Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей-логопатов
консультация (старшая, подготовительная группа)

Сологубова Ольга Викторовна

Знакомить родителей с понятиями «Дисграфия» и «Дислексия», с работой по преодолению этих нарушений. Помочь использовать полученные знания в условиях семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgrafiya_i_disleksiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей-логопатов».

       Цель. Знакомить родителей с понятиями «Дисграфия» и «Дислексия», с работой по преодолению этих нарушений. Помочь использовать полученные знания в условиях семейного воспитания.

Уважаемые родители! С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования. Сегодня мы поговорим об очень важной работе по профилактике дисграфии и дислексии. Это, наверное, для вас новые и не совсем понятные слова, но мы надеемся, что в процессе встрече вам многое станет ясно.

Дети с отставанием в речевом развитии допускают при чтении и письме специфические ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребёнка. Причиной их возникновения является несформированность фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматического строя речи, пространственной ориентации. Некоторые дети с трудом соотносят зрительный образ буквы с её названием. Частичное расстройство процессов чтения и письма называется соответственно дислексией и дисграфией.

Рассмотрим специфические ошибки детей и способы их предотвращения.

Ошибки при записи отдельных букв.

  1. Ребёнок не дописывает элемент буквы.
  2. Добавляет лишний элемент.
  3. Пишет буквы зеркально.

Эти ошибки не связаны с нарушениями звукопроизношения, их причина в несформированности у ребёнка пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приёмы работы по профилактике данных нарушении, которые можно применить и в домашних условиях. Прописывание букв в воздухе.

  1. Конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, орехов, крупы, выдавливание в пластилине точками).
  2. Дописывание элементов букв.
  3. Сравнение смешиваемых букв (В – Р), (Т – Г), (В – З), (Х – К) и др.
  4. Реконструирование букв: одну превратить в другую (Ы – Ь – Ъ – Б – В – З….)
  5. Нахождение спрятавшихся букв (зашумлённые рисунки).
  6. Формирование зрительной памяти (игры «Запоминай-ка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»).
  7. Закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги («Кто, где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты»), графические диктанты.

Ошибки при записи слов.

  1. Пропуск гласных (брат – брт).
  2. Пропуск согласных (брат – бат).
  3. Пропуск слогов (соседи – седи).
  4. Раздельное написание частей слова (но    сочки).
  5. Замена букв (Саса, лыба).
  6. Перестановка слогов (творожок – тровожок).

Причина ошибок – несформированность навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Простые формы такого анализа (узнавание звука в слове, вычленение первого и последнего звуков в слове) возникают спонтанно в процессе развития устной речи. Сложные же формы (определение количественного и качественного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения.

Первоначально работа проводится с опорой на вспомогательные средства: по мере выделения звуков ребёнок заполняет графическую схему фишками.

На втором этапе звуковой анализ выполняется в речевом плане: в названном слове определяются первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество.

Третий этап – самый сложный. Дети определяют количество и последовательность звуков в слове, которое не произносится вслух, то есть на основе представления. Фонематический анализ по представлению осуществляется при выполнении следующих заданий: придумать слово с определённым количеством звуков; отобрать картинки с изображением предметов, в названии которых присутствует определённое количество звуков; показать цифру, соответствующую количеству звуков в названии изображённого предмета, и т.д.

Ошибки при записи предложений.

  1. Ребёнок не соблюдает правил записи предложения (нет заглавной буквы, нет точки в конце предложения).
  2. Слитно пишет слова с предлогами.

Причина ошибок – несформированность лексико-грамматического анализа предложений. Для профилактики ошибок такого рода используются следующие приёмы:

- составление предложений по картинке;

- составление схем предложений с предлогами и без них;

- определение количества слов в предложении (начинать с предложений из двух слов);

- составление предложений из заданного количества слов (двух, трёх…).

Рекомендации для родителей из серии «Домашняя игротека» по профилактике дисграфии.

Игра с пластилином.

Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позжеможно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе с взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.

Игра со счетными палочками или мозайкой.

Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозайки.

Ниткография.

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткографией».

Буквы из проволоки.

Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.

Занятия на прогулке.

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

Игра с красками и водой.

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте так же о цветных мелках, которыми можно рисовать на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.

Развиваем тактильные ощущения.

Для тог, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша.

Рисуем буквы в воздухе.

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем, в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советую вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.

Итак, приготовьте цветные карандаши, счетные палочки или спички (предварительно отломите от них головки), проволоку, пластилин и отправляйтесь вместе с ребенком знакомиться с буквами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей-логопатов в процессе ознакомления с пейзажной живописью.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном ...

Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...

Выявление и коррекция нарушений психических функций у детей-логопатов.

Выявление и коррекция нарушений психических функций у детей-логопатов....

Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.

Подвижные игры занимают осо­бое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное со­стояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...

проект по коррекции неречевых нарушений у детей -логопатов

проект по коррекции неречевых функций у детей 5-6лет с нарушением речи на логопункте ДОУ...

Профилактика нарушений личностного развития у детей-логопатов

В данной статье раскрыты причины коммуникативных проблем ребенка. Большое внимание уделено играм для снятия психоэмоциональной напряженности, внутренней тревожности и агрессии. В эти игры могут играть...

Нейроигры, как эффективный метод профилактики дисфункций у детей-логопатов.

Нейропсихологические упражнения (нейроигры) – это эффективная методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений....