Психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей в рамках реализации ФОП ДО посредством цифровых и дистанционных технологий
проект
Долгосрочный проект
“Психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей в рамках реализации ФОП ДОпосредством цифровых и дистанционных технологий”
Автор:
Сергеева Т.В., педагог-психолог МБДОУ д/с № 8, город Белгород;
Шевченко Е.В., педагог-психолог МБДОУ д/с № 8, город Белгород.
Продолжительность проекта:долгосрочный (с 01.09.2024 по 31.05.2025).
Тип проекта: информационный, познавательно – аналитический, творческий.
Участники проекта: педагоги–психологи, администрация ДОО, родители (законные представители) воспитанников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_psihologi_2024-2025_sayt.docx | 51.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект
“Психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей в рамках реализации ФОП ДОпосредством цифровых и дистанционных технологий”
Автор:
Сергеева Т.В., педагог-психолог МБДОУ д/с № 8, город Белгород;
Шевченко Е.В., педагог-психолог МБДОУ д/с № 8, город Белгород.
Продолжительность проекта:долгосрочный (с 01.09.2024 по 31.05.2025).
Тип проекта: информационный, познавательно – аналитический, творческий.
Участники проекта: педагоги–психологи, администрация ДОО, родители (законные представители) воспитанников ДОУ.
Пояснительная записка.
Современное общество постоянно развивается и это развитие неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. XXI век – это век новых электронных технологий, которые проникают во все сферы нашей жизни, в том числе вобразовательную среду. Информатизация образования стало самым актуальным из направлений.
В основных нормативных документах в области образования, в том числе и дошкольного, ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, большая роль отводитсяорганизации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», основная цель которого направлена на создание возможностей для получения качественной поддержки гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующие технологические средства,обеспечивающиерегулярную и качественную психолого-педагогическую поддержку и просвещение родителям (законным представителям) воспитанников.
Цифровые технологии играют немаловажную роль в организации сотрудничества детского сада с семьей, особенно это стало актуально при организации дистанционного обучения и при создании социальных образовательных сетей и сообществ.
Проблема проекта:организовать регулярную работу психолого- педагогической поддержки и просвещении родителей в рамках реализации ФОП ДО посредством цифровых и дистанционных технологий, т.к. повысить качество образовательного процесса и добиться максимально эффективных результатов можно только в тесном контакте с семьей.
Основная идеязаключается в организации цифрового образовательного пространства в ДОО и применении цифровых технологий при взаимодействии с родительской общественностью.
Актуальность проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей. Выбирая те или иные формы работы с родителями, мы, прежде всего, должны быть уверены в их эффективности. В настоящее время педагоги в своей деятельности чаще сталкиваются с определенными трудностями: родители ограниченны во времени, у них нет возможности для посещения родительских собраний, консультаций в детском саду, а значит – у ДОО отсутствует возможность для своевременного предоставления родителям необходимой информации.Поэтому приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с родителями. На данном этапе перед нами стоит задача непрерывно продолжать развитие детей, для этого разрабатываются консультации, фото и видео материалы, которые служат помощью для родителей в вопросах воспитания и обучения детей в семье. В связи с тем, что на данном этапе ограничены возможности использования традиционных методов работы с родителями, активно используются социальные сети и мессенджеры, с помощью которых есть возможность общения с родителями. Поэтому становятся актуальными новые, нетрадиционные формы работы с родителями.
Цель проекта:создание информационно – методических условий и вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада при помощи информационныхтехнологий, способствующее получениюпсихолого-педагогического просвещения, удовлетворяющее потребности семьи.
Задача:
- апробирование механизмов выстраивания цифровой среды в образовательной организации;
- создание условий для повышения уровня просвещения родителей (законных представителей) через использование современных информационных технологий в образовательном процессе;
- создание цифровой образовательной среды, удовлетворяющей актуальные потребности семьи и активное взаимодействие с семьей в электронном пространстве.
В результате выполнения задач были проведены следующие мероприятия:
- организация взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве;
- разработка анкеты и проведение мониторинга для отслеживания результатов заинтересованности родителей в используемых технологиях.
Ожидаемые результаты:
- в направлении взаимодействия с родителями: организация сотрудничества с семьями через использование современныхцифровых иинформационных технологий;
- увеличение количества родителей, получающих психолого-педагогическую поддержку и просвещение родителей в рамках реализации ФОП ДОпосредством цифровых и дистанционных технологий;
- повышение уровня знаний и умений родителей в вопросах воспитания ребенка;
- регулярная работа с родителями, как активными участниками образовательного процесса.
Основная часть.
Организация современной цифровой среды в ДОО способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.
Сотрудничество ДОО и родителей необходимо рассматривать как общение «на равных», а взаимодействие - как способ организации совместной деятельности, осуществляющейся с помощью коммуникации.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Задача детского сада –ориентация на семью при оказании ей педагогической помощи в плане единых подходов воспитания ребенка.
ФГОС ориентируют нас на то, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, необходимо учитывать социальный статус и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности деятельностью ДО, необходимо постоянно повышать уровеньпедагогической грамотности семьи.
Сформулированы требования по взаимодействию образовательной организации с родителями:
- информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Определены требования и к педагогам:
- владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования и реализации психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей (законных представителей);
- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Одним из приоритетных направлений модернизации образованияявляется использование информационно-коммуникационных технологий.
Оснащение дошкольного образовательного учреждения современной материально-технической базой является одним из необходимых условий информатизации дошкольного образования. Самое популярное средство образовательного процесса - это компьютер. Кроме компьютера необходимы проекторы (для визуализации обучающего материала), интерактивные устройства (при практической работе), наличие сети интернет и локальной сети (для снижения времени поиска информации).
Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в нашем детском саду административных компьютеров, ноутбука, мультимедийной системы. Компьютеры объединены в единую локальную сеть. Но это недостаточный уровень обеспечения дошкольной организации инструментами ИКТ, почти все педагоги используют в работе свои личные компьютеры, ноутбуки, телефоны. Но какой бы новейшей техникой мы не оснастили наш детский сад, как для нас, так и для системы дошкольного образования в целом важно отметить тот факт, что уровень подготовленности педагогов с использованием ИКТ технологий ниже среднего!!!! На сегодняшний день роль педагога со знанием цифровых технологий играет немаловажную роль.
Профессионализм педагога является одним из важных условий совершенствования качества современного дошкольного образования. Педагогу сегодняшнего дня просто необходимо, чтобы он мог владеть и грамотно использовать цифровые технологии.
Необходим современный педагог с таким потенциалом, который будет действовать в условиях цифровизации образовательного пространства на уровне проявления педагогической умелости, педагогического мастерства, педагогического творчества и новаторства. Цифровая грамотность даст возможность педагогу не только умело строить образовательный процесс с воспитанниками, родителями, но и самому постоянно расти профессионально, перенимать у своих коллег лучшие практики, делиться своим опытом, обмениваться лучшими наработками. Педагог будет чувствовать себя уверенно, если вся необходимая информация всегда будет у него под рукой.
Чем выше компьютерная грамотность педагога, тем лучше будут оказаны образовательные услуги.
Анализ сложившейся ситуации привел нас к необходимости расширения спектра использования цифровых технологий, позволяющих обеспечить обновление содержания образования и оптимизировать применение развивающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности. Все это, по нашему мнению, повлечет за собой изменение роли педагога, который будет не учеником, познающим азы использования современного оборудования и методик его применения, а станет учителем, куратором и сможет ориентировать родителей воспитанников в соответствии с их запросами и приоритетами, а также сможет самостоятельно создавать все необходимые условия для заинтересованного участия родителей в процессе воспитания и образования ребенка.
Повышение компетентности педагогических кадров в области применения информационных и телекоммуникационных технологий станет важным условием для мотивации педагогов к презентации опыта работы на мероприятиях и конкурсах разного уровня.
Этапы реализации:
1 этап – Организационный.
Цель: ознакомление с методической литературой, исследование уровня использования ИКТ-технологий родителями.
Мероприятия:
- составление планируемых тем психолого-просветительского просвещенияродителей (законных представителей);
- подборка методического материала;
- разработка анкеты для родителей;
- привлечение родителей к реализации Проекта;
2 этап – Основной.
Цель: создание информационно – методических условий, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада при помощи социальных сетей, способствующей реализации государственных гарантий в получении качественной информации по воспитанию и развитию ребенка, удовлетворяющей потребности семьи. Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с ФГОС, т.е. учетом индивидуальных, социальных особенностей семьи.
Мероприятия:
- анкетирование родителей;
- реализация мероприятий по проведению просветительской деятельности по теме проекта;
- изготовление памяток, буклетов по теме проектов.
3 этап - Заключительный:
- анализ полученных результатов;
- презентация проекта;
- памятки, буклеты по теме проекта.
Пути реализации: индивидуальный подход в работе с родителями (законными представителями). Просвещение родителей посредством цифровых и дистанционных технологий.
Риски:нестабильный интернет;в результате активного жизненного ритма низкая заинтересованность родителей; разный социальный статус и, как следствие, разный уровень материально-технического уровня семьи; низкая материально-техническая база ДОО.
Планируемые темы психолого-педагогического просвещения
родителей (законных представителей)
посредством цифровых и дистанционных технологий
№ п/п | Период | Тема |
1 | 30.09.2024-04.10.2024 | «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям в ДОУ: периоды и этапы» |
2 | 07.10.2024 - 11.10.2024 | «Влияние семьи на эмоционально психологическое состояние ребенка» |
3 | 14.10.2024 - 18.10.2024 | «Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста» |
4 | 21.10.2024 – 25.10.2024 | «Психологические особенности детей 4 – 5 лет» |
5 | 28.10.2024 – 01.11.2024 | «Что читать детям 2-3 лет» |
6 | 05.11.2024 – 08.11.2024 | «Активное слушание» |
7 | 11.11.2024 – 15.11.2024 | «Кризис 3 лет. Я – сам!» |
8 | 18.11.2024 – 22.11.2024 | «Учимся дружить. Секреты дружбы» |
9 | 25.11.2024 – 29.11.2024 | «Самоценность и уважение прав ребенка в семье» |
10 | 02.12.2024 – 06.12.2024 | «Что говорит взрослый и как это слышит ребенок?» |
11 | 09.12.2024 – 13.12.2024 | «Система ценностей семейного воспитания» |
12 | 16.12.2024 – 20.12.2024 | «Одаренный ребенок. Признаки одаренности. Рекомендации родителям» |
13 | 23.12.2024 – 27.12.2024 | «Развивающие игры и игрушки в семье. Совместная игра» |
14 | 13.01.2025 – 17.01.2025 | «Развитие самостоятельности детей через режимные моменты» |
15 | 20.01.2025 – 24.01.2025 | «Ребенок и его настроение» |
16 | 27.01.2025 – 31.01.2025 | «Проблемы формирования произвольного поведения у детей» |
17 | 03.02.2025 – 07.02.2025 | «Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников» |
18 | 10.02.2025 – 14.02.2025 | «Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка» |
19 | 17.02.2025 – 21.02.2025 | «Снятие эмоционального напряжения, формировании навыков жизнестойкости» |
20 | 24.02.2025 – 28.02.2025 | «Понятие самооценки и факторы, определяющие ее формирование». Перечень игр на формирование положительной самооценки. |
21 | 03.03.2025 – 06.03.2025 | «Формирование личности ребенка через семейные ценности и традиции » |
22 | 10.03.2025 – 14.03.2025 | «Какой тип восприятия у Вашего ребенка?» |
23 | 17.03.2025 – 21.03.2025 | «Развитие воображения у ребенка посредством сказки» |
24 | 24.03.2025 – 28.03.2025 | «Чем больше мы даём детям, тем меньше они умеют и хотят» |
25 | 31.03.2025 - 04.04.2025 | «Роль отца в воспитании ребенка» |
26 | 07.04.2025 – 11.04.2025 | «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» |
27 | 14.04.2025 – 18.04.2025 | «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» |
28 | 21.04.2025 – 25.04.2025 | «Аутоагрессия у ребенка» |
29 | 12.05.2025 – 16.05.2025 | «Привычка трудиться» |
30 | 19.05.2025 – 23.05.2025 | «Кризис 7 лет» |
31 | 26.05.2025 – 30.05.2025 | «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» |
Материалы по психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) размещаются в группах ДО в ВК, телеграмм, одноклассники;zoom; сферум;«WhatsApp» (по необходимости), а так же в индивидуальном порядке через мобильную связь (по необходимости) и электронную почту.
Литература
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение : сущность, технология, организация. – М. : Издательство МЭСИ, 2010.
2. Дистанционное обучение : Учебное пособие/ под ред. Е. С. Полат. - М. : гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2006.
3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения// «Образование: путь к успеху». – Уфа, 2010.
4. Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и
Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога.
5. Ибрагимов. И. М. Информационные технологии и средства
дистанционного обучения : учебное пособие для студ. вузов / И. М.
Ибрагимов. - М. :Академия, 2005.
6. Теория и практика дистанционного обучения/ под ред. Е. С. Полат. – М. : «Академия», 2004.
7. Захаров И. Г. Информационные технологии в образовании. - М. : «Академия», 2003.
Результаты анкетирования:
В опросе участвовали родители воспитанников первой младшей группы, родители воспитанников средней группы, родители воспитанников старшей группы компенсирующей направленности, родители воспитанников подготовительной группы комбинированной направленности,родители воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности.
Общее количество: 36 заполненных анкет.
№ п/п | Вопросы анкеты | Ответы родителей, результат | |
Октябрь, 2024 | Декабрь, 2024 | ||
1 | Как часто Вы пользуетесь сетью Интернет? | Постоянно – Периодически – Редко | Постоянно – Периодически – Редко |
2 | С какой целью вы используете Интернет? | Для общения - Для работы – Читаю новости – Брожу по различным сайтам - | Для общения - Для работы – Читаю новости – Брожу по различным сайтам - |
3 | Какими устройствами вы пользуетесь для выхода в интернет? | Ноутбук – Компьютер – Планшет – Телефон - | Ноутбук – Компьютер – Планшет – Телефон - |
4 | Какими компьютерными программами Вы пользуетесь? | MicrosoftOffice - MovieMaker - Социальныесети - Skype - Zoom - | MicrosoftOffice - MovieMaker - Социальныесети - Skype - Zoom - |
5 | Знакомо ли вам понятие «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ)? | Да - Нет - Имею представление - | Да - Нет - Имею представление - |
6 | Хотели бы Вы, чтобы педагоги в общении с Вами применяли информационно-коммуникационные технологии? | Да - Нет - Все равно - | Да - Нет - Все равно - |
7 | Считаете ли Вы, что использование дистанционной формы коммуникации будет способствовать более быстрому получению необходимой информации о воспитании и развитии ребенка? | Да - Нет – Может быть - | Да - Нет – Может быть - |
8 | Как часто Вы посещаете сайт ДОУ? | Никогда - Иногда - Часто - Не знаю о нем - | Никогда - Иногда - Часто - Не знаю о нем - |
9 | Посредством каких социальных сетей Вам удобнее всего получать информацию от педагогов ДОУ? | ВК - Телеграм - Сайт - Группа в социальных сетях - электронная почта - | ВК - Телеграм - Сайт - Группа в социальных сетях - электронная почта - |
Рассмотрим несколько основных технологий и средств, которые нашли практическое применение в нашем дошкольном учреждении и обеспечивают эффективность взаимодействия ДОО, педагога и родителя в современных условиях.
- Наличие сайта ДОО. На сайте каждый родитель в удобное для него
время может найти интересующую его информацию о деятельности ДОО, об образовательном процессе, учебных программах, проводимых мероприятиях, новостях. Важным элементом в использовании данного информационного ресурса является навигация сайта, которая играет немалую роль и отражает структуру сайта.
Проведя анкетирование с родителями, мы были очень удивлены ответами на вроде бы такой простой вопрос «Как часто Вы посещаете сайт нашего учреждения?». Мы узнали, что 10% родителей - вообще не знают о существовании сайта, 35% родителей признались, что испытывают затруднение при работе с ним. И хотя эти цифры очень огорчили, это послужило для нас толчком при планировании дальнейшей работы в этом направлении. Значит, мы что-то упустили, не доработали, не поставили себя на место тех родителей, которые не достаточно хорошо подкованы в области информационных технологий. Поэтому, если мы хотим, чтобы сайт нашего учреждения был не только посещаем, но востребован родителем, меню сайта должно быть понятным, навигация простой и удобной.В каждой группе детского сада было проведено родительское собрание, пошагово были даны соответствующие разъяснения по работе с сайтом, до родителей доведены памятки по навигации.
- Использование социальных сетей, в частности создание групп
ВКонтакте, ведение страницы в Instagram. В нашем дошкольном учреждении это ведение как общей открытой группыдля всегодетского сада, так и отдельных по каждой возрастной группе, которые имеют закрытый формат в целях сохранения конфиденциальных данных участников образовательного процесса.
Педагоги используют и личные страницы для общения с родителями воспитанников своей возрастной группы, на которых располагается актуальная информация, ориентированная на определенную аудиторию, рекомендации по развитию и воспитанию детей конкретного возраста.
3. Используются такие мобильные приложения для общения, как Telegramи WhatsApp, которые являются самым быстрым источником информации наряду с SMS. В случае необходимости можно не только быстро и оперативно передать необходимую информацию определенному лицу, но также осуществить и звонок. Данное средство позволяет передать фото- и видеоматериалы.
4. Использование цифровых образовательных платформ позволяет родителям присутствовать и быть не только наблюдателем, но и участником при организации педагогом образовательного процесса с ребенком. Родители могут также самостоятельно организовывать образовательный процесс ребенка при помощи предложенных педагогом учебных платформ.
5. Родители не всегда могут присутствовать на собрании. И порой это происходит не потому, что родители не интересуются жизнью своего ребенка. Таковы современные условия, они просто заняты работой, а иногда мы сами в силу определенных препятствующих обстоятельств не можем собрать родителей вместе. Приходится поддерживать связь удаленно, используя общение в онлайн режиме с помощью многих сервисов, например, таких как Skype или Zoom (данные платформы нами были использованы в период вдистанционной работы, а также когда ребенок отсутствует в период болезни).
Проведенный мониторинг с целью отслеживания результатов заинтересованности родителей в используемых технологиях выявил, что в приоритете у родителейобщение в приложениях Telegram и WhatsApp,использование социальных сетей в ВКонтакте. Порадовало, что после проведения целенаправленной работы по работе с сайтом ДОО, родители стали проявлять активность, интересоваться воспитательно-образовательным процессом. 86% родителей показали заинтересованность в вопросеинформационной безопасности.
Анкетирование позволило выявить родителя, у которого имеются
квалифицированные знания в области информационных технологий и было решено привлечь его для проведения практических занятий по повышению компетентности как родителей, так и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. Тема. Книжкина неделя
План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС...
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....
Повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС ДО посредством внедрения инновационных технологий (техник) по речевому развитию дошкольников
Презентация - проект по повышению профессиональной компетентности педагогов...
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».
В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...
Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...
«Формы психолого – педагогической поддержки и просвещения родителей (законных представителей) в рамках реализации ФОП ДО»
Сферум — информационно-коммуникационная образовательная платформа для учителей и учеников, которая помогает в обучении. Сферум — дополнительный цифровой инструмент, который помогает сдела...