Методическая рекомендация «Организация проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста с экологическим направлением»
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) по теме

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekom_eko.docx907.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №69» г. Сыктывкара

Методическая рекомендация

 «Организация проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

с экологическим направлением»

Методические рекомендации признаны оказать помощь воспитателям, педагогам дополнительного образования,

инструкторам по физической культуре

Образовательная область: «Физическая культура», «Познавательное развитие»

Составитель: Яборова М.А.

 – инструктор по физической культуре

 МБДОУ «Детский сад №69»г. Сыктывкара

Iкв. категория

г. Сыктывкар

2017г.


Пояснительная записка

Ведение:

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Как и чему и учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне представление о месте человека в природе, о его роли в её сохранении?

Для того чтобы поведение человека было экологически грамотным и осмысленным, ему необходимо ещё в детстве дать  определенные знания и навыки поведения в природе. В связи с этим, экологическое образование становится одним из приоритетных направлением в детском саду.

Для того чтобы воспитательная деятельность имела больший эффект, надо сделать её «незаметной» и интересной для детей дошкольного возраста. На помощь педагогу могут прийти подвижные  игры с экологическим уклоном – самый естественный и радостный для детей вид деятельности. Игра придает занятиям, наблюдениям, прогулкам особую эмоциональную окраску, создает атмосферу доверия между всеми её участниками. Она поможет развить у детей самые разные положительные качества и облегчит усвоения новых знаний, активизирует двигательную активность, укрепляет здоровье.

Актуальность:

Игровые технологии на сегодняшний день являются одной из передовых форм обучения, позволяющих сделать интересным и увлекательным изучение базового материала. То есть, если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из главных проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности. Особенно актуально применение игровых технологий в практику образовательного процесса. Для детей дошкольного возраста характерна непосредственность и яркость восприятия, они легко вовлекаются в игру, принимают любые образы.

Адресность:

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей, педагогов дополнительного образования, инструкторов по физической культуре, где с помощью подвижных игр закрепляются полученные знания о животном, растительном мире, явлениях в природе. Игры, предлагаемые в пособии, могут применяться в учреждениях ДОУ на занятиях, в досугах, на прогулках, во время наблюдений, в походах.

Цель предлагаемых методических рекомендаций:

Оказать методическую помощь по взаимодействию воспитателя  и инструктора по физической культуре по  экологическому образованию и воспитанию детей через подвижные игры.

Цели использования подвижных игр экологической направленности:

  • Создание условий для закрепления приобретенных экологических знаний и выработке практических навыков.
  • Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
  • Выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;
  • Создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
  • Создание дополнительных условий для двигательной активности, развития двигательных навыков и умений, формирований физических качеств, укрепления и сохранения здоровья детей.

Структура проведения подвижной экологической игры:

Дидактическая задача – это обучающее и воспитательное воздействие на ребенка.

Двигательная задача – это действие, которые дети должны выполнять во время игры, умение координировать и согласовать движения, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость.

Правила игры обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и двигательными действиями. Они содержат требования к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами двигательной деятельности, поведением детей.

Игровые действия – это непосредственно сама игра. Чем они разнообразнее, тем успешнее решается воспитательно - образовательная задача. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него.

Подведение итогов - проводится сразу по окончании игры. Это может быть выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы, выводы, сделанные по ходу игры и т. д.

Дозировка нагрузки в процессе игры. Обязанность педагога – не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников.

Для регулировки физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:

1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры.

2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.

3. Усложнить или упростить правила игры.

4. Использовать инвентарь большего или меньшего размера.


Рекомендации при проведении подвижных игр

  • Подбирать игры с учетом возрастных особенностей детей и тех задач экологического воспитания, которые можно решить на данном возрастном этапе.
  • Использовать игру, как закрепление уже полученных ранее знаний. Игра – это не самостоятельный, а вспомогательный метод обучения.
  • Содержание игры не должно противоречить знаниям, полученным в процессе обучения другим предметам.
  • Правила игры должны соответствовать правилам поведения в природе.
  • Выбирать игры, которые решают не только задачи экологического воспитания, но и развивают физические навыки и качества.
  • Использовать игры систематически, желательно, чтобы каждая следующая игра являлась логическим продолжением предыдущей.
  • Перед началом игры обязательно нужно рассказать её содержание, цель и правила, продумать  критерии оценок.
  • Если требуется подобрать соответствующие атрибуты, наглядно-иллюстративный материал.
  • Если кто-то из детей не хочет участвовать в игре, не принуждайте, пусть наблюдает, возможно, позже ребенок сам включится в игру.
  • Старайтесь не затягивать игру по времени, ведь детям быстро надоедает один вид деятельности.
  • Обязательно после игры обсудите её результаты, пусть дети обменяются мнениями, сделают выводы.
    Подвижные экологические игры помогут организовать интересную и разнообразную деятельность, которая будет способствовать созданию положительного эмоционального тонуса и оздоровительный эффект.
    Практическая часть:

Сборник экологических подвижных игр

«Птичка на дереве»C:\Users\Марина\Pictures\104135692_large_4964063_6e8fa797c0a2.jpg

Задачи: закрепить название деревьев;

развивать память, мышление, быстроту реакции, навыки перебрасывания и ловли мяча.

Материал: маски деревьев, мяч

Ход игры: Игроки надевают маски с изображением определённого дерева (берёза, клён, ель, сосна, дуб, осина и т.д.). Деревья располагаются по кругу (врассыпную).

Воспитатель начинает игру, говорит:

«Прилетела птичка, птичка-невеличка.

Полетала, на берёзу села», бросает мяч ребёнку в маске берёзы. «Берёза» отвечает: «На берёзе   была, улетела на елку», перебрасывает мяч «ёлке» и т. д, если игрок ошибается в названии дерева, которому бросил мяч, то он выходит из игры или дают ему выполнить задание.

«Умный птицелов»

Задачи: учить задавать наводящие вопросы, закрепить название птиц, семейство;

развивать ловкость, быстроту, память, внимание, речь;

воспитывать дружеские взаимоотношения, коллективизм, бережное отношение к пернатым.

Ход игры: Выбирается ведущий птицелов, остальные дети птицы - игроки договариваются, какими птицами они будут называться. Далее птицы летают. По команде птицелов, птицы стараются увернуться от ловишки – птицелова, но если птицелов поймал, то он пытается угадать название, пойманной птицы, задавать наводящие вопросы (перелётная или зимующая, какого семейства, лесная или городская, водоплавающая и т.д.). Одна пойманная птица, один вопрос, если не угадал, то он отпускает птицу, если угадал, то птица становиться птицеловом, а дети придумывают другое название птиц.  

«Ласточки и мошки»

Задачи: развивать в детях быстроту, ловкость, умение быстро переключатся из одной роли в другую; закрепить жизнедеятельность птиц.C:\Users\Марина\Pictures\depositphotos_3023380-stock-illustration-flight-of-swallows.jpg

Воспитатель рассказывает, что птицы очень полезны, тем что ловят вредных насекомых, как это делает ласточка, она на лету вылавливает насекомых.

Ход игры: Выбирается «ласточка», остальные играющие — «мошки». «Мошки» разлетаются (разбегаются) по площадке, а «ласточка» их ловит, до кого она дотронется,  говорит: «Ласточка!», «мошка» - ребёнок превращается в ласточку, игра продолжается до тех пор, пока все мошки не превратятся в ласточек.

«Кукушка»

Задачи: развивать ловкость, быстроту, наблюдательность, инициативу, закрепить знания об образе жизни птицы.

Материал: малый мяч, обручи.

Воспитатель рассказывает детям об образе жизни кукушки и предлагает игру.

Ход игры: Выбирается из играющихся детей кукушка, остальные птицы. У каждой птицы есть своё гнездо, лежащий на полу обруч. Воспитатель проговаривает слова:                  

Эта птица гнёзд не вьёт
И птенцов своих не ждёт.
В гнезде чужом — яйцо "подбросит",
Никого о том не спросит.

Этим временем все играющие, птицы бегают врассыпную, имитируя птиц.

Ведущий – кукушка произносит: «Ку-ку».

На слово «ку-ку», птицы залетают в свои «гнёзда», а кукушка старается положить мяч в свободный обруч. Если ей это удаётся, то в чьём обруче будет находится мяч, становится кукушкой, если не успеет подложить кому-нибудь, то игра с этим же ведущим продолжается.

2 вариант:

Ведущий–кукушка с мячом (яйцо), остальные птицы. Птицы летают – бегают, кукушка с мячом старается кого – ни будь догнать и задеть мячом, если ему удаётся, то тот, кого заденут, становится кукушкой, ему передают мяч, игра продолжается с другим ведущим и т.д.

«Летучие мыши»

Задачи: развивать координацию движений, быстроту, внимание, ориентацию в пространстве, формирование уверенности в себе, обогащение знаний об особенностях образа жизни летучих мышей, их способов обитания.

После знакомства детей с особенностями жизни летучей мыши проводится игра.

Ход игры: Выбирается кот, все остальные дети летучие мыши. Все дети изображают летающих мышей, бегают врассыпную, воспитатель говорит слова:                      

Эй, летающие мыши,                          
Улетайте с этой крыши!
У соседей кот летучий,
Он летает выше тучи!
Лучше прячьтесь за сараем,
Вместе в прятки поиграем. (Отрывок из стихотворения
Шубная Л.)

1 вариант

После слов выбегает кот, бегающие «летучие мыши» на последние слова вбираются на гимнастическую лестницу, скамейку, а кот ловит тех детей, которые не успели забраться.

2 вариант

Материал: шарф (косынка)

Ход игры: Все дети летают, косынки используют вместо крыльев, на последние слова мыши садятся на корточки, прячутся, прикрывая себя косынками, кот должен угадать, кто под косынкой спрятался, кого не угадает, становится водящим – котом.

«Голодный зверь»

Задачи: развивать диалогическую речь, внимание, воображение, быстроту; закреплять знания о пищевых связях между животными; расширять кругозор о видовом разнообразии растений и животных.

Материал: кубик

Ход игры: Дети стоят в кругу, выбирается ребёнок- водящий, который называет себя любым из животных, например, лиса.

Ребёнок – лиса ходит за кругом и говорит слова:

«Я по лесу хожу, очень кушать хочу

По стучусь я к волку… Тук-тукC:\Users\Марина\Pictures\lesnyie-risunki2.jpg

-Кто здесь?

- Лиса.

- Зачем пришла?

- Есть хочу.

- Что именно?

Лиса называет, чем она хочет полакомиться, например, «мышкой».

Волк и лиса становятся спиной друг к другу, воспитатель на пустое место в кругу кладёт кубик, виде добычи.

Дети хором говорят: «Раз, два, три возьми!». Волк и лиса бегут в разные стороны по кругу, стараясь завладеть кубиком. Если лиса успеет взять кубик, то значит, она завладела угощением, остаётся в кругу, если успеет волк, то игра продолжается дальше с голодной лисой. Лиса может назвать любого животного, с кем бы она хотел посоревноваться.

«Волшебный лес»

Задачи: учить детей сохранять правильную осанку, бегать врассыпную не наталкиваться друг на друга; расширять знания о работе лесничего; воспитывать бережное отношение к лесу.C:\Users\Марина\Pictures\Snowy Tree Clipart 13.jpg

Ход игры: Выбирается лесничий, остальные дети деревья. Воспитатель объясняет, что в волшебном лесу деревья могут бегать, но за порядком в лесу следит лесничий, который следит, чтобы в его лесу росли ровные деревья, не мешая друг другу расти. По сигналу «Волшебный лес!»- дети бегают, по сигналу: «Лесничий!» - дети останавливаются, встают прямо, держа ровную осанку. «Лесничий» ходит смотрит, чтобы дети соблюдали правила игры, на слова:C:\Users\Марина\Pictures\planting-trees-clipart-clip-art-786168.gif

С рассветом раньше всех встает
Шагает в чащу смело.
И начинается обход –

Лесничий занят делом.

Если ребёнок забыл расправить плечи, голова опущена, то лесничий должен его исправить, далее игра продолжается по команде «Волшебный лес», «лесничий» уходит, дети бегают.

Игра «Зоопарк» 

Задачи: развивать двигательную активность; активизация речевой деятельности; расширение словаря, закрепление названия диких животных.

Ход игры: Двое детей водящих, какое животное они будут изображать, встают взявшись за руки, изображая ворота. Остальные дети держатся за руки и идут цепочкой через ворота, проговаривая слова;

Мы весенним тёплым днём

В зоопарк гулять идём.

Посмотреть хотим скорей

Мы на всяческих зверей.

Входим мы через ворота

И встречаем … (отрывок из стихотворения Керстен Т.)

На последние слова водящие отпускают руки, водящие спрашивают, например, слон или верблюд, ребёнок, который попал между рук должен выбрать одного из животного и встать за выбранным животным ребёнком. Далее ведущие договариваются уже выбрав название других зверей, игра продолжается, пока все дети не распределятся на две команды. В конце команды перетягиваются, выигрывает та команда, которая перетянет на свою сторону противоположную команду.


«Корешки-вершки» - физкультминутка

Задачи: учить быстро выполнять движения, реагировать на слова и определять овощи, которые используют в пищу корнеплод или растущий на стебле сверху над землёй; развивать внимание, быстроту реакции.C:\Users\Марина\Pictures\12745_fb14f2b0243c13a830fb47a8a5bb5ac8.jpg.jpg

Ход игры: Воспитатель договаривается с детьми, если он называет овощ, где используют в пищу корнеплод (репа, свёкла, редька, картофель и т.д.), то дети приседают, если плоды овоща растут над землёй (огурцы, помидоры, капуста и т.д.), то подпрыгивают ( или выполняют хлопок над головой). Можно придумать другие движения.

«Осенний салют» - психогимнасткаC:\Users\Марина\Pictures\500_F_46114752_QBauDqU4qX7YwYKoBl0vpUulQUMev2UB.jpg

Задачи: снимать психоэмоциональное напряжение, закрепить навык подпрыгивания вверх с положения, сидя на карточках.

Ход игры: Игра проходит в парковой зоне, детям предлагается набрать небольшие кучки опавших листьев и произносят стишок в положении сидя на корточках:

Я возьму пригоршню листьев,

И подброшу, что есть сил,

Полетайте, покружите,

И украсьте этот мир.

На последнюю фразу подпрыгивают и подбрасывают вверх листья. Игра повторяется 3-4 раза.

ЛИТЕРАТУРА

 И.Грехов  В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/Л. И.Грехов. - 2-е издание. - М.: «Проэксмо», 2000.

Зверев А. Т. Экологические игры. – М.: «Дом педагогики», 1998

Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Минск: «Асар», 1996

www.inksystem-az.com

nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/

nsportal.ru/detskiy-sad

kopilkaurokov.ru

multiurok.ru

См. на: http://www.inksystem-az.com/urok-dlya-1-klassa-na-temu-podvizhnye-igry-ekologicheskoj-napravlennosti/

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-ekologicheskie-igri-1015530.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...

Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста...

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Методы и этапы проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Организация народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста».

Как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети мног...

Методическая разработка «Организация театрализованной детской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

  ВведениеВведите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, идобротой,И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой!Г. Попова В современном о...

Методические рекомендации по использованию игры «Доббль» с детьми старшего дошкольного возраста

интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование настольных игр «Доббль» ; эффективные варианты настольных игр «Доббль», которые бы способ...