Паспорт социально - значимого проекта по нравственно – патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Наш любимый детский сад»
проект (младшая, средняя, старшая группа)

Семёнова Татьяна Сергеевна

Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тамтачетская СОШ  (детский сад «Медвежонок»

Паспорт социально - значимого   проекта по нравственно – патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

«Наш любимый детский сад»

Автор: Семёнова Татьяна Сергеевна

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Вид проекта: Социально значимый, краткосрочный

Сроки реализации: 10.02.2025 – 24.02.2025

Тип проекта: познавательно – речевой, творческий

Актуальность

В условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) особое значение приобретает нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.  Одна из главных задач современного дошкольного образования – это воспитание любви к своей семье, детскому саду, родному городу , селу, стране.

Проект «Наш любимый детский сад»

Поможет воспитателю  сформировать у детей знания о своем детском саде, умение ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения, познакомится с профессиями работников учреждения, воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам.

Цель:

Создать условия по нравственно – патриотическому воспитанию для знакомства детей младшего дошкольного возраста с детским садом как пространством для общения, игры и развития, формирование у них положительных эмоций и отношения к детскому саду.

Задачи:

  1. Познакомить детей с помещениями детского сада и их назначением.
  2. Сформировать у детей положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам.
  3. Развивать у детей навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  4. Воспитывать у детей любовь к своему детскому саду, уважение к его традициям и истории.
  5. Создать условия для развития у детей интереса к окружающему миру и своей стране.

Методы и приёмы:

  1. Игровые ситуации:

 использование сюжетно-ролевых игр, дидактических игр и подвижных игр для знакомства детей с детским садом и его сотрудниками.

Сюжетно-ролевые игры

Цель: познакомить детей с детским садом, его сотрудниками и режимом дня.

Игра «Детский сад»

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, воображения и умения взаимодействовать в коллективе.

Задачи игры:

  • научить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними;
  • развить умение работать в команде;
  • способствовать развитию фантазии и творческого мышления.

Ход игры:

  1. Введение в игру. Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в детский сад. Он рассказывает о том, кто работает в детском саду (воспитатели, нянечки, повара и т. д.) и какие обязанности выполняют эти люди.
  2. Распределение ролей. Дети выбирают, кем они хотят быть в игре: воспитателями, детьми, нянечками и т. д. Воспитатель помогает им распределить роли так, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя.
  3. Выполнение действий. Дети начинают выполнять действия, соответствующие их ролям. Например, воспитатели могут проводить занятия, нянечки — ухаживать за детьми, а повара — готовить еду.
  4. Обсуждение игры. После игры воспитатель проводит обсуждение, в котором дети рассказывают о своих впечатлениях и эмоциях. Они могут поделиться тем, что им понравилось в игре, а что было сложно.

Ожидаемые результаты:

  • дети научатся распределять роли и действовать в соответствии с ними;
  • улучшатся коммуникативные навыки и умение работать в команде;
  • разовьётся фантазия и творческое мышление.

«Приём у врача». В детском саду есть медицинский кабинет, где дети могут проходить осмотр у врача. Дети могут играть в игру, где они приходят на приём к врачу, который проверяет их здоровье и даёт рекомендации.

Цель: познакомить детей с профессией врача и правилами поведения на приёме у специалиста.

Задачи:

  • рассказать о важности посещения врача и медицинских осмотров;
  • научить детей правильно вести себя на приёме у врача;
  • развивать коммуникативные навыки и умение слушать собеседника;
  • воспитывать уважительное отношение к профессии врача и заботе о здоровье.

Дети по очереди становятся пациентами и приходят на приём к врачу (роль врача может исполнять воспитатель или один из детей). Врач проводит осмотр, задаёт вопросы о здоровье, даёт рекомендации.

  1. Обсуждение ситуаций, которые могут возникнуть на приёме у врача (болит горло, насморк, уши и т. д.), и способов их решения.
  1. Подведение итогов занятия: что нового узнали дети, какие правила поведения на приёме у врача они запомнили.
  2. Напоминание о важности заботы о своём здоровье и регулярном посещении врача.

«Обед в столовой». 

Дети знакомятся с процессом приёма пищи в детском саду. Они могут играть в столовую, где готовят и подают еду.

Цель: познакомить детей с процессом приёма пищи в детском саду и сформировать у них представление о правилах поведения в столовой.

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами поведения за столом.
  2. Развить навыки самообслуживания: умение пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
  3. Воспитать у детей культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, аккуратно есть.
  4. Сформировать у детей представление о том, что обед — это важный приём пищи, который даёт силы для игр и занятий.

Беседа с детьми о том, что они знают о столовой и обеде в детском саду.

Обсуждение правил поведения за столом: сидеть ровно, не разговаривать во время еды, пользоваться столовыми приборами и салфеткой.

Дети могут «готовить» и «подавать» еду, используя игрушечную посуду и продукты.

  1. Обсуждение с детьми, какие блюда обычно подают на обед в детском саду, и какие из них им нравятся.
  2. Повторение правил поведения за столом в процессе игры.

 Подведение итогов занятия: что нового узнали дети, что им понравилось.

Повторение основных правил поведения за столом.

«Прогулка в детском саду». 

Дети учатся правилам поведения на прогулке. Они играют в игру, где гуляют на площадке, играют в подвижные игры и соблюдают правила безопасности.

Цель: формирование у детей навыков безопасного и ответственного поведения во время прогулок.

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами поведения на прогулке.
  2. Развить умение соблюдать правила безопасности во время подвижных игр.
  3. Способствовать развитию коммуникативных навыков через взаимодействие с другими детьми.
  4. Воспитать у детей бережное отношение к окружающей среде.

Обсуждение с детьми, что такое прогулка и какие правила поведения нужно соблюдать во время неё.

Беседа о важности соблюдения правил безопасности на площадке.

Игра «Прогулка в детском саду», в которой дети гуляют на площадке, играют в подвижные игры и соблюдают правила безопасности.

  1. Объяснение правил поведения на площадке: не бегать рядом с качелями и горками, не толкаться, не драться, быть вежливыми и внимательными друг к другу.
  2. Подвижные игры, которые способствуют развитию физических навыков и координации движений.

Подведение итогов прогулки, обсуждение с детьми, какие правила они запомнили и как они их соблюдали.

Поощрение детей за соблюдение правил и безопасное поведение.

Дидактические игры

Цель: закрепить знания детей о детском саде и его сотрудниках.

Игра «Кто работает в детском саду?»

Цель игры: познакомить детей с профессиями сотрудников детского сада и их обязанностями.

Ход игры:

  1. Детям предлагаются карточки с изображением сотрудников детского сада: воспитателя, няни, повара, медсестры.
  2. Дети по очереди берут карточки и выполняют следующие задания:
  1. правильно называют сотрудника, изображённого на карточке;
  2. рассказывают о его работе, отвечая на вопросы: чем занимается этот сотрудник, какие у него обязанности, как он помогает детям.

Примерные ответы детей:

  • Воспитатель: это человек, который заботится о детях в детском саду. Он проводит занятия, игры, помогает детям учиться и развиваться.
  • Няня: это человек, который помогает воспитателю ухаживать за детьми. Она следит за порядком в группе, помогает детям одеваться, умываться, есть.
  • Повар: это человек, который готовит еду для детей. Он варит супы, каши, делает салаты, компоты.
  • Медсестра: это человек, который следит за здоровьем детей. Она делает прививки, измеряет температуру, даёт лекарства, если кто-то заболел.

Эта игра поможет детям лучше понять, кто работает в детском саду и чем занимаются эти люди.

Игра «Что мы делаем в детском саду?»

Цель игры: развитие речи и коммуникативных навыков у детей, закрепление знаний о распорядке дня в детском саду.

Ход игры:

  1. Подготовьте карточки с описаниями различных действий, которые дети совершают в детском саду: играют, едят, спят, гуляют.
  2. Раздайте детям карточки.
  3. Попросите детей по очереди рассказать, что они делают в детском саду в течение дня, используя карточки. Например:
  1. «В детском саду мы играем в игрушки».
  2. «В детском саду мы едим обед».
  3. «В детском саду мы спим после обеда».
  4. «В детском саду мы гуляем на площадке».
  1. Поощряйте детей задавать друг другу вопросы о том, что они делают в детском саду, и отвечать на них.

Например:

«Что вы делаете после завтрака?»

«Когда вы гуляете?»

«Какие игрушки вам нравятся?»

Ожидаемый результат:

Дети научатся рассказывать о своих действиях в детском саду, используя простые предложения. Они также смогут задавать вопросы и отвечать на них, развивая свои коммуникативные навыки.

Подвижные игры

Цель: развивать физическую активность детей и знакомить их с правилами безопасности в детском саду.

Игра «Найди свой домик»

Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции и умения действовать по сигналу.

Материалы: обручи.

Ход игры:

На площадке раскладываются обручи, которые обозначают «домики».

Дети бегают по площадке.

Когда звучит сигнал, дети бегут к своему «домику» и встают в обруч.

Правила игры:

  • Каждый ребёнок должен найти свой «домик».
  • Если «домик» занят, нужно искать другой.
  • Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут свои «домики».

Игра «Светофор»

Цель игры: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, закрепление знаний о сигналах светофора и их значении.

Ход игры:

Воспитатель объясняет детям правила игры:

На красный сигнал светофора — стоять;

На жёлтый сигнал светофора — приготовиться;

На зелёный сигнал светофора — идти.

Воспитатель показывает детям сигналы светофора, а дети выполняют соответствующие действия.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила безопасного поведения на дороге.

Эта игра помогает детям запомнить сигналы светофора и научиться правильно реагировать на них, что является важным навыком для безопасного поведения на дороге.

Игра «Передай мяч»

Цель игры: развитие внимания, памяти и координации движений у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель даёт одному из детей мяч.

По сигналу воспитателя дети начинают передавать мяч друг другу.

Когда воспитатель называет цвет мяча, дети должны передать мяч соответствующего цвета.

Особенности игры:

  • Игра способствует развитию умения быстро реагировать на сигнал и координировать свои действия с действиями других участников.
  • Игра помогает детям научиться различать цвета и запоминать их названия.

Эти игры помогут детям познакомиться с детским садом, его правилами и сотрудниками. Они будут способствовать развитию социальных навыков, физической активности и умственных способностей детей.

  1. Беседы: проведение бесед о детском саде, его истории и традициях, о сотрудниках детского сада и их работе.

Беседа о детском саде

Цель: Познакомить детей с понятием «детский сад», объяснить его значение и рассказать о его роли в жизни ребёнка.

Ход беседы:

Что такое детский сад? Это место, где дети играют, учатся и общаются друг с другом. Здесь они могут найти новых друзей, научиться чему-то новому и интересному.

Для чего нужен детский сад? Чтобы дети могли развиваться и расти, чтобы они могли учиться общаться и дружить. Детский сад помогает родителям работать и заботиться о семье.

Как мы проводим время в детском саду? Мы играем, занимаемся, читаем книги, рисуем, лепим из пластилина, гуляем на улице. В детском саду много интересных занятий!

Беседа об истории и традициях детского сада

Цель: Рассказать детям об истории детских садов и их традициях.

Ход беседы:

  • История детских садов. Первые детские сады появились в России в XIX веке. Они были созданы для того, чтобы помочь родителям заботиться о своих детях, пока они работают. С тех пор детские сады стали очень популярными и важными для общества.
  • Традиции детских садов. В каждом детском саду есть свои традиции. Например, мы отмечаем праздники, устраиваем утренники, ходим на экскурсии. Эти традиции помогают нам стать дружной семьёй и весело проводить время вместе.

Беседа о сотрудниках и их работе

Цель: Объяснить детям, кто работает в детском саду и чем они занимаются.

Ход беседы:

  • Кто работает в детском саду? В детском саду работают воспитатели, нянечки, повара, музыкальные работники, физкультурные работники. Все они заботятся о нас и помогают нам расти и развиваться.
  • Чем занимаются сотрудники детского сада? Воспитатели учат нас играть, рисовать, читать книги. Нянечки следят за порядком и чистотой в группе. Повара готовят нам вкусные обеды и ужины. Музыкальные и физкультурные работники проводят интересные занятия и игры.
  • Почему работа сотрудников детского сада важна? Потому что они помогают нам быть здоровыми, умными и счастливыми. Они делают нашу жизнь интересной и весёлой.

  1. Чтение художественной литературы: 

чтение рассказов, стихов и сказок о детском саде и его обитателях.

«Чтение рассказов, стихов и сказок о детском саде и его обитателях»

Цель занятия : познакомить детей с произведениями о детском саде, развивать интерес к чтению, воспитывать любовь к детскому саду.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

 Приветствие.

 Проверка готовности к занятию.

  1. Вступительная беседа.

 Сегодня мы будем читать рассказы, стихи и сказки о детском саде. Детский сад — это место, где дети играют, учатся и дружат. В нём много интересных занятий и весёлых игр.

  1. Основная часть.

-  Чтение произведений о детском саде (рассказы, стихи, сказки).

 - Обсуждение прочитанного.

-  Вопросы для обсуждения:

 - О чём было произведение?

 - Кто были герои?

 - Что они делали?

 - Чему нас учит это произведение?

  1. Физкультминутка.

- Провести физкультминутку на тему детского сада.

  1. Закрепление материала.

- Попросить детей рассказать, что им запомнилось из прочитанных произведений.

 - Предложить детям нарисовать рисунок на тему «Мой любимый детский сад».

  1. Подведение итогов.

- Поблагодарить детей за занятия .

 - Оценить работу детей на занятии.

На этом занятии  дети познакомятся с произведениями о детском саде, разовьют интерес к чтению и воспитают любовь к своему детскому саду. Это поможет им лучше понять, как важно проводить время в детском саду весело и с пользой.

Произведения для чтения

  • Рассказы:
  • «Как мы играем в детском саду» (авторский рассказ воспитателя о детях в группе).
  • «Наш любимый воспитатель» (о том, как дети любят своего воспитателя).
  1. Стихи:
  • А. Барто «Игрушки».
  • З. Александрова «Раз-два-три-четыре-пять».
  1. Сказки:
  • «Сказка о том, как игрушки подружились с детьми» (о дружбе игрушек и детей в детском саду).
  • «Приключения в детском саду» (сказка о том, как дети спасают игрушки от злого волшебника).

Эти произведения помогут детям понять, что детский сад — это не только место, где они проводят время, но и место, где они могут учиться, играть и дружить.

  1. Просмотр мультфильмов и видеофильмов: 

демонстрация мультфильмов и видеофильмов о жизни в детском саду.

  1. Экскурсии: 

организация экскурсий по детскому саду для ознакомления детей с его помещениями и сотрудниками.

  1. Творческие задания:

 выполнение творческих заданий (рисование, лепка, аппликация) на тему «Мой любимый детский сад».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

постановка целей, задач, диагностика, определение форм и методов работы, подбор литературы, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей, поставить в известность родителей о работе над проектом, предложив внести свои предложения. 

Родители могут стать активными участниками проекта, помогая детям выполнять творческие задания, участвуя в экскурсиях и встречах с сотрудниками детского сада. Это поможет укрепить связь между семьёй и детским садом.

Основной этап:

выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

1. Проведение занятий и игр по ознакомлению детей с детским садом.

2.Организация экскурсий и встреч с сотрудниками детского сада.

3.Чтение художественной литературы о детском саде.

4.Просмотр мультфильмов и видеофильмов о жизни в детском саду.

5.Выполнение творческих заданий на тему «Мой детский сад».

  1. Заключительный этап:

1.Подведение итогов работы над проектом.

2.Оценка результатов работы.

3.Определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Вывод

На заключительном этапе с детьми была проведена заключительная беседа по данной теме. В результате этой беседы

стало понятно, что дети благодаря проекту освоили материал по данной теме. Работа родителей с детьми так же хорошо повлияла на знания детей на тему «Мой любимый детский сад». В группе дети приняли правила поведения в

детском саду, стали к друг другу внимательнее, добрее, отзывчивее. Дети поняли, что их группа в детском саду, это вторая семья. У детей от данного проекта остались только положительные эмоции.

Данный проект способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста через игру, что соответствует требованиям Федерального образовательного стандарта дошкольного образования.

Проект решения

  1. Рекомендовать использовать в работе проектную деятельность, направленную на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
  2. Активно использовать проведение экскурсий по детскому саду как форму работы, направленную на знакомство воспитанников с профессиями ближайшего окружения, закрепляя в дальнейшем полученные знания в дидактических, сюжетно-ролевых играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"

Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна больша...

Проект по нравственно — патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Маленький патриот»

Проект по нравственно — патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Маленький патриот»...

Педагогический проект Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проектТема: «Нравственно-патриотическое воспитаниедетей младшего дошкольного возраста»Подготовила: воспитательАникьева Галина Ивановна          ...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...