Технология здоровьесбережения в современной системе дошкольного образования
учебно-методический материал
Технология здоровьесбережения в современной системе дошкольного образования
(Т.С. Овчинникова).
Составитель: Воспитатель
Алёхина Нина Сергеевна
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Дети проводят в дошкольном учреждении значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных здоровьесберегающих технологий и создание образовательных программ, целью которых является которые развитие у ребенка интереса к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей - не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_zdorovesberezheniya_v_sovremennoy_sist.docx | 1.99 МБ |
vidy_zdorovyesberegayuschikh_tekhnologiy_v_dou.docx | 32.25 КБ |
buklet_zdorovyesberegayuschie_tekhnologii_v_dou.docx | 295.43 КБ |
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 18.42 КБ |
konspekt_1.docx | 16.76 КБ |
tematicheskie_dni_zdorovya.docx | 35.75 КБ |
skazka_po_zozh_o_pravilnom_pitanii.docx | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
Картотеки упражнений и игр.
Подготовила:
Воспитатель Н.С. Алёхина
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
- двигательно-оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
- физкультурные досуги
- спортивные праздники
- оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Профилактика плоскостопия
-ходьба босиком по неровным поверхностям – камешкам, песку,траве, земле или по специальному массажному коврику дома,
-массаж стоп, например, резиновым мячиком с шипами.
-гимнастики для стоп, включающей такие простые упражнения, как ходьба на носках и на пятках, на внутренней и на внешней сторонах стопы, отрывание пяток от пола (пальцы ног при этом остаются на полу), «ползающие» движения стопы вперед и назад с помощью пальцев ног,
-пытаться поднимать с пола босыми ногами различные предметы,
-«шведская» стенка – карабкаясь по ней, ребенок укрепляет мышцы стоп, улучшается их кровоснабжение и координация движений.
- обливая стопы прохладной водой, вы не только стимулируете кровообращение в ногах, но и проводите закалку всего детского организма.
И.П. лежа на спине.
1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком), перекладывание за голову с последующим возвращением в И.П.
6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.
7. И.П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС), тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
8. И.П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.
9. И.П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.
И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.
1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием
2. стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
3. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в КС одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в КС, подошвенное сгибание стопы, принятие И.П.
4. И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
5. И.П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
6. И.П. как в 3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в КС, возвращение в И.П.
7. И.П. как в 3. Гофрирование стопами коврика.
8. И.П. как в 3. Катание каждой стопой малого мяча.
9. И.П. как в 3 Катание стопами палки.
10.И.П. как в 3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.
И.П. стоя
1. Подъем на носки.
2. Подъем на пятки
3. Полуприседы на носках.
4. Подъем на наружные своды стоп.
5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
6. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.
7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола
9. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.
Упражнения в ходьбе
1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на пятках.
3. Ходьба на наружном крае стопы
4. Ходьба на носках в полуприседе.
5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.
6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.
7. Ходьба по ребристой доске.
8. Ходьба по наклонной плоскости
9. Ходьба по следовой дорожке.
Дыхательная гимнастика.
1. «ЧАСИКИ» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.
2. «ТРУБАЧ» Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.
3. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.
4. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, де лая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд
5. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3—-4 раза.
6. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.
7. «НАСОС» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.
8. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.
9. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз
10. «ЛЫЖНИК» Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
11. «МАЯТНИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х ».Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.
12. «СЕМАФОР» Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.
Эти комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников ребенок, должен выполнять утром и среди дня. В летнее время второе занятие лучше проводить на воздухе во время прогулки.
Профилактика нарушения зрения
1. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.
Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
2. В отдельную группу я выделила упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.
- Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
- Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)
- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
- Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».
Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.
Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур».
Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.
5. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».
Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).
6. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».
Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.
Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.
7. Упражнение со стереотренером.
Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.
8. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.
Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.
При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).
9. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.
Тренажер «Бабочка»
Тренажер «Бабочки»
Тренажер «Маршруты глаз»
Методика:
1. Слежение глазами по заданной траектории;
2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.
Это схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.
На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.
1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.
2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.
3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.
4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.
5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.
10. Метка на стекле (По Аветисову).
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
11. Пальминг (автор У.Бейтс)
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.
Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.
12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
Особый интерес вызывают следующие упражнения:
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Точечный массаж
Гномик в пальчиках живет (сгибают и разгибают пальцы рук)
Он здоровье нам несет.
Раз, два, три, четыре, пять (фалангами пальцев трут точки у крыльев носа)
Начал гномик наш играть,
Кулачком у носа кружочки рисовать,
А потом поднялся выше (легкое поглаживание гайморовых пазух носа)
И скатился сверху вниз.
Гном в окошко посмотрел (массаж указательным и средним пальцами надбровных дуг)
Засмеялся, улетел.
Гном нашел у глаза точку (массаж точек у переносицы),
Вправо, влево покрутил,
На другую надавил (массаж точек у крыльев носа)
А потом спустился ниже (массаж точек над верхней губой)
Прямо к ротику поближе,
За ушами прятался (массаж точек ушной раковины),
Смеялся надо мной
И хотел играть со мной.
Раз, два, три, четыре, пять (массаж лобного отдела и надбровных дуг)
Я решил его поймать.
Гнома я в бровях ловил,
А он по кругу все ходил,
Вот гномик наш и умолк (массаж кончика носа)
И пустился наутек
Мы возьмем его в ладошки (расслабление кистей рук)
Помашем ручками немножко.
Массаж биологически активных зон «Наступили холода»
Да-да-да потереть ладошки друг о друга
Наступили холода
Да-да-да большими пальцами массаж
Превратилась в лед вода или сверху вниз
Ду-ду-ду указательными пальцами
Поскользнусь я на льду массаж крыльев носа
Ду-ду-ду растирать ладонями уши
Я на лыжах иду
Ды-ды-ды ребром ладони растирается
На снегу есть следы лоб (брови)
Ди-ди-ди погрозить пальцами
Ну, заяц, погоди!
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Единственная
красота, которую
я знаю, – это здоровье.
Генрих Гейне
Десять золотых правил
здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать больше положительных эмоций
Желайте себе и окружающим только добра!
Здоровьесберегающие технологии
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Группы здоровьесберегающих
Технологий
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, артикуляуционная гимнастика, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .
Коррекционные технологии: арттерапия, пескотерапия , технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
ЛОГОРИТМИКА
Логоритмика – это система разнообразных игр и упражнений, в которых речь соединяется с движением.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Валеологическое просвещение родителей»
Подготовила:
Воспитатель Н.С. Алёхина
Валеологическое просвещение родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
- Информационные стенды и папки – передвижки для родителей, на которых размещаются консультации, освещающие вопросы оздоровления без лекарств: комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры), «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Охрана здоровья детей - забота общая», «Искусство быть здоровым», «Профилактика простудных заболеваний», «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей». «Физическое развитие дошкольников» и т.д.
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни и Недели здоровья и др.);
- Беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.
Для того чтобы работа в таком направлении, как здоровьесберегающие технологии в ДОУ, принесла реальную пользу и оптимальный результат для детей, необходимо создавать для них оптимальные условия в детском саду, включать в повседневную жизнь ребенка систему технологий здоровьесбережения, учитывая его индивидуальные особенности. Пусть это будет в игровой форме, чтобы у ребенка с детства формировались полезные привычки и позитивное отношение к охране своего здоровья на всю жизнь.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с средней группе с применением здоровьесберегающих технологий
«Помощники доктора Айболита»
Подготовила: воспитатель Алёхина Н.С.
Цель: создание условий для формирования у детей осознанного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
Обучающие – Расширять представления детей о способах сохранения и укрепления здоровья.
Развивающие – Развивать у детей двигательную активность, интерес к подвижным играм и дыхательным упражнениям.
Воспитательные – Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.
Материалы и оборудование: игрушки (еж, заяц, лиса, утенок, медуза(сделанная из зонта)), мячи «Су-джок», тренажеры дыхания-перья, привязанные к палочкам, муляжи овощей, музыкальный проигрыватель, гимнастическая дорожка, отрез синей ткани, предметы личной гигиены, мешочек.
Словарная работа: предметы личной гигиены, полезные продукты, здоровый образ жизни.
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание картинок с изображением предметов личной гигиены, игры с шариками «Су-джок».
Ход:
Воспитатель в костюме доктора заходит в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, вы конечно узнали меня. (Ответы детей). Ну конечно, я доктор Айболит! Ребята, мне сегодня поступило много звонков от лесных зверей. Многие из них заболели. Я боюсь, один не справлюсь. Может, вы мне поможете их все навестить и вылечить? Отправитесь со мной в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Отлично! Но сначала давайте мы с вами пожелаем друг другу здоровья и зарядимся хорошим настроением! Вставайте в круг и повторяйте все за мной!
Упражнение «Доброе утро!»
1. Доброе утро! (руки на поясе, улыбаемся друг другу)
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)
Будет веселее!
2. Мы погладим лобик, (выполняют движение по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми (фонарики)
Как в саду цветочки!
3. Разотрем ладошки (выполняют движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова. (руки на поясе, улыбаемся друг другу)
Будьте все здоровы!
Воспитатель: Отлично, ребята! Отправляемся в лес по этой тропинке. Ведь ходьба пешком очень полезна для здоровья!
Дети идут по массажным коврикам.
Воспитатель: А вот и первый пациент. Кто это, ребята? Правильно. Это зайчик и у него болит животик. Наверное, съел что-то вредное. Мы, зайка, принесли тебе полезные овощи. И сейчас с ребятами приготовим тебе вкусный и полезный салатик.
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим…»
Воспитатель: Молодцы! Поправляйся, зайка! И больше не ешь вредную еду!( дает зайке таблеточку). А нам пора к следующему пациенту.
Подходят к ежу.
Воспитатель: Ребята, ежик пожаловался на лапки! Ежик, надо лапки разминать. Вот мы сейчас с ребятами тебя научим!
Дети садятся за стол.
Мячик «Су-джок»
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
(движения соответствуют тексту)
Воспитатель: Молодцы!(Собирает мячи) Вот мы научили ежа разминать лапки. Нам надо идти дальше.
Дети подходят к игрушке лисы.
Воспитатель: Лисичка жаловалась мне, что у нее все тело чешется и шкурка стала тусклой. Это все потому, что лисичка не знает правил личной гигиены. А вы, ребята, знаете? Вот сейчас проверим. (Достает мешочек с предметами личной гигиены) Давайте ребята поиграем с вами. Угадаете на ощупь, что лежит в мешке?
Игра «Чудесный мешочек».
Ход игры: дети поочередно отгадывают предметы из мешка, затем достают и называют их назначение.
Воспитатель: Теперь лисичка знает, как важно соблюдать правила личной гигиены, ведь это- залог здоровья! (Воспитатель умывает лису) Вот лисичка пользуйся на здоровье! А нам пора идти дальше.
Подходят к утенку.
Воспитатель: Ребята, этот утенок любит петь и танцевать, но сейчас у него болит горло. Ведь он много дышал ртом на улице и вдыхал холодный воздух. Ребята, а чем надо дышать? Правильно, носом! А еще нужно тренировать дыхание. Ведь свежий воздух так полезен для здоровья. А давайте сейчас вместе с вами покажем утенку одно веселое упражнение, которое развивает дыхание?(Воспитатель раздает тренажеры дыхания каждому ребенку).
Дыхательное упражнение «Перышко»
Ход: Дети дуют на перо, привязанное к палочкам, стараясь, чтобы оно летело вверх.
Воспитатель: Молодцы, ребята! (Собирает тренажеры в коробку) Держи утенок лекарство от боли в горле. ( Утенок начинает петь и танцевать) И больше ртом зимой не дыши!
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в группу, но сначала нужно переплыть это море. Вы знаете, что плавание тоже очень полезно для здоровья? А переплыть море нам поможет большая медуза. И чтобы она нас не ужалила, давайте поиграем с ней веселую игру.
Танец-игра «Медуза» под музыку.
Воспитатель: Ну вот, мы и в группе.
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А что вам запомнилось больше всего? А что показалось трудным? (ответы детей)
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, спасибо за вашу помощь! В благодарность хочу подарить вам вкусные и полезные витаминки! И на прощание хочу сказать:
Дети - радость пап и мам!
И поэтому в сей час
Пожелать хочу я вам,
Чтобы радовали нас
Вы здоровьем крепким, крепким,
И смеялись чаще!
Чтоб росли вы, наши, детки,-
Вы ведь - наше счастье! До свидания, ребята!
Предварительный просмотр:
Тематические дни здоровья в детском саду
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Н.С. Алёхина
1 день «День ребенка»
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Цель: формировать четкие представления о правах ребёнка.
Задачи: формировать у детей понятия о здоровом образе жизни.
Учить детей заботиться о своём здоровье, как о физическом, так и о духовном.
Воспитывать интерес к физическим упражнениям и играм.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о празднике «Всемирный день ребенка», его отмечают во всем мире.
Милые дети,
Вы всех прекраснее на свете
Вот таких хороших, хороших и пригожих
Я приглашаю вас поиграть.
Речь с движениями.
Ты и я, ты и я, (дети указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Вместе и во всем мы друзьям помогаем (хлопаем в ладоши)
Мы немножко порезвились
По местам все разместились.
Воспитатель:
- Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится
Свидетельство о рождении.
- Что это за документ? (Первый документ каждого человека, выдается после рождения.)
- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
- Зачем нам нужно имя? (Предположение детей)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Игра «Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. (картинка с изображением семьи) О каком праве она говорит?
– Верно, право на семью.
Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть папа, мама)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть в игу
"Назови ласково".
Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово и бросать мяч, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
Воспитатель: Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Психогимнастика «Согрей котенка».
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы подобрали на улице маленького котенка. На улице очень холодно, идет снег. Ваш котенок очень замерз и дрожит от холода! Возьмите его на ручки- в ладошки! Чтобы его согреть подышите в ладони (пауза). Прижмите его к груди. А теперь, посмотрите на вашего котенка, согрелся ли он? Посмотрите на него с нежностью и любовью. Улыбнитесь ему и, он улыбнется вам в ответ! А теперь, отпустите! Посмотрите, он побежал домой к своей семье.
Воспитатель: Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькому котенку. Он согрелся и убежал к маме.
Ведь как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.
Воспитатель: (картинки с изображением: как ребёнок моет посуду, убирает игрушки, чистит обувь и.т.п) Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Ответы детей.
Воспитатель: картинка (солнышко) Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?
Право на отдых
- Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
Воспитатель: Мы хорошо с вами поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых –
станцевать танец веселых маленьких утят
Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает? (с изображением дома )
О праве на жилище.
- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о Праве на медицинский уход (картинка с изображением врача, который осматривает ребёнка)
- Кто изображен на рисунке?
- Что он делает?
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом больше есть овощей и фруктов.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о чём самом важном для детей мы сегодня говорили?
- Каждый из вас теперь знает права, и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Воспитатель: Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Ребята сегодня вы уже поиграли с волшебным сундучком, давайте вспомним, что в нем лежит и что обозначают картинки.
«Волшебный сундучок»
Из сундучка достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить какое право означает каждый предмет: Свидетельство о рождении. Что это за документ и о каком праве он напоминает? (право на имя и фамилию). Игрушка солнышко – О каком праве напомнило вам солнышко? (право на отдых и досуг). Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь). Домик — Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество). Букварь — О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование). Игрушечные зайчиха и зайчонок — О чѐм напоминают эти игрушки? (О праве ребѐнка быть вместе с мамой). Картинка семьи - Право ребѐнка на семейные связи.
Играем в игры:
«Ладони»
- Правая рука не может работать, играть без левой. Сравнение прав (правая рука) и обязанностей (левая рука). Права и обязанности дружат между собой. Кладем на ладошки права и говорим о том, как будем выполнять обязанности (левая ладошка).
«Я умею»
Цель: Закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.
Ход: Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.
2 День «Что такое хорошо и что такое плохо?»
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Цель: формировать четкие представления о хороших и плохих поступках.
Задачи: учить детей умению налаживать контакт с окружающими, воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость.
Учить детей посредствам физической активности совершать хорошие и добрые поступки.
Воспитывать в детях по средствам игр и игровых упражнений навыки осознанного отношения к своему здоровью и эмоциональному благополучию.
Воспитатель: Ребята, вы уже не маленькие, скоро пойдёте в школу и имеете представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, о том, что можно говорить и делать, а чего нельзя. Сегодня мы с вами попробуем определить, кто в группе знает правила поведения! Мы закрепим правила поведения и потренируемся находить выход из проблемных ситуаций. Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Мяч бери – хороший поступок назови» (Дети передают мяч и называют поступки.)
Сейчас, каждый из вас назвал поступки: если ваши слова и поступки вызывают у окружающих отрицательные эмоции: слёзы, агрессию, обиду, нежелание общаться с вами, значит, вы делаете плохо. Если же люди тянутся к вам, хотят с вами дружить, значит, вы доброжелательны, никого не обижаете, спокойны, помогаете старшим, значит, вы на правильном пути и поступаете хорошо.
Воспитатель: Давайте постараемся делать как можно больше хороших поступков и как можно меньше - плохих. Учитесь отвечать за свои поступки и думать перед тем, как что-то совершить: а что из этого получится?
Каждый человек сам решает, какой дорогой ему идти, что делать – хорошее или плохое, доброе или злое.
Воспитатель: Каждый из вас, ребята, хоть однажды попадал в неприятную ситуацию, из которой вы не знали, как выйти достойно. Обычно в таких случаях дети просто убегают, но не потому, что им стыдно и не хочется загладить свою вину, а потому, что они не знают, как поступить. Мы с вами поиграем в игру и определим, какие поступки хорошие? А какие плохие? Почему?
Мультимедийная дидактическая игра для детей 5-7 лет
Цель: Формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни.
задача:
Закреплять представления о правилах поведения.
Формировать умение анализировать и делать выводы.
Развивать связную речь.
Игра «Выбираем хорошие поступки»
(если плохой поступок – топаем, а хороший – хлопаем)
1. Мальчик кормит кошку.
2. Ребенок рвет книгу.
3. Девочка моет посуду.
4. Мальчик читает книжку.
5. Ребенок дразнит собаку.
6. Девочка разбила чашку.
7. Дети уступили место в автобусе.
8. Мальчик здоровается с дедушкой.
9. Девочка поливает цветы.
10. Дети не поделили игрушку.
11. Мальчик толкнул девочку.
12. Девочка подарила маме цветок.
Воспитатель: А сейчас, ребята, вспомним, как правильно общаться с взрослыми и товарищами. Встанем в круг и возьмёмся за руки. Под чтение стихотворения воспитателя двигаемся по кругу и слушаем. Как стихотворение заканчивается, дети останавливаются и поворачиваются лицом в круг. Подумайте, какие ошибки допустили дети. Выходит тот ребёнок в круг, который называет ошибку и показывает всем детям движение, которое выполняют все вместе.
Всем испортить настроенье
Может наше поведенье.
Коля с Катей побранились –
До сих пор не помирились.
Толя Вадика толкнул –
Тот в тарелку нос макнул.
И расхвасталась Наташа:
«Я умнее вас и краше!»
Не слыхали эти дети
Ничего об этикете
И плохого в том не видят,
Что кого-нибудь обидят.
Воспитатель: какие ошибки допустили дети?
1. Нужно учиться уступать друг другу, не ссориться по пустякам.
2. Не надо быть высокомерным, т.е. ставить себя выше других.
3. Не следует обижать друг друга, обращаться грубо.
4.Не нужно ругаться,обзываться,хвастаться,гордиться.
Воспитатель: из этих поступков мы видим, что герои стихотворения ведут себя не культурно, а ведь быть культурным это одно из самых главных правил этикета. Культурный человек всегда приветлив, вежлив со всеми: знакомыми и незнакомыми.
Воспитатель: Если у тебя отняли
От конструктора детали
Или кто-то без причины
Вырвал руль твоей машины.
Не спеши кричать и драться.
На обидчика бросаться.
Знай, когда обида жжется,
Сильный, умный не дерется!
Тот храбрее, кто добрее,
Тот сильнее, кто умнее,
Только трусы с драчунами
Спор решают с кулаками.
Воспитатель: Как нужно поступить в таком случае, не прибегая к дракам и ссорам? Прежде всего, нужно действовать с помощью слов, выдержать какое-то время, обдумать ситуацию, спокойно объяснить другому человеку, в чем он не прав, терпеливо обсудить, высказать свое мнение и прислушаться к мнению друзей.
Игра « Я это делаю – Так нельзя»
Воспитатель: Я буду называть вам поступки и отрицательные и положительные, которые совершают люди.
Если поступок хороший хлопаем в ладоши и говорим: «Я это делаю» - если плохой грозим пальцем и говорим «Так нельзя»:
- Марина знает много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшими, а с друзьями грубит.
- Вася перед сном желает всей семье спокойной ночи и своей собачке Жучке.
- Сережа ведёт себя хорошо, потому – что родители пообещали купить новую игрушку.
- Юра уступает место в автобусе пожилым людям.
- Олежка при входе в школу всегда пропускает вперед учителей, директора, но не делает этого по отношению к малышам и уборщицам.
- Алина очень любит бабочек, поэтому все летние каникулы гоняется с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.
- Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.
- Денис встает в 6 часов утра, чтобы совершить пробежку по парку.
- Настя никогда не моет руки перед едой— она пользуется принесенными с собой влажными салфетками.
- Вася — очень веселый мальчишка, он придумал каждому ребенку прозвище - дразнилку.
- В свой день рождения Ирочка принесла в группу конфеты и угостила всех детей.
- Намусорив в коридоре возле окна принесенными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщица.
Воспитатель: Я предлагаю, ребята, посмотреть на проблемные ситуации и решить их.
Ситуации:
1. Во время игры ты нечаянно толкнул товарища, тот упал, ударился, и лежит, не встаёт. Твои действия?
2. На занятии твой товарищ мешает слушать воспитателя. Твои действия?
3. Ты взял у друга игрушку и сломал её. Твои действия?
Воспитатель: Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?
Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду
Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку. Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?
Дети: Нельзя кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим.
Воспитатель: Следующая картинка о правилах поведения за столом. Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?
Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.
Воспитатель :Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?
Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?
Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Воспитатель: Правильно. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Посещения театра
Ребята в детском саду тоже есть правила культуры поведения. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?
Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!».
Воспитатель: Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т.д.
Воспитатель: Правильно. Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же. Мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.
Воспитатель: закрепляем правила поведения:
• не дерись;
• не спорь по пустякам;
• не ябедничай;
• не зазнавайся;
• делись с товарищами игрушками;
• не отнимай игрушки;
• не забудь и волшебное слово «прости».
• пригласи в игру стоящего одиноко в стороне;
• поиграл, убери за собой;
• если поступил плохо, признай свою вину;
• говори волшебное слово «пожалуйста»;
• говори волшебное слово «спасибо»;
Д.И «Хорошо или плохо»
Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы»
3 День «Что мы любим мы расскажем и что делали покажем»
«Мы дружим»
Цель: формирование знания детей о таком понятии как «дружба».
Задачи: закрепить правила дружеских отношений через физическую активность.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим по средствам здоровьесберегающих технологий.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите. (прижимают руки к груди)
Друг другу подарите, (протягивают руки вперед)
«Здравствуйте!»- скажите.
- Можно ли прожить без друзей?
- Ребята, кто из вас знает, что такое дружба?
Дружба – это когда ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, чтобы он что–то дал. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
.
А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны "да-да-да" руки поднимаем вверх и хлопаем, а если не согласны, то руки в стороны и говорим "нет-нет-нет".
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Друга стоит обижать?
(Нет-нет-нет)
Другу будем помогать?
(Да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(Нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(Да-да-да)
Мы научимся играть?
(Да-да-да)
Ну а споры разрешать?
(Да-да-да)
Чай с друзьями будем пить?
(Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(Да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(Да-да-да)
Игра «Я люблю»
Я вам буду говорить задания, а вы движениями на него отвечать.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Похлопайте в ладоши те, кто любит мороженное.Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.
Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.
Попрыгайте те, кто любит мультики.
Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет!
«Клубок дружбы».
Дети стоят парами на расстоянии друг от друга, лицом к друг другу Вы будете катить друг другу клубок, при этом каждый говорит добрые слова своему напарнику, сделать ему комплимент.
Посмотрите, ниточка связала нас, и дружба наша стала ещё крепче.
Ребята, я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей.
Запомните дети – дружба дороже всего.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Подвижная игра «Липучки »
Цель: Отработка умение слушать инструкцию; учить согласовывать свои действия с действиями других. Задачи: Развивать коммуникативные навыки, умение действовать сообща Ход игры: Дети бегают под веселую музыку по группе. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они припевают (приговаривают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки берут за руку и присоединяют к своей «липучей компании». Затем они все вместе ловят других детей. Когда все дети станут «липучками», они танцуют и говорят «Мы липучки- приставучки. Будем вместе мы плясать». На первых порах, пока дети не освоили игру, в роли липучки выступает взрослый.
Подвижная игра «Щедрые подарки»
Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.
Распределение ролей: Один ребенок - Фея Щедрости.
Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.
Ход игры:
Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.
«Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.
Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».
Игра «Верные друзья»
Цель: формирование представлений о взаимопомощи и дружелюбии.
Ход игры:
Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.
Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог.
Задача детей – быстрее спасти своих детей.
Воспитатель: Ребята, я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей.
Запомните дети – дружба дороже всего. Соблюдайте права и выполняйте обязанности, делайте добро другим, помогайте. Здоровый образ жизни сохраняйте и хорошие поступки совершайте.
Предварительный просмотр:
Сказка по ЗОЖ о правильном питании
Подготовила : воспитатель Н.С. Алёхина
В одном далеком, а может и совсем близком царстве, в прекрасном и чудесном государстве под названием Холодильникус жили - были всякие- превсякие хорошие жители : ароматные фрукты, вкусные овощи, разные кашки, мудрый творожок и много-много других полезных продуктов. Были они очень дружелюбными, всегда-всегда улыбались, радовались жизни и помогали здоровью людей.
Но однажды пришла в Холодильникус настоящая беда. Поселились в нем страшные соседи :толстые гамбургеры, сладкие-пресладкие шоколадки, колючие газировки и ужасно вредные соленые чипсы. А вместе с ними в Холодильникусе поселился престрашный нечто ,которого никто из людей не видел. Был этот нечто колючим, грязным и ужасно вредным. Он постоянно обижал добрых жителей Холодильникуса и заставлял страдать здоровье хозяев дома. И звали это нечто – Живоболькой.
Живоболька был очень противным и гадким. В доме, где находилась страна Холодильникус жил мальчик Петя и Живобольке очень нравилось его обижать. К Пете часто приходили друзья, и тогда он хвастался, что у него есть гамбургеры и чипсы. Дети завидовали Пете, а он всегда угощал друзей чипсами, гамбургерами и жвачками и страшно гордился этим. Вот только Петя был человеком, и не знал, что дружит с вредной едой Живоболькой, потому что видеть страшного Живобольку он не мог. Съест Петя сухарики и чипсы, запьет газировкой, угостит друзей, а потом все вместе плачут – животики болят. А Живоболька сидит рядом и хихикает.
-Это я, - говорит, - это из-за меня детишки плачут. Ух, как я люблю детские слезы. Детские слезы – самая прекрасная вещь на свете!
Шло время, в Холодильникусе становилось все меньше добрых и светлых жителей овощей и фруктов и других полезных продуктов, а всякой вредной еды – все больше. И потому, что вредные гадости дружили с Живоболькой, с каждым днем рос Живоболька и рос, и скоро позвал жить в Холодильникус своих друзей – Зубобольку и Толстопузика. Гамбургеры, газировки, жвачки и прочая вредная еда очень уважали Живобольку, Зубобольку и Толстопузика и всегда и везде ходили вместе с ними. А мальчик Петя совсем измучился.
- Мама, - плакал Петя, - у меня животик болит!
- А это потому, - отвечала мама, - что ты много вредной еды ешь. Кашки нужно кушать, да творожок. А не чипсы и конфеты.
- Да как же их не есть, - удивлялся Петя, - их так много и они вкусные.
А в Холодильникусе тем временем все страшнее становилось жить овощам, творожку, да кашкам. Совсем их Живоболька с Зубоболькой и Толстопузиком задразнили. Жили они теперь у са-а-а-амой окраины своей страны, и Петя, который раньше так сильно их любил, совсем перестал с ними дружить.
Опечалились овощи и фрукты, и все полезные продукты, стали думать, да гадать. что им делать дальше.
- Я, - громко плачет спелое наливное яблочко, - я не могу так больше! Столько витаминов во мне, которые я специально для Пети храню, а он не дружит со мной!
- И со мной, - горестно булькает молоко, - от меня зубки крепче становятся, я хотело, чтобы зубки у Пети не болели никогда, чтобы крепкими были и здоровыми, а Петя меня теперь и не замечает вовсе. Дружит с шоколадкой, жвачкой да газировкой , которые зубки разрушают.
- Уходить нам надо, - вздыхает рыжая морковка, - раньше нужны мы были Пете. Я вот, например, глазкам его помогала хорошо видеть, а сейчас не ест он меня..
Поплакали жители Холодильникуса и решили, что нечего им больше делать здесь. Нужно искать себе другой дом и другого мальчика, которому они смогут помочь быть сильным и здоровым. Только собрались уходить, как услышали , что Петя плачет.
- Не хочу!! – рыдает, да еще и ножками топает. – Не хочу!!
- Нужно, Петя! – отвечает Петина бабушка. Узнали ее полезные продукты: бабушка у Пети – уважаемый доктор ,и жители Холодильникуса очень ее любили.
- Не хочу к врачу! – плачет Петя. – Не хочу!
- И было бы не нужно, если бы ты продолжал кушать фрукты и каши, а не гадкие гамбургеры и конфеты.
- Но они такие вку-у-у-усные, - ревет Петя, а сам за щеку держится. Поколдовал Зубоболька, Живоболькин друг, и щека у Пети теперь большая-пребольшая, и так болит, что Петя плачет постоянно.
- И ужасно вредные, - твердо говорит Петина бабушка. – А вот яблочки и ягоды – повкуснее будут, и при этом такие полезные!
Плакал Петя, плакал, но в итоге к доктору идти пришлось. Выдернул тот ему больной зуб .Вернулся домой и идет к Холодильникусу. А там все полезные жители как раз собрались прочь уходить.
- Подождите, - всхлипнул Петя, видя, как его бывшие друзья уходят.
- Не нужны мы тебе больше, - со вздохом произнес творожок, - ты нас больше не любишь.
- Ты теперь гамбургеры любишь и шоколадки, - грустно прошелестела листьями капуста.
- А мы ведь такие для тебя полезные, - булькнул кефир.
- Простите меня, - тяжело вздохнул Петя и понуро наклонил голову. – Я теперь только с вами дружить буду, честно-честно! Так мне надоело что животик у меня болит! И так зубки лечить больно! Не буду больше с вредностями дружить! Только с вами!
Услыхали Живоболька, Зубоболька и Толстопузик эти слова и сбежали в страхе. А за ними и гамбургеры с газировками исчезли. Перестал с ними Петя дружить и не нужны они стали в Холодильникусе.
А Петя с тех пор дружит только с полезными продуктами, и у него никогда-никогда не болит животик и зубки. Вырос Петя здоровым и сильным мальчиком, и никогда больше никакие Живобольки, Зубобольки и Толстопузики его не обижали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в...
Современное занятие в системе дошкольного образования
Небольшое повествование о совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда в детском саду....
Статья "Художественно эстетическое развитие детей в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования". на Всероссийскую конференцию "Современная система дошкольного образования состояние, проблемы,направления развития"
В данной статье говорится о необходимости художественно эстетическом развитие детей дошкольного возроста...
Роль культурно-исторической психологии Л.С. Выготского в современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии
Лев Семенович на заре своей научной деятельности гигантской силой теоретического проникновения в самую сущность детской дефективности совершил здесь подлинный переворот… Положения, выдвинутые Л.С. Выг...
Статья на тему: «Инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования»
В статье описываются возможжные инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования...
Презентация "Современные системы дошкольного образования во ФРАНЦИИ"
Знакомить педагогов и развивать интерес к современным системам дошкольного образования за границей, конкретно в этом случае рассмотрена Франция....
«Социальное партнерство дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в современных условиях развития системы дошкольного образования »
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...