Значение тувинских национальных игр в коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
консультация на тему
Современные подходы в организации специального образования должны быть основаны на научных концепциях, позволяющих прогнозировать результаты педагогической работы. При этом необходимо учитывать не только мировой опыт в области реабилитации детей с ДЦП, но и опыт, накопленный человечеством в области дошкольного воспитания разных народов мира.
Тувинские национальные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Заботясь о просвещении, образовании, и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Дети с ДЦП стали основным контингентом детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности. Особенно подвергается поражению мышечная сфера – происходит нарушение координации движений, повышается тонус мышц. Не развиваются двигательные возможности ребенка. В зависимости от степени расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии – напряженность мышц и спастичность; нарушение походки и других движений ног и рук, снижение степени мобильности. Также могут встречаться нарушения зрения, слуха, различных сторон восприятия, ориентировки в пространстве; ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Есть и иные проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из–за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением.
Характерным отклонением в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП является повышенная склонность к страхам. Эти страхи, нередко без определенного содержания, обычно сопровождаются выраженными вегетативными расстройствами.
Отклонениям в развитии личности способствуют специфические условия, в которых вынужден находиться больной ребенок с первых лет жизни: частое пребывание в закрытых медицинских учреждениях, ограничение общения с окружающими, особенно со сверстниками, ограничение самостоятельности, постоянные разговоры окружающих о болезни и лечении и т. п. Это способствует развитию эгоцентризма, пассивности, сознания собственной исключительности и невнимательности к окружающим.
Такие дети не способны к адекватной оценке своих поступков и поведения окружающих, они испытывают затруднения при установлении контактов со сверстниками.
В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Они помогают установить контакт с малышом, сформировать у него слуховые и зрительные реакции.
Игра: «Чинчи чажырары» (найти бусинку).
Играющие делятся на две группы (команды). Количество играющих не ограничивается, но в двух командах должно быть ровное количество игроков. Суть игры заключается в том, что одна команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, другая команда должна найти эту «иголку в стоге снега». Команда, получившая право на прятание бусинки, выбирает ведущего; тот должен спрятать ее у кого – нибудь в руке, но при этом он должен «прятать» у всех, делая вид, что прячет в одной руке. Другая команда выбирает двух или трех «находчиков». Они подходят и ищут по выражению лица, по движению и т. п. Каждый «находчик» имеет право открыть только две руки, независимо чьи (разрешается: одну руку у одного, вторую – у другого, или две руки у одного игрока. Если из двух или трех «находчиков» никто не нашел бусинку, то в целом команда – штрафуется: во – первых,лишается права прятать бусинку в дальнейшей игре, во – вторых, выбранные «находчики» исполняют песню, либо читают стихи, короткие сказки, рассказы и т. д. Если из оштрафованных кто – нибудь по каким– либо причинам не может выполнить желание публики, то ему дается право исполнять что – нибудь по его усмотрению. Если он и этого не может сделать, то штрафуется команда целиком. За выигравшей командой остается право прятать бусинку. Если ищущая команда нашла бусинку, она ее забирает и прячет у себя в команде точно в таком же порядке.
Народные игры оказывают благотворное влияние на общее состояние здоровья детей, улучшая аппетит, укрепляя нервную систему, повышая сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Наиболее эффективно проведения подвижных игр на свежем воздухе, в результате которых усиливается поступление кислорода в кровь.
Согур – аза (Слепой черт) развивает речевые навыки у детей, участники игры повторяют, закрепляют традиционный речевой этикет. Во время игры дети кричат, визжат, бегают, прыгают, падают, выплескивают эмоции, выводят энергию, получают встряску. Это полезно и для физического, и для психического здоровья. В разных местах Тувы эту игру называют по разному. Одни называют аскак – кадай – хромая ведьма, другие – куске, моортай – кошка, мышка. Главные роли в игре исполняют Согур – аза (черт, авазы (мать, и дети. Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются бросает наземь трубку и при этом говорит:
- У черта трубку не буду курить, у отца и матери – буду курить.
Услышав это, черт спрашивает у матери:
- Что за тобой?
- Это мой когээржик (кожаный сосуд для молочной водки. Существует поверье, что черт не может пить араку).
- За когээржиком что?
- Тень моего когээржика.
- За тенью твоего когээржика?
- А там мои дети!
- Если дети, - говорит черт, - я их съем.
С этими словами черт выскакивает и кидается, чтоб кого – нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал черт, тот из игры выходит. Игра продолжается до тех пор, пока черт всех не переловит. В следующий раз заново выбирают «черта» и «мать».
Тевектээри (почекушки). Так, игра тевек (почекушки, развивает ловкость, выносливость, гибкость, тренирует ноги, способствует выработке правильного дыхания. Эта игра встречается в самых различных районах Тувы и широко распространена. Сама игра имеет немало вариантов, которое никем до сих пор описаны не были. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают «тевек» ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.
Различные варианты этой игры представляют собой усложнение основной задачи. Это происходит в том случае, когда противники соревнуются с одинаковым успехом. Вначале избирают самый простой способ игры. В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой (тевектээр, обычно правой, и старается подбрасывать его как можно дольше, не уронив на землю. Известны случаи, когда противник, «работая» ногой, подбрасывал тевек до 2000 раз, не совершив ошибки, после чего в измножении падал на землю. Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Теперь тевек подбрасывали поочередно то одной, то другой ногой (далгыыр). Умелые игроки способны продержать тевек таким образом довольно долго в воздухе, подбрасывая его до 300 раз. Противники и в этом случае могли быть равными. Тогда приступали к еще более усложненному варианту игры (чиннээри). Она заключалась в том, что играющий, стоя на одной ноге, подбрасывает тевек, при этом не опуская ногу на землю. В случае, если тевек отлетел в сторону, игрок мог настигнуть его, подскакивая на одной ноге. Самый трудный способ игры отличался от предыдущего тем, что игрок должен был подбрасывать тевек, стоя на одной ноге и на одном месте (кызыл чин). Некоторые «ловкачи» могли подкинуть таким способом тевек до 50-60 раз. В заключении проводится концовка игры, названная «човадыр» (изматывание противника). Проигравший бросает тевек на ногу победителю, а тот изо всей силы отбрасывает его ногой, заставляя противника бежать за ним. Эта «операция» продолжается до тех пор, пока выигравший не совершит ошибку или побежденный не сумеет поймать отброшенный ногой тевек.
Игра «Платочек»
Играющие садятся вокруг очага так, чтобы внутри круга двое могли свободно бегать. Игру начинает один (одна) из играющих. Начинающий ходит вокруг – посматривает, кому бы подкинуть «свою любовь», и незаметно «приглянувшейся»(шемуся) подбросит платочек. «Пораженный», соскочив с места, старается догнать и задеть платком бежавшего. А бежавший, сделав круг, старается занять место «пораженного». Если это не удалось ему (ей) грозит «суд». Он (она) должны исполнять песню, играть на музыкальных инструментах.
Врожденные двигательные рефлексы у детей с НОДА появляются с опозданием и вовремя не редуцируются, а сохраняются и препятствуют развитию произвольной моторики. Развитие моторных функций задерживается и искажается, а так как первичные сенсорные реакции тесно сопряжены с моторными, то задерживается развитие слухового и зрительного восприятия. Ребенок слабо вычленяет компоненты в окружающей среде, и это влияет на проявление эмоциональных реакций — долго не формируется «комплекс оживления».
Решающую роль в развитии манипуляций играет овладение захвата ладонью, «ножницами», «щипцами». В дальнейшем произвольные и изолированные движения пальцами совершенствуются. Именно эта последовательность берется за основу в игре: Кажык (игра в кости) Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Ниже предлагается описание одной игры в кости.
Игра: Кажык - биле бодалажыры (игра в кости «устный счет»)
Составляют две команды с одинаковым числом игроков и выдают соответственно равное и известное всем играющим количество астрагалов. Каждая команда выбирает ведущего, задача которого спрятать кости в руки всем членам команды. Зная, сколько костей спрятано в руках у членов команды, приблизительно подсчитав спрятанные кости у противника, он, трижды должен назвать общую сумму всех спрятанных астрагалов обеих команд. Независимо от того, угадал он или нет, противник также угадывает число астрагалов другой команды. Если после подсчета кто – нибудь из команд угадала правильно, то эта команда забирает спрятанные кости у противника, а если обе не угадали, то игра возобновляется. Имея в запасе кости, команда не имеет права сидеть с пустыми руками. Если запасных костей не хватает всем членам команды, то оставшиеся кости прячут у некоторых из них. При игре строго учитывается количество астрагалов в руках у своей команды и общее количество оставшихся после проигрыша астрагалов у противника. Игра кончается тогда, когда одна из команд выигрывает все астрагалы. Проигравшая команда «штрафуется».
Известно, что первично при ДЦП нарушается моторика. В процессе этой игры важным является не только производство различных движений, но и создание следового образа этих движений. На основе моторной памяти необходимые движения воспроизводятся и автоматизируются. В процессе игры у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особые проблемы возникают в развитии ручной моторики.
В это время необходимо настойчиво работать над подавлением патологических рефлексов и развитием произвольной моторики. Нужно помнить о том, что ребенок растет, а для роста необходимо движение. Если пораженная конечность или часть конечности (например, пальцы) мало двигается, то она физически отстает в росте. Если суставы мало работают, то плохо растет суставной аппарат, образуются контрактуры — тугоподвижность суставов.
Также через эту игру в кости происходит точечный массаж рук – это надавливание костями подушечки пальцев и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Игра «Кажык» способствует расслаблению мышц и снятию эмоционального напряжения. Применяется с целью профилактики простудных заболеваний, повышения защитных свойств слизистых оболочек носа, гортани, бронхов и других органов, а также улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на биологически активные точки.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. Они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Одним из практических опытов развитие мелкой моторики и улучшение координации движений пальцев рук, ибо уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи. Сопровождение упражнений короткими строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение. Игры дают кистям и пальцам рук силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма.
«Матпаадыр»
Матпаадыр паштанзын,
Бажы- Курлуг маназын,
Ортаа- Мерген одагланзын,
Уваа- Шээжен уруктазын,
Биче- Моовей буурек чизин,
Арбай- хоор,арбай- хоор!- дээр.
«Кирер- кирбес»
Ийи холдун салаалары- биле «чадыр» туткаш, айтырар:
--- Борта кирер бе?
--- Чок,кирбес.
--- Борта кирер бе?
--- Чок,кирбес.
--- Борта кирер бе?
--- Кирер. Чуге чор сен?
--- Хой кадарган оглум
Кодан олуруп келди.
Чылгы кадарган оглум
Чыдыг кырза эъди эккелди.
Оон эъдин хайындырып чиир
Чаглаа кара пажынар беринерем.
--- Ында даштын чыышкын адаанда.
Ызырар калдар ыдымга ызыртып алдын
--- «Ох!»- дээш,буза устуруп уне бээр.
Для тренировки дыхательной мускулатуры, осуществляющий вдох, предлагается создать определенное сопротивление, что достигается тем, что во время вдоха сжимается грудная клетка. Известно, что вдох выполняется при движениях, расширяющих грудную клетку. Это гимнастика универсальна. А проговаривание «Узун тыныш», «Дурген чугаа» в коррекционной работе с детьми с НОДА может быт лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Она полезно всем любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребенка, делать его здоровым!» Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, и. т. д. - и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма и восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос.
Также коррекция двигательной системы детей с НОДА осуществляются на скачках. Существуют два подхода к объяснению лечебного эффекта верховой езды: физиологический и психосоциальный. Физиологический - температура тела лошади на полтора градуса выше температуры тела человека. Мышцы спины идущей лошади разогреваются и своим движением массируют мышцы ног всадника, усиливая в них кровоток. Улучшение кровотока в ногах улучшает и кровоснабжения мозга. Психосоциальный - большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушено ощущение пространства, своего тела, затруднено осознание себя как личности. Чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию; умение управлять лошадью дают навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.
Литература:
1. Журнал «Башкы» №1, №3 2011г.
2. Ооржак Х. Д- Н. Тувинские народные подвижные игры. – Кызыл, 1995.
3. Самбу Н. У. Тувинские игры. – Кызыл, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология БОС ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата
Компьютерные программы на основе технологии БОС - ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата....
«Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
К сожалению, в современном обществе все больше наблюдается рождение ослабленных детей, диагноз которых Детский Церебральный Паралич, заболевания опорно-двигательного аппарата, обусловленн...
Коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
В презентацию включены слайды по теории ФГОС, требования к спортивному уголку, консультация для родителей....
«Психотехническая игра при работе с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата»
Добиться физического и психологического благополучия можно различными педагогическими методами: развивать и корректировать навыки с помощью песка, воздействовать на снижение уровня мышечной зажатости,...
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Воспитатель Байбара Е.Н.
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Воспитатель Байбара Е.Н.Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаВ последнее время проблема сохранения здоров...
Презентация «Особенности организации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»
Инклюзивное образование («inclusion» – включение, добавление, прибавление, присоединение), общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процес...
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата (ДЦП)
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах...