Выявление и коррекция нарушений психических функций у детей-логопатов.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Подгаецкая Ирина Александровна

Выявление и коррекция нарушений психических функций у детей-логопатов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об успешности педагогического процесса в дошкольном учреждении можно судить по тому,

как он обеспечивает нормальный ход психического развития ребёнка в соответствии с его возрастными показателями. К моменту поступления в школу ребёнок должен достичь необходимого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует большого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Не менее важными являются и речевые навыки. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У детей с диагнозом общее недоразвитие речи отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, быстрая утомляемость, лёгкая отвлекаемость, плохая работоспособность.  У таких детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они не могут удержать в памяти сложные инструкции, последовательность заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает нарушение интеллектуальной деятельности. Дети отстают в развитии словестно-логического мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, снижение ловкости и скорости выполнения движений. Интерес к учебной деятельности снижен. Преобладает игровая мотивация. Недостаточно развита произвольная регуляция поведения. У детей с диагнозом дизартрия вместе с нарушением звукопроизношения наблюдаются небольшие нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоциональной сферы, нарушение общей и мелкой моторики. Итак, дети с речевой патологией не могут в полном объёме усвоить программный материал по различным видам деятельности. Это тормозит их общее развитие, способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создаёт трудности при обучении в школе.  Для успешного усвоения знаний детьми с речевыми нарушениями в детском саду, а затем и в школе, в процессе логопедической работы необходимо не только развитие речи, коррекция и профилактика её нарушения, но и развитие всех психических функций:  внимания, мышления, памяти.

 Целью исследования является выявление нарушений психических функций и изучение развивающего эффекта психолого-педагогических коррекционных упражнений. Исследование проводилось на базе старшей группы с диагнозом ОНР. Для достижения желаемых целей, работа была поделена на этапы:

1).Диагностика (развитие психических процессов);

2).Создание «Банка данных» по речевым нарушениям и выявление подгрупп для работы соответственно уровню развития;

3).Подбор системы упражнений по развитию психических функций;

4).Прослеживание результатов (т.е. повторная диагностика).

Исследование проводилось в виде тестирования, ежедневных наблюдений за детьми во время занятий, бесед с родителями. Речевой дефект и психическое развитие ребёнка тесно взаимосвязаны. В процессе работы с детьми данной группы установлено, что на выход из речевого дефекта дошкольников влияет не только уровень их интеллекта, но и психическая зрелость детей, их готовность к коррекции, их психологические возможности и желание обучаться. Главное в работе с ними – опора на сохранные участки мозга, на целенаправленную работу по развитию (компенсаторному) «западающих» процессов. Краткое описание методов диагностики.

Моторика

1). «Копирование группы точек» (тест Керна – Йирасека).

 Исследование мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Ребёнку предлагается нарисовать такие же точки, как на образце справа от него.

2). «Графический диктант» – исследование мелкой моторики, умения удерживать в памяти инструкцию и действовать по ней. Ребёнку предлагается продолжить начатые рисунки.

Память.

1).Тест «Десять слов». Исследование уровня произвольной памяти. Ребёнку предлагается запомнить на слух десять слов, не связанных по смыслу между собой.

например: Конь, куст, мир, вода, мёд, зуб, кот, тень, сон, клок.

Мышление

1) «Четвёртый лишний». Ребёнку предлагается рассмотреть четыре картинки, из которых надо исключить лишнюю и объяснить почему.

2). «Последовательность событий». Исследование уровня речевого мышления. Ребёнку предлагается выложить серию картинок на один сюжет в правильной последовательности и составить рассказ по ним.

Внимание

1). «Переплетённые нити». Исследование устойчивости внимания. Ребёнку предлагается лист с нарисованными на нём переплетёнными линиями. У начала и конца линий изображения предметов. Необходимо проследить линию глазами от начала до конца.

2). «Одинаковые треугольники».  Ребёнку предлагаются треугольники на листе в прямом и перевёрнутом положении. Нужно закрасить все одинаковые треугольники.

Проведение исследования

Предварительное исследование было проведено на детях старшей группы. Всего обследовано десять детей с диагнозом ОНР (две девочки, восемь мальчиков). Исследование проводилось утром в групповом помещении. Детям предлагалось выполнить только одно задание. Отводилось специальное время в соответствии с требованиями. Повторное исследование проводилось весной (те же дети). Условия соблюдались те же.

Результаты предварительного исследования.

1). Результаты исследования по тесту Керна – Йирасека «Копирование группы точек». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 30%, 2 балла получили 30%, 3 балла получили 10%, 4 балла – 20%, 5 баллов получили 10%.

2).Результаты исследования «Графический диктант». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 30%, 2 балла получили 30%, 3 балла получили 20%, 4 балла – 10%, 5 баллов получили 10%.

3).Результаты исследования по тесту «Десять слов ». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 10%, 2 балла получили 30%, три балла получили 40%, четыре балла – 20%, пять баллов получили 0%.

4).Результаты исследования по тесту «Одинаковые треугольники ». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 20%, 2 балла получили 10%, 3 балла получили 0%, 4балла –0%, 5 баллов получили 70%.

5).Результаты исследования по тесту «Переплетённые нити». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 10%, 2 балла получили 10%, 3балла получили 30%, 4 балла –30%, пять баллов получили 20%.

Вывод.

По результатам предварительного исследования детей выявлено, что дети с нарушениями речи имеют отставание в развитии по таким показателям, как память, мышление, внимание. Внимание непроизвольное, несосредоточенное, неустойчивое. Волевое усилие отсутствует. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой затруднено. Дети рассеяны. При переносе графических изображений допускают значительные ошибки. Уровень активности, самостоятельности – низкий. Обращаются постоянно за помощью. Произвольная деятельность хаотичная, непродуктивная. Результаты не проверяются, а из-за возникших трудностей прерывается сама деятельность. Память характеризуется медленным запоминанием и быстрым забыванием. Воспроизведение происходит с большим трудом. Трудности в удержании нескольких инструкций.

Мышление.

Трудности восстановления причинно-следственных связей, выделение главного, трудности в процессах анализа и синтеза. Ответы детей односложны, много грамматических ошибок.

Мелкая моторика.

Неправильный навык обращение с карандашом/ручкой. Движения не координированы. Неумение располагать рисунок на листе бумаги. Прерывистость линий, отрыв или прекращение рисования.

Результаты повторного исследования.

1).Результаты исследования по тесту Керна – Йерасека «Копирование группы точек». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1балл получили 0%, 2 балла получили 0%, 3 балла получили 10%, 4 балла – 20%, 5 баллов получили 70%.

2).Результаты исследования «Графический диктант». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 0%, 2 балла получили 0%, 3 балла получили 30%, 4 балла – 10%, 5 баллов получили 60%.

3).Результаты исследования по тесту «Десять слов ». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 0%, 2 балла получили 0%, 3 балла получили 10%, 4 балла – 20%, 5 баллов получили 70%.

4).Результаты исследования по тесту «Одинаковые треугольники ». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 0%, 2 балла получили 0%, 3 балла получили 10%, 3 балла – 10%, пять баллов получили 80%.

5).Результаты исследования по тесту «Переплетённые нити ». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 0%, 2 балла получили 0%, 3 балла получили 10%, 4 балла – 20%, 5 баллов получили 70%.

Вывод

При сравнении результатов предварительного и повторного исследования, можно сделать вывод о том, что коррекционное обучение детей с нарушением речи существенно повысило уровень развития основных психических процессов (внимание, память, мышление). Внимание стало сосредоточенным. Присутствует волевое усилие. Переключение внимания с одного объекта на другой происходит сознательно. Дети уже могут распределять внимание. Правильно переносить графический образ в тетрадь. Задание выполняют самостоятельно. Объём внимания выше среднего. Хорошая концентрация внимания: Удерживают полностью весь объект деятельности.

Память

Дети хорошо запоминают и держат в памяти новый материал. Повторное воспроизведение не требует волевых усилий. Удерживают в памяти несколько инструкций.

Мышление

Речь детей достаточно развёрнута, содержательна, выразительна. Грамматически правильно оформлена. Дети устанавливают причинно-следственные связи, выделяют главное. Умеют анализировать, делать выводы.

Моторика

Дети правильно обращаются с карандашом и ручкой. Движения координированные, линии ровные, проводятся без отрыва карандаша от бумаги, умеют располагать рисунок на листе.

Заключение.

Данный подход к изучению детей с нарушениями речи, а затем и построение коррекционного процесса дал положительные результаты. Комплексное обучение детей дало возможность устранить отставание не только в речевом развитии, но и в развитии основных психических процессов и успешно подготовить детей к обучению в школе. Кроме того, исследование эффективности психолого-педагогической коррекционной работы позволило увидеть пути повышения эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога. «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»

Рабочая программа учителя-дефектолога для дошкольников 3-7 лет с затруднениями в обучении...

Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией

Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР»

Пояснительная записка       Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те кач...

«Пластилинография как средство коррекции высших психических функций у обучающихся с ОВЗ»

Лепка или пластилинография имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,...

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овл...

Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»

Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...