Технология ИКТ
рабочая программа (старшая группа)

Волкова Тамара Валерьевна

Технология ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ikt.docx508.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 – центр развития ребёнка»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

                                                                                  Подготовил воспитатель первой квалификационной категории

ВолковаТ.В.

Пояснительная записка

В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребёнка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребёнка — базы, лежащей в основе способности к обучению. Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трёх—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребёнка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем,  что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

1349119kakvosstanovit http://img-fotki.yandex.ru/get/4607/lulu0501.c0/0_61ceb_d7f24a7b_orig.jpg

2516C:\Users\user\Desktop\333.png        http://zizaza.com/cache/big_thumb/iconset/172982/80907/PNG/256/ipod_video/apple_video_green_ipod.png   

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня ИКТ позволяет:

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование ИКТ в дошкольном образовании даёт возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио ребёнка и т.д.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы. Использование информационных технологий в образовании даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, — это игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что положительно сказывается на развитии их интеллекта. Благодаря мультимедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; раньше овладевают чтением и письмом; у детей развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается  время как простой реакции, так и реакции выбора; воспитываются целеустремлённость и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности.

Но имеется серьёзный аргумент против информационно-коммуникативных технологий — возможное ухудшение процесса социализации ребёнка. Поэтому необходима перестройка педагогического мышления от личностно-центрированной модели к средовой, в которой предполагается создание условий для развития ребёнка -  новые формы организации взаимодействия между детьми и воспитателем.

К основным проблемам компьютеризации дошкольного детства, которые требуют достаточно внимания, можно отнести также следующие проблемы:

  • выявление влияния технических средств на психику и здоровье детей;
  • разработку методического и программного обеспечения учебного процесса, отвечающего специфике дошкольного детства;
  • возможность использования новых компьютерных технологий в домашних условиях;
  • подготовку специалистов для компьютерного обучения детей дошкольного возраста и постоянное повышение их квалификации в условиях быстро развивающихся возможностей современной техники.

Цели использования информационно-коммуникативной технологии:

  • развивать информационную компетентность дошкольников;
  •  формировать основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной.

Содержание работы:

  • изучение методической литературы, опыта дошкольных учреждений по   использованию информационно-коммуникативных технологий;
  • приобретение необходимых технических средств  и материалов для работы с дошкольниками;
  • составление картотеки видеофильмов для каждой возрастной группы;
  • использование в  работе информационных технологий:  просмотр учебных фильмов, проведение компьютерных  игр, использование презентаций;
  • выполнение требований СанПиН.

Результат использования информационно-коммуникативной технологии:

  • развитие интеллектуальных способностей ребёнка – наглядно-образного мышления, элементов логического мышления;
  • формирование умения планировать, выстраивать логику конкретных событий;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • усвоение знаний происходит быстрее благодаря использованию презентаций, видеофильмов, аудиозаписей, слайдов, компьютерных игр.

http://365psd.com/images/previews/2d2/girls-and-computer-vector-51-46370.jpg

Использование ИКТ в работе воспитателя

Использ

                     Использование ИКТ в работе с родителями

План работы педагога по использованию ИКТ профессиональной деятельности  2015/16 учебный год.

Направление

Мероприятия

Профессиональные

1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через методические издания и Интернет.

3. Разработать рабочие планы - программы по профессиональной деятельности воспитателя ДОУ.

4. Участвовать во всех профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

5.  Продолжить создание медиатеки для работы с детьми.

6. Проводить всеобуч родителей и дни открытых дверей.

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Принимать участие в работе педсоветов.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования детей дошкольного возраста.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3.. Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и районного МО воспитателей детских садов.

4.  Принимать участие в конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших воспитателей через сеть Интернет.

6. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную картотеку лучших разработок занятий, сценариев различных мероприятий.

Информационно-компьютерные технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательно-образовательный процесс.

2. Сбор и анализ в Интернете информации по дошкольному образованию, педагогике и психологии.

3. Создать медиатеку мультимедийных презентаций.

3. Создать персональный сайт.

4. Создать творческую группу воспитателей, интересующихся новыми ИКТ.

Перспективный план работы по использованию ИКТ профессиональной деятельности  2015/16 учебный год.

Формы работы

Сроки

Литература

Практический выход

1.

Изучение нормативно-правовых документов

сентябрь

1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Конвенция о правах ребенка;

3.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.)

5. СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к   устройству, содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных    образовательных организаций»,  утвержденным  постановлением  Главного    государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  15  мая       2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством  юстиции  Российской  Федерации  29  мая 2013 г., регистрационный N 28564);

Теоретические знания педагога. Знание содержания документов.

2.

Изучение организационно методической литературы по теме «Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ»

октябрь-ноябрь

Программа «Детство», под редакцией В.И. Логиновой 

 «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г.

Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»

 Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.

Соколова Е.Б.  «ИКТ приходит в садик».

Трунина В.Н . «Применение ИКТ в образовательной деятельности ДОУ»

Теоретические знания педагога

3.

Консультация для педагогов «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО»

декабрь

 «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г.

Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»

Консультация для педагогов

4.

Разработка конспекта занятий для детей средней группы с использованием ИКТ, участие в открытом просмотре

январь-февраль

Интернет ресурсы.

Конспект занятия с детьми старшей группы

5.

Подготовка серии развлечений и праздников для детей с использованием ИКТ: «Куликовская битва», «Благовещение Пресвятой Богородицы»,

«9 мая –праздник Великой Победы», «До свиданья, детский сад!»

В течении года

Интернет ресурсы, опыт других педагогов

Серия праздников и развлечений для детей

6.

Провести сравнительный мониторинг уровня знаний педагогов по освоению ИКТ; для работы с детьми и родителями

март-апрель

Интернет ресурсы, консультации-практикумы для создания различных материалов с использованием ИКТ

Создать банк конспектов НОД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультемидийных материалов

7.

Создать собственный сайт воспитателя детского сада

май

Консультации по созданию сайта у старшего воспитателя

Сайт воспитателя

Заключение: 
            В  условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Это позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

 Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Сравнительная диаграмма развития детей за 2015-2016 уч. год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...