Выявление и коррекция нарушений психических функций у детей-логопатов.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Выявление и коррекция нарушений психических функций у детей-логопатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_korrektsiya_narusheniy_psikhicheskikh_funktsiy_u_detey-logopatov.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Об успешности педагогического процесса в дошкольном учреждении можно судить по тому,
как он обеспечивает нормальный ход психического развития ребёнка в соответствии с его возрастными показателями. К моменту поступления в школу ребёнок должен достичь необходимого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует большого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Не менее важными являются и речевые навыки. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У детей с диагнозом общее недоразвитие речи отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, быстрая утомляемость, лёгкая отвлекаемость, плохая работоспособность. У таких детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они не могут удержать в памяти сложные инструкции, последовательность заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает нарушение интеллектуальной деятельности. Дети отстают в развитии словестно-логического мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, снижение ловкости и скорости выполнения движений. Интерес к учебной деятельности снижен. Преобладает игровая мотивация. Недостаточно развита произвольная регуляция поведения. У детей с диагнозом дизартрия вместе с нарушением звукопроизношения наблюдаются небольшие нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоциональной сферы, нарушение общей и мелкой моторики. Итак, дети с речевой патологией не могут в полном объёме усвоить программный материал по различным видам деятельности. Это тормозит их общее развитие, способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создаёт трудности при обучении в школе. Для успешного усвоения знаний детьми с речевыми нарушениями в детском саду, а затем и в школе, в процессе логопедической работы необходимо не только развитие речи, коррекция и профилактика её нарушения, но и развитие всех психических функций: внимания, мышления, памяти.
Целью исследования является выявление нарушений психических функций и изучение развивающего эффекта психолого-педагогических коррекционных упражнений. Исследование проводилось на базе старшей группы с диагнозом ОНР. Для достижения желаемых целей, работа была поделена на этапы:
1).Диагностика (развитие психических процессов);
2).Создание «Банка данных» по речевым нарушениям и выявление подгрупп для работы соответственно уровню развития;
3).Подбор системы упражнений по развитию психических функций;
4).Прослеживание результатов (т.е. повторная диагностика).
Исследование проводилось в виде тестирования, ежедневных наблюдений за детьми во время занятий, бесед с родителями. Речевой дефект и психическое развитие ребёнка тесно взаимосвязаны. В процессе работы с детьми данной группы установлено, что на выход из речевого дефекта дошкольников влияет не только уровень их интеллекта, но и психическая зрелость детей, их готовность к коррекции, их психологические возможности и желание обучаться. Главное в работе с ними – опора на сохранные участки мозга, на целенаправленную работу по развитию (компенсаторному) «западающих» процессов. Краткое описание методов диагностики.
Моторика
1). «Копирование группы точек» (тест Керна – Йирасека).
Исследование мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Ребёнку предлагается нарисовать такие же точки, как на образце справа от него.
2). «Графический диктант» – исследование мелкой моторики, умения удерживать в памяти инструкцию и действовать по ней. Ребёнку предлагается продолжить начатые рисунки.
Память.
1).Тест «Десять слов». Исследование уровня произвольной памяти. Ребёнку предлагается запомнить на слух десять слов, не связанных по смыслу между собой.
например: Конь, куст, мир, вода, мёд, зуб, кот, тень, сон, клок.
Мышление
1) «Четвёртый лишний». Ребёнку предлагается рассмотреть четыре картинки, из которых надо исключить лишнюю и объяснить почему.
2). «Последовательность событий». Исследование уровня речевого мышления. Ребёнку предлагается выложить серию картинок на один сюжет в правильной последовательности и составить рассказ по ним.
Внимание
1). «Переплетённые нити». Исследование устойчивости внимания. Ребёнку предлагается лист с нарисованными на нём переплетёнными линиями. У начала и конца линий изображения предметов. Необходимо проследить линию глазами от начала до конца.
2). «Одинаковые треугольники». Ребёнку предлагаются треугольники на листе в прямом и перевёрнутом положении. Нужно закрасить все одинаковые треугольники.
Проведение исследования
Предварительное исследование было проведено на детях старшей группы. Всего обследовано десять детей с диагнозом ОНР (две девочки, восемь мальчиков). Исследование проводилось утром в групповом помещении. Детям предлагалось выполнить только одно задание. Отводилось специальное время в соответствии с требованиями. Повторное исследование проводилось весной (те же дети). Условия соблюдались те же.
Результаты предварительного исследования.
1). Результаты исследования по тесту Керна – Йирасека «Копирование группы точек». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 30%, 2 балла получили 30%, 3 балла получили 10%, 4 балла – 20%, 5 баллов получили 10%.
2).Результаты исследования «Графический диктант». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 30%, 2 балла получили 30%, 3 балла получили 20%, 4 балла – 10%, 5 баллов получили 10%.
3).Результаты исследования по тесту «Десять слов ». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 10%, 2 балла получили 30%, три балла получили 40%, четыре балла – 20%, пять баллов получили 0%.
4).Результаты исследования по тесту «Одинаковые треугольники ». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 20%, 2 балла получили 10%, 3 балла получили 0%, 4балла –0%, 5 баллов получили 70%.
5).Результаты исследования по тесту «Переплетённые нити». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 10%, 2 балла получили 10%, 3балла получили 30%, 4 балла –30%, пять баллов получили 20%.
Вывод.
По результатам предварительного исследования детей выявлено, что дети с нарушениями речи имеют отставание в развитии по таким показателям, как память, мышление, внимание. Внимание непроизвольное, несосредоточенное, неустойчивое. Волевое усилие отсутствует. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой затруднено. Дети рассеяны. При переносе графических изображений допускают значительные ошибки. Уровень активности, самостоятельности – низкий. Обращаются постоянно за помощью. Произвольная деятельность хаотичная, непродуктивная. Результаты не проверяются, а из-за возникших трудностей прерывается сама деятельность. Память характеризуется медленным запоминанием и быстрым забыванием. Воспроизведение происходит с большим трудом. Трудности в удержании нескольких инструкций.
Мышление.
Трудности восстановления причинно-следственных связей, выделение главного, трудности в процессах анализа и синтеза. Ответы детей односложны, много грамматических ошибок.
Мелкая моторика.
Неправильный навык обращение с карандашом/ручкой. Движения не координированы. Неумение располагать рисунок на листе бумаги. Прерывистость линий, отрыв или прекращение рисования.
Результаты повторного исследования.
1).Результаты исследования по тесту Керна – Йерасека «Копирование группы точек». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1балл получили 0%, 2 балла получили 0%, 3 балла получили 10%, 4 балла – 20%, 5 баллов получили 70%.
2).Результаты исследования «Графический диктант». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 0%, 2 балла получили 0%, 3 балла получили 30%, 4 балла – 10%, 5 баллов получили 60%.
3).Результаты исследования по тесту «Десять слов ». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 0%, 2 балла получили 0%, 3 балла получили 10%, 4 балла – 20%, 5 баллов получили 70%.
4).Результаты исследования по тесту «Одинаковые треугольники ». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 0%, 2 балла получили 0%, 3 балла получили 10%, 3 балла – 10%, пять баллов получили 80%.
5).Результаты исследования по тесту «Переплетённые нити ». Выполнение задания оценивалось в баллах (От 1 до 5). 1 балл – наихудшая оценка, 5 – наилучшая. 1 балл получили 0%, 2 балла получили 0%, 3 балла получили 10%, 4 балла – 20%, 5 баллов получили 70%.
Вывод
При сравнении результатов предварительного и повторного исследования, можно сделать вывод о том, что коррекционное обучение детей с нарушением речи существенно повысило уровень развития основных психических процессов (внимание, память, мышление). Внимание стало сосредоточенным. Присутствует волевое усилие. Переключение внимания с одного объекта на другой происходит сознательно. Дети уже могут распределять внимание. Правильно переносить графический образ в тетрадь. Задание выполняют самостоятельно. Объём внимания выше среднего. Хорошая концентрация внимания: Удерживают полностью весь объект деятельности.
Память
Дети хорошо запоминают и держат в памяти новый материал. Повторное воспроизведение не требует волевых усилий. Удерживают в памяти несколько инструкций.
Мышление
Речь детей достаточно развёрнута, содержательна, выразительна. Грамматически правильно оформлена. Дети устанавливают причинно-следственные связи, выделяют главное. Умеют анализировать, делать выводы.
Моторика
Дети правильно обращаются с карандашом и ручкой. Движения координированные, линии ровные, проводятся без отрыва карандаша от бумаги, умеют располагать рисунок на листе.
Заключение.
Данный подход к изучению детей с нарушениями речи, а затем и построение коррекционного процесса дал положительные результаты. Комплексное обучение детей дало возможность устранить отставание не только в речевом развитии, но и в развитии основных психических процессов и успешно подготовить детей к обучению в школе. Кроме того, исследование эффективности психолого-педагогической коррекционной работы позволило увидеть пути повышения эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стенды для родителей "Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией
Игры и упражнения для детей с нарушениями зрения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога. «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»
Рабочая программа учителя-дефектолога для дошкольников 3-7 лет с затруднениями в обучении...
Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией
Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР»
Пояснительная записка Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те кач...
«Пластилинография как средство коррекции высших психических функций у обучающихся с ОВЗ»
Лепка или пластилинография имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,...
Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья
Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овл...
Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»
Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...