Использование игровых приёмов и методов на физкультурных и логоритмических занятиях с детьми с ОНР и заиканием
статья (физкультура) по теме
Материалы опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игровых приёмов и методов на физкультурных и логоритмических занятиях с детьми с ОНР и заиканием
Инструктор по физкультуре
МКДОУ компенсирующего вида №11
Двоеглазова Т.А.
В нашем д/с ведется комплексная работа пo кoррекции речи и сопутствующих отклонений. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедическая ритмика /логоритмика/.
Логоритмику определяют как систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осу ществляемых с целью логопедической коррекции. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции движений в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмики:
- коррекционные
- оздоровительные
- образовательное
- воспитательные
- познавательные.
Средствами логоритмики являются:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- игровая деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы.
Средства логоритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий. Занятия логоритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, разви вают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, развивают ловкость, силу, выносли вость, координацию движений. В конечном итоге благотворно влияют на коррекцию речи.
Логоритмика проводиться в старших и подготовительных группах 2 раза в неделю по 25 минут-30минут.
По наблюдениям, у многих детей, страдающих ОНР и заиканием, ослаблена мелкая и общая моторика,нарушена координация движений,ослаблена память (они быстро устают при выполнении прыжков, бега, танцевальных движений, плохо запо минают последовательность движений, их элементы и т.д.). Организация специальных логоритмических занятий способствует развитию и коррекции двигательных качеств, навыков, развивает дыхание, слуховую, зрительную память, чувство темпа и ритма, учит ритмично двигаться, развивать мимические, речевые движения.
Каждое логоритмическое занятие является сюжетным. Широко используются игровые сюжеты, элементы психогимнастики, пантомимы и импровизации. Разнообразные игровые ситуации побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта. Игры и игровые приемы повышают эффектив ность коррекционной работы. На логоритмике также знакомлю с новыми движениями под музыку. Использую при этом стихотворения, поговорки. К каждой фразе или слову придумываем движения. Стараюсь делать так, чтобы были задействованы все анализаторы (слуховой, речевой, двигательным и т.д.).
У многих детей с ОНР и заиканием нарушена слоговая структура слов, ее темп, ритм, плавность, поэтому все движения начинаем выполнять в замедленном темпе.
Обучая детей правильной ходьбе, работаю над осанкой, движениями рук и ног.
Занятия логоритмикой строю в соответствии с лексической темой, над которой работает логопед и воспитатель. Например, в группе лексическая тема "Деревья". Мы с детьми отправляемся в импровизированный лес.
Упражнение для мелкой моторики
МЕЖ ЕЛОВЫХ МЯГКИХ ЛАП
поглаживают подушечками пальцев колени
ДОЖДИК - КАП - КАП – КАП.
стучат пальцами по коленям
ГДЕ СУЧОК ДАВНО ЗАСОХ,
поднимают руки вверх, сжимают.
ВЫРОС МОХ МОХ МОХ.
пальцы в кулачки и разжимают
ГДЕ ЛИСТОК К ЛИСТКУ ПРИЛИП,
руки опускают вниз, пальцы
ВЫРОС ГРИБ, ГРИБ, ГРИБ.
прижимают друг к другу, то расставляют как можно шире
КТО НАШЕЛ ЕГО ДРУЗЬЯ?
указательным пальцем правой руки поочередно касаются пальцев левой.
ЭТО Я, Я, Я.
сжимаем все пальцы, кроме мизинца и показываем его.
Так, решая задачи логоритмики, мы одновременно закрепляем материал лексической темы. Кропотливо и настойчиво отрабатывая с детьми каждый элемент движений, пытаемся добиться успеха у всех.
Через занятия логоритмики у безречевых детей можно добиться появления активности речи, т.к. ребенок на них более раскрепощен, эмоционально настроен и открыт для контактов в доступной и интересной для него деятельности.
В заключение следует сказать, что по мнению воспитателей и логопедов, занятия логоритмикой благотворно влияют на развитие речи и психических процессов, поэтому, думаю, и в массовых д/с инструкторам по физкультуре целесообразно включать в занятия элементы логоритмики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых приёмов и методов в обучении детей грамоте в домашних условиях"
Консультация для родителейВнедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры в...

Использование игровых приёмов и методов при обучении детей с комплексными нарушениями (ЗПР) изодеятельности.
Данный материал является методическими рекомендациями по обучению детей, имеющих нарушения слуха, речи и комплексные нарушения (ЗПР)...

Конспект подгруппового логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста c логопедическим заключением заикание (на этапе отраженной речи)
Конспект подгруппового логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста c логопедическим заключением заикание (на этапе отраженной речи)...

Консультация для педагогов "Использование игровых приёмов, как метод активизации речевой и учебной деятельности, в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Конспект ООД по развитию речи средней группе с использованием игровых приёмов и методов технологии ТРИЗ и ИКТ «Путешествие по сказкам»
Цель данного меропириятия- Создание условий для социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством...

Консультация для педагогов «Методика использования игровых приёмов для закрепления математических знаний на физкультурных занятиях»
laquo;Методика использования игровых приёмов для закрепления математических знаний на физкультурных занятиях»...