проект по коррекции неречевых нарушений у детей -логопатов
методическая разработка по логопедии на тему
проект по коррекции неречевых функций у детей 5-6лет с нарушением речи на логопункте ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по коррекции неречевых функций у детей-логопатов | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект учителя-логопеда Стуенко Т.Г.
по теме: «Коррекция неречевых нарушений у детей – логопатов»
Актуальность:
Обследование детей старшего и подготовительного к школе возраста показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у многих из них в той или иной степени нарушены познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление.
О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е.Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира... При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью... В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизмы, которые являются также очень стойким проявлением речевой недостаточности».
Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к – у», «в-на» (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»).
Достаточно распространенны у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста у разных членов семьи и других временных понятий.
Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).
Цель проекта: коррекция неречевых нарушений у детей-логопатов – внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных представлений.
Задачи:
- развитие внимания, памяти, мышления, восприятия
- развитие пространственно-временных представлений
- развитие мотивации к учебной деятельности
Тип проекта: социально-личностный
Сроки подготовки и реализации проекта: сентябрь-май
Участники:
- учитель-логопед
- дети с нарушениями речевых и неречевых функций и их родители
- воспитатели детей 5-7лет
Формы работы: индивидуальная и мини-подгрупповая (2-3ребенка) работа с детьми.
Новизна проекта: комплексный подход и психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда.
Планируемый результат: сформированность неречевых и речевых функций у детей –логопатов в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).
Целевые ориентиры:
Ребенок в 6-7 лет должен уметь:
1.Внимание
-выполнять задание, не отвлекаясь около 8-10 минут.
- находить 5-6 отличий между предметами
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов
- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу
- копировать в точности узор или движение.
2. Память
- запоминать 8-10 картинок
- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины
- повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
3.Мышление
- определять последовательность событий,
- складывать разрезную картинку из 9-10 частей,
- находить и объяснять несоответствия на рисунках,
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями ,
- находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
4.Познавательные мотивы - принцип «хочу все знать обо всем»
- с удовольствием играет и учится читать,
- сочиняет сказки и рисует, считает, рассуждает о явлениях,
- жадно впитывает все новое, задает десятки вопросов и сам готов отвечать на них
- пытливый, любознательный, активный ребенок.
5. Пространственные представления
- знать определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.
- иметь представления о последовательности смены явлений и состояний материи,
- временные понятия (это смена времени суток, времен года, смен поколений)
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 1сентября -30сентября
- Подготовка теоретического и практического материала.
- Сбор данных по проблеме и их анализ.
- «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
- Выбор концепции реализации проекта.
- Обоснование путей реализации проекта.
- Планирование работы с воспитателями.
- Планирование работы с родителями.
План взаимодействия с родителями:
- ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи и психических процессов у детей логопункта – групповое родительское собрание (сентябрь)
- регулярное индивидуальное консультирование – в течение года.
- Подготовка и проведение анкетирования с родителями - Анкета для самооценки родителями поведения ребенка «Выявление двигательной активности, импульсивности, дефицита внимания»
- Советы логопеда – «Игры, которые помогают развить внимание, память, мышление и речь» (стенд в старшей и подготовительной группе) - октябрь
- «Играем дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития неречевых и речевых процессов для занятий дома - сентябрь-апрель
План взаимодействия с педагогами:
- мониторинг развития неречевых процессов у детей (воспитатели, учитель-логопед) - сентябрь
- отбор детей с нарушениями неречевых процессов - составление списка (воспитатели, учитель-логопед)- сентябрь
- подбор игр и дидактического материала - сентябрь
- консультирование педагогов по работе с детьми –логопатами – сентябрь-апрель
- совместная работа по коррекции и развитию неречевых функций у детей.
2.Основной этап - коррекционно-развивающий
Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с использованием дидактических игр и игровых приемов с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.
Картотека игр по развитию неречевых функций у детей-логопатов
№ | Название игры (содержание) | Цель игры |
1 | Найди все предметы и сосчитай их | Развитие внимания и закрепление математического счета |
2 | Найди пару каждому мячику | Развитие внимания и зрительного восприятия |
3 | Найди такой же предмет | Развитие внимания и зрительного восприятия |
4 | Повтори рисунок | Развитие внимания, зрительного и пространственного восприятия |
5 | Найди отличия | Развитие внимания и зрительного восприятия |
6 | Да и нет | Развитие слухового внимания |
7 | Повтори движения | Развитие зрительного внимания |
8 | Какое слово встречается чаще других? | Развитие слухового внимания |
9 | Запомни-назови | Развитие зрительной памяти |
10 | Какие игрушки на каких полках нарисованы. Запомни и назови. | Развитие внимания и памяти |
11 | Запомни пары картинок | Развитие зрительной памяти |
12 | Запомни и перескажи | Развитие слухового внимания и памяти |
13 | Запомни и повтори слова, пары слов | Развитие слухового внимания и памяти |
14 | Найди лишний предмет и объясни почему | Развитие словесно-логического мышления |
15 | Найди заплатку для коврика | Развитие мышления и зрительного восприятия |
16 | Что сначала. Что потом | Развитие словесно-логического мышления |
17 | Назови одним словом | Развитие мышления |
18 | Назови слова- противоположности | Развитие словесно-логического мышления |
19 | Логические задачки | Развитие словесно-логического мышления |
20 | Что где находится | Развитие пространственной ориентации, закрепление предлогов |
21 | Чем похожи и чем отличаются предметы | Развитие словесно-логического мышления |
22 | Закончи предложение: После дождя бывает… | Развитие словесно-логического мышления |
23 | Чего не стало? | Развитие внимания, памяти |
Игры проводятся в течение всей коррекционной работы на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели.
3. Этап - заключительный -май
Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.
Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта -май
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (проведение оценки поведения ребенка)
Уважаемые родители, если утверждение подходит к вашему ребенку, то обведите цифру данного пункта в кружок.
Выявление двигательной активности:
1.ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;
2.он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает;
3.все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;
4.спит намного меньше, чем другие дети;
5.очень говорлив.
Выявление дефицита внимания:
1.ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания);
2.с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
3.испытывает трудности в организации;
4.трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;
5.легко отвлекается на посторонние стимулы;
6.часто теряет вещи и забывает их;
7.избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.
Выявление импульсивности:
1. ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;
2. часто начинает отвечать, недослушав вопроса;
3.плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле;
4.не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза;
5. поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия;
6. при выполнении заданий неодинаково ведет себя- то спокоен, то импульсивен;
7.успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...
Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...
Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих проблемы с речью.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей ...
«Логопедическая ритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Театрализованное приключение по сказке "Колобок"...
Проект "Использование Су -Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су-Джок терапия является одним из эффекти...