Проект «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-fg-tanygina.docx | 62.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования"
Проект
«Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»
Подготовила воспитатель: Таныгина О.А.
Руководитель: Чигиринова Е. В.
г. Нижний Новгород
2023 г.
Паспорт проекта
Название проекта | «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр» |
Продолжительность проекта | Среднесрочный проект с 01.10.2023г до 01.11.2023г. |
Тип проекта | Информационный, игровой, познавательный, практический. |
Участники проекта | Воспитанники детского сада, их родители. |
Виды деятельности детей | Игровая, информационная, познавательная, практическая. |
Ресурсы проекта | Ноутбук; игры, изготовленные воспитателем игры, изготовленные или подобранные родителями; готовые фетровые игры. |
Актуальность проекта | Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Математическая функциональная грамотность- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему гражданину. Ключевые характеристики математической грамотности: - распознавать проблемы в окружающей действительности и решать их средствами математики; - формулировать эти проблемы на языке математики; - решать проблемы, используя математические факты и методы, анализировать методы решения; - интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи; - формулировать и записывать результаты решения. В то время, когда дети играют, они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели. Формированию математической функциональной грамотности способствует: - создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность; - поисковая активность- математические задания поискового характера; - приобретение опыта успешной деятельности, опыт принятия решений, совместное сотрудничество. |
Цель проекта | Формировать через дидактические игры предпосылки математической грамотности. |
Задачи проекта | Образовательные: способствовать формированию у дошкольника математической грамотности; способствовать развитию пространственных представлений, представлений о множестве и числе; о геометрических фигурах. Развивающие: развивать интерес к математике, умение применять полученные знания во время игры. Воспитательные: воспитывать умение работать в команде, положительную направленность детей на взаимодействие. |
Планируемые результаты | Дети: развиваются умения анализировать, сравнивать, делать выводы; проявляется интерес к конструированию. Родители: принимают участие в реализации проекта - в создании практической базы игр как участники образовательной деятельности; Учитель- дефектолог, педагоги: созданы и подобраны практические игры, подобраны упражнения для формирования предпосылок математической грамотности |
Продукты проекта | Игра «Волшебный коврик»; картотека матриц для конструирования с помощью различных видов строительного материала: дары Фребеля, конструктор деревянный, плоскостные фигуры, блоки Дьеныша и др.; игры, созданные или подобранные родителями; презентация по реализации проекта. |
Этапы проекта | Подготовительный (01.10.23 – 07.10.2023) Основной (07.10.2023 – 23.10.2023) Заключительный (24.10.2023 – 01.11.2023) |
Этапы работы
I этап – организационно-подготовительный:
• Постановка проблемы – Недостаточное оснащение дидактическими играми по формированию функциональной математической грамотности групп детского сада
• Изучение литературы по теме;
• Подготовка предметно-пространственной среды;
II этап – рефлексивно-диагностический:
• Выявление уровня математической грамотности у детей;
• Анкетирование родителей.
III этап – практический:
• Реализация проекта через:
• Дидактические игры;
• Продуктивную деятельность;
• Работу с родителями.
• Получение продукта проекта – Подбор дидактических игр, направленных на формирование предпосылок математической грамотности
• Создание презентации проекта.
IV этап - заключительный:
- Анкетирование родителей
- Обсуждение результатов проекта
- Презентация проекта для педагогов.
- Презентация продуктов проекта.
Реализация проекта
№ | Мероприятия | Участники |
Подготовительный этап (01.10.23 – 07.10.2023) | ||
1. | Изучение методической литературы, подбор и разработка необходимых материалов (дидактические игры, подбор материалов для конструирования.) | Воспитатель |
2. | Работа с методическим материалом, картотеками по данной теме. | Воспитатель |
3. | Информирование родителей о проекте | Воспитатель |
Основной этап (07.10.2023 – 23.10.2023) | ||
1. | Разработка и создание игры «Волшебный коврик» | Воспитатель |
2. | Подбор дидактических игр, направленных на формирование предпосылок математической грамотности | Родители |
3. | Создание картотеки матриц для конструирования с использованием различных видов конструктора | Воспитатель |
4. | Разработка консультации для родителей «Формирование предпосылок математической грамотности в старшем дошкольном возрасте» | Воспитатель |
5. | Создание презентации проекта. | Воспитатель |
Заключительный этап (24.10.2023 – 01.11.2023) | ||
1. | Обсуждение результатов проекта | Воспитатель, педагоги |
2. | Презентация проекта для педагогов. | Воспитатель, педагоги |
3. | Презентация продуктов проекта. | Воспитатель, педагоги |
Список литературы
- Горячева О.В. Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://detskijsad44.ru/katalog-statej/144
- Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.
- Ломакина Л.Н. Игровые технологии в математическом развитии дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika
- Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л., Полякова М. Н. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – М. : Центр педагогического образования, 2012
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. [Текст] / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Пособие для воспитателей. Айрис-пресс, 2014
- Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской
активности и самостоятельности [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1
- Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] / Л.С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2013
Приложения к проекту:
- Консультация для родителей «Формирование предпосылок математической грамотности в старшем дошкольном возрасте»
- Игра «Волшебный коврик» (продукт проекта)
- Картотека матриц для конструирования
- Презентация к проекту «Формирование предпосылок математической грамотности у детей старших групп с помощью игр на занятиях учителя-дефектолога».
- Картотека игр с применением на занятиях готовых фетровых игр (описание применения)
Приложение 1.
Консультация для родителей «Формирование предпосылок математической грамотности в старшем дошкольном возрасте».
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Особое значение, на мой взгляд, имеет формирование математической грамотности. Главной задачей занятий ФЭМП является развитие словесно - логического мышления. Для детей дошкольного возраста не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не всегда могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное. Между тем, придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Он должен показать умение анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Помочь в развитии предпосылок функциональной грамотности, в том числе математической, может дидактическая игра. Ведь игра- это целенаправленная деятельность, когда каждый играющий (или группа в целом) объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. При использовании дидактической игры, даже уже знакомой для ребенка, у ребенка появляется возможность вносить свои творческие элементы. А родителям – поддержать желание ребенка и помочь развить сюжет.
Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Немалое значение в развитии предпосылок математической грамотности оказывает конструирование при помощи матриц (как элемент технологии ТРИЗ). При конструировании можно использовать любой материал: деревянный конструктор, дары Фребеля, плоскостные фигуры, блоки Дьеныша и т.д. Конструирование при помощи матрицы способствуют не только формированию предпосылок математической грамотности, но и развитию инженерного мышления. Таким образом, использование игр прямо или косвенно ведет к формированию предпосылок функциональной грамотности.
Приложение 2.
Анкета для родителей «Математические представления детей»
1. Что интересует Вашего ребенка (область знаний, предмет, явление)?
В чем это выражается?
2. С какими вопросами познавательного характера обращается к вам чаще всего?
3. Чему ребенок мечтает научиться?
4. Когда он научился считать? Как это произошло? Помогал ли ему кто-нибудь?
5. Имеется ли у Вас возможность поиграть с ребенком в математические или другие игры познавательного характера?
6. Считаете ли Вы, что игре с ребенком следует уделить внимание или необходимо предоставить ему полную самостоятельность?
7. Какие вопросы задает ребенок? Какого ответа добивается от вас?
8. Интересно ли ребенку рассчитываться в магазине настоящими деньгами. Выбивать чек, получать сдачу?
9. Ребенок сам об этом просит или Вы ему предлагаете оплатить покупку?
10. Какие, по вашему мнению, математические представления ребенка нужно совершенствовать?
11. В чем он испытывает трудности?
12. Привлекаете ли Вы ребенка к приготовлению пищи, сервировке стола, другим домашним делам? В чем выражается его помощь? Что Вы ему поручаете?
13. Кто в семье имеет возможность больше всего заниматься с ребенком?
Как это происходит?
14. С кем Вы советуетесь по поводу занятий с ребенком дома?
15. Как ребенок ориентируется в пространстве?
16. Хочет ли ребенок научиться определять время по часам? Запомнить название месяцев?
17. Любит ли Ваш ребенок рассуждения вслух? О чем?
18. Если ребенок хочет что-то доказать или объяснять, как он это делает?
19. Интересует ли ребенка форма предмета? Обращает ли он на это внимание?
20. Хочет ли ребенок научиться решать арифметические задачи?
21. В каких математических представлениях ребенок больше всего разбирается?
22. Как ребенок применяет свои математические знания?
23. Добивается ли он ответа на вопрос, который ставит его «в тупик»?
Каким способом?
24. Любит ли ваш ребенок задачи на сообразительность?
25. В чем, на Ваш взгляд, у ребенка проблемы в детском саду
26. Рассказывает ли Вам ребенок о своих математических достижениях или трудностях в детском саду?
27. Как Вам удается ему помочь?
28. Есть ли положительные результаты? Какие?
29. Вы были бы абсолютно счастливы, если бы Ваш ребенок…
Ключ:
Оценка ребенка с точки зрения разностороннего познавательного развития содержится в ответах на вопросы
1,2,3,7,17,18,24;
О математических представлениях 3,4,5,7,8,10,11,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28.;
О том, как складываются взаимоотношения детей со своими близкими в семье свидетельствуют ответы на вопросы
5,6,8,12,13,22,27.
Приложение 3.
Игра для формирования предпосылок математической грамотности «Чудесный коврик»
Цель: Формирование предпосылок математической грамотности посредством игры.
Задачи:
Образовательная: формирование умения устанавливать логические связи; умения сравнивать, делать выводы.
Развивающая: развитие познавательной деятельности, развитие речи.
Воспитательная: воспитание умения сотрудничать, работать в команде, помогать друг другу.
Описание игры:
Игру можно использовать для детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Оборудование: коврик, разделенный на 4 поля (сектора). Геометрические фигуры разного цвета, размера.
Игра 1. «Один-много».
Выложить на верхнем поле (секторе) одну фигуру, внизу много. Ребенку попросить показать, где одна фигура, где много. А теперь давай поменяем, как сделать, чтобы наверху было много фигур, а внизу одна? (ребенок выполняет).
Игра2. «Фигура».
Попросить ребенка в одном секторе выложить только круги, в другом –квадраты и т.д.
Игра 3. «Величина».
Попросить ребенка в один сектор положить все большие фигуры, в другой- все маленькие. Или попросить упорядочить по величине круги от маленького к большому. В другом секторе квадраты от большого к маленькому. Так же можно в упорядоченном ряду попросить найти место фигуре, которую убрали.
Игра 4. «Изучаем цвета».
Оставляем фигуры основных цветов и попросить в один сектор выложить фигуры синего цвета, в другой- красного, в третий- желтого, в четвертый- зеленого.
Игра 5. «Где одинаковые фигуры».
Оставить на игровом поле фигуры 4-х цветов, причем фигуры одного из цветов должны быть одной формы (например, все круги) и одного размера. Попросить ребенка разложить фигуры по секторам, соблюдая цвет. А затем нужно найти, в каком секторе все фигуры одинаковые. По каким признакам мы поняли, что они одинаковые.
Игра 6. « Где больше (меньше) фигур?».
Разложить на верхний сектор, например, 4 фигуры. На нижний сектор – 5. Попросить ребенка посчитать фигуры в верхнем секторе, потом в нижнем. Где больше? Соотнесем все фигуры в пары. Сколько фигур осталось без пары? Как сделать, чтобы в верхнем и нижнем секторе стало одинаковое количество фигур?
Игра 7. «Ориентировка в пространстве».
Предложить детям положить красный квадрат в верхний правый угол (сектор), синий круг в нижний левый и т.д. Дальше можно усложнять игру, добавляя еще размер фигуры (маленький синий круг).
Игра 8. «Что изменилось?».
Разложить перед ребенком предметы в ряд или по секторам. Попросить его запомнить. Потом меняем несколько фигур местами, или какую-то фигуру убираем. Что изменилось?
Игра 9. «Повтори».
Выкладываем перед ребенком фигуры в цепочку в верхнем секторе. Просим запомнить. Затем закрываем этот сектор и просим воспроизвести цепочку в нижнем секторе. Затем открываем и сравниваем. (цепочку начинаем с небольшого количества фигур, затем усложняем, увеличивая количество) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...
Конспекты направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
В этом разделе предаставлена серия конспектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста...
Проект «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»
Проект по формированию предпосылок функциональной грамотности с помощью игр....
Использование социально-коммуникативных игр в работе педагога-психолога для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
Стендовый доклад для педагогов...
Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"
Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...
Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания
Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...