Педагогический проект Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа)
Педагогический проект
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание
детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Аникьева Галина Ивановна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Приморский детский сад»
Педагогический проект
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание
детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Аникьева Галина Ивановна
II группа раннего возраста
п. Приморский 2023 г.
Постановка проблемы
«Жизнь рождает много нового, порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя, историю своей страны – не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие».
К. Д. Ушинский
Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки нравственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Современные дети мало знают о русских народных традициях, родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях такие чувства, как любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Тип проекта: среднесрочный, познавательный, коллективный
Участники проекта: воспитатель, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители.
Сроки реализации: сентябрь 2022г. - май 2023г.
Этапы реализации проекта
I этап - Подготовительный (сентябрь-октябрь)
На подготовительном этапе организуется педагогический процесс, включающий в себя целеполагание, диагностику, прогнозирование и планирование.
II этап - Основной (ноябрь-апрель)
На этом этапе проходит реализация мероприятий по трем направлениям: воспитатели, дети, родители.
III этап - Обобщающий (май)
Закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, формулировка выводов.
Цель проекта - создание условий для ознакомления детей с традициями и обычаями русского народа, укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Задачи:
1. Создать предметно – пространственную развивающую среду;
2. Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности;
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Результатами реализации проекта являются:
- пополнение предметно – развивающей среды;
- создание условий для приобщения детей к русской народной культуре;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- расширение кругозора детей через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, обычаях;
- сотрудничество педагогов и родителей по приобщению к русской народной культуре;
- формирование представлений о родном крае, семье, детском саде.
Актуальность
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д. С. Лихачев.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) п.1.6, одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, является « объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ДО – основная задача воспитателя в современном детском саду.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Результатом нравственного воспитания детей становится проявление в личности определённого набора нравственных качеств. Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров.
Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых живёт ребёнок, и от средств и методов воспитания.
Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – своей семье. И родной двор, где он гулял не раз, и то место, где родился и вырос, и детский сад, где он получал радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок!
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в ней за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности ребёнка невозможно без воспитания без воспитания и уважения к духовным ценностям.
Патриотическое воспитание дошкольников это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, традициям государства и общенародным праздникам. Патриотическое воспитание ребёнка – основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Кроме того, Указом Президента России Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Поэтому, читаю целесообразным формировать в детях патриотические чувства: любовь к Родине, воспитывать моральные и нравственные ценности, принятые в обществе, дать детям представления о праздниках и традициях каждого народа, уважительное отношение к семье и обществу, начиная с младшего дошкольного возраста.
Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема моего проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1 | Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста» | Сентябрь | Воспитатель |
2 | Изучение опыта коллег по данной теме | Сентябрь | Воспитатель |
3 | Разработка программы, перспективного плана работы с детьми, коллегами и родителями | Октябрь | Воспитатель |
4 | Разработка и обогащения плана предметно-развивающей среды: подбор иллюстраций, художественной литературы, пособий (ложки, свистульки, матрёшки, шкатулки); различных игр (русских народных, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых) | Октябрь | Воспитатель |
5 | Организация в групповом помещении уголка по нравственно-патриотическому воспитанию | Ноябрь | Воспитатель Родители |
6 | Проведение родительского собрания по патриотическому воспитанию по теме: «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм» | Ноябрь | Воспитатель Родители |
7 | Консультация для родителей по данной теме. Памятка для родителей. | Ноябрь | Воспитатель Родители |
8 | НОД по теме: «Зайчик В детском саду» | Декабрь | Воспитатель Дети |
9 | Выставка новогодних поделок «Новогодняя игрушка», украшение группового помещения к празднику, заучивание стихотворений про ёлочку, Деда Мороза. | Декабрь | Воспитатели Родители |
10 | Новогоднее развлечение для детей «Новогодний колокольчик» | Декабрь | Родители Дети Родители |
11 | Оформление стенгазеты «Как я провёл новогодние праздники» | Январь | Родители Дети |
12 | Продуктивная деятельность. Рисование «Рождественская звезда» | Январь | Воспитатель Дети |
13 | Сбор фотографий в фотоальбом «Моя семья». Коллаж «Семейное древо» | Январь | Воспитатель Родители |
14 | Оформление уголка «Народно-прикладное искусство» | Январь | Воспитатель |
15 | Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка» | Январь | Воспитатели всех групп |
16 | НОД по нравственно- патриотическому воспитанию «Милости просим, гости, дорогие». | Февраль | Воспитатель Дети |
17 | Папка- раскладушка «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) | Февраль | Воспитатель Родители |
18 | Спортивный праздник, посвящённый 23февраля (открытка-подарок для папы) | Февраль | Воспитатели всех групп Дети Родители |
19 | Выставка книжек-малышек по потешкам, загадкам, русским народным сказкам | Февраль | Воспитатель Родители |
20 | НОД по теме: «В гости к кошке Мурке» | Март | Воспитатель Дети |
21 | Развлечение «Мамин праздник» (изготовление подарков для мам и бабушек) | Март | Воспитатели всех групп Дети Родители |
22 | Развлечение «Проводы русской зимы» | Март | Воспитатели, Дети всех возрастных групп Родители |
23 | Составление картотек: -русские народные подвижные игры, -развитие речи (чистоговорки, скороговорки), -использование потешек в режимных моментах. | Март | Воспитатель |
24 | Продуктивная деятельность. Рисование «Пасхальные яички» | Апрель | Воспитатель Дети |
25 | НОД по нравственно- патриотическому воспитанию «Матрёшка в гостях у ребят» | Апрель | Воспитатель Дети |
26 | Дидактическая игра «Собери матрёшку», разрезные картинки. Продуктивная деятельность. Рисование матрёшки. | Апрель | Воспитатель Дети |
27 | Рекомендации для родителей по домашнему чтению: русские народные песенки, потешки. | Апрель | Воспитатель Родители |
28 | Участие в семинаре «Театрализованная деятельность по сказке «Курочка-ряба» | Апрель | Воспитатель Дети |
29 | Рассматривание иллюстраций: Праздник «День победы». | Май | Воспитатель Дети |
30 | Презентация «Мой прадед-герой» | Май | Воспитатель |
31 | Обобщение результатов работы. | Май | Воспитатель |
32 | Презентация проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». | Май | Воспитатели всех групп |
33 | Участие в педагогических конкурсах | Май | Воспитатель |
32 | Участие в конкурсах с творческими работами детей. | Май | Воспитатель Дети |
Выводы
1. Сформирована предметно –пространственная развивающая среда, которая способствует приобщению детей к народной культуре.
2. Дети имеют достаточные для раннего и младшего дошкольного возраста представления о нравственно-патриотическом воспитании, русском народном искусстве, народном быте, традициях, обычаях, праздниках.
3. Дети познакомились с истоками русской народной культуры через различные виды деятельности: чтение, заучивание, продуктивную деятельность, игры и т.д.
4. Родители являются активными участниками совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Список литературы:
- Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987- 240с.
Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во "Российское педагогическое детство", 1999-208с.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987.
- Р.С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС
- Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков. ,1996.-127с.
Приложение 1
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
ноябрь | Тема: «Во саду ли, в огороде» Пр.сод.: познакомить детей с огородом детского сада./с.30/ | Тема: «Чудесный сундучок» Пр.сод.: познакомить детей с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах./с.31/ | Тема: «Как у нашего кота» Пр.сод.: познакомить детей с обитателями «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»/с. 32/ | Тема: «Ходит сон близ окон» Пр.сод.: ознакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой), колыбельными песнями/с.29/ |
декабрь | Тема: «Водичка, водичка, умой моё личико» Пр.сод.: познакомить детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой моё личико»./с.34/ | Тема: «Идёт коза рогатая» Пр.сод.: познакомить детей с новым обитателем «избы» -козой Машкой. Разучивание потешки «Идёт коза рогатая»./с.34/ | Тема: «Ух ты, зимушка-зима» Пр.сод. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Дать детям новые понятия: «рукавички», «валенки»./с.36/ | Тема: «Сундучок Деда Мороза» Пр.сод.: учить детей отгадывать загадки о зиме, зимней одежде./с.36/ |
январь | Тема: «Пришла коляда-отворяй ворота» Пр.сод.: знакомить детей с Рождеством/с.37/ | Тема: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Пр.сод.: знакомить детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»/с.37/ | Тема: «Гость на гость-хозяйке радость» Пр.сод.: познакомить детей с медвежонком Мишуткой. Лепка посуды./с.38/ | Тема: «Половичку курочка веничком метёт» Пр.сод.: разучить с детьми потешку «Наша-то хозяюшка сметлива была»./с.39/ |
февраль | Тема: «Петушок-золотой гребешок» Пр.сод.: познакомить детей с новым персонажем-Петушком. Разучивание потешки о петушке. /с.41/ | Тема: «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» Пр.сод.: познакомить с печкой, чугунком, ухватом, кочергой/с.35/ | Тема: «Кот, петух и лиса» Пр.сод.: познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса»./с.42/ | Тема: «Сорока-белобока кашу варила» Пр.сод.: познакомить с предметом обихода – глиняным горшком. /с.43/ |
март | Тема: «Нет милее дружка, чем родная матушка» Пр.сод. Этническая беседа «Моя любимая мама»/ с.40/ | Тема: «Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая» Пр.сод.: познакомить детей с Масленицей./с.40 | Тема: «Здравствуй солнышко-колоколнышко!» Пр.сод.: разучить потешку про солнышко /с.43/ | Тема: «Заюшкина избушка» Пр.сод.: познакомить детей со сказкой «Заюшкина избушка» /с.41/ |
апрель | Тема: «Курочка Ряба» Пр.сод.: познакомить со сказкой «Курочка Ряба»/с.43/ | Тема: «Кто в тереме живёт?» Пр.сод.: познакомить со сказкой «Теремок»/с.44/ | Тема: «Маша и медведь» Пр.сод.: познакомить со сказкой «Маша и медведь»/с.39/ | Тема: «Хозяйкины помощники» Пр.сод.: знакомить детей с предметами обихода-коромыслом, вёдрами, корытом/с.39/ |
май | Тема: «Волк и семеро козлят» Пр.сод.: познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят»./с.35/ | Тема: «Три медведя» Пр.сод.: познакомить со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя». /с.38/ | Тема: «Колобок» Пр.сод.: познакомить со сказкой «Колобок»/с.35/ | Тема: Прощание с «избой» Пр.сод.: Дидактическая игра «Волшебный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. /с.44/ |
Князева О.Л., Маханева М.Д.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста".
Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста"....
«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...
Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»
Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»
С чего начинается Родина для малыша? С маминых теплых объятий, с сильных папиных плеч, вкусных бабушкиных пирожков, с места, где они родились и живут – с малой родины. Цель - формирование нравст...