статья на тему "Особенности проведения занятий по плаванию для профилактики нарушения осанки детей 5-6 лет"
статья (старшая группа)

Фурсова Анастасия Дмитриевна

Особенности проведения занятий по плаванию для профилактики нарушения осанки детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_statya.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

На фоне провозглашения здорового ребенка целью ближайшего и отдаленного будущего любой страны, на сегодня в РФ приобретает угрожающие масштабы снижение уровня «здоровье нации» как интегративного показателя физического, психического и социального здоровья граждан, особенно детей младшего школьного возраста.

Это приводит к повышению интереса научного сообщества к проблеме сохранения здоровья детей. Учитывая то, что сейчас почти 80% детей имеют одно или несколько заболеваний, на каждого ребенка школьного возраста приходится по два-три нарушения функционирования систем организма, среди которых наиболее распространенными являются нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Такая ситуация вызывает беспокойство прежде всего потому, что именно в младше школьном возрасте происходит интенсивное формирование ОДА.

В последние годы ученые-исследователи накопили значительную информационную базу о тесной взаимосвязи состояния биогеометрического профиля осанки и здоровья человека. В трудах отечественных и зарубежных авторов изучены детерминанты формирования биогеометрического профиля осанки. Несмотря на плодотворную работу ученых в указанной области, тенденция к увеличению численности детей младшего школьного возраста с нарушениями биогеометрического профиля осанки служит основанием для констатации о нерешенности вышеупомянутой проблемы.

На сегодняшний день специалисты проявляют единодушие в видении одной из основных детерминант эффективности процесса физической реабилитации детей 7-8 лет с функциональными нарушениями ОДА, осуществления постоянного контроля за состоянием их биогеометрического профиля осанки, что позволяет вносить своевременные корректировки процесса физической реабилитации для достижения такой цели, как получение максимального оздоровительного эффекта, в том числе при помощи плавания, а также подчеркивает целесообразность пересмотра подходов к организации и методики осуществления педагогического контроля. Особенно убедительна на этапе всеобъемлющей информатизации общества перспектива автоматизации обработки информации и создания баз данных биогеометрического профиля осанки детей. По мнению А. Кашубы, Ю. А. Попадюхи [34], использование информационных систем открывает новые возможности по повышению эффективности процесса физической реабилитации.

Учитывая вышеизложенное, и в целом теоретическую, практическую и социальную значимость для формирования здоровья молодого поколения разработка коррекционно-профилактических программ по лечебному плаванью, для устранения отклонений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания является своевременным и актуальным.

Объект исследования. Плавание как средство коррекции и профилактики нарушений осанки.

Предмет исследования. Программа коррекционно-профилактических занятий плаванием для детей 7-8 лет с нарушениями осанки.

Цель исследования: разработать и апробировать программу коррекционно-профилактических занятий плаванием для детей 7-8 лет с нарушениями осанки.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста средствами плавания.

2. Провести диагностику состояния осанки у детей 7-8 лет.

3. Разработать программу коррекционно-профилактических занятий плаванием для детей 7-8 лет с нарушениями осанки и проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования: предполагается, что применение разработанной коррекционно-профилактической программы занятий плаванием для детей 6 лет с нарушениями осанки, окажет положительный эффект на состояние их опорно-двигательного аппарата с одновременным повышением качества функции внешнего дыхания.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и апробации программно-методического обеспечения физического воспитания детей 5-6 лет, средствами лечебного плавания, направленного на коррекцию осанки.

Разработанная коррекционно-профилактическая программа занятий плаванием оказывает положительное влияние не только на состояние осанки, но и повышает качество функционирования респираторной системы младших школьников.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЛАВАНИЯ

1.1        Особенности функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе

На современном этапе развития области физического воспитания и спорта проблема физического здоровья младших школьников не теряет своей актуальности, и остается в фокусе внимания причастных к работе по ее решению специалистов [7].

Важный в контексте вышеупомянутой проблемы процесс оценки здоровья детей предусматривает использование рекомендованных специалистами [5] пяти критериев, таких как:

  • Показатели функциональности жизненно важных систем тела;
  • Степень физической подготовленности;
  • Резистентность организма (иммунная защита, неспецифический иммунитет);
  • Хронические заболевания в анамнезе либо же их отсутствие;
  • Физическое развитие, его гармоничность и уровень.

Концептуальный для предлагаемого контекста термин «физическое развитие» фигурирует в научной литературе [4, 16] с такими двумя значениями, как:

• процесс развития, формирования двигательной функции человека в филогенезе и онтогенезе;

• состояние двигательной функции человека в конкретный момент времени, характеристиками которого выступают физические параметры строения тела и двигательного аппарата.

К спектру показателей физического развития относятся соматометрические (длина, масса тела, объем грудной клетки), физиометрические (жизненная емкость легких, кистевая динамометрия, становая сила), соматоскопические (особенности осанки, развитие костно-мышечной системы, строение тела, половое развитие, жироотложение) размеры. Весомость исследования перечисленных показателей обусловлена ​​возможностью установки на основе взаимосвязи последних и уровня физического развития [23].

В плоскости осмысления проблемы физического состояния детей, в частности младшего школьного возраста, определяется особая важность вопросов формирования правильной осанки и опорно-рессорных свойств стопы детей в процессе физического воспитания, поскольку именно такие характеристики дают определение функциональному состоянию опорно-двигательного аппарата (ОДА) [1, 16].

ОДА человека выполняет значительный перечень функций, приоритет из их числа имеет обеспечение опоры, защиты и движений тела [3, 19].

Представители отечественной [4] и зарубежной педагогической науки [40] проявляют единодушие в видении осанки прежде всего, как функционального понятия. То есть осанка не связана с анатомическими изменениями, поэтому ее нецелесообразно рассматривать как нечто стабильное, нечувствительное к изменениям.

По результатам специальных исследований [12] сегодня правильной осанкой детей младшего школьного возраста считают осанку с небольшим наклоном головы вперед, незначительным, без выступания уровня грудной клетки, смещением вперед плечевого пояса, небольшим выступанием лопаток, а также плавным переходом линии грудной клетки в линию живота, выступающей на 1-2 см, слабым выражением изгибов позвоночника, небольшим (от 22 до 25°) углом наклона таза. Исследователи функциональных нарушений ОДА акцентируют внимание на оптимальном функционировании системы ОДА, оптимальном размещении внутренних органов и расположении общего центра тяжести (ОЦТ) именно при правильной осанке [15, 16].

Современные специалисты рекомендуют называть отклонения от нормальной осанки ее нарушениями, или дефектами, так как функциональные нарушения осанки еще не являются заболеваниями, а скорее следствием функциональных изменений ОДА, обусловливающие формирование ложных условно-рефлекторных связей, которые закрепляют неправильное положение тела и приводят к потере навыка правильной осанки [17].

К функциональным изменениям ОДА человека относятся нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях [19].

Как указывают авторы [20], нарушения осанки, локализирующиеся в сагиттальной плоскости, бывают связанными с изменением физиологической кривизны позвоночника, при чем как в сторону ее уменьшения, так и увеличения. В связи с этим, нарушения осанки, проявляющиеся увеличением кривизны позвоночника (от физиологической нормы), классифицируются на такие типы как:

  • Кругло-вогнутая спина;
  • Круглая спина;
  • Сутулость различной степени.

В свою очередь, искривление позвоночника, которое проявляется уменьшением его кривизны от физиологической нормы может быть таких типов, как:

Плоская спина;

Плоско-вогнутая спина [17].

Нарушениями осанки во фронтальной плоскости считают асимметричную или сколиотическую осанку [17].

Наличие функциональных нарушений ОДА у детей младшего школьного возраста – это одна из причин отставания от почти здоровых сверстников (и мальчиков, и девочек) по абсолютным значениям и темпам прироста показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности [38].

В своем исследовании с привлечением детей 6-8 лет Корд Махназ [24] диагностировал у всех обследованных детей 6-8 лет с нарушениями осанки во фронтальной плоскости и сколиотической болезнью I-II степеней автор отметил снижение показателей физического развития и физической подготовленности на фоне дисбаланса силовой выносливости боковых мышц туловища, снижение статической силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и ЖЕЛ. При определении статической силовой выносливости мышц при повышении функциональных возможностей детей младшего школьного возраста исследователь получил следующие результаты: у детей 6 лет – 56,81 с; 7 лет – 69,34 с; 8 лет – 78,17 с; в случае снижения функциональных возможностей такие: у детей 6 лет – 48,96 с, 7 и 8 лет – 61,79 с и 71,98 с, соответственно [24].

Корд Махназ [24] также исследовал биогеометрический профиль осанки детей 6-8 лет и, как следствие, обнаружил у обследуемого контингента деформации позвоночника во фронтальной плоскости. В частности, у детей с нарушениями осанки во фронтальной плоскости угол β2, образованный горизонталью и линией между акромионом, составлял в среднем 5,80 °, у детей со сколиотической болезнью – 7,38 ° при норме 2,3 °; разница показателей угла β3, образованного горизонталью и линией, проходящей через точки нижних углов лопаток, у детей с нарушениями осанки и сколиотической болезнью составляла 19%, а угла β4, образованного горизонталью и линией, проходящей через точки центра гребней подвздошных костей – 22,6% относительно показателей нормы. При анализе показателей расстояния между радиальной точкой и центром гребня подвздошной кости слева и справа автор определил достоверные различия между величинами вогнутости и выпуклости сколиотической деформации (р <0,05) [24].

Ю. В. Козлов [22] в работе, посвященной анализу биогеометрического профиля осанки 37 девочек и мальчиков 6-8 лет, обнаружил у 36 детей нарушения осанки во фронтальной плоскости, у 37-го ребенка – в сагиттальной. Важно, что у 36 младших школьников с нарушениями осанки во фронтальной плоскости угол β2°, образованный горизонталью и линией между акромионом, составил 4,94° при норме 2,3°; разница между показателями угла β3, образованного горизонталью и линией, проходящей через точки нижних углов лопаток, и показателями нормы составила 89,2%, а угла β4, образованного горизонталью и линией, проходящей через точки центра гребней подвздошных костей, и нормы - 189%.

Проведенный Ю. В. Козловым [22] анализ количественных показателей биогеометрического профиля осанки 37 детей в сагиттальной плоскости дал основания утверждать, что угол α2° между акромионом с инфраторакальной точкой, характеризующий грудной отдел позвоночника, превышает норму в 4,74 раза, а среднестатистический результат угла α3° между инфраторакальной точкой и центром гребня подвздошной кости, характеризующий грудопоясничный переход, превышает норму в 1,9 раза, что в сочетании с нормальными значениями угла α4° определяет угол наклона таза и выявляет наличие у обследуемых детей круглой спины. Становится очевидным, что процесс развития ОДА детей подвержен воздействию различных факторов и испытывает ряд определенных изменений, в том числе и патологических [37].

В спектре патологий нижних конечностей наиболее распространенными являются нарушения двигательной функции стопы [37]. В таком контексте добавим, что стопа как один из важнейших органов прямохождения человека в условиях природных локомоций выполняет не только функцию опоры, но и обеспечивает организацию рессорных взаимодействий ее тела с опорной поверхностью [37].

Вопрос нарушения двигательной функции стопы относятся к сфере научных изысканий многих ученых отрасли. В педагогических исследованиях Мухаммеда Абдель Кадер Амро [30] установлено, что сдвиги и нарушения функционального состояния стопы у детей с плоскостопием приобретают проявления в показателях ширины и высоты стопы, индексе свода стопы, степени уплощения и индексе ширины / длины стопы.

Обобщение данных специальной научно-методической литературы дает основания утверждать, что биогеометрический профиль осанки наиболее объективно отражает морфофункциональное состояние детей, в частности младшего школьного возраста. В таком контексте представляется важной, подчеркнутой многими специалистами, обусловленность функциональных нарушений ОДА именно изменениями пространственной организации тела детей, в частности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - практикум для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие,...

Комплекс упражнений для профилактике нарушений осанки детей дошкольного возраста

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мыше...

Профилактика нарушений осанки детей через кружковую работу с использованием современного оборудования.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а ...

Мастер – класс для родителей средней группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»

Конспект мастер-класса для родителей средней группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,  направленной на профилактику нарушения осанки&r...

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки»...

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки...