Конспект занятия для девочек старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме
ГБОУ прогимназия № 675 "Талант" работает по направлению формирования физической культуры личности детей дошкольного возраста с учётом специфики пола детей, с 1997 года.
Следует отметить, что в системе дошкольного образования существует 2 варианта организации дифференцированных занятий по физической культуре. Мы придерживаемся первого варианта, одно из трех занятий в неделю мы проводим дифференцированно с учётом специфики пола ребёнка (т.е. раздельно для мальчиков и для девочек). На эти занятия мы планируем физические упражнения, имеющие предпочтительный интерес у мальчиков или у девочек. Например, для мальчиков упражнения с элементами футбола, хоккея, б/б, в/б, а для девочек - танцевальные, хореографические упражнения, а также элементы художественной гимнастики и различных видов аэробики.
В связи с вышесказанным, упражнения, которые одинаково интересны и полезны и мальчикам и девочкам, планируются нами на второе и третье совместные занятия, различия в подходах основываться на учете индивидуальных особенностей детей, а не их половых различий. В тоже время, даже на совместных занятиях, мальчики выполняют более трудные упражнения, или берут на себя ведущие роли в ответственных занятиях, тем самым формируя жизненную установку и развивая волевые качества.
Реализуя задачи образовательного и воспитательного направлений в процессе занятий физическими упражнениями также учитываются особенности детей.
Осуществляя реализацию воспитательного направления и обеспечивая социальное формирование личности, ее эволюцию с учетом фактора развития, творческую организацию способностей человека, дифференцированной подход реализуется по следующим положениям:
1. Для мальчиков - создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость, проявлению разумной смелости, решительности. Создавать условия для снятия повышенного эмоционального напряжения посредством физических упражнений.
2. Для девочек - воспитывать смелость и решительность, уверенности в своих силах, формировать чувство прекрасного, способствовать гармоническому, пропорциональному развитию тела, изяществу, ловкости, грациозности в движениях.
При реализации задач образовательного направления необходимо учитывать, что сенситивные периоды развития двигательных способностей у девочек и мальчиков не совпадают:
У мальчиков легче развивать:
· Общую выносливости;
· Телесную ловкость;
· Способность сохранять равновесие
· Умеренную гибкость
У девочек:
· Гибкость
· Комплексно развивать скоростно-силовые качества и общую выносливость;
· Быстроту двигательной реакции.
В условиях дополнительных двигательных нагрузок телосложение у девочек подвергается большим изменениям, чем у мальчиков. Женский организм сложнее приспосабливается к повышенному объему физических нагрузок (может наблюдаться задержка ростовых процессов, тогда как у мальчиков эти процессы усиливаются). Упражнения, требующие проявления силы, должны очень осторожно использоваться в дошкольном возрасте вообще, и особенно у девочек.
Учёт половых различий в процессе организации занятий физическими упражнениями может осуществляться в следующем:
· В педагогическом руководство двигательной деятельностью;
· В методике обучения сложным двигательным действиям;
· Во взаимодействии с детьми в процессе выполнения физических упражнений;
· В диагностике физического состояния;
· В подборе упражнений;
· В нормировании физической нагрузки;
· В требованиях к качеству выполнения заданий;
· В системе поощрений и наказаний;
· В использовании различного инвентаря и оборудования;
· В расстановке и уборке инвентаря;
При организации раздельных обязательных занятий урочного типа необходимо учитывать двигательные предпочтения мальчиков и девочек ( например, для мальчиков – футбол, хоккей, для девочек упражнения ритмопластики, художественной гимнастики, аэробики), а также гетерохронность в развитии по данным А.П. Кравчука (1993)….. сенситивные периоды развития двигательных способностей у девочек и мальчиков не совпадают, следовательно, в занятиях с мальчиками старшего дошкольного возраста больше внимания уделять развитию общей выносливости, а с девочками – на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости.
Во время обучения сложным двигательным действиям необходимо учитывать следующее:
1. Давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующей сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать.
2. С девочками если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам.
3. В работе с мальчиками на начальном этапе обучения двигательным действиям делать акцент на наглядные методы
4. При выполнении упражнений в парах, на совместных занятиях, (например, наклонов в стороны) роль лидера неизменно принадлежит мальчику. Здесь необходимо тщательно следить за тем, чтобы мальчики осуществляли свое лидерство аккуратно, мягко.
5. При преодолении препятствий (выполнении новых двигательных зданий) первым в качестве разведчика выполняет мальчик. При этом мальчик страхует девочку, чтобы она не упала, не ушиблась…Может возникнуть ситуация, что желание возникнет и у девочки идти первой, но в любом случае первенство выполнения задания необходимо отдавать мальчикам - будущим Мужчинам, и дети должны к этому привыкать.
6. Придумывая различные игровые ситуации, в которых, по замыслу педагога, появляются злые силы, необходимо дать возможность мальчикам проявить себя в качестве защитников.
7. В играх и упражнениях, требующих анализа и принятия решения, приоритет должен отдавать мальчикам. Они берут на себя ответственность за тот или иной поступок или действие.
8. При передвижении в парах через препятствие (например: с куба на куб) первым пробует путь мальчик, он же подает руку девочке, помогает перешагнуть девочке. При передвижении в парах держать за руку (за кисть) должен мальчик девочку, а не наоборот.
9. При проведении игр, эстафет в качестве условных препятствий через которые нужно перешагивать, перепрыгнуть могут выступать только мальчики.
10. При встречных движениях на гимнастических лестницах, перекладине, мальчик должен пропустить девочку ближе к лестнице, сам же - податься назад. В этом случае он автоматически страхует ее от случайного падения.
Сюжетное занятие или использование большой тематической игры также может носить ярко выраженную половую окраску (например для мальчиков – тематическая игра “Пожарные”, “Спасатели”, “Космонавты”, путешествие в “Спортландию” и т.д., для девочек – тематическая игра “Театр кукол”, “Путешествие по сказке”). Музыкальное сопровождение так же подбирается с учётом пола ребёнка.
В дополнительных урочных формах занятий физическими упражнениями детей старшего дошкольного возраста реализация дифференцированного подхода, может также осуществляться в учете различных интересов девочек и мальчиков.
Например, физкультурная пауза или утренняя гимнастика для девочек, может содержать комплекс аэробики “Зарядка в сказочном лесу” под музыку из любой сказки, а для мальчиков комплекс аэробики “Зарядка футболистов” с имитацией движений футболистов.
В вечерах досуга, спортивных праздниках и соревнованиях, некоторые игры и эстафеты можно организовать отдельно для мальчиков и для девочек (например, для мальчиков - преодоление полосы препятствий с элементами бега, прыжков, спортивных игр, а для девочек - с включением музыкально-ритмических движений, элементов художественной гимнастики), манипуляций с предметами). Очень выразительно и эффектно выглядят групповые показательные выступления отдельно девочек и мальчиков.
В процессе самостоятельной деятельности мальчики в меньшей мере нуждаются в организации двигательной активности - они более подвижны и способны сами найти себе активное занятие, в то время как свободную двигательную активность девочек нужно организовывать и контролировать, привлекая к участию в играх и эстафетах.
Оценивая выполнение различных двигательных действий необходимо учитывать, что эффективность овладения отдельными двигательными действиями неодинакова и поэтому требования к качеству выполнения должны быть различными.
Хвалить и ругать мальчиков и девочек тоже необходимо по-разному. Ругая девочку необходимо разобрать её ошибку, а бурная, эмоциональная реакция, может помешать ей в понимании ошибки. Мальчику необходимо кратко и чётко изложить суть того, чем вы не довольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Если, хваля девочку ей достаточно сказать, что она умница, то мальчику необходимо уточнить, в чём именно он отличился.
Предпочтения распространяются не только на те или иные физические упражнения, но и на выбор спортивного инвентаря, спортивного оборудования и музыкального сопровождения.
Так же различия существуют и в использовании оборудования, музыкального сопровождения. При использовании тренажеров, используются различные задания полосы препятствия, а так же используется различная дозировка нагрузки.
Музыкальное сопровождение так же подбирается с учётом пола ребёнка. Надо сказать, что без музыкального сопровождения не мыслят себе физкультурного занятия, как мальчики, так и девочки. Но если мальчикам достаточно того, чтобы музыка была весёлая, ритмичная с четким ритмом, то девочки любят петь при выполнении упражнений. Они передают характер музыки, мимикой, движениями. Под медленную музыку они выполняют плавные гимнастические движения, а под весёлые задорные мелодии - ритмичные упражнения с яркой эмоциональной окраской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_fizicheskomu_vospitaniyu_devochki.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физическому воспитанию, для девочек старшей группы.
Образовательные задачи урока:
Совершенствовать умение выполнять боковой галоп.
Совершенствовать умение перестраиваться из шеренги в колонну.
Совершенствовать умение прыгать в длину с места, объясняя детям значение сильного толчка, энергичного взмаха руками, для успешного выполнения прыжка.
Совершенствовать умение выполнять прыжок в длину с места, приземляясь в точно намеченный круг.
Задачи на развитие двигательных качеств:
Развивать силовую выносливость, при выполнении нескольких прыжков в длину с места, подряд.
Развивать взрывную силу мышц ног, при выполнении энергичного отталкивания в различных видах прыжков.
Развивать динамическую силу мышц рук, для успешного выполнения упражнений с мячом.
Развивать координацию движений при выполнении ловли мяча одной рукой.
Развивать плавность и пластичность движений при выполнении упражнений с лентами.
Воспитательные задачи:
Воспитывать целеустремлённость, старательность, для успешного овладения прыжками.
Воспитывать бережное и аккуратное отношение к инвентарю.
Место проведения занятия: спортивный зал ГБОУ прогимназии № 675 «Талант»
Продолжительность занятия: 30 минут
Инвентарь: мячи, комплекс АЛЬМА, дорожка с разметкой.
№ п/п | Частные задачи | Средства | Дозировка | Методические приёмы и условия организации педагогической деятельности. |
Подготовительная часть. |
1. Добиться концентрации внимания для начала занятия. | Построение, сообщение задач урока, проверка спортивной формы | 2 мин. | Построение в одну шеренгу, сообщение задач урока. Девочки сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в сказку, которая называется «Снежная королева». Как вы знаете злая «Снежная королева» похитила Кая и заколдовала его осколками зеркала, которые попали ему, куда? Поэтому мы должны спасти нашего любимого Кая. |
2. Закрепить умение выполнять перестроение из шеренги в колонну. | Перестроение | ½ мин. | Перестроение осуществляется поворотом направо прыжком, по команде инструктора. Сообщить ребятам, что сейчас мы отправляемся на поиски Кая. Девочки кто мне скажет, куда сначала попала Герда и как? Правильно сначала она попала к реке. Вот мы с вами и отправимся в путешествие по реке. |
3. Добиться точного выполнения команд. | Ходьба: На носках, руки вверх; На пятках, руки за голову; С перекатом с пятки на носок; С высоким подниманием бедра; Приставным шагом. | 1 мин. | Ходьба выполняется в колонну по одному дистанция 1 шаг. При выполнении ходьбы на носках девочки пытаются достать до веточек деревьев. При выполнении перекатов с пятки на носок девочек качает по волнам. Приставной шаг выполняется правым и левым боком. |
4. Развивать способность сохранять заданный темп и выполнять упражнения, не отставая, и не обгоняя друг, друга. | Бег: Боковой галоп; Бег с захлёстыванием голени; Подскоками вверх. | 1 мин. | Бег осуществляется по кругу и змейкой, в колонну по одному, дистанция 1 шаг. Сообщить девочкам, что это река с ними играет и резво качает их по волнам. |
5.Способствовать восстановлению дыхания после беговых упражнений. | Ходьба с упражнениями на дыхание. | 4 раза. | Герде так нравился чистый и свежий воздух, что она вдыхала и наслаждалась его свежестью. |
6. Организовать группу для проведения обще – развивающих упражнений. | Перестроение | 1 мин. | Дети как вы знаете, потом Герда попала в гости к старушке, у которой был красивый сад, куда мы с вами сейчас и отправимся. При выполнении перестроения девочки берут ленточки. Все упражнения ОРУ выполняются в танце под музыку. |
6. Способствовать увеличению подвижности в шейном отделе позвоночного столба. | И.П. – сидя на пяточках; 1-2 – наклон головы вправо; 3-4 –наклон головы влево. | 4 раза. | Очутившись в сказочном саду, Герда была очарована красотой сада. Давайте оглядимся, какие цветы вы знаете в этом саду. Девочки должны назвать названия цветов, которые они знают. |
7. Добиться увеличения подвижности в плечевых суставах, для выполнения замаха руками при выполнении прыжков в длину. | Упражнение «Незнайка» И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1-2 – плечи вверх; 3-4 – И.П. | 8 раз | Упражнение выполняется в две шеренги, интервал 1 шаг. Сегодня наш «Незнайка» удивляется новому цветочку, которого он не знает. При выполнении этого упражнения девочки выполняют покачивание лентами. |
9. Повторить умение выполнять замах руками для успешного выполнения прыжка в длину с места. | И.П. – стойка руки вверх. 1-2 - полуприсед лента назад; 3 – резкое движение руками вперёд; 4 – И.П. | 8 раз | Замах выполняется прямыми руками, с резким движением вперёд. Девочки изображают ветви деревьев в саду, которые колышет ветерок. |
9. Способствовать увеличению подвижности в тазобедренных суставах, для выполнения прыжков в длину с места. | И.П. – стойка ноги врозь, ленты вперёд 1- правая вперёд, ленты вверх; 2 - И.П. 3 – левая вперёд, ленты вверх; 4 – И.П. | 4 раза | Махи выполняются прямыми ногами, руки плавно поднимать вверх. При выполнении этого упражнения девочки играют с ветерком и лепестками цветов. |
10. Развивать взрывную силу мышц ног, для выполнения энергичного отталкивания, при выполнении прыжка в длину с места. | И.П. – стойка руки на пояс. 1 – полуприсед; 2 – присед, ленты вниз; 3 – выпрыгивание из упора присев, ленты взлетают вверх; 4 – И.П. | 8 раз | Выполняя этого упражнения следить за тем, чтобы девочки выполняли полный присед и, выпрыгивая, выпрямляли ноги. При выполнении этого упражнения девочки прячутся в цветочках и прыгают к солнышку как можно выше, кто достанет солнышко. |
Учить кружиться на месте передавая лёгкий, задорных характер музыки. | Повороты вокруг себя, ленты в сторону. | 1 мин. | Все упражнения ОРУ выполняются под музыку в танце. Повороты выполняются в правую и левую сторону, ленты развиваются в сторону. |
Организовать группу для проведения основной части занятия. | Скресный шаг | 1 мин. | Скресный шаг выполняется по кругу, взявшись за руки. При выполнении этого упражнения направляющий ведёт группу к месту построения. Девочки строятся в 1-ну шеренгу. Физорг собирает ленточки. |
13. | Игра «Дополни рисунок» | 2 мин. | Для того чтобы выйти из сада старушки цветы загадали девочке загадку, которую вы должны разгадать. Дети раскладывают по образцу обручи для выполнения прыжков в длину с места. |
Основная часть. |
13. Восстановить представление о технике выполнения прыжка в длину с места, приземляясь в круг. | Прыжок в длину с места | ½ мин. | Дети куда попала девочка, после того как вышла и сказочного сада? Правильно, она попала в лес. Вот сейчас мы с вами и отправимся в лес на поиски подсказки от зверей, где же находится Кай. В лесу нам предстоит преодолеть некоторые препятствия. Непосредственный показ. |
14. Повторить умение выполнять замах руками, для успешного выполнения прыжка в длину с места приземляясь точно в намеченный круг. | И.П. – стойка руки вверх. 1 – полуприсед, руки назад; 2 – выпрямляя ноги вывести руки вперёд | 8 раз | Упражнение выполняется под счёт преподавателя. Руки не сгибать. Обратить внимание на согласованность работы рук и ног. |
15. Добиться выполнения замаха руками в сочетании с энергичным отталкиванием. | Прыжок в длину с места. | 8 раз | Все упражнения основной части, выполняются по методу круговой тренировки. Дети выполняют три круга с каждым кругом расстояние между обручами увеличивать. |
16. Добиться выполнения прыжка в длину с места в объёме технических требований. | Прыжок в длину с места | 8 раз | Упражнение выполняется на втором круге. Обратить внимание на возникновение ошибок и на их исправление. |
17. Совершенствовать прыжки в длину в места, выполняя подряд несколько прыжков с точным приземлением в круг. | Прыжки в длину с места | 3 раза | Данное упражнение выполняется на третьем круге, когда расстояние между обручами максимально большое для детей по их уровню подготовленности. Обратить внимание на согласованность движений рук и ног, на выполнение энергичного отталкивания и точного приземления. |
18. Проверить и оценить умение выполнять прыжок в длину с места с точным приземлением в круг. | Прыжок в длину с места. | 1 ½ мин | Прыжки выполняются по одному по кругу. Применяется оценочное суждение, (молодец, умница, или – если постараешься, можешь лучше). |
20. Напомнить технику выполнения отбивания мяча о землю в сочетании с ходьбой. | Отбивание мяча о землю. | ½ мин. | Непосредственный показ. Обратить внимание детей, что отбивание выполняется одной рукой. 1-ый круг - левой, второй круг – правой, третий круг – обеими. Дать указание девочкам следить за положением рук. |
21. Повторить умение выполнять отбивание мяча о землю, стоя на месте. | Отбивание мяча о землю | По 8 раз | Упражнение выполняется по 8 раз каждой рукой. Следить за правильностью движений кистью. |
22.Добиваться выполнения отбивания мяча о землю в сочетании с ходьбой. | Отбивание мяча о землю | 2 мин. | Упражнение выполняется в ходьбе по ограниченному коридору. Следить за работой кисти. |
23. Проверить умение выполнять отбивание мяча о землю в сочетании с ходьбой | Отбивание мяча о землю | 1 мин. | При выполнении проверки дать детям задание выполнить как можно лучше, чтобы получить подсказку. Во время выполнения упражнения девочкам встречается ворон. Который должен их отвести в замок к принцу и принцессе. Но для того чтобы он смог их отвести в замок Герда должна отчистить дорогу. |
24. Организовать группу для проведения заключительной части. | Игра «Кто быстрее» | 1 мин. | Герда убирает с дороги препятствие, чтобы они смогли пройти в замок, это нужно сделать как можно быстрее. Разделить группу на 2 подгруппы, одна убирает обручи, другая стоечки. |
Заключительная часть. |
25. Способствовать повышению эмоционального состояния детей. | Танец маленьких принцесс. | 3 мин. | Девочки попали в замок принцессы и принца. Они помогли Герде, преодолеть трудности, благодаря подаркам принцессы и доброму сердцу девочки она смогла справится и с маленькой разбойницей, и спасти Кая. И маленькая Герда танцует танец, радуясь спасению Кая. |
22. Организовать группу для подведения итогов занятия. | Ходьба по кругу с упражнениями на дыхание. Сед на пяточках. | 2 мин. | Подведение итогов урока. Все девочки награждаются памятными медальками, за спасение Кая. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».
Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода». Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Мой автопортре" ( рисование)
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмы...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...