Онлайн-сервисы в работе педагога
методическая разработка
Применение онлайн-сервисов в работе позволяет педагогу :
пополнять свою методическую копилку, так как много лет он использовал свои традиционные планы и конспекты;
изучать опыт других педагогов и использовать их рекомендации и разработки на своих занятиях, мероприятиях, в работе с родителями и педагогами;
печатать на интернет-сайтах свои личные конспекты основной образовательной деятельности, статьи, методические разработки, инновационные идеи;
повышать квалификацию на дистанционных курсах, принимать участие в профессиональных конкурсах, привлекать воспитанников, родителей, педагогов к участию в дистанционных онлайн-сервисах, тем самым расширяя свои педагогические компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Онлайн-сервисы в работе педагога | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 158 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Онлайн-сервисы в работе педагога»
Составила:
Педагог-психолог
Л.З.Булгакова
Уфа – 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение ______________________________________3
- Актуальность ______________________________________5
- Использование онлайн-сервисов в работе педагога
(из опыта работы)___________________________________8
- Литература ______________________________________15
Онлайн-сервисы в работе педагога
Введение
«…В педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовер-шенствовании», - говорил великий педагог А.С.Макаренко.
В настоящее время в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ. В связи с этим пересматриваются формы, методы организации образовательного процесса, роли педагога и родителей.
Новая реальность стала сложной для системы дошкольного образования. Педагоги ДОО традиционно уверенно владеют наглядными средствами организации процесса познания, способны организовывать детскую игру и поддерживать детскую инициативу, творчески используют любой бросовый, подручный и т.п. материал в стимулировании детской активности. Однако они в своем большинстве не владеют цифровыми технологиями, испытывают технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе, нередко консервативно относятся к их применению.
В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед дошкольным образованием и новую проблему – подготовить воспитанников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Наш информационный XXI век (век высоких технологий) требует новых подходов к системе образования. В настоящее время цели и технологии в образовании в большинстве стран мира отражают идеи гуманистического направления в педагогике и философии образования. Здесь речь идет о формировании развития личности как главной составляющей этой цели, то есть обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного творческого и критического мышления.
Для этих целей необходимо широкое информационное поле деятельности. Существуют различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие человека к самостоятельному мышлению, к поиску собственной аргументированной позиции. Данный подход требует определения некоторых условий организации такой системы.
Одной из задач современного дошкольного образования является повышение многообразия видов и форм организации основной образовательной деятельности дошкольников. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации образовательной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности дошкольников, даже осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.
Технологической базой нашего современного общества являются глобальные телекоммуникационные сети. Крупнейшей в мире такой сетью является сеть Интернет, которая, возникла как средство связи. В сети Интернет размещен большой объем информации, которая носит образовательный характер и может использоваться на занятиях и в свободной деятельности дошкольников. Мы считаем, что и педагоги ДОУ, и будущие школьники обязательно должны знать о возможностях сети Интернет и стремиться воспользоваться ими.
Интернет предоставляет уникальные возможности для полноценного образования и формирования личности. Он представляет собой не только практически неисчерпаемый массив образовательной информации, но и выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления. Интернет является уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной деятельности педагогов, его творческой самореализации, в результате чего у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения, навыки.
Актуальность
В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции интернета в процессе обучения. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование интернета в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию педагогов, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.
Применение педагогом в основной образовательной деятельности интернет – технологий неизбежно выведут основную образовательную деятельность за рамки, как занятия, так и самого предмета.
Педагоги предпочитают находить учебный материал в Интернете в электронном виде, так как он позволяет:
- самостоятельно повышать свои знания;
- повышать свои знания через дистанционное обучение;
- находить учебный материал в сети Интернет для подготовки и проведения основной образовательной деятельности;
- получать документы с сервера министерства образования;
- получать сообщение о новейших педагогических материалах;
- получать информацию о последних педагогических находках, отправлять свои методические разработки;
- получать программное обеспечение;
- публиковать собственные статьи, планы, конспекты основной образовательной деятельности, сценарии мероприятий, методические разработки;
- переписываться с педагогами других регионов;
Использование педагогами в своей деятельности интернет-сервисов позволяет обучать детей и работать как в группе, так и вне группового помещения индивидуально и в группах, парами, а также расширяет спектр возможностей при взаимодействии с родителями, педагогами, возрастает компьютерная грамотность всех участников.
Рассмотрим возможности онлайн - сервисов для создания современной основной образовательной деятельности:
- через интернет педагог может пополнять свою методическую копилку, так как много лет он использовал свои традиционные планы и конспекты;
- изучать опыт других педагогов и использовать их рекомендации и разработки на своих занятиях, мероприятиях, в работе с родителями и педагогами;
- печатать на интернет-сайтах свои личные конспекты основной образовательной деятельности, статьи, методические разработки, инновационные идеи;
- повышать квалификацию на дистанционных курсах, принимать участие в профессиональных конкурсах, привлекать воспитанников, родителей, педагогов к участию в дистанционных онлайн-сервисах, тем самым расширяя свои педагогические компетенции.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях ДОУ. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать основную образовательную деятельность более интересной и динамичной, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала воспитанниками, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.
Сегодня большинству уже знакомы понятия – дистанционное образование, виртуальное обучение, веб-обучение и т.д.
Электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между воспитанниками и педагогами.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.
Для реализации учебных задач, с целью повышения качества образования, используются – онлайн-сервисы или образовательные платформы, которые дают реальную возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе с целью повышения образовательных результатов дошкольников.
Образовательная платформа – это ограниченный, личностно-ориентированный интернет-ресурс, посвященный вопросам образования и саморазвития, и содержащий учебные материалы, которые предоставляются пользователям на тех или иных условиях.
Использование онлайн-сервисов в работе педагога ДОУ
(из опыта работы)
Предполагаем, что используя онлайн - сервисы в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста, повысится мотивация к обучению, а также эффективность деятельности воспитателей, руководителей ДОУ, родителей.
Целью нашей работы является: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов при использовании онлайн – сервисов и применение их на практике.
Задачи:
- Проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме, определить направления профессионального развития.
- Повысить собственный уровень компетентности по использованию онлайн – сервисов в работе педагогов.
- Применить полученные знания и умения в области онлайн-сервисов в работе с педагогами, родителями и воспитанниками ДОУ.
Инновационные формы с применением ИКТ в ДОУ:
- сайт детского сада;
- сотовая связь;
- электронная почта;
- создание медиатеки;
- электронная рекламная деятельность;
- использование личной веб-страницы,
- телекоммуникационный проект;
- вебинаров и голосовых конференций;
- дистанционные конференции;
- дистанционные собрания;
- группы в социальных сетях (В Контакте), в мобильном приложении WhatsApp.
Внедрению онлайн-сервисов в развивающую предметно-пространственную среду ДОУ способствуют формы:
- консультации,
- совместные игровые и познавательные мероприятия,
- семинары, семинары – практикумы,
- педсоветы,
- конкурсы педмастерства,
- открытые показы,
- мастер-классы,
- анкетирование педагогов и родителей по проблемам данного направления,
- представление опыта перед педагогами на педсоветах и городских методических объединениях.
Принципы применения компьютерных технологий:
- принцип научности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности;
- принцип прочности закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
- принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения - различных по содержанию и способам осуществления;
- принцип интерактивной наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях;
- принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.), реализовывать интерактивный диалог ребенка с компьютером;
- принцип когнитивности коммуникации является новым по сути и присущ только компьютерному обучению. Он заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные обучающие системы называют интерактивными;
- принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия компьютерные технологии для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению;
- принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления. Объем учебного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.
Педагоги свободны в выборе методов и платформ дистанционного обучения – они сами выбирают, что и как использовать, и если они с чем-то работали раньше, им не надо переучиваться. Кроме того, дистанционное обучение – это не только онлайн-формат. Педагоги дают детям задание, дети их могут выполнять дома с родителями, а также заниматься исследовательскими и творческими проектами под руководством мамы или папы.
В своей работе применяем Яндекс.Диск и Гугл.диск— бесплатный облачный сервис, позволяющие пользователям хранить свои данные на облачных серверах и предоставлять к ним общий доступ в случае необходимости, это отличная возможность для создания электронного портфолио педагогов. В основе работы сервиса - синхронизация данных между различными устройствами. В работе с родителями и педагогами, используя яндекс и гугл формы, проводим анкетирование, опросы, викторины, (например, на тему «Экологическое воспитание детей», викторина «Удивительный мир. Птицы и насекомые»), рабочие листы для развития внимания, логического мышления воспитанников.
Учитывая популярность социальных сетей среди педагогов, эффективным инструментом проведения дистанционных мероприятий для них может стать социальная сеть «ВКонтакте». Это групповые чаты, видео и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео. Все это даёт возможность сохранить живое общение педагога с родителями, коллегами, воспитанниками и обеспечить непрерывность образовательного процесса. Мы создали сообщество МАДОУ Детский сад № 158 и в последнее время оно стало популярной платформой для общения с родителями. В своем сообществе мы рассказываем о жизни воспитанников в детском саду, о проводимых занятиях воспитателей и мероприятий, организуем творческие конкурсы. Например, «Повтори открытку к 8 Марта», родителям и педагогам предложили повторить изображение открытки, многие родители подошли к конкурсу очень ответственно и прислали свои замечательные шедевры! С ними можно ознакомиться на странице в сообществе ДОУ https://vk.com/public198473400.
Наш МАДОУ Детский сад № 158 имеет метку госорганизации, подтверждающую, что это официальное сообщество государственного органа, органа местного самоуправления или подведомственной организации, созданное для размещения в нём достоверной информации о своей деятельности.
В сообществе ДОУ Вконтакте есть рубрика «Достижения воспитанников МАДОУ Детский сад № 158», в которой родители делятся успехами своих детей вне детского сада: на кружках дополнительного образования, в спортивных, танцевальных и музыкальных студиях.
Для обратной связи существуют чаты родителей: «Вопросы-ответы», «Отзывы», в которых законные представители воспитанников могут задать интересующие их вопросы, получить ответы или написать отзывы о проведенных мероприятиях и свои предложения.
Для проведения интеллектуальных турниров, познавательных викторин по окружающему миру, творческих конкурсов рисунков и поделок с детьми нами используется http://suntrino.ru/Солнечный нейтрино: олимпиады и викторины детям.
Это сообщество для педагогов и родителей.
Хотите повысить у ребёнка мотивацию и интерес к учёбе?
Участвуя в этих мероприятиях, каждый ребёнок:
◈ найдёт ответы на многие интересные и необычные вопросы;
◈ научится решать нестандартные задачи и разгадывать головоломки;
◈ получит правильные ответы на все задания по окончании мероприятия;
◈ заявит о своих способностях и станет более уверенным в себе;
◈ пополнит портфолио дипломами об участии и победах.
◈ а также педагоги получают грамоту «Благодарность» за организацию и проведение конкурсов, интеллектуальных турниров.
Наши педагоги и воспитанники приняли участие в таких конкурсах:
«Золотая осень», «Разноцветная зима», «Умники и умнички», «Окружающий мир. Путешествие в мир транспорта и техники», «День Победы», «Космос.Земля. Вселенная», «Удивительный мир вокруг нас. Загадки природы», «Любимые книги. Герои русских народных сказок», « В мире животных», «Весенняя капель», «Вода-источник жизни», «Цифры в сказках» и другие.
В расписании сообщества «Солнечный нейтрино» можно найти мероприятия по своим интересам или, наоборот, попробовать что-то новое.
Для создания наглядного материала (именных грамот, медалей, логотипов, буклетов, информационных плакатов, папок-передвижек с интерактивом, календарей, мнемотаблиц, интерактивных игр) используем онлайн-сервис Яндекс.Презентации и Фотошоп. Например, изготовили грамоты к конкурсу «Повтори открытку к 8 Марта», «Читаем С.Михалкова» и «Новогодняя открытка» (с использованием онлайн-сервисов по созданию печати, подписи Деда Мороза).
На платформе «Фабрика кроссвордов» создаем авторские кроссворды без регистрации, их можно сохранить на компьютер в формате Mikrosoft Word.
Для создания презентаций, виртуальных экскурсий, мультфильмов используем PoverPoint, Emaze.
В своей работе широко применяем онлайн-сервисы по созданию видеоролика (https://online-video-cutter.com/merge-videos), для записи видео – https://webcamera.io/ru/, для создания грамот, календарей, демонстрационного материала применяем клипарты на сайте https://kira-scrap.ru/dir/.
Для создания видеороликов
в смартфоне применяем программы InShot, CapCut. В этих программах можно использовать красивые переходы между фотографиями, добавлять музыку и разные спецэффекты, что привлекает зрителей.
В работе с видео используем сервисы по удалению фона, по изменению голоса персонажей.
На сайте Генератор ребусов нужно просто задать слова или фразу, и программа моментально сгенерирует по вашему запросу ребус.
Learning Apps.org – конструктор интерактивных упражнений. Можно взять готовые упражнения, можно создать свое.
Достаточно выбрать тему, скопировать ссылку на задание, предоставить родителям для занятий дома.
На сайте Банк тестов можно проходить готовые тесты, а также создавать свои тесты в онлайн режиме. Подходят для детей, так как в картинках.
Сервисы для обработки фотографий :
В Picasa – можно редактировать фотографии, создавать коллажи, плакаты. Также есть возможность создавать видеофильмы с наложением музыкального сопровождения.
С помощью программы Remove.bd можно удалять фон с любых фотографий и рисунков.
Сервисы для работы в видео :
Киностудия Windows Live
Movavi
VideoShow
Видеомонтаж.
Эти сервисы позволяют совмещать несколько видеороликов, видео и фотографии, обрезать, озвучивать, накладывать музыку.
С помощью данных сервисов можно создавать обучающие видеоролики по изо-деятельности, мастер-классы для родителей по организации и проведению развивающих упражнений (например, упражнения для формирования осанки, игры дома для развития музыкального слуха и др.)
Также данные онлайн-сервисы педагоги могут использовать в совместных видеопроектах с родителями, для создания поздравительных фильмов для родителей, в видео-спектаклях и т. д.
Только регулярно повышая свой профессиональный уровень, можно стать по-настоящему творческой личностью. Сообщества, которые помогают нам стать компетентными педагогами в области онлайн-сервисов и фотошопа, нейросетей: Педагогическая мастерская Марии Прозументовой «Онлайн-сервис в работе педагога», Уроки фотошоп | Дизайн | SmartUP, «Академия» Александра Коньшина. Это профессионалы высшей категории, которые повышают профессиональный уровень педагогов и всех желающих окунуться в мир онлайн-сервисов.
Таким образом, используя в своей работе информационно – коммуникативные технологии, онлайн-сервисы, педагог способствует не только развитию ребенка дошкольного возраста, повышению его мотивации к обучению и участвует в становлении успешной личности, но и сам становится компетентным человеком в области онлайн-сервисов, который может помочь освоить другим педагогам и родителям, и научить самостоятельно применять цифровые инструменты в образовательном процессе.
Литература:
1. http://www.mobiledevice.ru/68837-oblachnie-hranilisha-dannih-dropbox-yadisk-google-drive.aspx - Обзор: 5 лучших бесплатных облачных сервисов. Какой выбрать?
2. http://anisim.org/articles/chto-takoe-oblachnye-tekhnologii/ - Что такое облачные технологии.
3. http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf – К.Г. Кречетников, И.В. Кречетникова. – Социальные сетевые сервисы в образовании.
4. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2019. – 3336 с.
И.И. Комарова, А.В. Туликов, Т.С. Комарова «Информационно – коммуникативные технологии в дошкольном образовании». – М.: Мозаика – Синтез, 2011г. – 128 с.
Е.В. Новиков «Влияние интерактивных технологий на образование»
Н.В. Микляева «Интерактивная педагогика в детском саду/ Н.В. Микляева, Москва, «Сфера», 2021
С.В. Гурьев Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста/ С.В. Гурьев – Интернет ресурс сайта Rus.edu.
Ю.М. Горвиц «Новые информационные технологии в системе образования» / Ю.М. Горвиц, Москва, 2008
https://www.youtube.com/playlist?list=PLQD9VaKcKpeVeAWjvd4y79TGRPKSGs-Y7
http://www.myshared.ru/slide/228216 презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурс «Онлайн-сервисы в работе современного педагога»
Спецкурс «Онлайн-сервисы в работе современного педагога»...
Применение дистанционных образовательных технологий в работе с родителями и учащимися. Онлайн-сервис Kahoot.
Описан опыт работы по созданию викторины для родителей и учащихся в онлайн-сервисе Kahoot. Как начать работать в сервисе. Его плюсы и минусы....
Практикум по ИКТ-компетентности для педагогов ДОУ "Использование онлайн-сервисов для создания эффективных форм обратной связи"
Практикум по ИКТ-компетентности для педагогов ДОУ...
«Использование онлайн-сервисов в работе с родителями и детьми в ДОО»
Не секрет, что работа с родителями в ДОУ - порой труднее, чем с детьми. Современные родители - молодые и амбициозные, больше умеют требовать и предъявлять претензии, чем быть помощниками педагогам и в...
Онлайн сервисы в работе педагога
Предлагаю познакомиться с интернет-сервисами, которые могут применять педагоги в своей работе. Новые сервисы упрощают процесс создания материалов и публикации их в сети.В настоящее время существует бо...
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ В ОНЛАЙН-СЕРВИСЕ LearningApps »
Изучение онлайн-сервиса LearningApps и создание интерактивных игровых модулей....
Онлайн-сервисы в работе педагога ДОУ
Сайты помощники для работы воспитателя по созданию обучающих прописей и для работы с фоторедактором....