Конспект занятия по профилактике психо-эмоционального напряжения и предупреждению агрессивного поведения у детей 5-6 лет. Тема: «Турнир. Прогоняем гнев»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Занятие направлено на профилактику психо-эмоционального напряжения и предупреждения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по профилактике психо-эмоционального напряжения и предупреждению агрессивного поведения у детей 5-6 лет.
Тема: «Турнир. Прогоняем гнев»
Автор - составитель:
педагог-психолог МБДОУ
детский сад № 12 Белочка»
г. Котовск Тамбовской обл.
Краснова Е.В.
Цель: Профилактика психо-эмоционального напряжения и предупреждение агрессивного поведения у детей.
Задачи:
- Расширять представления об эмоции «гнев» (злость);
- Способствовать профилактике нежелательных эмоциональных нарушений, выходу эмоционального напряжения, снижая потребность в агрессии, выражению речевой агрессии в социально приемлемой форме;
- Продолжать обучение детей релаксации (снимать напряжение, развивать саморегуляцию, достигать расслабления и ощущения покоя), стимулировать воображение, управлять своими мыслями;
- Учить понимать свои чувства и чувства других людей;
- Воспитывать положительные черты характера.
Оборудование и материалы:
- «Волшебный туннель» для входа на «турнир», «Сухой душ» (из атласных ленточек), выполняющий роль «ворот для победителей»,
- магнитная доска,
- фотографии с изображением агрессивных детей,
- пиктограммы эмоций (радость, удивление, печаль, спокойствие, любопытсво, удивление),
- обруч, подушки для сидения на полу,
- «мешок криков»,
- два детских стула;
- небольшие листы бумаги и фломастеры.
Музыкальное сопровождение:
- Подбор музыкальных композиций: спокойная, марш, среднего темпа.
2. «Танец Троллей» из коллекции «Музыкальные шедевры» (к программе «Музыкальные шедевры О.П. Радыновой)
Содержание:
Вводная часть
Дети проходят в спортивный зал.
Педагог-психолог приглашает детей в круг и просит рассказать о своем настроении в данный момент.
- Я недаром сегодня пригласила вас в спортивный зал. Хочу предложить вам принять участие в одном турнире. Кстати, кто из вас знает, что означает слово «турнир»? (Ответы детей).
- Да, «турнир» означает соревнование, состязание, борьбу. Но, я вам предлагаю необычный турнир. А с кем придется побороться, мы узнаем чуть позже.
- Итак, вы готовы?! (Ответы детей).
- Чтобы попасть на «турнир», нужно пройти через «волшебный туннель».
Основная часть
Звучит музыка. Дети преодолевают «волшебный туннель».
- Смотрите, а вот и подсказка (на магнитной доске прикреплена фотография ребенка, находящегося в состоянии агрессии).
Кто изображен на фотографии? В каком состоянии мальчик? Как вы узнали? Какие признаки об этом свидетельствуют? (дети высказывают свои предположения).
Далее педагог активизирует жизненный опыт детей.
Вам приходилось в жизни испытывать ярость, гнев? Из-за чего? Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? Что вы делаете, чтобы гнев ушел? ( Дети рассказывают ситуации, когда им приходилось испытывать гнев.)
Психолог раскладывает перед детьми пиктограммы разных эмоций. Предлагает найти эмоцию, которая соответствует состоянию мальчика и прикрепить рядом.
Затем дети определяют и называют остальные эмоции, изображенные на пиктограммах.
Игра-ассоциация «Злость – это ….»
Педагог приглашает детей присесть на ковер в круг.
Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Мысленно попробуйте представить, на что похож гнев, какой цвет ему соответствует, какого он запаха, какие звуки ему подходят.
- Расскажите, что вы представляли?
- Вы сказали, что злость это – драки, обзывания, крики, и т.д.
- Ну что, готовы вы побороться с гневом (злостью), прогнать их от себя?
Педагог приглашает детей на «волшебный ринг», где будут происходить волшебные превращения.
Игра «Волшебный круг – боксер, каратист, злая кошка»
В центр зала кладется обруч – это «волшебный круг». Один ребенок (по желанию) выходит в круг и по сигналу превращается в боксера (соответственно в каратиста, злую кошку), выполняет характерные движения, не выходя из круга. Дети за кругом кричат: «Сильнее! Уходи злость, уходи!». Затем ребенок выходит из круга и становится самим собой.
Игра «Мешок криков».
- Ребята, а вы заметили, когда человек злится, он еще и громко кричит, шумит?
Если хочется крикнуть, поругаться, но чтобы никого не обидеть, а просто дать себе разрядку, хорошо в группе и дома иметь такой мешочек. Все крики в нем растворяются.
- Вы говорили, что когда люди злятся, они могут говорить друг другу обидные слова. А потом еще больше начинают злиться друг на друга, уже на эти слова.
Игра «Ругаемся овощами, миримся фруктами и ягодами»
Дети разбиваются на пары.
Ставятся два детских стула, спинками друг к другу. Дети по сигналу называют друг друга овощами.
После того, как детям «надело ругаться», стулья поворачивают друг к другу и получается «скамейка примирения».
Упражнение «Разреши предполагаемую ситуацию»
Психолог предлагает каждой паре ситуацию из-за которой они поссорились.
- Ангелина и Лиза не поделили коляску, в которой катали кукол. Как вы поступили бы, чтобы не поссориться?
- Кирилл и Петя строили гараж, но он получился размером для одной машины. Они поссорились и поругались. Как вы поступили бы, чтобы не поссориться?
- Сережа и Артем шли сегодня в детский сад, перед ними оказалась лужа. Они вместе прошлись по этой луже, обрызгали друг друга и соответственно поссорились, не стесняясь в выражениях. Как вы поступили бы, чтобы не поссориться?
Затем, дети мирятся, называя друг друга «фруктами и ягодами».
- Ну вот, дети помирились и отправились на прогулку. (Подушки положить чуть в сторону). Кто подметает дорожки, кто наблюдает за погодой, кто катается на самокате. У детей веселое настроение.
Игра «Заколдованное колечко» Звучит музыка (2)
- Коварная «Злость» решила подкрасться к детям с хитростью.
Она кидала перед каждым ребенком «заколдованное колечко». Дети надевали колечки себе на палец, любовались ими, но, в тот же миг, они превращались в злых, агрессивных людей. Они кривлялись, дрались, прыгали, валялись на земле. Тут поднялся сильный ветер и из окон детского сада полетели рисунки детей (педагог раскидывает листы бумаги). Злые дети комкали их, рвали в клочья, кидали друг в друга.
- Обессилевшие и уставшие, они свалились на землю и уснули.
И тут, на помощь детям, пришла добрая фея «Радость». Она сняла «заколдованные колечки», дотронулась своей волшебной палочкой, и дети очнулись от страшного сна. Потянулись, улыбнулись и стали наводить порядок. (Дети собирают «мусор»).
- Ребята, вам нравилось изображать злых, агрессивных детей? Что вы чувствовали? (рефлексия)
Детям предлагается нарисовать эмоцию злости на маленьких листочках и порвать ее.
Заключительная часть
Психологическая рефлексия
Как вы сами думаете, удалось вам побороть гнев, злость, агрессию?
Что вы чувствовали во время нашего «турнира»? Какие мы допустили ошибки? Кому с кем понравилось быть в паре, почему?
А сейчас какое у вас настроение?
По всем правилам, вы заслужили награды, как победители!
Детям вручаются медали с изображением «Радости».
Звучат фанфары. Победители выходят через «Волшебные ворота победителей».
Информационные источники:
- Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет, Ярославль: Академия развития, 2006.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1997.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.
- Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов. С-П «Детство-пресс», 2008.
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / под редакцией А.В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
личностно-ориентированный подход к детям на занятиях по плаванию для профилактики психо-эмоциональных нарушений у детей.
Игры и игровые ситуации в воде для снятия агрессии, тревожности....
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...
Психологическое занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста по теме: "Мой гнев"
Данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста. Может быть интересен для психо...
Статья на тему «Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и п...
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».
Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...
Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».
Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для родителей "Агрессивный ребенок. Рекомендации педагога-психолога"...