Проект "Тренажер-мой друг"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме
Предлагается система работы по развитию физических качеств детей 5-7 лет по средством упражнений на тренажерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenazher_-_moy_drug.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действия движения.
Тиссо.
Тема. Развитие физических качеств детей 5-7 лет посредством упражнений на тренажерах.
Введение
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Согласно «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Комплексному решению всех этих задач способствует использование тренажеров в работе с детьми. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они достаточно просты и удобны в обращении: могут использоваться на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, на физкультурных праздниках и досугах, в самостоятельной деятельности. Работа на них позволяет детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости; удовлетворить их потребность в двигательной активности. Кроме того, эти упражнения значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками.
Диагностика физической подготовленности воспитанников нашего ДОУ из года в год показывает недостаточное развитие силы мышц рук детей старшего дошкольного возраста (33%), которое имеет большое значение при поступлении ребенка в школу. Целенаправленная и систематическая работа на тренажерах будет способствовать решению данной проблемы. Но для того, чтобы работа на них оказывала положительное воздействие на организм ребенка, педагог четко должен знать организацию, содержание и методику работы с детьми на современных тренажерах. Однако, данное направление для воспитателей города, в частности нашего ДОУ, является малоизученным. Некомпетентность педагогов в методике по данной проблеме и недостаточная оснащенность разными видами тренажеров не дает эффективного результата.
Таким образом, работа над проектом «Развитие физических качеств детей 5-7 лет посредством упражнений на тренажерах» является перспективным направлением.
Анализ внешней среды
Благоприятные факторы | Отрицательные факторы |
Политические |
Подкрепленная законодательная база: Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ и ЧР. Закон «Об образовании» РФ и ЧР. Закон ЧР «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Концепция дошкольного воспитания. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. | Нет |
Экономические |
Строительство новых ДОУ. Возможность внебюджетного финансирования. Участие в конкурсах и соревнованиях с возможностью получения денежного приза. Оборудование тренажерных залов и установление различных спортивных комплексов на детских площадках города Использование различных физкультурно-оздоровительных тренажеров в ДОУ. | Недостаточное бюджетное финансирование. Низкий уровень заработной платы работников образования. Спортивные секции, клубы, тренажерные залы доступны не каждой семье: высокая плата и удаленность от дома. |
Социальные |
Демографический взрыв. Повышение уровня образованности родителей. Стремление к физическому самосовершенствованию. Готовность родителей к сотрудничеству. Организация в республике чемпионатов России, мира по разным видам спорта. | Большая очередность в ДОУ. Малоподвижный образ жизни. Родители уделяют мало внимание детям, полностью передоверяя их воспитание и развитие дошкольным и общеобразовательным учреждениям. Негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей. |
Технологические |
Наличие педагогических технологий. Компьютеризация дошкольных образовательных учреждений. Многообразие современного спортивного оборудования. | Недостаточное владение компьютером педагогами. Недоступность к сети Интернет в ДОУ. Дороговизна спортивного оборудования. |
Экологические |
Юго-Западный район – экологически благоприятная зона г. Чебоксары. | Недостаточное экологическое образование населения. Урбанизация населения (у сельских дошкольников заболеваемость в 2-2,5 раза ниже, чем городских). |
Возможности | Угрозы и препятствия |
Появление новых ДОУ, что поможет сократить очередность в детские сады. Участие на районных, городских и республиканских конкурсах. Поддержка Президентом инновационных технологий. | Уменьшение количества ДОУ вызвало недовольство родителей, которые не могут устроить детей в детский сад. Низкая заработная плата педагогов привела к нехватке квалифицированных воспитателей. |
Анализ внутренней среды
Сильные стороны | Слабые стороны |
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - Высокий творческий потенциал педагогов. - Хорошо оснащенный спортивный зал, спортивная площадка, физкультурный уголок в групповом помещении. - Использование спортивных площадок ЧЭТС и СОШ №14 для совершенствования движений детей. - Дни и недели здоровья, спортивные праздники и развлечения. - Использование оптимального двигательного режима. | - В основной общеобразовательной программе не находит место использование различных физкультурно-оздоровительных тренажеров. - Отсутствие единых стандартных норм показателей физической подготовленности детей дошкольного возраста. - Недостаточное владение воспитателями методикой проведения НОД с использованием тренажеров, однообразие упражнений на них. - Маленькая площадь группового помещения не позволяет организовывать игры и упражнения со спортивным оборудованием. - Отсутствие разнообразного тренировочного оборудования на групповой площадке. |
Возможности | Угрозы и препятствия |
- Возможность формировать подгруппы для занятий физкультурой с учетом состояния здоровья, двигательной активности. - Совместные с родителями спортивные мероприятия. - Использование площадок близлежащих образовательных учреждений для физической подготовки детей. | - Дороговизна тренажеров, отсутствие возможности приобрести их на каждого ребенка. - Отсутствие у родителей желания заниматься совместно с детьми. |
Проблематика.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении. В этой ситуации говорить о развитии физических качеств, которая является основой накопления и обогащения двигательного опыта детей, не приходится. Исправить ситуацию помогут тренажеры, которые привлекательны детям не только по внешнему виду, но и по содержанию: на них можно заниматься «как взрослые», развить свои физические качества, удовлетворить естественную потребность в движении. Но какова система работы на тренажерах? Как построить самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых так, чтобы не превышать уровень физиологических возможностей ребенка?
Проблема | Причины появления проблемы | Пути решения проблемы |
Снижение уровня развития физических качеств детей | - Негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья новорожденных детей. - В свете современных требований отдается предпочтение интеллектуальному развитию детей. - Малоподвижный образ жизни. - Низкая заработная плата родителей, что не позволяет посещать платные физкультурно-оздоровительные комплексы. - Большая занятость родителей, что сокращает время на совместный активный отдых с ребенком. - Не все дети имеют возможность посещать ДОУ. | Тесное взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни |
Отсутствие системы работы на физкультурно-оздоровительных тренажерах | - Изучение вопросов применения тренажеров в работе с детьми на современном этапе является актуальной. - Данная тема педагогами ДОУ не изучена. | - Изучение современной методической литературы. - Поиск информации в сети Интернет. - Использование проектного метода работы. |
Недостаточная оснащенность тренажерами ДОУ | - Дороговизна спортивного оборудования. - Недостаточное бюджетное финансирование. - Некомпетентность педагогов в методике работы со спортивными тренажерами. - Маленькая площадь группового помещения не позволяет установить разнообразные спортивные тренажеры. | - Участие ДОУ в конкурсах с целью получения денежного приза. - Внебюджетное финансирование. - Широкое использование возможностей спортивного зала |
Исходя из современных требований, возможностей ДОУ, готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, их стремления формирования у детей потребности к физическому самосовершенствованию определена проблема: какова система работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование тренажеров?
Концептуализация.
В последние годы в дошкольных учреждениях, в том числе и нашем, стали появляться различные тренажеры. Но в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по которой работает наш детский сад, не находит место использование различных физкультурно-оздоровительных тренажеров. К тому же воспитатели не имеют ни теоретических, ни практических знаний использования тренажеров в работе с детьми. Все это привело к спонтанным занятиям на тренажерах, однообразию упражнений на них, что снижало интерес дошкольников к ним и не приносило желаемых результатов. У педагогов появились вопросы:
1. С какого возраста целесообразнее использовать тренажеры?
2. Какие тренажеры, и в каком количестве их необходимо иметь для совместной работы педагога с детьми?
3. Какова методика организации работы на тренажерах?
Решить появившиеся проблемы поможет данный проект и целенаправленная работа по ней.
Реализация цели и задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с педагогами, детьми и их родителями. Целенаправленная реализация проекта поможет разработать систему работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование физкультурно-оздоровительных тренажеров. В результате пополнится спортивный зал и физкультурный уголок группы необходимым набором тренажеров, улучшатся показатели развития физических качеств детей, педагоги научатся организовывать работу детей на тренажерах, повысится заинтересованность родителей в физическом развитии своих детей.
Целеполагание.
Целесообразность выбора данной цели обоснована следующими причинами:
- содержание педагогической работы по освоению дошкольниками образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие;
- недостаточно высокие показатели развития физических качеств (в частности, силовых) детей ДОУ;
- некомпетентность педагогов ДОУ в методике работы по данной теме;
- наличие условий в ДОУ и творческого потенциала педагогов для осуществления поставленных задач.
Цель проекта.
Разработать систему работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование физкультурно-оздоровительных тренажеров.
Задачи проекта.
1. Разработать методический материал по использованию современных тренажеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Оснастить спортивный зал и физкультурный уголок группы оптимальным количеством тренажеров разных типов.
3. Формировать у детей базовые умения и навыки работы на тренажерах.
4. Развивать физические качества детей старшего дошкольного возраста.
5. Повысить компетентность педагогов ДОУ в использовании тренажеров в работе с дошкольниками.
6. Познакомить родителей с содержанием, методикой работы на современных тренажерах для детей.
Ожидаемые результаты.
1. Подготовка пакета методического материала по использованию современных тренажеров в работе с дошкольниками.
2. Пополнение спортивного зала и физкультурного уголка группы необходимым набором тренажеров.
3. Формирование устойчивого интереса к разным видам и формам двигательной активности и стремления к физическому самосовершенствованию.
4. Овладение детьми комплексом упражнений на тренажерах и приемами страховки.
5. Формирование осознанного отношения к выполнению двигательных заданий и мотивации к самовыражению в движениях.
6. Повышение показателей уровня физической подготовленности детей.
7. Рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах использования тренажеров в работе с дошкольниками.
8. Повышение заинтересованности родителей в развитии физических качеств своего ребёнка, появление желания больше времени посвящать совместному активному отдыху.
Участники проекта:
- дети 5-7 лет
- воспитатели старшей (подготовительной) групп
- старший воспитатель
- медицинская сестра, врач
- заведующий
- родители
Дети – активные участники проекта.
Воспитатель - изучает методический материал и передовой педагогический опыт по использованию современных тренажеров в работе с дошкольниками. Разрабатывает пакет методического материала, осуществляет реализацию проекта и отслеживает результаты в режиме мониторинга. Готовит презентацию по итогам работы.
Старший воспитатель – направляет и помогает в осуществлении проекта; размещает материалы работы на сайте ДОУ.
Медицинская сестра, врач – формируют группы с учетом состояния здоровья детей, следят за их самочувствием.
Заведующий – осуществляет приобретение необходимого набора тренажеров, управляет работой проектной группы.
Родители – помогают и участвуют в решении задач проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
Программы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2010.
Методическое обеспечение:
1. Использование спортивных тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками./ Составитель Н.С. Голицына: ЦИУУ, М., 1990.
2. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. С-П, «Речь», 2009.
3. М.А.Рунова. Движение день за днем. Линка-Пресс, М., 2007.
4. М.А.Рунова. Мой друг – тренажер./ Ж. «Дошкольное воспитание», №6 – 2005.
5. М.А.Рунова. Тренажер - мой друг. / Ж. «Дошкольное воспитание», №7 – 2008.
6. М.А.Рунова. Тренажер - мой друг./ Ж. «Дошкольное воспитание», №8 – 2008.
Материальные ресурсы:
1. Тренажеры разного типа в физкультурном зале.
2. Тренажеры простейшего типа в физкультурном уголке группы.
3. Методический инструментарий.
Срок реализации проекта:
2 года:
- 2010 -2011 учебный год
- 2011-2012 учебный год
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Реализация проекта
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительный | Повышение собственной профессиональной компетентности | Подбор, изучение, анализ методической литературы по проблеме | Сентябрь 2010 | Афанасьева Е.Р. |
Поиск информации в сети Интернет | Сентябрь 2010 | Афанасьева Е.Р. |
Определение уровня развития физических качеств детей | Диагностика физической подготовленности детей | Октябрь 2010 | Афанасьева Е.Р., ст. воспитатель, медсестра |
Создание предметно-развивающей среды | Оснащение спортивного зала и физкультурного уголка группы необходимым набором тренажеров разного типа | Октябрь – Ноябрь 2010 | Афанасьева Е.Р., заведующий |
Основной | Разработка методического материала по использованию современных тренажеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста | Составление календарно-тематического плана | Сентябрь – октябрь 2010 | Афанасьева Е.Р., ст. воспитатель |
Составление картотеки упражнений на тренажерах сложного типа | Октябрь 2010 | Афанасьева Е.Р. |
Разработка конспектов НОД по двигательной деятельности с использованием тренажеров | Октябрь – апрель 2010-2012 | Афанасьева Е.Р. |
Разработка комплексов утренней гимнастики с использованием тренажеров | Октябрь – март 2010-2012 | Афанасьева Е.Р. |
Разработка комплексов гимнастики после дневного сна с использованием тренажеров | Октябрь – август 2010-2012 | Афанасьева Е.Р. |
Разработка сценария физкультурного досуга с использованием тренажеров | Февраль 2011 | Афанасьева Е.Р. |
Разработка конспекта НОД по двигательной деятельности с участием родителей | Декабрь 2011, 2012 | Афанасьева Е.Р. |
Разработка сценария физкультурного досуга с участием родителей | Апрель 2012 | Афанасьева Е.Р. |
Развитие физических качеств детей | Цикл НОД по двигательной деятельности | Октябрь – апрель 2010-2012 | Афанасьева Е.Р. |
Комплексы утренней гимнастики с использованием тренажеров | Ноябрь – март 2010-2012 | Афанасьева Е.Р. |
Комплексы гимнастики после дневного сна | Октябрь – август 2010-2012 | Афанасьева Е.Р. |
Проведение физкультурных досугов с использованием тренажеров | Февраль 2010, апрель 2012 | Афанасьева Е.Р. |
Самостоятельные занятия детей на тренажерах | Октябрь – апрель 2010-2012 | Афанасьева Е.Р. |
Индивидуальная работа с детьми | Октябрь – апрель 2010-2012 | Афанасьева Е.Р. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ | Консультация «Методика организации работы с детьми на современных тренажерах» | Ноябрь 2011 | Афанасьева Е.Р. |
Коллективный просмотр совместной деятельности педагога с детьми | Октябрь 2012г. | Афанасьева Е.Р. |
Оказание помощи в составлении конспектов организации совместной и самостоятельной деятельности детей | Октябрь – август 2010-2012 | Афанасьева Е.Р. |
Ознакомление родителей с содержанием, методикой работы на современных тренажерах для детей | Участие родителей на НОД с использованием тренажеров | Январь 2012 | Афанасьева Е.Р. |
Физкультурный досуг с использованием тренажеров с участием родителей | Апрель 2012 | Афанасьева Е.Р. |
Индивидуальные консультации с учетом состояния здоровья ребенка и уровня развития физических качеств. | Октябрь – май 2010-2012 | Афанасьева Е.Р. |
Заключительный | Оценка эффективности работы | Диагностика физической подготовленности детей | Май 2011, 2012 | Афанасьева Е.Р., ст. воспитатель, медсестра |
Коллективный просмотр совместной деятельности педагога с детьми | Октябрь 2012г. | Афанасьева Е.Р., ст. воспитатель, медсестра |
Отчет о реализации проекта на заседании педагогического Совета | Октябрь 2012г. | Афанасьева Е.Р., ст. воспитатель |
Распространение опыта работы через Интернет | Размещение материалов на сайте ДОУ | Ноябрь 2012г. | Афанасьева Е.Р., ст. воспитатель |
Мониторинг проекта
Для оценки развития проекта и его результатов необходимо диагностировать детей в начале и в конце учебного года. Для этого предлагается использовать методику определения физических качеств и навыков, представленную в следующих методических изданиях:
«Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», составители Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович - скоростных, силовых, координационных способностей.
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ составитель Г.П. Юрко// Дошкольное воспитание , №1 – 2004г. – гибкости и выносливости.
Литература
Закон РФ от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.).
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2010.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981.
Использование спортивных тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками/ составитель Н.С. Голицына: ЦИУУ, М., 1990.
Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2005.
Спортивные праздники круглый год/ авторы-составители: Прибыщенко М.Н., Колесник В.И., Трушкин А.Г., Громак Е.С. – М: ИКЦ «МарТ», 2004.
Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие/ В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000.
Праздники в детском саду/ автор-составитель Г.А.Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.
Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ сост. Н.А.Ноткина., Л.И.Казьмина и др.
Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. С-П, «Речь», 2009, с.39-75.
М.А.Рунова. Движение день за днем. Линка-Пресс, М., 2007.
М.А.Рунова. Мой друг – тренажер./ Ж. «Дошкольное воспитание», №6 – 2005.
М.А.Рунова. Тренажер - мой друг. / Ж. «Дошкольное воспитание», №7 – 2008.
М.А.Рунова. Тренажер - мой друг./ Ж. «Дошкольное воспитание», №8 – 2008.
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ сост. Г.П. Юрко// Дошкольное воспитание , №1 – 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».
Тема встречи «Цветные ладошки» Применение нетрадиционных способов рисования в ИЗО деятельности....
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по
Я работаю с детьми в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...
33 ШАГА НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ, ИЛИ КАК СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКУ!
практические рекомендации для родителей о взаимоотношениях со своим ребенком...
«Все на свете друг другу нужны, все на свете друг другу важны»
Педагогический проект....
буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»
Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в 1 младшей группе. Тема: «Портрет друга». («Улыбнёмся друг другу»)
Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учиться думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и срав...
Комментарии
Проект "Тренажер-мой друг"
спасибо