Конспект занятия для девочек старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме

 ГБОУ прогимназия № 675 "Талант"  работает по направлению формирования физической культуры личности детей дошкольного возраста с учётом специфики пола детей,  с 1997 года.

Следует отметить, что в системе дошкольного образования существует 2 варианта организации дифференцированных  занятий по физической культуре.  Мы придерживаемся первого варианта, одно из трех занятий в неделю мы проводим дифференцированно с учётом специфики пола ребёнка (т.е. раздельно для мальчиков и для девочек). На эти занятия мы планируем физические упражнения, имеющие предпочтительный интерес у мальчиков или у девочек.  Например, для мальчиков упражнения с элементами футбола, хоккея, б/б, в/б, а для девочек - танцевальные, хореографические упражнения, а также элементы художественной гимнастики и различных видов аэробики.

В связи с вышесказанным, упражнения, которые одинаково интересны и полезны и мальчикам и девочкам, планируются нами на второе и третье совместные занятия, различия в подходах основываться на учете индивидуальных особенностей детей, а не их половых различий. В тоже время, даже на совместных занятиях, мальчики выполняют более трудные упражнения, или берут на себя ведущие роли в ответственных занятиях, тем самым формируя жизненную установку и развивая волевые качества.

Реализуя задачи образовательного и воспитательного направлений в процессе занятий физическими упражнениями  также учитываются особенности детей.

Осуществляя реализацию воспитательного направления и обеспечивая социальное формирование личности, ее эволюцию с учетом фактора развития, творческую организацию способностей человека, дифференцированной подход реализуется по следующим положениям:

1.     Для мальчиков - создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость, проявлению разумной смелости, решительности. Создавать условия для снятия повышенного эмоционального напряжения посредством физических упражнений.

2.     Для девочек - воспитывать смелость и решительность, уверенности в своих силах, формировать чувство прекрасного, способствовать гармоническому, пропорциональному развитию тела, изяществу, ловкости, грациозности в движениях.

При реализации задач образовательного  направления необходимо учитывать,  что сенситивные периоды развития двигательных способностей у девочек и мальчиков не совпадают:

У мальчиков легче развивать:

·        Общую  выносливости;

·        Телесную ловкость;

·        Способность сохранять равновесие

·        Умеренную гибкость

       У девочек:

·        Гибкость

·        Комплексно развивать скоростно-силовые качества и общую        выносливость;

·        Быстроту двигательной реакции.

В условиях дополнительных двигательных нагрузок телосложение у девочек подвергается большим изменениям, чем у мальчиков. Женский организм сложнее приспосабливается к повышенному объему физических нагрузок (может наблюдаться задержка ростовых процессов, тогда как у мальчиков эти процессы усиливаются). Упражнения, требующие проявления силы, должны очень осторожно использоваться в дошкольном возрасте вообще, и особенно у девочек.

Учёт половых различий в процессе организации занятий физическими упражнениями может осуществляться в следующем:

·        В педагогическом руководство двигательной деятельностью;

·        В методике обучения сложным двигательным действиям;

·        Во взаимодействии с детьми  в процессе выполнения физических упражнений;

·        В диагностике физического состояния;

·        В подборе упражнений;

·        В нормировании физической нагрузки;

·        В требованиях  к качеству выполнения заданий;

·        В системе поощрений и наказаний;

·        В использовании различного инвентаря и оборудования;

·        В расстановке и уборке инвентаря;

 

При организации раздельных обязательных занятий урочного типа необходимо учитывать двигательные предпочтения мальчиков и девочек       ( например, для мальчиков – футбол, хоккей, для девочек упражнения ритмопластики, художественной гимнастики, аэробики), а также гетерохронность в развитии по данным А.П. Кравчука (1993)….. сенситивные периоды развития двигательных способностей у девочек и мальчиков не совпадают, следовательно, в занятиях с мальчиками старшего дошкольного возраста больше внимания уделять развитию общей выносливости, а с девочками  – на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости.

  Во время обучения сложным двигательным действиям необходимо учитывать следующее:

1.     Давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующей сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать.

2.     С девочками если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам.

3.     В работе с мальчиками на начальном этапе обучения двигательным действиям делать акцент на наглядные методы

4.     При выполнении упражнений в парах, на совместных занятиях, (например, наклонов в стороны) роль лидера неизменно принадлежит мальчику. Здесь необходимо тщательно следить за тем, чтобы мальчики осуществляли свое лидерство аккуратно, мягко.

5.     При преодолении препятствий (выполнении новых двигательных зданий) первым в качестве разведчика выполняет мальчик. При этом мальчик страхует девочку, чтобы она не упала, не ушиблась…Может возникнуть ситуация, что желание возникнет и у девочки идти первой, но в любом случае первенство выполнения задания необходимо отдавать мальчикам - будущим Мужчинам, и дети должны к этому привыкать.

6.     Придумывая различные игровые ситуации, в которых, по замыслу педагога, появляются злые силы, необходимо дать возможность мальчикам проявить себя в качестве защитников.

7.     В играх и упражнениях, требующих анализа и принятия решения, приоритет должен отдавать мальчикам. Они берут на себя ответственность за тот или иной поступок или действие.

8.     При передвижении в парах через препятствие (например: с куба на куб) первым пробует путь мальчик, он же подает руку девочке, помогает перешагнуть девочке. При передвижении в парах держать за руку (за кисть) должен мальчик девочку, а не наоборот.

9.     При проведении игр, эстафет в качестве условных препятствий через которые нужно перешагивать, перепрыгнуть могут выступать только мальчики.

10.           При встречных движениях на гимнастических лестницах, перекладине, мальчик должен пропустить девочку ближе к лестнице, сам же - податься назад. В этом случае он автоматически страхует ее от случайного падения.

Сюжетное занятие или использование большой тематической игры также может носить ярко выраженную половую окраску (например для мальчиков – тематическая игра “Пожарные”,  “Спасатели”, “Космонавты”, путешествие в “Спортландию” и т.д., для девочек – тематическая игра “Театр кукол”, “Путешествие по сказке”). Музыкальное сопровождение так же подбирается с учётом пола ребёнка.

      В дополнительных урочных  формах занятий физическими упражнениями детей старшего дошкольного возраста реализация дифференцированного подхода, может также осуществляться в учете различных интересов девочек и мальчиков.

   Например,  физкультурная пауза или утренняя гимнастика для девочек,  может содержать комплекс аэробики “Зарядка в сказочном лесу” под музыку из любой сказки, а для мальчиков комплекс аэробики “Зарядка футболистов” с имитацией движений футболистов. 

        В вечерах досуга,  спортивных праздниках и соревнованиях, некоторые игры и эстафеты  можно организовать отдельно для мальчиков и для девочек (например, для мальчиков - преодоление полосы препятствий с элементами бега, прыжков, спортивных игр, а для девочек -  с включением музыкально-ритмических движений, элементов художественной гимнастики), манипуляций с предметами). Очень выразительно и эффектно выглядят групповые показательные выступления отдельно девочек и мальчиков.  

        В процессе самостоятельной деятельности мальчики в меньшей мере  нуждаются в организации двигательной активности - они более подвижны и способны сами найти себе активное занятие, в то время как свободную двигательную активность девочек нужно организовывать и контролировать, привлекая к участию в играх и эстафетах.            

Оценивая выполнение различных двигательных действий необходимо учитывать, что эффективность овладения отдельными двигательными действиями неодинакова и поэтому требования к качеству выполнения должны быть различными.

Хвалить и ругать  мальчиков и девочек тоже необходимо по-разному. Ругая девочку необходимо разобрать её ошибку, а бурная,  эмоциональная реакция, может помешать ей в понимании  ошибки. Мальчику необходимо кратко и чётко  изложить суть того, чем вы не довольны,  т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение.  Если, хваля девочку ей достаточно сказать, что она умница, то мальчику необходимо уточнить, в чём именно он отличился.

Предпочтения распространяются не только на те или иные физические упражнения, но и на выбор спортивного инвентаря, спортивного оборудования и музыкального сопровождения.

 

Так же различия существуют и в использовании оборудования, музыкального сопровождения. При использовании тренажеров, используются различные задания полосы препятствия, а так же  используется различная дозировка нагрузки.

Музыкальное сопровождение так же подбирается с учётом пола ребёнка. Надо сказать, что без музыкального сопровождения не мыслят себе физкультурного занятия, как мальчики, так и девочки. Но если мальчикам достаточно того, чтобы музыка была  весёлая, ритмичная с четким ритмом,  то девочки любят петь  при выполнении упражнений. Они передают характер музыки, мимикой, движениями. Под медленную музыку они выполняют плавные гимнастические  движения, а под весёлые задорные мелодии -  ритмичные упражнения с яркой эмоциональной окраской.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_fizicheskomu_vospitaniyu_devochki.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по физическому воспитанию, для девочек старшей группы.

 Образовательные задачи урока:

Совершенствовать умение выполнять боковой галоп.

Совершенствовать умение перестраиваться из шеренги в колонну.

Совершенствовать умение прыгать в длину с места, объясняя детям значение сильного толчка, энергичного взмаха руками, для успешного выполнения прыжка.

Совершенствовать умение выполнять прыжок в длину с места, приземляясь в точно намеченный круг.

Задачи на развитие двигательных качеств:

Развивать силовую выносливость, при выполнении нескольких прыжков в длину с места, подряд.

Развивать взрывную силу мышц ног, при выполнении энергичного отталкивания в различных видах прыжков.

Развивать динамическую силу мышц рук, для успешного выполнения упражнений с мячом.

Развивать координацию движений при выполнении ловли мяча одной рукой.

Развивать плавность и пластичность  движений при выполнении упражнений с лентами.  

Воспитательные задачи:

Воспитывать целеустремлённость, старательность, для успешного овладения прыжками.

Воспитывать бережное и аккуратное отношение к инвентарю.

Место проведения занятия:  спортивный зал ГБОУ прогимназии № 675 «Талант»

Продолжительность занятия:  30 минут

Инвентарь:  мячи, комплекс АЛЬМА, дорожка с разметкой.


п/п

Частные задачи

Средства

Дозировка

Методические приёмы и условия организации педагогической деятельности.

Подготовительная часть.

1. Добиться концентрации внимания для начала занятия.





Построение, сообщение задач урока, проверка спортивной формы

2 мин.

Построение в одну шеренгу, сообщение задач урока.

Девочки сегодня мы с вами отправляемся в путешествие  в сказку, которая называется «Снежная королева». Как вы знаете   злая «Снежная королева» похитила Кая и заколдовала его осколками зеркала, которые попали ему,  куда? Поэтому мы должны спасти нашего любимого Кая.

2. Закрепить умение выполнять перестроение из шеренги в колонну.

Перестроение

½ мин.

Перестроение осуществляется поворотом направо прыжком, по команде инструктора. Сообщить ребятам, что сейчас мы отправляемся на поиски Кая. Девочки кто мне скажет,  куда сначала попала Герда и как? Правильно сначала она попала к реке. Вот мы с вами и отправимся в путешествие по реке.

3. Добиться точного выполнения команд.

Ходьба:

На носках, руки вверх;

На пятках, руки за голову;

С перекатом с пятки на носок;

С высоким подниманием бедра;

Приставным шагом.

1 мин.

Ходьба выполняется в колонну по одному дистанция 1 шаг. При выполнении ходьбы на носках девочки пытаются достать до веточек деревьев. При выполнении перекатов с пятки на носок девочек  качает по волнам. Приставной шаг выполняется правым и левым боком.

4. Развивать способность сохранять заданный темп и выполнять упражнения, не отставая, и не  обгоняя друг, друга.

Бег:

Боковой галоп;

Бег с захлёстыванием голени;

Подскоками вверх.

1 мин.

Бег осуществляется по кругу и змейкой, в колонну по одному, дистанция 1 шаг. Сообщить девочкам, что это река с ними играет и резво качает их по волнам.

5.Способствовать восстановлению дыхания после беговых упражнений.

Ходьба с упражнениями на дыхание.

4 раза.

Герде так нравился чистый и свежий воздух, что она вдыхала и наслаждалась его свежестью.

6. Организовать группу для проведения обще – развивающих упражнений.

Перестроение

1 мин.

Дети как вы знаете, потом Герда попала в гости к старушке, у которой был красивый сад, куда мы с вами сейчас и отправимся. При выполнении перестроения девочки берут ленточки. Все упражнения ОРУ выполняются в танце под музыку.

6. Способствовать увеличению  подвижности в шейном отделе позвоночного столба.

И.П. – сидя на пяточках;

1-2 – наклон головы вправо;

3-4 –наклон головы влево.

4 раза.

Очутившись в сказочном саду, Герда была очарована красотой сада. Давайте оглядимся, какие цветы вы знаете в этом саду. Девочки должны назвать названия цветов, которые они знают.

7. Добиться увеличения подвижности в плечевых суставах, для выполнения замаха руками при выполнении прыжков в длину.

Упражнение «Незнайка»

И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1-2 – плечи вверх;

3-4 – И.П.

8 раз

Упражнение выполняется в две шеренги,  интервал 1 шаг. Сегодня наш «Незнайка» удивляется новому цветочку, которого он не знает. При выполнении этого упражнения девочки выполняют покачивание лентами.

9. Повторить умение выполнять замах руками для успешного выполнения прыжка в длину с места.

И.П. – стойка руки вверх.

1-2 -  полуприсед лента назад;

3 – резкое движение руками вперёд;

4 – И.П.

8 раз

Замах выполняется прямыми руками, с резким движением вперёд. Девочки изображают ветви деревьев в саду, которые колышет ветерок.

9. Способствовать увеличению подвижности в тазобедренных суставах, для выполнения прыжков в длину с места.

И.П. – стойка ноги врозь, ленты вперёд

1- правая вперёд, ленты вверх;

2 - И.П.

3 – левая вперёд, ленты вверх;

4 – И.П.

4 раза

Махи выполняются прямыми ногами, руки плавно поднимать вверх. При выполнении этого упражнения девочки играют с ветерком и лепестками  цветов.

10. Развивать взрывную силу мышц ног, для выполнения энергичного отталкивания, при выполнении прыжка в длину с места.

И.П. – стойка руки на пояс.

1 – полуприсед;

2 – присед, ленты вниз;

3 – выпрыгивание из упора присев, ленты взлетают вверх;

4 – И.П.

8 раз

Выполняя этого упражнения следить за тем, чтобы девочки выполняли полный присед и, выпрыгивая, выпрямляли ноги. При выполнении этого упражнения девочки прячутся в цветочках и прыгают к солнышку как можно выше, кто достанет солнышко.

Учить кружиться на месте передавая лёгкий, задорных характер музыки.

Повороты вокруг себя, ленты в сторону.

1 мин.

Все упражнения ОРУ выполняются под музыку в танце. Повороты выполняются  в правую и левую сторону, ленты развиваются в сторону.


Организовать группу для проведения основной части занятия.

Скресный шаг

1 мин.

Скресный шаг выполняется по кругу, взявшись за руки. При выполнении этого упражнения  направляющий ведёт группу к месту построения. Девочки строятся в  1-ну шеренгу. Физорг собирает ленточки.

13.

Игра «Дополни рисунок»

2 мин.

Для того чтобы выйти из сада старушки цветы загадали девочке загадку, которую вы должны разгадать.  Дети раскладывают по образцу обручи для  выполнения прыжков в длину с места.

Основная часть.

13. Восстановить представление о технике выполнения прыжка в длину с места, приземляясь в круг.

Прыжок в длину с места

½ мин.

Дети куда попала девочка, после того как вышла и сказочного сада? Правильно, она попала в лес. Вот сейчас мы с вами и отправимся в лес  на поиски подсказки от зверей, где же находится  Кай. В лесу нам предстоит преодолеть некоторые препятствия. Непосредственный показ.

14. Повторить умение выполнять замах руками, для успешного выполнения прыжка в длину с места приземляясь точно в намеченный круг.

И.П. – стойка руки вверх.

1 – полуприсед, руки назад;

2 – выпрямляя ноги вывести руки вперёд

8 раз

Упражнение выполняется под счёт преподавателя. Руки не сгибать. Обратить внимание на согласованность работы рук и ног.

15. Добиться  выполнения замаха руками в сочетании с энергичным отталкиванием.

Прыжок в длину с места.

8 раз


 Все упражнения основной части, выполняются по методу круговой тренировки. Дети выполняют три круга с каждым кругом расстояние между обручами увеличивать.


16. Добиться выполнения прыжка в длину с места в объёме технических требований.

Прыжок в длину с места

8 раз

Упражнение выполняется на втором круге. Обратить внимание на возникновение ошибок и на их исправление.


17. Совершенствовать прыжки в длину в места, выполняя подряд несколько прыжков с точным приземлением в круг.

Прыжки в длину с места

3 раза

Данное упражнение выполняется на третьем круге, когда расстояние между обручами максимально большое для детей по их уровню подготовленности. Обратить внимание на согласованность движений рук и ног, на выполнение энергичного отталкивания и точного приземления.

18. Проверить и оценить умение выполнять прыжок в длину с места с точным приземлением в круг.

Прыжок в длину с места.

1 ½ мин

Прыжки выполняются по одному по кругу. Применяется оценочное суждение, (молодец, умница, или – если постараешься, можешь лучше).

20. Напомнить технику выполнения отбивания мяча о землю в сочетании с ходьбой.

Отбивание мяча о землю.

½ мин.

Непосредственный показ. Обратить внимание детей, что отбивание выполняется одной рукой. 1-ый круг -  левой, второй круг – правой, третий круг – обеими. Дать указание девочкам следить за положением рук.

21. Повторить умение выполнять отбивание мяча о землю, стоя на месте.

Отбивание мяча о землю

По 8 раз

Упражнение выполняется по 8 раз каждой рукой. Следить за правильностью движений кистью.



22.Добиваться выполнения отбивания мяча о землю в сочетании с ходьбой.

Отбивание мяча о землю

2 мин.

Упражнение выполняется в ходьбе по ограниченному коридору. Следить за работой кисти.





23. Проверить умение выполнять отбивание мяча о землю  в сочетании с ходьбой

Отбивание мяча о землю

1 мин.

При выполнении проверки дать детям задание выполнить как можно лучше, чтобы получить подсказку. Во время выполнения упражнения девочкам встречается ворон. Который должен их отвести в замок к принцу и принцессе. Но для того чтобы он смог их отвести в замок Герда должна отчистить дорогу.




24. Организовать группу для проведения заключительной части.

Игра «Кто быстрее»

1 мин.

Герда убирает с дороги препятствие, чтобы  они смогли пройти в замок, это нужно сделать как можно быстрее. Разделить группу на 2 подгруппы, одна убирает обручи, другая стоечки.


Заключительная часть.

25. Способствовать повышению эмоционального состояния детей.

Танец маленьких принцесс.

3 мин.

Девочки попали в замок принцессы и принца. Они помогли Герде, преодолеть трудности, благодаря подаркам принцессы и доброму сердцу девочки она смогла справится и с маленькой разбойницей, и   спасти Кая. И маленькая Герда танцует танец, радуясь спасению Кая.




22. Организовать группу для подведения итогов занятия.

Ходьба по кругу с упражнениями на дыхание. Сед на пяточках.

2 мин.

Подведение итогов урока. Все девочки награждаются памятными медальками, за спасение Кая.







 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».   Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Мой автопортре" ( рисование)

             Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмы...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия, для детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Программное содержание:1.Закрепить и упорядочить понятия детей о себе, как представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек. Формировать образ «Я...