«Использование слуховых диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sluhovyh_diktantov_v_rabote_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Город Воркута»
Департамент социально-культурных и
Дошкольно-образовательных учреждений
«Использование слуховых диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»
Соломина О.В.
учитель –логопед
речевой группы
МДОУ №11 «Катюша»
В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается» с различных позиций.
Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова отмечали, что типичными проявлениями в картине недостаточности у детей с ОНР, является не включаемость внимания и его быстрая истощаемость, отмечается повышенная истощаемость слухового внимания.
. А.В. Ястребова указывает: «Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания» .
По данным Ю.А. Флоренской, особенностями внимания у детей с ОНР, являются замедленность, неустойчивость. Отмечаются нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается .
К нарушениям внимания детей имеющих общее недоразвитие речи относят (В.И. Селиверстов):
- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.
И действительно, учебно- образовательный процесс в речевой группе для детей с ОНР основан в большей степени на зрительном восприятии, а именно логопеды активно пользуются наглядностью, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их., соответственно слуховое внимание, слуховая память западает.
Эффективным методом, оказывающим положительное влияние на развитие слуховой памяти, внимания , имеющим практическое подтверждение является разработанные и активно применяемые слуховые диктанты, которые:
- Оказывают положительное влияние на развитие выше указанных процессов
- Организуют детей (стараются друг перед другом обязательно правильно справиться с заданием)
Уже само слово «диктант» привлекает детей
(старшие дошкольники любят почувствовать себя как в роли учеников)
Для проведения диктантов использую знаковую систему.
…………………………….
Например ,при проведении слуховых диктантов на занятиях по подготовке к обучению грамоте, когда дети находятся в до буквенном периоде, хорошо использовать следующую знаковую систему:
«+», « -», « » , « » « » и т.д.
После каждого диктанта выполняется анализ результатов в виде - карточки- проверки.
Например: Детям дается полоска бумаги, предлагается задание :
Будь внимателен, если услышишь в слове [С] напиши +, если нет -.
Слова: санки, дом, носок, малина, колесо, самокат, коньки, дерево, сабля.
Карточка проверка + - + - + + - - +
В дальнейшем, когда грамота осваивается детьми шире и глубже знак заменяется буквой.
Параллельно, учим детей, ориентироваться и работать на листе бумаги.
Обязательно учитываем основное правило: «пишем сверху вниз, и слева на право.»
На первом этапе начало листа отмечаем *
Для работы используем лист в клетку, что бы детям было легче ориентироваться.
Стараемся пользоваться в основном карандашом.
Использование слуховых диктантов на занятиях по обучению грамоте.
Тема: Дифференциация [Т] [Д]
Вариант слухового диктанта (дети уже знакомы с буквами)
Задание: если услышишь в слове [Т] - запиши букву Т , если услышишь звук [Д] запиши букву Д
Слова : таракан, дуб, танк, дым, дом, Таня, Данил, доски, кот, тыква.
Карточка проверка Т Д Т Д Д Т Д Д Т Т
Это же задание в добуквенный период:
Задание: «Если услышишь в слове[Т] нарисуй , если [Д]. нарисуй . .
Карточка -проверка
Варианты вопросов после диктанта:
- Какие слова с [Т] запомнили?
- Какие слова с [Д] запомнили?
- Какое слово было самое первое? Последнее?
- Услышали ли вы имена детей? Назовите их. и т.д.
Тема: «Звуковой анализ»
Начинать нужно с простого задания типа «Поймай звук».
Логопед просит «поймать» [А]
Традиционно дети ловят звук хлопком.
Логопеды проводят игры типа: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук, подними руку на звук и т.д.»
Безусловно, это быстро и эффективно. Но, кроме вышеперечисленных особенностей дети с речевой патологией имеют и нарушение мелкой моторики. , поэтому коррекционно- развивающий эффект мы должны направить в данное направление. Раскрашивая квадраты,( символы звуков) рисуя знаки мы параллельно с развитием слухового внимания , развиваем и тонкую моторику пальцев рук.
Да и фигуры- знаки небольшого размера, поэтому не займет много времени их прорисовывание или раскрашивание.
Детям раздается карточка- заготовка с пустыми квадратиками расположенными горизонтально, и карандаш красного цвета, так как заранее обговаривается, какие звуки называют «гласными» с каким цветом «дружат» эти звуки.
Называется слово (в зависимости от этапа работы звуки, слоги), ребенок внимательно слушает и раскрашивает нужный квадратик красным цветом. Число квадратиков соответствует количеству произнесенным логопедом слов для анализа.
Слова: арбуз, утюг, альбом, ирис, астра, антенна, улей, усы, автомат.
Карточка- проверка
То же задание используется для работы с согласными звуками.
Варианты вопросов после диктанта:
- Сколько слов со [А] вы услышали?
- Какие слова со[А] запомнили?
- Назовите цветок на [А]. и т.д.
На первых порах педагог акцентирует внимание на нужном звуке, выделяя его голосом. Далее слова проговариваются четко , но уже без акцента.
В ряды слов, звуков обязательно нужно включать слова-ловушки, которые не подходят к заданию(нет изучаемого звука , не подходят к той или иной лексической группе ит.д.) дети должны быть предельно внимательны
Когда дети привыкнут к диктантам, усложняю задания., давая слова для анализа одновременно с 2 одинаковыми звуками , либо аппозиционными. по звонкости – глухости, мягкости-твердости
Знакомство с цветовым обозначением гласных, согласных мягких, твердых звуков.
Детям дается заготовка - карточка с квадратиками.
Логопед произносит разные звуки. Дети раскрашивают квадраты нужным цветом
Напоминание: гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные твердые синим цветом, согласные мягкие зеленым цветом
Диктант [А] [Н] [М*] [У] [И] [П*] [Ф] [К] [О]
Карточка -проверка
.
Данный вид работы эффективно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Слуховые диктанты эффективно использовать и на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи
Например, для закрепления темы «Дикие и домашние животные»
Логопед называет диких и домашних животных.
Задание: Если услышите дикое животное, нарисуйте --- , домашнее животное –
Перечень слов: лошадь, белка, собака, кошка, медведь, голубь, свинья. лиса, заяц, , барсук, волк
Карточка -проверка
Подбирая слова для диктантов считаю обязательным - включать слова- «ловушки» В данном случае слово –«ловушка» - голубь.
Аналогичные задания можно применять на закрепление других лексических тем.
Анализ и закрепление прилагательных по теме «Лето»
Логопед, говоря о лете, подбирает прилагательные.
Если оно подобрано правильно ставится «+», если нет « -»
Перечень прилагательных:
Лето дождливое, теплое, долгожданное, снежное, пуржистое, солнечное, морозное, урожайное.
Карточка - проверка + + + - - + - +
После этого обязательно проводится устный анализ.
- Дети припоминают прилагательные.
Какое лето? Дождливое, теплое, долгожданное, солнечное, теплое, урожайное.
- Какие слова не подходили? Морозное , пуржистое, снежное.
- А каком времени года можно так сказать? (о зиме) и т.д.
Закрепление темы «слова- действия, слова- признаки»
Логопед объясняет задание:
Если услышите слово- действие, нарисуйте черточку, если слово – признак -квадрат.
Слова: идет, бежит, поднимает, ест, сладкий, высокий, собирает, красный, тяжелый, кислый.
Карточка проверка - - - - - - -
Данный вид работы эффективно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Слуховой диктант- это эффективный способ привлечь внимание детей
Благодаря включению в занятия данного приема мне удается активизировать слуховое внимание, дети становятся более заинтересованными в конечном результате. С каждым разом стараются допускать меньше ошибок, начинают слушать себя, исправлять ошибки у других. Параллельно, значительно улучшается состояние звукопроизношения, обогащается словарь, развивается мелкая моторика
Мною раскрыты свои наработки по данному направлению , учителя –логопеды могут использовать и другие варианты слуховых диктантов, все зависит от целей, этапа работы, индивидуальных возможностей детей ,а так же творчества, заинтересованности самого педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
Консультация для родителей...
Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"
Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, ж...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. В условиях современного развит...
Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе ком...
конспект занятия «Маша и Медведь» с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения с использованием современных образовательных технологий: игровые, работа в малых подгруппах, здоровье сберегающие.
активизация словарного запаса детей названий овощей, фруктов...