Технология БОС ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата
статья по физкультуре (старшая,подготовительная группа) по теме
Компьютерные программы на основе технологии БОС - ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
В настоящее время проблема профилактики коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья (Н.П. Бурэ, О.М. Евдокимова, 1996г.; Р.Б. Стеркина, 1996г.), а в нашем образовательном учреждении 100% детей имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Научные исследования (Н.Н. Ефименко, 1991г.; Е.С. Черник, 1997г.; С.И. Веневцев, 2000г.) свидетельствуют о том, что наиболее серьезные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата распространяются на сферу координационных способностей – базиса, формирующего фонда новых двигательных умений и навыков, основы успешного развития других физических способностей.
С 2002 г. по 2005г. наше образовательное учреждение являлось региональной экспериментальной площадкой Департамента образования ХМАО-Югра по теме «Обучения, воспитания, развития детей с отклонением в физическом развитии». Результатом моей деятельности в экспериментальной площадке является программа «Развитие координационных способностей для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», изданная в 2005г. в соавторстве с Базукиной Г.К. и Дрень О.Е. предназначенная для работы с детьми групповым методом.
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации и компьютеризации обучения и воспитания.
Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так назы ваемой компьютерной грамотностью.
Ком пьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошколь ном возрасте.
В рамках модернизации образования перед исследователями, практиками и учеными сама жизнь поставила несколько задач:
- первоначально ввести компьютеры в детский сад;
- создать модели применения компьютера для воспита ния, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- изучить влияние компьютера на поведение, познавательное развитие детей, а также возможности применения компьютера для коррекционной работы с детьми, имеющие отклонения в физическом и психическом развитии.
Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка — это, прежде всего, формирование у него психологической готовности, то есть компетентности в обществе, широко применяющем компьютерные информационные техноло гии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.
Дети, допущенные к компьютеру с яркой увлекательной программой, получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у него большой интерес, желание рассмотреть, действовать, играть вернуться к этому занятию вновь.
Рождается мотивационная готовности к вхождению в компьютерный мир, которая в дальнейшем развивается.
Другим важным моментом является то, что компьютер, благодаря особенностям своего устройства: наличие кла виатуры, экрана, на котором продуцируется та или иная информация - события, символы, вызванная ребенком из электронного «мозга» с помощью клавиатуры или «мышки» осуществляет интеллектуальную подготовку ребенка к обучению в школе. Ребенок-дошкольник, управляя компьютерной игровой программой, начинает сначала думать, а затем действовать.
«Мышка» формирует у ребенка тончайшую координацию движений глаза, контро лирующего экран, и руки, подающей тончайшие импульсы компьютеру, генерирующему по воле ребенка необходимые изменения содержания событий на экране.
Таким образом, компьютерный мир нужен современному ребенку еще и потому, что способствует дальнейшему развитию его мышления, обеспечивает благо даря формированию основ теоретического мышления интел лектуальную подготовку к обучению в школе, где вчерашний дошкольник осваивает уже не просто мир предметов, а теорию предметов.
Следует заметить, что достижения детей не остаются не замеченными ими самими и окружающими. Дети чувству ют большую уверенность в себе. Робкие и малообщитель ные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в овладении компьютерным миром. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, полученные на экране компьютера, играют в традиционные сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содер жанию с компьютерными играми. Меняются отношения между детьми и родителями, поскольку ребенок может показать сам маме и папе, как играть с компьютером, он играет роль «взрослого» и получает от этого огромное удовольствие.
В 2006 году нашим дошкольным образовательным учреждением в рамках приоритетного национального проекта «Образование» был при обретен кабинет «БОС - опорно-двигательный», осна щенный аппаратно-программным комплексом для коррекции расстройств функциональных систем организма путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Компьютерная технология биологическая обратная связь получила широкое распространение в коррекции и профилактике двигательных нарушений благодаря возможности непрерывного контроля за функцией пораженных мышц и управления этой функцией через эмоционально значимые параметры: изменения светового, звукового сигналов, управление компьютерной игрой.
В настоящее время под биологической обратной связью понимается метод, при котором с помощью каналов искусственной обратной связи, акустической, визуальной или тактильной, предъявляется информация о текущем состоянии той или иной физиологической функции с целью обучения его сознательному контролю и управлению этими функциями. Данный метод является интенсивно развивающейся инновационной технологией в образовании.
Целью исследовательской работы является определение влияния использования ИКТ на основе технологии биологической обратной связи в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата на повышение показателей уровня развития координационных способностей, а конечном счете: физического и умственного развития.
Объект: коррекционная деятельность
Предмет: условия организации и руководства коррекционной деятельности по физическому развитию с использованием ИКТ на основе технологией БОС.
Гипотеза: я предполагаю, что использование ИКТ на основе технологии БОС, направленное на коррекцию двигательных функций у детей дошкольного возраста, на развитие координационных способностей, а в конечном счете на физическое и умственное развитие и компетентность ребенка - дошкольника школьном обучении наиболее эффективно будет осуществляться, если:
- Содержание ИКТ на основе метода БОС используется в качестве одного из основных элементов физического и познавательного развития детей дошкольного возраста.
- Формирование обобщенных представлений о ИКТ осуществляется при положительно-эмоциональном отношении к нему каждого ребенка.
- При выборе форм (занятия, подгрупповая и индивидуальная работа, работа в парах) и методов (экспериментирование, опыты, наблюдения) создается ситуация успеха у детей в данной деятельности.
- Обеспечение воспитанникам постоянного продвижения от простого к сложному через совместное решение промежуточных проблемных задач.
Исходя, из цели и гипотезы, я определила задачи:
- Изучить и проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме использования ИКТ на основе технологии БОС в коррекционной деятельности двигательных нарушений дошкольного возраста.
- Провести педагогическое обследование детей дошкольного возраста по выявлению показателей физической подготовленности.
3. Определить основные направления и условия, способствующие физическому развитию, коррекции нарушений функций опорно – двигательного аппарата.
4. Апробировать ИКТ на основе технологии БОС в коррекционной работе????
Физиологические основы применения метода биологической обратной связи по электромиограмме
Как известно, успехи современной коррекционной работы при нарушениях опорно – двигательного аппарата опираются на прочный фундамент достижений физико-математических и естественных наук. Полноценная диагностика нарушений и их качественная коррекция в настоящее время немыслимы без учета новых данных о функционировании живого организма и использования новейших технологических разработок.
С середины 1970-х годов во всем мире стал значительно повышаться интерес к методам, направленным на активизацию внутренних резервов организма. Одним из таких методов является метод биологической обратной связи (Н. Винер, 1943).
Метод биологической обратной связи (БОС) выделился в самостоятельную область исследований более трех десятилетий назад благодаря бурному развитию электроники и применению ее достижений в физиологических исследованиях для решения одной из наиболее актуальных проблем физиологии - проблемы саморегуляции и управления физиологическими функциями в живых системах (Штарк М.Б., 1988, 1999). Сам термин появился в 1969г. в США, где было образовано первое общество по изучению проблем БОС - Американское научно – исследовательское общество БОС (1981).
Физиологической основой этого направления науки явились фундаментальные исследования ученых: И.М.Сеченова и Ч. Шеррингтона, доказавших значение обратной связи как универсального механизма регуляции и саморегуляции в живых системах, И.П. Павлова и его учеников, изучавших особенности высшей нервной деятельности и разработавших учение об условном рефлексе, Н.А.Бернштейна, определившего принцип сенсорных коррекций, П.К.Анохина, разработавшего теорию функциональных систем и определившего роль обратной афферентации в регуляции физиологических функций.
Впервые возможность произвольной регуляции биоэлектрической активности мышц была показана в работах Е. Якобсона (1929). Затем, в 1970-80-х годах исследованию возможности произвольного управления человеком активностью собственных двигательных единиц было посвящено большое количество работ. Положительные результаты, полученные в различных лабораториях, послужили основанием для применения данного метода не только в медицине, но и в педагогике.
Пионерами в разработке и применении методов БОС в педагогике в нашей стране явились ученые Института экспериментальной медицины РАМН (г. Санкт – Петербург). Эти исследования продолжаются и в настоящее время не только в Санкт – Петербурге, но и в Москве под руководством члена – корреспондента РАМН А.М. Вейна (Рябус М.В., 1998), Новосибирске под руководством академика РАМН М.Б. Штарка (1998).
Крупнейшим в России в мире разработчиком и производителем аппаратуры БОС является научно – производственная фирма ЗАО «Биосвязь» (Основатель Сметанкин А.А.)
Метод БОС - это современный метод коррекции, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью совершенствования физиологических навыков и представляет собой комплекс упражнений, при проведении которых ребенку посредством специальных технических устройств, цепи внешней обратной связи, передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации ребенок под руководством педагога с помощью специальных упражнений и аппаратуры развивает навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию.
Наибольшее количество исследований по применению метода БОС в ортопедии посвящено такой распространенной патологии, как нарушения осанки (Блюменталь О.Н., 1999; Богданов О,В., 1990; Лавриков В.И., 1999; Пинчук Д.Ю., 2000). Во всех работах при сравнении эффективности традиционной методики ЛФК и метода БОС показано более быстрое нарастание силы мышечного корсета и формирование навыка правильной осанки в случае применения метода БОС.
Таким образом, анализ литературы, посвященной применению метода БОС для коррекции двигательных расстройств, показал, что этот метод вызывает большой интерес специалистов и является перспективным направлением в коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
В основе принципа БОС лежат представления о регуляции и саморегуляции в живых системах. Вопрос о значении этого принципа для функционирования живых организмов впервые был поставлен в 1826 г. Ч. Беллом. Предположения Белла о циклическом взаи модействии мозга и эффекторного органа были им же экспериментально подтверждены. Позднее работами Циона и Людвига (1866), И.М. Сеченова (Сеченов И.М. 1866) и Ч. Шеррингтона (1909) было доказано значение обратной связи как универсаль ного механизма регуляции и саморегуляции в живых организмах.
Биологическая обратная связь — это «обратный» возврат человеку информации о функционировании его внутренних органов и систем.
Возможности и перспективы применения новой технологии БОС первыми по достоинству оценили специалисты, занимающиеся движением, которые давно применяют приемы обратной связи для развития и восстановления двигательных навыков. Например: применение зеркал в хореографии, гимнастике, лечебной физкультуре; упражнения с надавливанием на звучащую игрушку в лечебной физкультуре при детском церебральном параличе и т.д.
Метод БОС по электромиограмме (один из видов БОС) получил наиболее широкое распространение в работе с детьми с двигательными нарушениями.
Биологическая обратная связь по электромиограмме (ЭМГ-БОС) - это обучение человека произвольному управлению активностью собственных двигательных единиц с помощью специальных устройств, которые регистрируют биопотенциалы контролируемой мышцы, усиливают их и преобразуют в различные сигналы обратной связи (световые, звуковые).
Оценка внутренней структуры движения возможна лишь с помощью аппаратов ЭМГ-БОС, которые отражают сигналами обратной связи изменения амплитуды электромиограммы мышц, обеспечивающих это движение, поскольку между амплитудой ЭМГ и величиной напряжения мышцы существует прямая пропорциональная зависимость (Яковлев Н.М., 1991).
Общепринятой стала более простая методика с использованием накожных поверхностных электродов, традиционно применяемых в электромиографических исследованиях. Упрощение технологии значительно усилило интерес специалистов к возможностям метода ЭМГ-БОС. Появилось большое количество работ, посвященных различным аспектам применения этого метода, которые могут быть разделены на два направления.
1. «Прямое» применение метода ЭМГ-БОС, когда сигналы обратной связи отражают изменения функционального состояния тренируемой мышцы. Эта методика применяется для развития и восстановления двигательной функции (Богданов О.В., Пинчук Д.Ю., 1990).
2. «Непрямое» применение метода ЭМГ-БОС для неспецифической релаксационной тренировки спазмы мимических мышц при заикании, коррекции психоэмоционального состояния, речевого дыхания.
Принципы использования метода биологической обратной связи.
В общем случае принцип обратной связи опирается на фундаментальный закон кибернетики, согласно которому эффективное функционирование любой управляемой системы зависит от возврата информации о результатах работы этой системы управляющему органу.
На принципах обратной связи построены все механизмы, обеспечивающие постоянство внутренней среды организма.
В реальной жизни человек постоянно сталкивается с регулирующим механизмом обратной связи, как правило, не задумываясь об этом. Например, поддержание вертикального положения тела в пространстве. Это пример внутренней обратной связи, т.е. биоуправление осуществляется без участия сознания человека.
В противоположность этому, метод БОС как способ коррекции, оздоровления предусматривает обязательное использование внешней обратной связи.
Таким образом, существуют определенные предпосылки для реализации метода БОС в педагогической практике:
1.Получение информации о работе соответствующей физиологической системы.
2. Обучение воспитанника произвольному управлению работой этой физиологической системы.
3. Использование для решения указанных задач специальных технических устройств.
Основные понятия метода биологической обратной связи.
- Физиологическая функция.
Обязательным требованием к выбранной для коррекции или оздоровления физиологической функции является возможность ее объективной регистрации и количественной оценки.
2. Регистратор параметров физиологических функций. Роль первичного регистратора выполняют датчики которые накладываются на необходимые части тела. Регистрация информации и ее предъявление ребенку происходят одновременно, не влияя на осуществление принципа БОС.
3. Прибор - преобразователь параметров физиологических функций в световые и звуковые сигналы.
В реальных условиях регистратор и преобразователь не являются самостоятельными приборами, а конструктивно объединены в единый прибор биологической обратной связи или в компьютерный комплекс. 4. Инструкция воспитаннику должна быть ясной и четкой.
5. Мотивация. Для эффективного осуществления коррекции методом БОС абсолютно необходим еще один фактор, связанный с личностью ребенка – мотивация, т.е. активное желание заниматься своим оздоровлением. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен как психологической установкой ребенка на выздоровление, так и внешними факторами, повышающими заинтересованность в процессе и результатах коррекции: в виде мультипликационных сюжетов, детских слайдов, сказок.
Материально – техническое обеспечение метода
1. «Митон-БОС». Регистрационное удостоверение № 29/03030497/1417-00 от 25.12.00; сертификат соответствия № РОСС RU.МЕ20. ВО1860 ОТ 15.06.01.
Двухканальный аппарат. Обратная связь представлена световым и звуковым сигналами. Имеется цифровой индикатор уровня чувстви тельности и счетчик правильно выполненных упражнений для каждо го канала, общий регулятор времени работы и отдыха. Аппарат обес печивает два режима тренировки: непрерывный и пороговый.
2. Компьютерный комплекс «Миотренажер». Включает персональный компьютер с программой «Ми отренажер» и аппарат ЭМГ-БОС «ПБС-БОС». Комплекс обеспечивает графическое ото бражение электромиограммы контролируемой мышцы на экране монитора. Программа обеспечивает ведение карточки пациента, в которой от ражаются особенности пациента, параметры диагностики и каждой тренировки.
Применение метода биологической обратной связи по электромиограмме для коррекции нарушений опорно –двигательного аппарата
Показания к применению метода БОС.
Метод БОС имеет определенные показания, противопоказания и условия, ограничивающие область его применения.
Первое условие - это минимальная сохранность корректируемой функции.
Вторым условием является минимальная сохранность интеллекта, необходимая для понимания инструкций педагога и их выполнения. При стойких грубых нарушениях интеллекта врожденного или приобретенного характера, таких, как тяжелая олигофрения при синдроме Дауна, выраженное слабоумие после заболевании и травм головного мозга, заболевания «большой» психиатрии и т.д., ребенок просто не в состоянии осознать поставленную перед ним задачу.
Абсолютные противопоказания отсутствуют.
Относительные противопоказания первой группы:
- Возраст. Эффективность коррекции методом БОС напрямую зависит от интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств воспитанника. Вполне естественно, что маленькие дети такими качествами обладать не могут. Поэтому считается, что минимальный возраст ребенка должен быть 4,5 - 5 лет.
- Сохранность интеллекта (в смысле, его недостаточная сохранность).
- Сохранность эмоционально-волевой сферы - это положение касается не только патологических состояний психики, тесно связанных с нарушениями интеллекта, но и с капризностью больного, его нежеланием лечиться, «уходом в болезнь». Если сам ребенок не испытывает стремления к выздоровлению, то хороших результатов БОС - тренингов ожидать не приходится.
Ко второй группе относительных противопоказаний относятся следующие состояния:
- Тяжелые сопутствующие заболевания – острые инфекционные и неинфекционные, системные и хронические в стадии обострения.
- Заболевания, создающие принципиальную невозможность достижения положительного эффекта вследствие значительных анатомических изменений
- Локальные патологические изменения: нейродермит, гнойничковые заболевания кожи.
- Ожирение III степени, при котором электрические сигналы от пациента могут ослабляться настолько, что полезный сигнал становится неотличим от шумов.
- Тяжелые нарушения возбудимости и проводимости сердца, затрудняющие применение метода БОС по ЧСС.
- Наличие диафрагмальной грыжи.
- Повышенная судорожная готовность головного мозга.
Общие основы применения метода ЭМГ-БОС для коррекции двигательных нарушений.
Методика функциональной коррекции двигательных расстройств с применением технологии ЭМГ-БОС строится на основе положений и принципов лечебной физкультуры (5, 6, 8, 20) и с учетом основных педагогических принципов:
1. Активность и сознательность.
2. Индивидуальный подход в соответствии с особенностями и общим состоянием воспитанника.
3. Наглядность и доступность - соответствие упражнений возможностям ребенка.
4. Систематичность и длительность.
5. Последовательность и постепенность в дозировке нагрузки и усложнении упражнений как в течение одного занятия, так и во время всего курса.
6. Цикличность тренировки - чередование нагрузки и отдыха: напряжение и расслабление мышцы. Продолжительность отдыха и расслабления, должна быть не меньше, чем нагрузки, сокращения.
Особенности методики определяются не столько диагнозом, сколько характером двигательных нарушений. Для определения тактики коррекции врачом проводится осмотр ребенка, во время которого:
1. Выявляются мышечные группы, определяющие двигательные дефекты.
2. Ставятся коррекционные задачи.
3. Определяется методика коррекции функционального состояния мышц, которая включает:
- подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;
- дозировку нагрузки;
- выбор аппаратуры ЭМГ-БОС для проведения занятий.
Общие положения методики коррекции двигательных нарушений методом ЭМГ-БОС
1. Методика определяется врачом в соответствии с особенностями двигательных расстройств.
2. На одном занятии последовательно проводится тренировка от двух до шести функционально значимых мышечных групп.
3. Длительность тренировки одной мышцы составляет не менее 15 мин. Величина нагрузки устанавливается для каждой тренируемой мышцы и регулируется уровнем чувствительности применяемого аппарата ЭМГ-БОС.
4. Продолжительность курса составляет не менее 10 занятий 2-3 раза в год.
5. Кратность проведения занятий не реже двух раз в неделю.
Специальные задачи коррекции, оптимально решаемые методом ЭМГ-БОС
Метод биологической обратной связи по ЭМГ является оптимальным для решения следующих специальных задач:
1. Восстановление и тренировка мышечного чувства.
2. Повышение сократительной способности мышц.
3. Снижение активности гиперактивных мышц (релаксация).
4. Формирование двигательного навыка:
- манипуляционной функции кисти;
- правильной осанки;
- походки.
Методика коррекционной работы с применением технологии БОС:
Методика коррекционной работы по технологии БОС основывается на положениях физиологии движений: анатомо - функциональной организации работы нервно – мышечного аппарата и электромиографии.
Основную регулирующую, контролирующую и координирующую роль в мышцах играет нервная система.
Нервный импульс и его распространение представляет собой биоэлектрический процесс, что и составляет электромиограмму, которая используется в качестве управляемого параметра при коррекционной работе методом БОС.
Методика проведения занятий БОС представляет собой совокупность практических приемов (сгибание, разгибание, приведение, отведение) применения средств, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение коррекционных задач. БОС использует методику физического воспитания, применительно к особенностям организма больного. Особенности частной методики БОС определяются целями и задачами коррекции, в соответствии с которыми осуществляется подбор средств, выбор оптимальной формы их применения, определение дозировки физической нагрузки.
Предметом коррекции методом БОС является анализ мышечной деятельности при активных движениях, различных положениях и позах тела ребенка.
Средства технологии БОС - это специально подобранные и организованные движения ребенка: гимнастические и дыхательные упражнения.
Гимнастические упражнения представляют собой искусственные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы, при выполнении которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними органы. На занятиях с применением метода БОС чаще всего применяются движения отдельных частей тела, выполняемые из определенных исходных положений, с заранее предусмотренным направлением, амплитудой, скоростью, степенью напряжения, расслабления или растягивания мышц.
Дыхательные упражнения - это упражнения с произвольным изменением характера и/или продолжительности фаз дыхательного цикла в сочетании с движениями туловища и конечностей (динамические дыхательные упражнения) или без них (статические дыхательные упражнения).
Занятия проводятся строго по направлению врача – ортопеда или врача – педиатра.
I этап коррекции является подготовительным. В доступной форме ознакомление ребенка и/или его родителей с принципами БОС,акцентируя внимание на том, что приборы не оказывают никакого влияния на организм человека, а лишь регистрируют происходящие физиологические изменения.
Проведение пробного сеанса БОС, чтобы ребенок сам мог понять и почувствовать, что он должен делать. Обучение ребенка правильному выполнению упражнения по БОС по выбранному сигналу управления - главная цель подготовительного этапа. Продолжительность подготовительного этапа – 1 занятие.
II этап коррекции - основной. В этот период ребенок использует метод БОС для коррекции выбранной физиологической функции, например, для тренировки определенной группы мышц, до получения желаемого эффекта - развития необходимой мышечной силы, восстановления правильной осанки и т.д. Длительность основного этапа - 9-10 занятий.
Ш этап коррекции - заключительный. Задача этого этапа -добиваться воспроизведения полученного навыка управления физиологическими функциями собственного организма без использования приборов биологической обратной связи. Длительность -1 занятие.
Таким образом, общее количество сеансов, не менее 10. Продолжительность каждого отдельного сеанса при проведении индивидуальных занятий по технологии БОС составляет 10 мин.
Компьютерные программы комплекса «БОС - опорно-двигательный»
В 2006 году нашим дошкольным образовательным учреждением в рамках приоритетного национального проекта «Образование» был при обретен кабинет «БОС - опорно-двигательный», осна щенный аппаратно-программным комплексом для коррекции расстройств функциональных систем организма путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Компьютерная технология биологическая обратная связь получила широкое распространение в коррекции и профилактике двигательных нарушений благодаря возможности непрерывного контроля за функцией пораженных мышц и управления этой функцией через эмоционально значимые параметры: изменения светового, звукового сигналов, управление компьютерной игрой.
В настоящее время под биологической обратной связью понимается метод, при котором с помощью каналов искусственной обратной связи, акустической, визуальной или тактильной, предъявляется информация о текущем состоянии той или иной физиологической функции с целью обучения его сознательному контролю и управлению этими функциями. Данный метод является интенсивно развивающейся инновационной технологией в образовании.
Программный комплекс «БОС - опорно-двигательный» состоит из двух программ: «МИО» и «Cardio»,которые предназначены для индивидуальной коррекционной работы и программы «Учимся и Оздоравливаемся» с использованием мультимедийного оборудования для групповой работы с детьми имеющими нарушения опорно –двигательного аппарата.
Компьютерная программа «МИО 2.2С» предназначена для коррекции и профилактики нарушения функций опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения функций тазобедренного сустава, нарушения функций кисти и т. д. Программа реализуется методом биологической обратной связи по электромиограмме.
Метод биологической обратной связи по электромиограмме является оптимальным для решения следующих специальных задач:
- Восстановление и тренировка мышечного чувства.
- Повышение сократительной способности мышц.
- Восстановление функций взаимосвязи и взаимодействия мышц.
- Формирование двигательного навыка:
- манипуляционной функции кисти и стопы;
- правильной осанки.
Компьютерная программа «Cardio» предназначена для коррекции нарушений функций грудной клетки при патологиях опорно – двигательного аппарата и формирования правильного диафрагмального дыхания при ослабленном иммунитете, для часто болеющих детей, методом биологической обратной связи.
Разновидностью метода является методика, основанная на выработке устойчивого диафрагмального типа дыхания с использованием в качестве регистрируемого и управляемого параметра дыхательной аритмии сердца. У воспитанника формируется спокойное, безусильное дыхание с замедленным выдохом и максимальным снижением частоты сердечных сокращений на выдохе. В результате достигается полная синхронизация фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечно - сосудистой системы. Влияние диафрагмально-релаксационного дыхания имеет многофакторный характер. Помимо сознательного управления дыханием ребенок опосредованно воздействует на сердечный ритм, в результате чего восстанавливаются межсистемные связи в основном из-за нормализации вегетативной регуляции, что ведет к активации внутренних резервов организма.
В 2009 приобретена компьютерная программа на основе БОС – технологии «Учимся и Оздоравливаемся» для коррекции дыхания и нарушений функций грудной клетки. Программа является современным продуктом, обеспечивающим использование всего спектра мультимедиа-возможностей компьютера, что позволяет обеспечить высокий уровень мотивации ребенка и усвоения материала при проведении целевых тренингов.
Компьютерная программа на основе технологии биологической обратной связи «Учимся и Оздоравливаемся»
Это новая компьютерная программа биологической обратной связи на эмуляции без прибора ПБС-БОС – преобразователя биологических импульсов, основу которой составляет программа «БОС - Здоровье». Программа «Учимся и Оздоравливаемся» содержит в себе тренинг по диафрагмальному дыханию и образовательный компонент. Форма работы по данной программе - групповая.
Она включает в себя 15 занятий по выработке правильного диафрагмального дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца. В ходе обучения правильному дыханию используются программы по изучению детьми дошкольного возраста математики и азбуки. Эти программы получили название «Здоровая Математика» и «Здоровая Азбука», потому что они не просто обучают и сберегают здоровье детей, они эффективно развивают это здоровье в процессе обучения. Математика и азбука тоже включают в себя по 16 занятий. Каждое занятие длится по 7- 10 минут.
Компьютерные программы «Здоровая азбука» и «Здоровая математика» из серии «Учимся и оздоравливаемся» прошли апробацию и успешно применяются в практике. Программа является частью инновационной технологии Александра Сметанкина «БОС - Здоровье». Занятия по программе «Учимся и оздоравливаемся» построены на основе физиологических законах дыхательного цикла и сенсорных каналов. Дыхательный ритм детей дошкольного возраста по научным данным составляет 5 сек, в этот момент открыты сенсорные каналы, - оптимальный темп для подачи образовательной информации.
Интегрированное занятие состоит из двух частей:
- Оздоровительная – урок дыхания, где формируется диафрагмально- релаксационное дыхание, происходит тренинг мышц диафрагмы, коррекция нарушений функций грудной клетки, что, в свою очередь, способствует улучшению обмена веществ через лимфатические каналы - в целом происходит оздоровление организма за счет повышения иммунитета.
- Образовательно – коррекционная, где в частоте дыхательного цикла ребенка – дошкольника преподносится учебный материал: «Здоровая Азбука» и «Здоровая Математика». Специфика занятий: на выдохе сначала произносятся звуки, слова, а затем целые предложения.
Программа «Учимся и оздоравливаемся» предполагает взаимосвязь между педагогом кабинета БОС и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения. «Здоровая Азбука» предназначена для ознакомления, изучения и закрепления букв родного алфавита. На этих занятиях ребенок закрепляет знания, полученные при работе с логопедом. Дети совершают путешествие в мир букв и слов, знакомятся с гласными и согласными буквами, учатся находить место буквы в слове, знакомятся с делением слов на слоги. Повторение слов и знакомство с образами, специально подобранными на каждую букву, улучшает и обогащает речь детей и формирует интерес к дальнейшему изучению родного языка.
Учебное электронное пособие «Здоровая Математика». Пособие помогает ребенку с помощью педагогов освоить количественный счет в прямом и обратном порядке от 1 до 10, сравнение чисел, элементарные задачи на сложение и вычитание. Для усвоения материала ребенок под руководством взрослого выполняет задание и отвечает на вопросы на выдохе. На таких занятиях закрепляются знания, полученные дошкольником при изучении раздела «Формирование элементарных математических представлений» общеразвивающей программы.
Для использования оздоровительного компонента обучения разработан урок дыхания, который дает возможность ребенку изучать буквы алфавита, считать в ритме оптимального дыхания детей 4-7 лет. Дидактический материал открывается на экране в заданном ритме, под который ребенок подстраивает свое дыхание во время занятия.
Обучение детей по предлагаемой инновационной методике кроме коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата, существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья, помогает ребенку развить необходимые для дальнейшего обучения функции, такие, как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно – пространственное восприятие, зрительно – моторная координация.
Данная программа эффективно применяется в обучении детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи и при задержке психического развития.
Итак, работа по компьютерным программам: «МИО», «Cardio» и «Учимся и Оздоравливаемся», предназначенным для коррекции нарушений функций опорно- двигательного аппарата, содержание которой составляют компьютерные игры, тематические слайды, сказки, решают коррекционные задачи, развивают у детей умение контролировать, управлять и дозировать нагрузку тренируемой мышцы, развивают внимание, умение сосредоточиться, воспитывают желание победить, целеустремленность, повышают интерес к обучению, его эффективности. Они имеют яркий соревновательный характер, что формирует волевые качества у ребенка как личности и развивают ребенка всесторонне.
Мониторинг результатов коррекционной работы по технологии БОС
Применение в аппаратуре БОС компьютерного обеспечения с его мощной информационной базой позволяет осуществлять не только предварительную обработку и фильтрацию поступающего сигнала, но и функцию хранения и обработки полученных данных.
При проведении ЭМГ- исследования для достоверной оценки полученных данных необходимо тщательно соблюдать следующие определенные условия:
- спокойная обстановка, исключающая резкие раздражители;
- оптимальная, устойчивая поза ребенка;
- сопоставление записи потенциалов, отведенных с разных мышц, в различное время и у разных лиц, возможно только при проведении исследований и оценки полученных данных в идентичных условиях.
Электромиограмма показывает активные сокращения мышц в виде их суммарной электрической активности, полученной с помощью поверхностных электродов. В технологии БОС применяется в основном количественная оценка электромиограммы, которая даст представление о суммарной активности сокращения всех моторных единиц мышцы.
Диагностика результатов занятий методом биологической обратной связи: программа «МИО 2.2С» проводится 2 раза: в начале занятий и в конце тренингов сеансом «Диагностика». Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей по показателям:
- максимальная амплитуда ЭМГ;
- средняя амплитуда ЭМГ;
- средняя интегральная активность: приложение «Отчет о сеансах диагностики». Данные результатов диагностики регистрируются в разделе «Результаты».
Шаблоны «Диагностика»
Шаблоны папки «Диагностика» предназначены для исследования изменений биоэлектрической активности мышечных групп при различных движениях и включают тренинг «Диагностика. Без сюжета». При применении этой методики на экране отображаются ЭМГ контролируемых мышц.
Шаблоны сеансов диагностики включают перечень контролируемых мышц и схему расположения электродов на поверхности тела ребенка.
Выбор движений, при которых оценивается биоэлектрической активности исследуемых мышц, осуществляется по определенной схеме (По Тваладзе Г.М., 1965).
Длительность сеансов диагностики не ограниченна и определяется пользователем во время сеанса в зависимости от задач и объема исследования.
Описание готовых шаблонов «Диагностика» представлено в таблице 1.
При необходимости выполненные изменения будут сохранены в папке «Шаблоны пользователя», и новый шаблон используется для повторных исследований.
Диагностика усвоения компьютерной программы «Cardio» производится по «контрольной минуте» - определение частоту сердечных сокращений, дыхательную аритмию сердца и частоты дыхания в режиме работы без биологической обратной связи в режиме «отдых». «Контрольная ми нута» вводится перед началом и после завершения каждого сеанса. Показатели «контрольной минуты» необходимы для оценки эффективности проводимого занятия как в течение одного сеанса, так и всего курса в целом.
Усвоение компьютерной программы по технологии «Учимся и Оздоравливаемся» определяется методом наблюдения во время контрольного занятия в конце всего курса. Для контроля правильности выполнения дыхательных упражнений ребенок кла дет одну руку на живот, другую - на грудь. При дыхании должна дви гаться только рука, лежащая на животе. Одновременно педагог, про водящий обучение, следит за тем, чтобы плечи и грудная клетка при дыхании оставались неподвижными.
Для определения усвоения детьми образовательного компонента в программе даются контрольные тесты.
Эффективность применения метода БОС
Об эффективности проведенного курса БОС - тренировок можно судить по результатам тестов на выносливость мышц, формированию навыка правильной осанки и стойкости его сохранения в дальнейшем, улучшению переносимости пациентом бытовых нагрузок.
Прирост времени тестов на выносливость мышц спины и брюшного пресса за период коррекции у детей, получающих сеансы БОС - тренировок, в 1,4 раза больше по сравнению с детьми, получающими стандартные курсы ЛФК. У детей, получающих сеансы БОС-тренировок по выработке навыка правильной осанки, за период лечения успевает сформироваться указанный навык. БОС - тренировки восстанавливают проприоцептивную чувствительность и, благодаря этому, ребенок способен в дальнейшем корректировать свою осанку.
Таким образом, при применение данной методики БОС в стандартные сроки занятий удается добиться более полноценной коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата.
Эффективность применения метода БОС оценивается по трем основным показателям.
1. Клиническое улучшение состояния ребенка позволяет говорить о хороших результатах коррекции даже в том случае, если положительная динамика объективно выражена слабо.
2. Статистически значимые изменения регулируемой функции, например, статистически достоверное увеличение ЭМГ ослабленной мышцы.
3. Сохранение устойчивости сформированных навыков в течение длительного периода времени, умение применять полученные навыки в повседневных условиях, в том числе и с учетом психоконфликтных ситуаций.
Преимущества метода БОС:
1. Метод БОС не имеет абсолютных противопоказаний к применению.
2. Метод БОС физиологичен, т.к. опирается на активизацию и мобилизацию собственных резервов организма человека.
3. Метод БОС имеет четкую направленность при коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата.
4. Метод БОС позволяет осуществлять дозирование и контроль нагрузок как при проведении каждого занятия, так и в ходе всего курса.
5. Метод БОС позволяет осуществлять объективно-диагностические мероприятия.
6. Метод БОС объективно требует индивидуально-психологического подхода к проведению каждого коррекционного занятия, что значительно повышает эффективность.
7. Метод БОС требует от ребенка активного участия в собственном развитии, что также повышает его эффективность.
8. Метод БОС сочетается со всеми видами проводимых медицинских и педагогических мероприятий, причем их совместное применение взаимно потенциирует друг друга.
9. Метод БОС не ограничивает применения каких-либо лечебных мероприятий в будущем.
10. Метод БОС безболезненен.
11. Метод БОС значительно повышает уровень физического развития.
12. Метод БОС способствует дальнейшему развитию его мышления, обеспечивает благо даря формированию основ теоретического мышления интел лектуальную подготовку к обучению в школе.
13. Благодаря таким преимуществам, как наглядность, повышенная роль сознательного управления, возможности дозировать и контролировать нагрузки как самим ребенком так и педагогом с помощью выбора пороговых уровней, активному участию ребенка в коррекционном процессе нарушений опорно – двигательного аппарата, метод биологической обратной связи значительно более эффективен.
Таким образом, использование технологии биологической обратной связи по компьютерным программам в педагогической практике является современным высокоэффективным способом развития ребенка как физически, так и умственно.
Литература
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 196 с.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М., Медицина, 1984. - С. 232-234.
3. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. - Л.:Наука, I988.-262C.
4. Бехтерева H.П., Камбарова Д.К., Поздеев B.К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. -Л.: Медицина, 1978. - 240 с.
5. Бонев Л., Слынчев П., Банков С. Руководство по кинезитерапии. - София: Медицина и физкультура, 1978. - С. 98-105.
6. Епифанов В.А (ред.). Лечебная физическая культура. - М.: Медицина, 1987. - 528 с.
7. Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2003. – 21 с.
8. Каптелин А.Ф. (ред.) Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1995.
9. Коц Я.М. (ред.) Физиология мышечной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1982. -447 с.
10. Кузьмичева О.А. Физиологические основы применения метода биологической обратной связи по электромиограмме // Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2003. – 8 с.
11. Кузьмичева О.А. Применение метода биологической обратной связи по электромиограммедля коррекции двигательных нарушений// Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2003. – 16 с.
12. Кузьмичева О.А. Описание шаблонов программы «МИО 2. 2С» // Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2004. – 13 с.
13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). М. ВЛАДОС,1997г. стр.304.
14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.Академия,2002 год, стр.193.
15. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях – Дошкольное воспитание. 1999г.- № 4.-стр.34-36.
16. Павлов ИЛ. Двадцатилетний опыт объективного изучения нервной деятельности (поведения) животных. -М.: Наука, 1973.-659 с.
17. Петраш В.В., Сметанкин А.А., Ващилло Е.Г., Бекшаев С.С. Метод биологической обратной связи в коррекции физиологических функций человека // Учебное пособие для врачей-слушателей. -Л., 1988.
18. Пннчук Д.Ю, Дудин М.Г. Биологическая обратная связь по электромиограмме в неврологии и ортопедии // Справочное руководство. – С-Пб.: Человек, 2002. -120 с.
19. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М. Академия, 1999 год. Стр.158.
20.Розенбаум Л. Общие вопросы биоуправления // Биоуправление-2: Теория и практика. - Новосибирск, 1993. - 25 с.
21. Рябус M.В. Лечение головной боли напряжения методом биологической обратной связи: Автореф. дисс— канд. мед. наук / ММА им. И.М.Сеченова. - М„ 1998. - 24 с.
22. Сандригайло Л.И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии. - Минск: Вышейшая школа, 1978. - С. 56-58.
23. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.-100 с.
24. Сеченов И.М. Лекции по физиологии. - М.: Медицина, 1974. -232 с
25. Скок А.Б. Использование биологической обратной связи для целенаправленного изменения поведения пациентов с аддиктивными расстройствами: Автореф. дисс ...канд. мед. наук /Новосибирский мед. ин-т, ин-т мед. и биол.кибернетики СО РАМН. – Новосибирск, 1999. -17с.
26. Фонарев М.И. (ред.) Справочник по детской лечебной физкультуре.-Л.: Медицина, 1983.-359 с.
27. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе/ Педагогическое общество России – М, 1999.
28. Штарк МБ. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного о завтра) // Биоуправление-3. Теория и практика. - Новосибирск, 1998. - С. 5-13.
29. Яковлев Н.М., Сметанкин А.А. Новый методологический
подход в функциональном лечении больных с двигательными
нарушениями при помощи портативных приборов с ЭМГ-БОС. II
Биологическая обратная связь: нейромоторное обучение в клинике и
спорте. - СПб., 1991.-С. 9.
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БОС
в коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата
Изиланова А.А.
Инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
МБДОУ ДСКВ №77 «Эрудит»
г.Нижневартовска. 2012г.
Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так назы ваемой компьютерной грамотностью.
Ком пьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошколь ном возрасте.
В 2006 году нашим дошкольным образовательным учреждением в рамках приоритетного национального проекта «Образование» был при обретен кабинет «БОС - опорно-двигательный», осна щенный аппаратно-программным комплексом для коррекции расстройств функциональных систем организма путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Компьютерная технология биологическая обратная связь получила широкое распространение в коррекции и профилактике двигательных нарушений благодаря возможности непрерывного контроля за функцией мышц и управления этой функцией через эмоционально значимые параметры: изменения светового, звукового сигналов, управление компьютерной игрой.
В настоящее время под биологической обратной связью понимается метод, при котором с помощью каналов искусственной обратной связи, акустической, визуальной или тактильной, предъявляется информация о текущем состоянии той или иной физиологической функции с целью обучения его сознательному контролю и управлению этими функциями. Данный метод является интенсивно развивающейся инновационной технологией в образовании.
Программный комплекс «БОС - опорно-двигательный» состоит из двух программ: «МИО» и «Cardio», которые предназначены для индивидуальной коррекционной работы с детьми имеющими нарушения двигательных функций.
Компьютерная программа «МИО 2.2С» предназначена для коррекции и профилактики нарушения функций опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения функций тазобедренного сустава, нарушения функций кисти и т. д. Программа реализуется методом биологической обратной связи по электромиограмме.
Метод биологической обратной связи по электромиограмме является оптимальным для решения следующих специальных задач:
- Восстановление и тренировка мышечного чувства.
- Повышение сократительной способности мышц.
- Восстановление функций взаимосвязи и взаимодействия мышц.
- Формирование двигательного навыка:
- манипуляционной функции кисти и стопы;
- правильной осанки.
Компьютерная программа «Cardio» предназначена для коррекции нарушений функций грудной клетки при патологиях опорно – двигательного аппарата и формирования правильного диафрагмального дыхания при ослабленном иммунитете, при нарушении речевого дыхания.
Разновидностью метода является методика, основанная на выработке устойчивого диафрагмального типа дыхания с использованием в качестве регистрируемого и управляемого параметра дыхательной аритмии сердца. У воспитанника формируется спокойное, безусильное дыхание с замедленным выдохом и максимальным снижением частоты сердечных сокращений на выдохе. В результате достигается полная синхронизация фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечно - сосудистой системы. Влияние диафрагмально-релаксационного дыхания имеет многофакторный характер. Помимо сознательного управления дыханием ребенок опосредованно воздействует на сердечный ритм, в результате чего восстанавливаются межсистемные связи в основном из-за нормализации вегетативной регуляции, что ведет к активации внутренних резервов организма.
В 2009 приобретена компьютерная программа на основе БОС – технологии «Учимся и Оздоравливаемся» для коррекции дыхания и нарушений функций грудной клетки. Программа является современным продуктом, обеспечивающим использование всего спектра мультимедиа-возможностей компьютера, что позволяет обеспечить высокий уровень мотивации ребенка при проведении целевых тренингов.
Компьютерная программа на основе технологии биологической обратной связи «Учимся и Оздоравливаемся»
Это новая компьютерная программа биологической обратной связи на эмуляции без прибора ПБС-БОС – преобразователя биологических импульсов, основу которой составляет программа «БОС - Здоровье». Программа «Учимся и Оздоравливаемся» содержит в себе тренинг по диафрагмальному дыханию и образовательный компонент: «Здоровая азбука» и «Здоровая математика».
Программа является частью инновационной технологии Александра Сметанкина «БОС - Здоровье». Занятия по программе «Учимся и оздоравливаемся» построены на основе физиологических данных дыхательного цикла и сенсорных каналов. Дыхательный ритм детей дошкольного возраста по научным данным составляет 5 сек, в этот момент открыты сенсорные каналы, - оптимальный темп для подачи информации.
Интегрированное занятие состоит из двух частей:
- Оздоровительная – урок дыхания, где формируется диафрагмально- релаксационное дыхание, происходит тренинг мышц диафрагмы, коррекция нарушений функций грудной клетки, что, в свою очередь, способствует улучшению обмена веществ через лимфатические каналы - в целом происходит оздоровление организма за счет повышения иммунитета.
- Образовательно – коррекционная, где в частоте дыхательного цикла ребенка – дошкольника преподносится учебный материал.
Программа «Учимся и оздоравливаемся» предполагает взаимосвязь между педагогом кабинета БОС и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения. «Здоровая Азбука» предназначена для ознакомления, изучения и закрепления букв родного алфавита. На этих занятиях ребенок закрепляет знания, полученные при работе с логопедом. Дети совершают путешествие в мир букв и слов, знакомятся с гласными и согласными буквами, учатся находить место буквы в слове, знакомятся с делением слов на слоги. Повторение слов и знакомство с образами, специально подобранными на каждую букву, улучшает и обогащает речь детей и формирует интерес к дальнейшему изучению родного языка.
Учебное электронное пособие «Здоровая Математика». Пособие помогает ребенку с помощью педагогов освоить количественный счет в прямом и обратном порядке от 1 до 10, сравнение чисел, элементарные задачи на сложение и вычитание. Для усвоения материала ребенок под руководством взрослого выполняет задание и отвечает на вопросы на выдохе. На таких занятиях закрепляются знания, полученные дошкольником при изучении раздела «Формирование элементарных математических представлений» общеразвивающей программы.
Обучение детей по предлагаемой инновационной методике кроме коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата, существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья, помогает ребенку развить необходимые для дальнейшего обучения функции, такие, как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно – пространственное восприятие, зрительно – моторная координация.
Данная программа предназначена для групповой и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста. Эффективно применяется в обучении детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи и при задержке психического развития.
Эффективность применения технологии БОС :
1.Клиническое улучшение состояния ребенка.
2. Статически значимые изменения регулируемой функции.
3. Сохранение устойчивости сформированных навыков.
4.Стабильное повышение показателей уровня развития физической подготовленности.
5.Положительная динамика познавательного и речевого развития.
6.Обучение ребенка управлению мышцами.
Преимущества метода БОС:
1. Метод БОС не имеет абсолютных противопоказаний к применению.
2.Метод БОС физиологичен, т.к. опирается на активизацию и мобилизацию собственных резервов организма человека.
3.Метод БОС имеет четкую направленность при коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата.
4. Метод БОС, позволяет осуществлять дозирование и контроль нагрузок, как при проведении каждого занятия, так и в ходе всего курса.
5. Метод БОС позволяет осуществлять объективно-диагностические мероприятия.
6. Метод БОС объективно требует индивидуально-психологического подхода к проведению каждого коррекционного занятия, что значительно повышает эффективность.
7. Метод БОС требует от ребенка активного участия в собственном развитии, что также повышает его эффективность.
8.Метод БОС сочетается со всеми видами проводимых медицинских и педагогических мероприятий, причем их совместное применение взаимно потенцирует друг друга.
9.Метод БОС не ограничивает применения каких-либо лечебных мероприятий в будущем.
10. Метод БОС безболезненен.
11.Метод БОС значительно повышает уровень физического развития.
12. Метод БОС способствует дальнейшему развитию мышления ребёнка, обеспечивает благо даря формированию основ теоретического мышления интел лектуальную подготовку к обучению в школе.
13. Благодаря таким преимуществам, как наглядность, повышенная роль сознательного управления, возможности дозировать и контролировать нагрузки, как самим ребенком, так и педагогом с помощью выбора пороговых уровней, активному участию ребенка в коррекционном процессе нарушений опорно – двигательного аппарата, метод биологической обратной связи значительно более эффективен.
По результатам мониторинга качества образования за период с 2006 по 2011 годы прослеживается стабильная динамика в усвоении воспитанниками программного материала по физическому развитию - показатели уровня развития улучшились на 15%; 82% детей овладели компьютерными программами и научились управлять своими мышцами. По показаниям компьютерной диагностики за 2010-11 учебный год у 77% детей наблюдается положительная динамика показателей силового развития слабых мышц от 75%, у 18,4% детей – приостановлено прогрессирование нарушений, положительная динамика наблюдается у 60%, у 4,6% воспитанников сняты диагнозы нарушения осанки. Данные результаты достигнуты благодаря внедрению мной в коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата, компьютерных программ на основе инновационного метода биологической обратной связи технологии БОС – ортопедический.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)
Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...
Коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
В презентацию включены слайды по теории ФГОС, требования к спортивному уголку, консультация для родителей....
презентация " Технологии коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"
В презентации представлен материал. который может быть интересен специалистам, работающим с детьми. имеющими НОДА...
Значение тувинских национальных игр в коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Современные подходы в организации специального образования должны быть основаны на научных концепциях, позволяющих прогнозировать результаты педагогической работы. При этом необходимо учитывать н...
Презентация «Особенности организации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»
Инклюзивное образование («inclusion» – включение, добавление, прибавление, присоединение), общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процес...
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата (ДЦП)
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах...
Использование элементов образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Польза, которую приносят эти упражнения колоссальная. Ребёнок становится не только сообразительным, активным и контролирующим себя, но у него улучшается речь, координация пальцев, память, внимание, пр...