Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», лепка в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Филимоновская игрушка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Даудова Рахима Абдуллаевна.

Цель: познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки, особенностями и этапами изготовления игрушки.

Образовательные задачи:

-учить детей лепить филимоновскую игрушку из пластилина;

-учить передавать колорит филимоновской росписи.

Развивающие задачи:

- развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

- развивать фантазию, чувство композиции и воображение.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.

-воспитывать эстетическое восприятие произведений народного творчества.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: филимоновские игрушки, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки, иллюстрации с элементами росписи

Раздаточный: клеенки для лепки, салфетки, пластилин, стека, мука, гуашь, кисти

Предварительная работа:

-беседа о народных промыслах;

-рассматривание альбома «Филимоновская игрушка»;

-рассматривание филимоновской игрушки;

-знакомство детей с процессом изготовления филимоновской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_19.11.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», лепка в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №19

Занятие провёл воспитатель: Даудова. Р. А.

Дата: 19.11.2024г.

Тема: «Филимоновская игрушка»

Цель: познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки, особенностями и этапами изготовления игрушки.

Образовательные задачи:

-учить детей лепить филимоновскую игрушку из пластилина;

-учить передавать колорит филимоновской росписи.

Развивающие задачи:

- развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

- развивать фантазию, чувство композиции и воображение.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.

-воспитывать эстетическое восприятие произведений народного творчества.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: филимоновские игрушки, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки, иллюстрации с элементами росписи

Раздаточный: клеенки для лепки, салфетки, пластилин, стека, мука, гуашь, кисти

Предварительная работа:

-беседа о народных промыслах;

-рассматривание альбома «Филимоновская игрушка»;

-рассматривание филимоновской игрушки;

-знакомство детей с процессом изготовления филимоновской игрушки.

Ход НОД:

I.Вводная часть:

Воспитатель загадывает загадку:

Свистульки -  петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные!

Всем по нраву глиняные забавы!

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя – петушок

Рано – рано поутру

Нам споет – ку-ка-ре-ку!

- что это за игрушки?

 Дети: филимоновские игрушки

II. Основная часть.

Воспитатель: Правильно! Давайте рассмотрим иллюстрации с филимоновскими игрушками и вспомним как же появилась эта игрушка.

Говорят, когда-то давно в одну деревню пришел гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Глина очень подходит для лепки игрушек, она мягкая и для рук послушная. Глина бывает- белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Воспитатель: Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

Дети: собака, козел, кони, баран, филимоновские барыни, петушки, уточки.

Воспитатель: Правильно.

- Все эти игрушки – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Дети свистят в свистульки

Воспитатель: Обратите внимание на форму игрушек. Игрушки вытянутые, с длинными шеями.

Вначале игрушки лепили, потом обжигали в печи до бела, а потом расписывали.

 Воспитатель: Какие цвета, характерны для данного промысла?

Дети: желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Какие элементы узора используются?

Дети: полоски, линии, точки, круги

Воспитатель: Линии рисуют в различных сочетаниях и рождаются солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Физминутка: Быстро встали, улыбнулись,

 Выше, выше потянулись.

 Ну-ка плечи распрямите,

 поднимите, опустите.

 Вправо, влево повернитесь,

 Рук коленами коснитесь.

 Сели, встали, сели, встали,

 И на место побежали.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы свами будем мастерами. Будем лепить филимоновскую игрушку. Но не из глины, а из пластилина. Необычность нашей работы, будет заключаться в том, что мы будем использовать в своей работе муку.  

 Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.

1 этап. Влепить игрушку из пластилина, указывая на характерные особенности формы (вытянутая, с длиной шеей).

2 этап. Необходимо обвалять готовую работу в муке, для обезжиривания пластилина.

3 этап. Покрыть игрушку белой гуашью.

4 этап. Расписать изделие, использую цвета и элементы, характерные для филимоновской игрушки.

 В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Рефлексия:

Воспитатель:

- что мы сегодня лепили?

- что далось легко, а в чем испытывали трудности?

Работы у всех получились замечательные и предлагаю сделать выставку филимоновских игрушек.                  

   

       

   

                   

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», лепка в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», лепка в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», рисование в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Золотая осень»

Цель: формирование интереса к изобразительной деятельности.Образовательные задачи:-учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.-закреплять умение рисовать разнообразны...

Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», рисование в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Грибная поляна»

Цель: Формирование интереса к изобразительной деятельности.Образовательные задачи:- Закреплять умение детей изображать грибы на поляне в осеннюю погоду;- Закреплять навык детей передавать в рисун...

Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», рисование в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Ветка рябины»

Цель: Формирование интереса к изобразительной деятельности.Образовательные задачи:-формировать умение красиво располагать изображение на листе. -формировать умение передавать характерные особенно...

Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», рисование в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Моя семья"

Цель: формирование интереса к изобразительной деятельности.Образовательные задачи:-закрепление умения изображать группу людей – портрет семьи, передавая характерные особенности каждого члена сем...

НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», рисование в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Нефтяник»

Цель: формирование интереса к изобразительной деятельности.Образовательные задачи: -Познакомить детей с профессией нефтяников «Бурильщик».-Обогащать словарный запас, развивать связную речь...

Занятие по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», лепка в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Снежинка»

Цель: формировать умение воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина.Образовательные задачи:совершенствовать умения и...