Методическая рекомендация «Организация проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста с экологическим направлением»
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №69» г. Сыктывкара
Методическая рекомендация
«Организация проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
с экологическим направлением»
Методические рекомендации признаны оказать помощь воспитателям, педагогам дополнительного образования,
инструкторам по физической культуре
Образовательная область: «Физическая культура», «Познавательное развитие»
Составитель: Яборова М.А.
– инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №69»г. Сыктывкара
Iкв. категория
г. Сыктывкар
2017г.
Пояснительная записка
Ведение:
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Как и чему и учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне представление о месте человека в природе, о его роли в её сохранении?
Для того чтобы поведение человека было экологически грамотным и осмысленным, ему необходимо ещё в детстве дать определенные знания и навыки поведения в природе. В связи с этим, экологическое образование становится одним из приоритетных направлением в детском саду.
Для того чтобы воспитательная деятельность имела больший эффект, надо сделать её «незаметной» и интересной для детей дошкольного возраста. На помощь педагогу могут прийти подвижные игры с экологическим уклоном – самый естественный и радостный для детей вид деятельности. Игра придает занятиям, наблюдениям, прогулкам особую эмоциональную окраску, создает атмосферу доверия между всеми её участниками. Она поможет развить у детей самые разные положительные качества и облегчит усвоения новых знаний, активизирует двигательную активность, укрепляет здоровье.
Актуальность:
Игровые технологии на сегодняшний день являются одной из передовых форм обучения, позволяющих сделать интересным и увлекательным изучение базового материала. То есть, если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из главных проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности. Особенно актуально применение игровых технологий в практику образовательного процесса. Для детей дошкольного возраста характерна непосредственность и яркость восприятия, они легко вовлекаются в игру, принимают любые образы.
Адресность:
Данное методическое пособие предназначено для воспитателей, педагогов дополнительного образования, инструкторов по физической культуре, где с помощью подвижных игр закрепляются полученные знания о животном, растительном мире, явлениях в природе. Игры, предлагаемые в пособии, могут применяться в учреждениях ДОУ на занятиях, в досугах, на прогулках, во время наблюдений, в походах.
Цель предлагаемых методических рекомендаций:
Оказать методическую помощь по взаимодействию воспитателя и инструктора по физической культуре по экологическому образованию и воспитанию детей через подвижные игры.
Цели использования подвижных игр экологической направленности:
- Создание условий для закрепления приобретенных экологических знаний и выработке практических навыков.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
- Выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;
- Создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
- Создание дополнительных условий для двигательной активности, развития двигательных навыков и умений, формирований физических качеств, укрепления и сохранения здоровья детей.
Структура проведения подвижной экологической игры:
Дидактическая задача – это обучающее и воспитательное воздействие на ребенка.
Двигательная задача – это действие, которые дети должны выполнять во время игры, умение координировать и согласовать движения, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость.
Правила игры обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и двигательными действиями. Они содержат требования к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами двигательной деятельности, поведением детей.
Игровые действия – это непосредственно сама игра. Чем они разнообразнее, тем успешнее решается воспитательно - образовательная задача. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него.
Подведение итогов - проводится сразу по окончании игры. Это может быть выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы, выводы, сделанные по ходу игры и т. д.
Дозировка нагрузки в процессе игры. Обязанность педагога – не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников.
Для регулировки физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:
1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры.
2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.
3. Усложнить или упростить правила игры.
4. Использовать инвентарь большего или меньшего размера.
Рекомендации при проведении подвижных игр
- Подбирать игры с учетом возрастных особенностей детей и тех задач экологического воспитания, которые можно решить на данном возрастном этапе.
- Использовать игру, как закрепление уже полученных ранее знаний. Игра – это не самостоятельный, а вспомогательный метод обучения.
- Содержание игры не должно противоречить знаниям, полученным в процессе обучения другим предметам.
- Правила игры должны соответствовать правилам поведения в природе.
- Выбирать игры, которые решают не только задачи экологического воспитания, но и развивают физические навыки и качества.
- Использовать игры систематически, желательно, чтобы каждая следующая игра являлась логическим продолжением предыдущей.
- Перед началом игры обязательно нужно рассказать её содержание, цель и правила, продумать критерии оценок.
- Если требуется подобрать соответствующие атрибуты, наглядно-иллюстративный материал.
- Если кто-то из детей не хочет участвовать в игре, не принуждайте, пусть наблюдает, возможно, позже ребенок сам включится в игру.
- Старайтесь не затягивать игру по времени, ведь детям быстро надоедает один вид деятельности.
- Обязательно после игры обсудите её результаты, пусть дети обменяются мнениями, сделают выводы.
Подвижные экологические игры помогут организовать интересную и разнообразную деятельность, которая будет способствовать созданию положительного эмоционального тонуса и оздоровительный эффект.
Практическая часть:
Сборник экологических подвижных игр
«Птичка на дереве»
Задачи: закрепить название деревьев;
развивать память, мышление, быстроту реакции, навыки перебрасывания и ловли мяча.
Материал: маски деревьев, мяч
Ход игры: Игроки надевают маски с изображением определённого дерева (берёза, клён, ель, сосна, дуб, осина и т.д.). Деревья располагаются по кругу (врассыпную).
Воспитатель начинает игру, говорит:
«Прилетела птичка, птичка-невеличка.
Полетала, на берёзу села», бросает мяч ребёнку в маске берёзы. «Берёза» отвечает: «На берёзе была, улетела на елку», перебрасывает мяч «ёлке» и т. д, если игрок ошибается в названии дерева, которому бросил мяч, то он выходит из игры или дают ему выполнить задание.
«Умный птицелов»
Задачи: учить задавать наводящие вопросы, закрепить название птиц, семейство;
развивать ловкость, быстроту, память, внимание, речь;
воспитывать дружеские взаимоотношения, коллективизм, бережное отношение к пернатым.
Ход игры: Выбирается ведущий птицелов, остальные дети птицы - игроки договариваются, какими птицами они будут называться. Далее птицы летают. По команде птицелов, птицы стараются увернуться от ловишки – птицелова, но если птицелов поймал, то он пытается угадать название, пойманной птицы, задавать наводящие вопросы (перелётная или зимующая, какого семейства, лесная или городская, водоплавающая и т.д.). Одна пойманная птица, один вопрос, если не угадал, то он отпускает птицу, если угадал, то птица становиться птицеловом, а дети придумывают другое название птиц.
«Ласточки и мошки»
Задачи: развивать в детях быстроту, ловкость, умение быстро переключатся из одной роли в другую; закрепить жизнедеятельность птиц.
Воспитатель рассказывает, что птицы очень полезны, тем что ловят вредных насекомых, как это делает ласточка, она на лету вылавливает насекомых.
Ход игры: Выбирается «ласточка», остальные играющие — «мошки». «Мошки» разлетаются (разбегаются) по площадке, а «ласточка» их ловит, до кого она дотронется, говорит: «Ласточка!», «мошка» - ребёнок превращается в ласточку, игра продолжается до тех пор, пока все мошки не превратятся в ласточек.
«Кукушка»
Задачи: развивать ловкость, быстроту, наблюдательность, инициативу, закрепить знания об образе жизни птицы.
Материал: малый мяч, обручи.
Воспитатель рассказывает детям об образе жизни кукушки и предлагает игру.
Ход игры: Выбирается из играющихся детей кукушка, остальные птицы. У каждой птицы есть своё гнездо, лежащий на полу обруч. Воспитатель проговаривает слова:
Эта птица гнёзд не вьёт
И птенцов своих не ждёт.
В гнезде чужом — яйцо "подбросит",
Никого о том не спросит.
Этим временем все играющие, птицы бегают врассыпную, имитируя птиц.
Ведущий – кукушка произносит: «Ку-ку».
На слово «ку-ку», птицы залетают в свои «гнёзда», а кукушка старается положить мяч в свободный обруч. Если ей это удаётся, то в чьём обруче будет находится мяч, становится кукушкой, если не успеет подложить кому-нибудь, то игра с этим же ведущим продолжается.
2 вариант:
Ведущий–кукушка с мячом (яйцо), остальные птицы. Птицы летают – бегают, кукушка с мячом старается кого – ни будь догнать и задеть мячом, если ему удаётся, то тот, кого заденут, становится кукушкой, ему передают мяч, игра продолжается с другим ведущим и т.д.
«Летучие мыши»
Задачи: развивать координацию движений, быстроту, внимание, ориентацию в пространстве, формирование уверенности в себе, обогащение знаний об особенностях образа жизни летучих мышей, их способов обитания.
После знакомства детей с особенностями жизни летучей мыши проводится игра.
Ход игры: Выбирается кот, все остальные дети летучие мыши. Все дети изображают летающих мышей, бегают врассыпную, воспитатель говорит слова:
Эй, летающие мыши,
Улетайте с этой крыши!
У соседей кот летучий,
Он летает выше тучи!
Лучше прячьтесь за сараем,
Вместе в прятки поиграем. (Отрывок из стихотворения Шубная Л.)
1 вариант
После слов выбегает кот, бегающие «летучие мыши» на последние слова вбираются на гимнастическую лестницу, скамейку, а кот ловит тех детей, которые не успели забраться.
2 вариант
Материал: шарф (косынка)
Ход игры: Все дети летают, косынки используют вместо крыльев, на последние слова мыши садятся на корточки, прячутся, прикрывая себя косынками, кот должен угадать, кто под косынкой спрятался, кого не угадает, становится водящим – котом.
«Голодный зверь»
Задачи: развивать диалогическую речь, внимание, воображение, быстроту; закреплять знания о пищевых связях между животными; расширять кругозор о видовом разнообразии растений и животных.
Материал: кубик
Ход игры: Дети стоят в кругу, выбирается ребёнок- водящий, который называет себя любым из животных, например, лиса.
Ребёнок – лиса ходит за кругом и говорит слова:
«Я по лесу хожу, очень кушать хочу
По стучусь я к волку… Тук-тук
-Кто здесь?
- Лиса.
- Зачем пришла?
- Есть хочу.
- Что именно?
Лиса называет, чем она хочет полакомиться, например, «мышкой».
Волк и лиса становятся спиной друг к другу, воспитатель на пустое место в кругу кладёт кубик, виде добычи.
Дети хором говорят: «Раз, два, три возьми!». Волк и лиса бегут в разные стороны по кругу, стараясь завладеть кубиком. Если лиса успеет взять кубик, то значит, она завладела угощением, остаётся в кругу, если успеет волк, то игра продолжается дальше с голодной лисой. Лиса может назвать любого животного, с кем бы она хотел посоревноваться.
«Волшебный лес»
Задачи: учить детей сохранять правильную осанку, бегать врассыпную не наталкиваться друг на друга; расширять знания о работе лесничего; воспитывать бережное отношение к лесу.
Ход игры: Выбирается лесничий, остальные дети деревья. Воспитатель объясняет, что в волшебном лесу деревья могут бегать, но за порядком в лесу следит лесничий, который следит, чтобы в его лесу росли ровные деревья, не мешая друг другу расти. По сигналу «Волшебный лес!»- дети бегают, по сигналу: «Лесничий!» - дети останавливаются, встают прямо, держа ровную осанку. «Лесничий» ходит смотрит, чтобы дети соблюдали правила игры, на слова:
С рассветом раньше всех встает
Шагает в чащу смело.
И начинается обход –
Лесничий занят делом.
Если ребёнок забыл расправить плечи, голова опущена, то лесничий должен его исправить, далее игра продолжается по команде «Волшебный лес», «лесничий» уходит, дети бегают.
Игра «Зоопарк»
Задачи: развивать двигательную активность; активизация речевой деятельности; расширение словаря, закрепление названия диких животных.
Ход игры: Двое детей водящих, какое животное они будут изображать, встают взявшись за руки, изображая ворота. Остальные дети держатся за руки и идут цепочкой через ворота, проговаривая слова;
Мы весенним тёплым днём
В зоопарк гулять идём.
Посмотреть хотим скорей
Мы на всяческих зверей.
Входим мы через ворота
И встречаем … (отрывок из стихотворения Керстен Т.)
На последние слова водящие отпускают руки, водящие спрашивают, например, слон или верблюд, ребёнок, который попал между рук должен выбрать одного из животного и встать за выбранным животным ребёнком. Далее ведущие договариваются уже выбрав название других зверей, игра продолжается, пока все дети не распределятся на две команды. В конце команды перетягиваются, выигрывает та команда, которая перетянет на свою сторону противоположную команду.
«Корешки-вершки» - физкультминутка
Задачи: учить быстро выполнять движения, реагировать на слова и определять овощи, которые используют в пищу корнеплод или растущий на стебле сверху над землёй; развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель договаривается с детьми, если он называет овощ, где используют в пищу корнеплод (репа, свёкла, редька, картофель и т.д.), то дети приседают, если плоды овоща растут над землёй (огурцы, помидоры, капуста и т.д.), то подпрыгивают ( или выполняют хлопок над головой). Можно придумать другие движения.
«Осенний салют» - психогимнастка
Задачи: снимать психоэмоциональное напряжение, закрепить навык подпрыгивания вверх с положения, сидя на карточках.
Ход игры: Игра проходит в парковой зоне, детям предлагается набрать небольшие кучки опавших листьев и произносят стишок в положении сидя на корточках:
Я возьму пригоршню листьев,
И подброшу, что есть сил,
Полетайте, покружите,
И украсьте этот мир.
На последнюю фразу подпрыгивают и подбрасывают вверх листья. Игра повторяется 3-4 раза.
ЛИТЕРАТУРА
И.Грехов В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/Л. И.Грехов. - 2-е издание. - М.: «Проэксмо», 2000.
Зверев А. Т. Экологические игры. – М.: «Дом педагогики», 1998
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Минск: «Асар», 1996
www.inksystem-az.com
nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/
nsportal.ru/detskiy-sad
kopilkaurokov.ru
multiurok.ru
См. на: http://www.inksystem-az.com/urok-dlya-1-klassa-na-temu-podvizhnye-igry-ekologicheskoj-napravlennosti/
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-ekologicheskie-igri-1015530.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...
Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста
Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста...
Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Методы и этапы проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Организация народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста».
Как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети мног...
Рекомендации к проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста
Методический матерьял...
Методическая разработка «Организация театрализованной детской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
ВведениеВведите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, идобротой,И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой!Г. Попова В современном о...
Методические рекомендации по использованию игры «Доббль» с детьми старшего дошкольного возраста
интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование настольных игр «Доббль» ; эффективные варианты настольных игр «Доббль», которые бы способ...