призваны подготовить организм к предстоящей нагрузке, повысить его работоспособность. ОРУ можно заменить музыкально-ритмической композицией или игрой средней подвижности.
Содержание основной части разнообразно – это и ранее озвученные движения, эстафеты, подвижные игры, встречи со сказочными героями, зрелищные спортивные номера, хороводы, стихи, загадки, викторины. Подвижные игры и эстафеты особенно любимы детьми, требуют находчивости и смекалки, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки. При подборе игр-эстафет не рекомендуется включать кувырки на скорость, бег по узкой опоре, спуск с каната на скорость и другие подобные упражнения. Кроме того, необходимо принять меры предосторожности, исключающие возможность травматизма. При делении на команды(10-12 детей) нужно стараться, чтобы не было заведомо сильной или слабой.
В содержании заключительной части обычно включают малоподвижные игры, танцы со сказочными персонажами, подведение итогов, при этом поощряют правильное выполнение заданий, четкие действия, честность. При оценке коллективных упражнений в играх- эстафетах необходимо отметить успехи всех команд и стремление каждого участника внести вклад в общую победу. Это необходимо для воспитания чувства товарищества, ответственности, дружелюбия. Команды награждаются грамотами по номинациям: «Самая дружная команда», «Самая быстрая команда», «Самая ловкая команда» и т.д. Все участники получают памятные подарки (медали, значки, календарики, блокноты и др.) Можно сфотографировать всех участников мероприятия.
- Варианты физкультурных досугов.
Физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции. Рассмотрим несколько вариантов.
Первый вариант.
Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности. Например: «Море волнуется», «Сделай так», «Ручеёк», «Светофор» и т.д. В них детям предлагается возможность проявить свою фантазию.
Затем дети участвуют в аттракционах, выполняя двигательные задания в игровой форме (содержание может быть подобрано с учетом уровня двигательной активности). Так детям с высоким уровнем двигательной активности предлагают игры-упражнения на равновесие- «Пройди, не упади! –и на внимание- «Помни имя свое», «Собери предметы парами», «будь внимателен». Детям с низкой активностью- игры и упражнения на быстроту реакции и развитие ловкости- «Займи свой домик», «Удочка», «Перебежки», «Догони меня». После небольшого отдыха (в течении 4-5минут) детям предлагаются игры-эстафеты соревновательного характера:
«Кто первый построит пирамиду»,
«Найди себе пару»,
«Бег в мешках»,
«Веревочка»,
«Перетягивание каната» и др.
В конце физкультурного досуга проводятся игры меньшей степени интенсивности, например:
«Узнай по голосу»,
«Ручеек»,
«Карусель»,
«Найди и промолчи»,
«Яблочко»,
Народные игры.
Второй вариант.
(Для старшего дошкольного возраста.)
Физкультурный досуг может быть составлен из элементов спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков.
Проведение этого досуга предусматривает дифференцированный подход к участникам. Так детям с высоким и средним уровнем двигательной активности и хорошей физической подготовкой предлагаются более сложные элементы спортивных игр, с достаточно высокой физической нагрузкой. Детям с низким уровнем двигательной активности и с отставанием в развитии моторики можно дать более простые задания с постепенным увеличением физической нагрузки.
Дети выходят на спортивную площадку, приветствуют друг друга и строятся в две колонны (команды). Далее- приветствие капитанов. Судья (воспитатель или инструктор по физической культуре) дает задание. Для первой команды (детям с высоким и средним уровнем двигательной активности) –отбивать мяч с проведением вперед на расстоянии 4-5 метров, стараясь не потерять его; подбрасывать и ловить мяч 10 раз подряд. Для второй команды (с низким уровнем двигательной активности) – отбивать мяч немного продвигаясь вперед и стараясь не потерять его; бросать мяч в корзину любым способом.
Третий вариант.
Содержание третьего варианта физкультурного досуга включает: бег, прыжки, метание, лазанье, ползанье на четвереньках, езду на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку.
В основу таких досугов положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Четвертый вариант.
Физкультурный досуг «Веселые старты». Такой досуг составляют в основном из игр-эстафет, хорошо знакомых детям.
Для первой подгруппы (с высоким уровнем двигательной активности) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности исполнения. Например, игра-эстафета «Построй пирамиды» : дети строятся в две колонны (команды), первый ребенок по сигналу взрослого бежит в конец площадки (один в левый угол, другой в правый угол) до обозначенных мест, где лежат большие кубы. Смотрит на рисунок, находящийся возле куба, берет из корзины (стоящей рядом) маленький кубик определенного цвета- в соответствии с рисунком ставит его на большой куб и бежит обратно в конец своей колонны, при этом дотрагивается рукой до следующего участника команды, передав ему эстафету. Каждый последующий кубик нужно поставить так, чтобы получилась пирамида, изображенная на рисунке. Выигрывает та команда, которая правильно построит пирамиду.
Для второй подгруппы с низким уровнем двигательной активности предлагается более простая эстафета «Кто быстрее прокатит мяч». Дети строятся в две колонны (команды). Первый ребенок в каждой команде стоит у линии старта с мячом (весом 0,5 кг), по сигналу воспитателя прокатывает мяч по узкой дорожке, выложенной из палок, до противоположной стороны площадки, догоняет его, ударяет мячом о стенку и бежит с ним к своей команде, передает мяч следующему участнику команды и встает в конец колонны. Следующий ребенок выполняет те же действия. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание. Игры-эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ними необходимо делать перерыв (5-7минут), в это время предложить детям загадки, пословицы, считалки.
Пятый вариант.
Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. Он развивает у детей творческую инициативу, воображение, эмоциональную отзывчивость. Вначале дети выполняют произвольные движения с лентами, скакалками или обручами под музыку. Можно составить и музыкальную композицию. Через 10-15 минут звучит музыкальный сигнал, дети убирают пособия на место и встают в круг на расстоянии вытянутых рук. В центре круга – взрослый с мячом, он быстро передвигается по кругу и бросает мяч ребенку. Называя какое-либо имя. Если это его имя, то он ловит мячи и встает на место взрослого, а если это другое имя, то ребенок не должен ловить мяч. После игры взрослый предлагает послушать мелодичную музыку. Дети слушают музыку сидя на полу. После прослушивания музыки(2-3минуты) педагог предлагает придумать композицию или разные произвольные движения. Дети двигаются под музыку (можно предложить фрагмент из разученного на занятиях музыкально-ритмического комплекса: «Танец петушков», «Танец пингвинов», «Танец медвежат»). Такой досуг развивает творчество, инициативу, а так же красоту, грациозность и выразительность движений.
Шестой вариант.
Физкультурный досуг, цель которого- решение задач по обучению спортивному ориентированию.
Спортивным ориентированием называют умение быстро передвигаться по незнакомой местности с помощью карты и компаса. Для проведения этого вида физкультурного досуга необходима большая предварительная работа. Процесс обучения детей старшего дошкольного возраста элементам спортивного ориентирования можно условно разделить на несколько этапов.
- Этап.
На различных занятиях (ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, изодеятельность, занятия по физической культуре) дети овладевают пространственной ориентацией, учатся ориентироваться на карте, а так же у них формируются умения и навыки основных движений, развивается самостоятельность.
- Этап обучения- применение полученных знаний в различных условиях и ситуациях.
Так, во время проведения физкультурных досугов дети могут закреплять умение ориентироваться в пространстве, находить свое местонахождение и местонахождение различных предметов по карте (можно использовать компас).
- Этап обучения детей элементам спортивного ориентирования включает подготовку физкультурного праздника и проведения его в рамках недели здоровья. Физкультурный праздник можно считать итогом проделанной работы, где дети демонстрируют свои умения и навыки. На данном этапе осуществляется тесная взаимосвязь детей, родителей и всего педагогического коллектива.
- Музыкальное сопровождение физкультурных досугов.
Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой. У любого человека музыкальное сопровождение всегда вызывает непроизвольную моторную реакцию. Музыкальное сопровождение – это дополнительный фактор, положительно влияющий на состояние здоровья детей, на физическое развитие в целом и на совершенствование двигательных функций. Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Музыка организует, помогает двигаться дружно, согласованно. Она облегчает выполнение движений, которые становятся более четкими и выразительными, плавными и энергичными, в зависимости от ее характера. Музыкальное сопровождение освобождает инструктора по физической культуре от подсчета, привлекает внимание к жестам, позе, осанке, мимике, учит передавать музыкальные образы через движение, способствует развитию общения детей друг с другом и взрослыми. Музыка снимает эмоциональное напряжение, формирует разнообразные формы самовыражения. Средства музыкальной терапии, элементарной арттерапии позволяют научить ребенка выражать свои эмоциональные состояния в движении.
Для музыкального сопровождения может использоваться, как аудиозапись, так и «живое» исполнение (фортепьяно, аккордеон и другие музыкальные инструменты), что предлагает тесную взаимосвязь инструктора по физической культуре с музыкальным руководителем дошкольного учреждения.
Подбирая произведения для физкультурного досуга (развлечения) инструктору по физической культуре следует помнить, что музыка должна быть доступной для восприятия детей по темпу, ритму. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга. В старшем дошкольном возрасте расширяется репертуар: используется народная, классическая (небольшие целые произведения или фрагменты), эстрадная музыка (как отечественная, так и зарубежная).
Если используются песни, то их текст должен соответствовать теме досуга (или развлечения), выполняемым движениям и не содержать «взрослых» слов и выражений, пока недоступных детям по восприятию.
Необходимо выбирать высококачественную аудиозапись. Даже тогда, когда мелодия гармонично вписывается в сюжет, но запись выполнена с дефектами, «затерта», лучше ее не использовать.
Уровень громкости должен быть оптимальным, так слишком громкое или тихое звучание может возбуждать и отвлекать ребенка. Поэтому перед началом досуга нужно выбрать уровень звучания в помещении, где будет проводиться мероприятие.
Если у инструктора по физической культуре вызывает затруднение подбор музыкального сопровождения, то следует обратиться за консультацией к музыкальному руководителю. Физкультурный досуг может содержать танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях и проводиться совместно с музыкальным руководителем.
Таким образом, при подборе репертуара следует учитывать: пол, возрастные особенности ребенка, его подготовленность к восприятию музыки, сложность движения, дозировку упражнения, степень загруженности внимания, соответствие характера музыкального произведения характеру движения; место включения, продолжительность, громкость и чистоту звучания (учитывать акустические особенности помещения); сезон, время суток и музыкальный режим, чередование музыкальных фрагментов с паузами (т.е. не сплошное, а дискретное включение), возможность решения двигательной задачи через использование средств музыкальной выразительности; диссонансы, резкие контрасты по ритму и тональности, частые изменения силы звука, сложность инструментовки, выразительность мелодии четким, легко воспринимаемым ритмом и темпом.
- Методика проведения физкультурных досугов в младшем, среднем и старшем возрасте.
Младший и средний дошкольный возраст.
Задачи физкультурного досуга во второй младшей группе состоят в том, чтобы привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах.
Детей средней группы необходимо привлекать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Содержание подвижных игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта маленького ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях и животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.
Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в основном в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) персонажа или без него. Следует заметить, что персонаж должен быть знаком детям, вызывать у них положительные эмоции. Дети не должны его бояться. Здесь педагогу поможет знание программного литературного материала для детей данного возраста или совет старшего воспитателя дошкольного учреждения, а так же взаимодействие с воспитателем группы, которые на своих занятиях проведут предварительную работу с детьми.
Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения. В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер, например, игра «Кто быстрее наполнит корзину шишками» и т.п.
В конце физкультурного досуга вводят сюрпризный момент, который связан с сюжетом. Это могут быть фигурки оригами, поделки из природных материалов и пластилина, выполненные детьми подготовительной группы, которые вручает сказочный герой, или дети его находят сами (с помощью взрослого). Подарками могут быть и фрукты, и конфеты, и многое другое. Можно так же устроить чаепитие с угощением.
Старший дошкольный возраст.
При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Для детей старших и подготовительных групп можно так же проводить досуги в сюжетно(тематической) форме с введением литературного (сказочного) персонажа или без него.
Дети старшей и, особенно, подготовительной групп обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в физкультурные досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирования. Включаются задания на развитие психических процессов. Темы досугов расширяются, они приобретают социальную, эколого - валеологическую направленность. Это может быть и своеобразное обыгрывание времен года, профессий, основ безопасности жизнедеятельности. Досуги могут быть посвящены разным видам спорта. Содержание досугов может быть основано как на русских народных играх, так и на играх разных стран. Широко используется физкультурное оборудование, предметы, включаются элементы спортивных игр.
В старшем дошкольном возрасте ребенок четко осознает себя представителем определенного пола, поэтому и физкультурные досуги можно проводить на тему «Мы мальчики, а мы девочки», где будут чередоваться упражнения (игры), характерные больше для мальчиков и выполняемые ими (девочки выступают в роли зрителей), и наоборот. Танцевально-ритмические композиции также будут отличаться. Если для мальчиков можно предложить движения футболистов, упражнения с гимнастическими палками с насадками по краям (штанги) и т.п. под веселую, бравую музыку, то девочки с удовольствием выполнят упражнения с лентами, шарами, обручами под медленную, спокойную музыку, вальс.
Начиная со старшей группы, наряду с индивидуальными соревнованиями вводятся командные соревнования. Они призваны воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами, создавать общность радостных переживаний, вызывать уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Поэтому при проведении игр-эстафет очень важен правильный подбор детей в команды и их расстановка. Формирование команд может проходить, как а самом досуге, так и заранее. Причем состав может быть неизменным на протяжении всего мероприятия, а может меняться в зависимости от задания или других причин. Отличительным знаком принадлежности к определенной команде служит эмблема (геометрические фигуры разного цвета с цифрами, животными и т.д.)
Результат проведенной эстафеты оценивается словами («Победила команда…») или начислением очков, баллов, которые подсчитываются в конце досуга с подведением окончательного результата. Очки могут фиксироваться на табло, фланелеграфе, доске или выдаваться в виде фишек, жетонов и т.п.
Инструктор по физической культуре, судьи (жюри) внимательно наблюдая за ходом игры, может начислить дополнительное очко за нравственные проявления поведения детей ( взаимопомощь, вежливость). При умышленном нарушении правил, проявлении грубости назначается штрафное око или снимается выигранное. При этом надо разъяснять, что достижения результата любой ценой не всегда приводит к выигрышу.
Проведение игр-эстафет подразумевает поочередное выполнение задания. При большом количестве участников в команде возникает длительное ожидание своей очереди, что снижает интерес, уменьшает двигательную активность. Поэтому лучше делить детей не на 2-е, а на 3 и даже 4 команды, но учитывая общее количество детей, участвующих в физкультурном досуге, размеры площадки, достаточность оборудования, инвентаря. Задания, выполняемые отдельными детьми, следует чередовать с играми, эстафетами, выполняемыми всей командой одновременно.
Физкультурные досуги, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста, не обязательно содержат сюрпризные моменты. Дети должны приучаться получать удовольствие от совместных действий, игр, от самого процесса выполнения физических упражнений. Поощрять детей можно, как индивидуально (открытки, эмблемы, воздушные шары, маленькие книжки, игрушки, фрукты и др.), так и коллективно – подарить книгу по теме досуга, мяч, несколько скакалок. Как и для детей младшего и среднего дошкольного возраста, можно провести чаепитие с угощениями.
В течении года важно чередовать разные виды физкультурных досугов (сюжетные, интегрированные, игры-эстафеты, двигательный ералаш и т.д.), место их проведения (как в помещении, так и на воздухе). Причем в теплое время года досуги, как можно чаще следует проводить на воздухе.
Исходя из вида физкультурного досуга, план может быть, как кратким, так и развернутым. В нем целесообразно отразить название, вид, задачи, место проведения: помещение- музыкальный, физкультурный зал, групповая комната; на воздухе- по сезону, в помещении в зависимости от температуры, напольного покрытия, выполняемых упражнений); оборудование, инвентарь, атрибуты; предварительную работу с детьми воспитателей групп (при необходимости); музыкальное сопровождение (аудиозапись, аккомпанемент музыкального руководителя, название и авторы музыкального произведения); оформление площадки, помещения( если необходимо); подарки, награды( если предусмотрено).
В день проведения досуга инструктор по физической культуре должен для себя отметить детей, пришедших после болезни и проконсультироваться с медицинским работником о возможности участия этих детей в досуге.
Полезно проводить открытые физкультурные досуги для родителей и педагогов дошкольного учреждения.
Заключение
Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие физкультурных досугов и развлечений для ребенка – велико! Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям просто необходимо, они становятся более открытыми и восприимчивыми к добру, красоте, состраданию и отзывчивости.
Впечатления детства остаются на всю жизнь. Пусть одним из ярких воспоминаний о детстве будут физкультурные досуги и развлечения, наполненные эмоциональным подъемом, положительной энергией, радостью и необычностью.
Библиография:
- Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей». 1986год.
2.Васюкова В.И. Физкультурные развлечения. 1984год.
- Виноградова Л.А. Музыкальное сопровождение детей на физкультурных занятиях, как компонент психического развития дошкольников// Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста, 1998год.
4.Журнал «Дошкольное воспитание» №12/ 2006г.
- Лурия Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста, 1991г.
- Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева О.И. «Спортивные праздники и развлечения». М., 2001г.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении, 1986год.
- Подольская Е.И. Сценарии спортивных праздников и мероприятий. М., 2009г.
- Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания, 2005год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - обязательное методическое условие физического воспитания
Игра - важное средство обучения: она помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Требования к подбору и проведению ...
Методическое сопровождение физического развития детей дошкольного возраста
Данная презентация рассказывает о системе физкультурно- оздоровительной работы в детском саду....
Выступление на городском методическом объеденении. «Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста. »
В своей группе я стараюсь наиболее рационально организовать режим ,чтобы дети как можно больше находились в движении....
Методическая разработка раздела физическая культура общеобразовательной программы. Тема: «Физкультурные досуги»
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных соревнований, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- творчество и смекалку, трет...
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «Физическая культура» по теме: «Социальная роль физической культуры»
Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным...
Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников.
Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников....
презентация к выступлению на окружном семинаре для инструкторов по физической культуре "« Спортивные праздники и досуги, как одна из форм взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя»
Презентация спортивных праздников и досугов в ДОО...