Технология ИКТ
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 – центр развития ребёнка»
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Подготовил воспитатель первой квалификационной категории
ВолковаТ.В.
Пояснительная записка
В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребёнка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребёнка — базы, лежащей в основе способности к обучению. Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трёх—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребёнка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня ИКТ позволяет:
- Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
- В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
- Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование ИКТ в дошкольном образовании даёт возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио ребёнка и т.д.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы. Использование информационных технологий в образовании даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, — это игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что положительно сказывается на развитии их интеллекта. Благодаря мультимедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; раньше овладевают чтением и письмом; у детей развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора; воспитываются целеустремлённость и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности.
Но имеется серьёзный аргумент против информационно-коммуникативных технологий — возможное ухудшение процесса социализации ребёнка. Поэтому необходима перестройка педагогического мышления от личностно-центрированной модели к средовой, в которой предполагается создание условий для развития ребёнка - новые формы организации взаимодействия между детьми и воспитателем.
К основным проблемам компьютеризации дошкольного детства, которые требуют достаточно внимания, можно отнести также следующие проблемы:
- выявление влияния технических средств на психику и здоровье детей;
- разработку методического и программного обеспечения учебного процесса, отвечающего специфике дошкольного детства;
- возможность использования новых компьютерных технологий в домашних условиях;
- подготовку специалистов для компьютерного обучения детей дошкольного возраста и постоянное повышение их квалификации в условиях быстро развивающихся возможностей современной техники.
Цели использования информационно-коммуникативной технологии:
- развивать информационную компетентность дошкольников;
- формировать основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной.
Содержание работы:
- изучение методической литературы, опыта дошкольных учреждений по использованию информационно-коммуникативных технологий;
- приобретение необходимых технических средств и материалов для работы с дошкольниками;
- составление картотеки видеофильмов для каждой возрастной группы;
- использование в работе информационных технологий: просмотр учебных фильмов, проведение компьютерных игр, использование презентаций;
- выполнение требований СанПиН.
Результат использования информационно-коммуникативной технологии:
- развитие интеллектуальных способностей ребёнка – наглядно-образного мышления, элементов логического мышления;
- формирование умения планировать, выстраивать логику конкретных событий;
- развитие коммуникативных навыков;
- усвоение знаний происходит быстрее благодаря использованию презентаций, видеофильмов, аудиозаписей, слайдов, компьютерных игр.
Использование ИКТ в работе воспитателя
Использ
Использование ИКТ в работе с родителями
План работы педагога по использованию ИКТ профессиональной деятельности 2015/16 учебный год.
Направление | Мероприятия |
Профессиональные | 1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности. 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через методические издания и Интернет. 3. Разработать рабочие планы - программы по профессиональной деятельности воспитателя ДОУ. 4. Участвовать во всех профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. 5. Продолжить создание медиатеки для работы с детьми. 6. Проводить всеобуч родителей и дни открытых дверей. |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Принимать участие в работе педсоветов. |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования детей дошкольного возраста. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3.. Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и районного МО воспитателей детских садов. 4. Принимать участие в конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших воспитателей через сеть Интернет. 6. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную картотеку лучших разработок занятий, сценариев различных мероприятий. |
Информационно-компьютерные технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательно-образовательный процесс. 2. Сбор и анализ в Интернете информации по дошкольному образованию, педагогике и психологии. 3. Создать медиатеку мультимедийных презентаций. 3. Создать персональный сайт. 4. Создать творческую группу воспитателей, интересующихся новыми ИКТ. |
Перспективный план работы по использованию ИКТ профессиональной деятельности 2015/16 учебный год.
№ | Формы работы | Сроки | Литература | Практический выход |
1. | Изучение нормативно-правовых документов | сентябрь | 1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Конвенция о правах ребенка; 3.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.) 5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564); | Теоретические знания педагога. Знание содержания документов. |
2. | Изучение организационно методической литературы по теме «Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ» | октябрь-ноябрь | Программа «Детство», под редакцией В.И. Логиновой «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г. Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование» Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада. Соколова Е.Б. «ИКТ приходит в садик». Трунина В.Н . «Применение ИКТ в образовательной деятельности ДОУ» | Теоретические знания педагога |
3. | Консультация для педагогов «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО» | декабрь | «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г. Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование» | Консультация для педагогов |
4. | Разработка конспекта занятий для детей средней группы с использованием ИКТ, участие в открытом просмотре | январь-февраль | Интернет ресурсы. | Конспект занятия с детьми старшей группы |
5. | Подготовка серии развлечений и праздников для детей с использованием ИКТ: «Куликовская битва», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «9 мая –праздник Великой Победы», «До свиданья, детский сад!» | В течении года | Интернет ресурсы, опыт других педагогов | Серия праздников и развлечений для детей |
6. | Провести сравнительный мониторинг уровня знаний педагогов по освоению ИКТ; для работы с детьми и родителями | март-апрель | Интернет ресурсы, консультации-практикумы для создания различных материалов с использованием ИКТ | Создать банк конспектов НОД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультемидийных материалов |
7. | Создать собственный сайт воспитателя детского сада | май | Консультации по созданию сайта у старшего воспитателя | Сайт воспитателя |
Заключение:
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Это позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Сравнительная диаграмма развития детей за 2015-2016 уч. год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...