Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

                                      Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-russkaya_izba-5-7l.docx207.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»

Паспорт проекта:

«Русская изба»

для детей старшего  дошкольного возраста

Картинки по запросу клипарт русская изба

Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Демидова Любовь Алексеевна

Озёрск, 2018 год

1. Информационная характеристика педагогического проекта.

1.1. Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Демидова Любовь Алексеевна

 1.2. Вид: познавательный, коллективный.

1.3. Тип проекта: информационный практико-ориентированный.

1.4. Участники: дети группы, воспитатель, музыкальный руководитель,   родители воспитанников.

1.5. Возраст: 5-7 лет

 1.6. Срок: долгосрочный,  2 года

1.7.  Продукты проекта: итоговое мероприятие с детьми и родителями «Посиделки в избе», методические продукты: конспекты, картотеки с информационным  и методическим материалом по данной теме.

2. Актуальность.

       Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

        Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички,  приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.  

      Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта русского народа. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью, исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.

Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей.   Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька), предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т.д.), выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на специальных занятиях и в свободной детской деятельности

Надо им только показать этот удивительный мир, научить детей в нём ориентироваться, понимать его и любить.

       Это и побудило меня провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народной культуры.

        Очень важно объяснить детям, что необходимо бережно хранить предметы, которые нас окружают — это наша история. А история русского народа, которую дети познают уже в детском саду, позволит сформировать у детей уважение и гордость за свой народ.

         Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация мини-музея «Русская изба».

3. Программа проекта:

Цель:

Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.

Задачи:

Обучающие:

  1. Активизировать знания детей о народных промыслах, об интерьере деревенской избы, одежде наших предков.

2.Обогать представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

Развивающие:

1. Создавать условия для развития психических процессов у детей (связная речь, память, мышление, воображение, сообразительность).

  1.  Совершенствовать развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.

Воспитывающие:

1.Продолжать формировать бережное отношение к предметам русской культуры.

2.Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

4. Мотивировать родителей стать участниками  проекта.

3.1. Интеграция областей:

  • Познавательное развитие  — формировать познавательные действия, расширять представления о социально-культурных ценностях нашего народа.
  • Социально – коммуникативное развитие  — развитие общения ребёнка и взрослого через народные игры.
  • Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи посредством устного народного творчества.
  • Художественно – эстетическое развитие  — становление эстетического отношения к окружающему миру через восприятие народного искусства и традиций.
  • Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата через организацию народных игр, хороводов, физминуток.

3.2. Предполагаемый результат:

    Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

4. Этапы работы:

1этап. Подготовительный:

1.Анкетирование родителей с целью выявления востребованности и актуальности проекта.

2. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».

3. Подбор предметов домашней утвари.

4. Оформить папки: «Русские народные костюмы», «Чаепитие на Руси», «Домашняя утварь», «Народные промыслы», «Прялки».

 5. Подбор и изучение информации, литературы собранных детьми и их родителями.

2этап. Реализация проекта:

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр, чтение литературы.

3. Организация предметно – развивающей среды:

- мини-музей «Русская изба» с утварью, обстановкой и персонажами, костюмами для драматизации;

-иллюстративный материал для детей и педагогов по темам: «Русский костюм», «Русская изба», «Утварь», «Праздники на Руси», «Искусства народов Урала»;

-подборка литературы с устным народным творчеством

Познавательно-исследовательская деятельность:

Тематический годовой план

Тема занятия

Содержание

1.

«Первые помощники человека»

Рассматривание иллюстраций (сохи, бороны, серпа). Знакомство с сельскохозяйственной техникой. Знакомство с пословицами о труде.

2.

«Хлеб — всему голова»

Беседа на тему: «Откуда хлеб пришёл». Чтение рассказа С.Шуртакова «Зерно упало в землю».

3.

«Светит свет в окошке»

Закрепление знаний у детей о лучине, свече, керосиновой лампе.

Чтение рассказа Б.В.Зубкова «Как солнце в дом пришло».

4.

«Дивные кувшины»

Беседа на тему: «Изготовление глиняных изделий». Рассматривание глиняных изделий (Крынка, кружка, корчага).

5.

«Чудесный кувшин»

Знакомство со Скопинской керамикой.

Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль».

6.

«Прялка чудесница»

Знакомство с изготовлением шерстяной нити. Закрепление знаний о предметах быта деревенской избы (прялка, веретено, мотовило).

7.

«Половичку веничком курочка метёт»

Знакомство с изготовлением домотканых половиков. Повторение потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».

8.

«Корзинка с пирогами»

Знакомство с берестяной корзинкой.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

9.

«Самовар кипит, уходить не велит»

Беседа на тему: «Чаепитие на Руси».

Чаепитие с сушками.

10.

«Золотая хохлома»

Беседа о хохломской росписи. Расписывание ложек.

11.

«Одежда русского народа»

Беседа на тему: «Одежда русского народа». Рассматривание иллюстраций и деталей костюмов.

12.

«Обувь русского народа»

Беседа на тему: «Обувь русского народа». Рассматривание иллюстраций и предметов обуви.

Рассказ об изготовлении лаптей.

13.

«Чугунок стоит – в нем картошечка дымит»»

Закрепление знаний о чугунке,  ухвате, кочерге и их назначении.

Закрепление знаний об овощах и их вкусовых качествах.

14.

«Бабушкины помощники»

Закрепление знаний о деревянном корыте, стиральной доске, древесной золе.

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

15.

«Весёлые подружки»

Рассказ об изготовлении матрёшек. Загадывание загадок. Расписывание матрёшек.

16.

«Чудо помощники»

Закрепление знаний о коромысле, деревянных вёдрах. Чтение  сказки «По щучьему велению».

17.

«Пришла коляда — отворяй ворота»»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок.

18.

«Масленица наша гостья дорогая»

Рассказ о празднике «Масленица». Разучивание обрядовых песен. Чаепитие в «избе».

19.

«Пуганая ворона и куста боится»»

Знакомство с пословицами о трусости.

Чтение сказки «У страха глаза велики».

20.

«Небо голубое, голубой рассвет,

Это Гжели ласковый букет»

Закрепление знаний о гжельской росписи. Расписывание посуды.

Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, посуды.

21.

«Мудрёному и счастье к лицу»

Знакомство с пословицами о мудрости, учении. Чтение сказки «Семилетка».

22.

«А за ним такая гладь — ни морщинки не видать»

Рассказ о предметах для глажения белья (валёк, каток), об утюгах (нагревающий и на углях).

23.

«Тканые полотна»

Рассказ об изготовлении полотен. Рассматривание коллекции «Лён».

Чтение сказки «Хаврошечка».

24.

 «Старинные игрушки»

Беседа на тему: «Из чего изготовляли игрушки». Изготовление кукол из соломы.

25.

«Ситцевое царство»

Рассматривание коллекции «Хлопок», образцов ситца. Чтение рассказа Л.Куклина «Ромашки на кармашках».

26

«Посиделки в «избе»»

Закрепление знаний о домашней утвари, о пословицах. Пение русских народных песен.

Перспективный план

Сентябрь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема:

«Первые помощники человека»

Содержание:

Рассматривание иллюстраций (сохи, бороны, серпа). Знакомство с сельскохозяйственной техникой. Знакомство с пословицами о труде.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с трудом взрослых в деревне.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

 «Хлеб — всему голова»

Содержание:

Беседа на тему: «Откуда хлеб пришёл». Чтение рассказа С. Шуртакова «Зерно упало в землю». 

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания детей о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Тема:

 «Светит свет в окошке»

Содержание:

Знакомство с лучиной, свечой, керосиновой лампой.

Чтение рассказа Б. В. Зубкова «Как солнце в дом пришло».

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания о предметах старины.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

 «Дивные кувшины»

Содержание:

Беседа на тему: «Изготовление глиняных изделий». Рассматривание глиняных изделий (Крынка, кружка, корчага).

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания о народных промыслах.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Тема:

 «Чудесный кувшин»

Содержание:

Знакомство со Скопинской керамикой.

Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль».

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с народными промыслами.

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

 «Прялка чудесница»

Содержание:

Знакомство с изготовлением шерстяной нити. Закрепление знаний о предметах быта деревенской избы (прялка, веретено, мотовило).

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания о прялках.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

 «Половичку веничком курочка метёт» 

Содержание:

Знакомство с изготовлением домотканых половиков. Повторение потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления о различных видах труда. Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

«Корзинка с пирогами»

 Содержание: 

Знакомство с берестяной корзинкой.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания о ремесле наших предков.

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание). Воспитывающие:

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Тема:

 «Самовар кипит, уходить не велит»

Содержание: 

Беседа на тему: «Чаепитие на Руси».

Чаепитие с сушками.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с домашней утварью. Уточнить знания о чаепитии на Руси.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, связной речи, памяти.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к социо -культурным ценностям нашего народа. 

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

 «Золотая хохлома»

Содержание:

Беседа о хохломской росписи. Расписывание ложек. 

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания о народных промыслах.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, эстетических чувств, мелкой моторики рук. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

 «Одежда русского народа» 

Содержание:

Беседа на тему: «Одежда русского народа». Рассматривание иллюстраций и деталей костюмов.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить знания о русском  народном костюме.

 Развивающие:

Способствовать развитию активного словаря, связной речи.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к культуре русского народа.

Тема:

 «Обувь русского народа»

Содержание:

Беседа на тему: «Обувь русского народа». Рассматривание иллюстраций и предметов обуви.

Рассказ об изготовлении лаптей.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания об обуви наших предков. Развивающие:

Способствовать развитию любознательности, активного словаря.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к культуре русского народа.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

 «Пришла коляда — отворяй ворота»

Содержание:

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. 

Задачи:

Образовательные:

Обобщить знания о рождественских праздниках.

Развивающие:

 Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание).

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к православным праздникам.

Тема:

 «Бабушкины помощники» 

Содержание:

Закрепление знаний о деревянном корыте, стиральной доске, древесной золе.

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о предметах быта наших предков.

Развивающие:

 Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание).

Воспитывающие:

Воспитывать

интерес к сказкам А.С.Пушкина.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

 «Весёлые подружки» 

Содержание:

Рассказ об изготовлении матрёшек. Загадывание загадок. Расписывание матрёшек.

 

Задачи:

Образовательные:

Обобщить знания о народных промыслах.

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание, сообразительность).

Воспитывающие:

Воспитывать эстетические чувства.

Тема:

 «Чудо помощники» 

Содержание:

Закрепление знаний о коромысле, деревянных вёдрах. Чтение  сказки «По щучьему велению». 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о предметах быта деревенской избы.

Развивающие:

Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству.

Воспитывающие:

Воспитывать любознательность, усидчивость.

Тема:

 «Чугунок стоит – в нём картошечка дымит» 

Содержание:

Закрепление знаний о чугунке,  ухвате, кочерге и их назначении.

Закрепление знаний об овощах и их вкусовых качествах. 

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания о предметах домашней утвари.

 Развивающие:

Способствовать развитию активного словаря, связной речи.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема:

«Масленица наша гостья дорогая» 

Содержание:

Рассказ о празднике «Масленица». Разучивание обрядовых песен. Чаепитие в «избе». 

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания о  празднике «Масленица».

Развивающие:

 Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание).

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к православным праздникам.

Тема:

 «Пуганая ворона и куста боится»

Содержание:

Знакомство с пословицами о трусости.

Чтение сказки «У страха глаза велики». 

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания о пословицах (о трусости).

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание, сообразительность).

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

 «Небо голубое, голубой рассвет,

Это Гжели ласковый букет» 

Содержание:

Закрепление знаний о гжельской росписи. Расписывание посуды.

Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, посуды.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о народных промыслах.

Развивающие:

Способствовать развитию активного словаря, связной речи.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к народным промыслам, эстетические чувства.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Мудрёному и счастье к лицу» 

Знакомство с пословицами о мудрости, учении. Чтение сказки «Семилетка».

 

Содержание:

Знакомство с пословицами о мудрости, учении. Чтение сказки «Семилетка».

 Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания о пословицах (о трусости, учении).

 Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, сообразительность). Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. 

«А за ним такая гладь — ни морщинки не видать» 

Рассказ о предметах для глажения белья (валёк, каток), об утюгах (нагревающий и на углях).

Содержание:

Рассказ о предметах для глажения белья (валёк, каток), об утюгах (нагревающий и на углях). 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о предметах быта русской избы. 

Развивающие:

Способствовать развитию активного словаря, связной речи, любознательности. Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

«Тканые полотна»

Рассказ об изготовлении полотен. Рассматривание коллекции «Лён».

Чтение сказки «Хаврошечка».

Содержание:

Рассказ об изготовлении полотен. Рассматривание коллекции «Лён».

Чтение сказки «Хаврошечка». 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания народных промыслах. Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, сообразительность). Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Старинные игрушки» 

Содержание:

Беседа на тему: «Из чего изготовляли игрушки». Изготовление кукол из соломы. 

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с изготовлением старинных игрушек. 

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, внимание, воображение).

 Воспитывающие:

Воспитывать интерес к изготовлению кукол из соломы. 

«Ситцевое царство»

Рассматривание коллекции «Хлопок», образцов ситца. Чтение рассказа Л.Куклина «Ромашки на кармашках».

Содержание:

Рассматривание коллекции «Хлопок», образцов ситца. Чтение рассказа Л.Куклина «Ромашки на кармашках». 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о народных промыслах.

 Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, мышление, сообразительность).

 Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

«Посиделки в «избе»

Закрепление знаний о домашней утвари, о пословицах. Пение русских народных песен.

Содержание:

Закрепление знаний о домашней утвари, о пословицах. Пение русских народных песен. 

Задачи:

Образовательные:

Обобщить знания о русской избе, домашней утвари. 

Развивающие:

Развивать интерес к народному фольклору, связную речь, мышление, память. 

Воспитывающие:

Воспитывать нравственные ценности русского народа: любовь к ближним людям, трудолюбие, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Устное народное творчество:

Вид

Название

Цели

Сказки

  «Лиса и журавль», «Три медведя», «Гуси-лебеди»,  «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»,

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать речь, мышление, сообразительность. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Потешки

Песенки

 «Пошёл котик на торжок…»

«Наша-то хозяюшка сметлива была»

 

«Весна»

«Уж ты котенька-коток»

 «Бурёнушка»

«Баю, баю, баю куколку качаю»

Развивать интерес к малому фольклору. Развивать память, речь у детей.

Сказка А.С.Пушкина

Сказка

К.И.Чуковского

Сказка Ш.Перро

Рассказ А.Кулешова

Рассказ В.Дацкевича

Рассказ Б.В.Зубкова

Стихотворение Е.Благининой

Е.Баратынский

И.Суриков

И.Плещеев

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Федорино горе»

«Красная шапочка»

«Колос»

«От зерна до каравая»

«Как солнце в дом пришло»

«Огонёк»

«Весна»

«Зима»

«Осень наступила»

Развивать речь, память, интерес к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

3 этап. Заключительный.

  1. Презентация мини-музея.
  2. Итоговое мероприятие «Посиделки в русской «избе».
  3. Разместить конспекты НОД на сайте.
  4. Опубликовать педагогический проект в педагогических изданиях.

  1. Планирование работы.

ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»

Цикл бесед, совместной деятельности с детьми, обследование экспонатов:

 -«Милости просим»:

 продолжить знакомство с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.

-«Что расскажет о себе посуда?» (пополнение мини-музея предметами посуды);

-«Чудесный сундучок»: рассматривание вышитых изделий мини-музея (рушники, салфетки, подзоры для кровати, накидушки).

-расширять знания о рукоделии русского народа.
- «Посидим у самовара»:

продолжить знакомство с традициями русской кухни, воспитывать уважение к наследию своего народа.

-о русской матрешке;

-о деревянных ложках.

Образовательная деятельность:

ОО «Развитие речи», ОО «Познавательное развитие»:

 «Как люди на Руси жили»

«Русская крестьянская изба».

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

-Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

-Рассматривание иллюстраций, фотографий.

-Заучивание пословиц, поговорок, стихов.

-Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

-Д/и «В русской горнице»

-Д/и «Русский сувенир»

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», потешка «Наша-то хозяюшка сметлива была».

 Цель: Воспитывать любознательность, интерес к художественной литературе.

Развивать связную и диалогическую речь.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей».

Игры - драматизации:

«Лиса и журавль», «Заюшкина избушка».

 Ручной труд:

-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

-Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.    

ОО Художественно – эстетическое развитие.

1.Сказочный лубок» (раскрашивание лубочных  картинок).

2.Рукотворная береста (рассматривание альбома «Рукотворная береста»,
Лыкова И.А.)

3.Урало-сибирская роспись (рисование)

4.Гжельская роспись (раскрашивание посуды)

5.Хохломская роспись  (рисование)

6.Русская матрёшка (раскрашивание матрёшек) «Матрёшка – Матрёна»

 

Лепка:

- «Посуда»

-Аппликация:    «Матрёшки»

 «Музыка»:

-Разучивание частушек.

-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

-Обыгрывание песни «Где был Иванушка? »

-Разучивание танцев: «Ромашка».

-Оркестр «Игра на ложках».

ОО «Физическое развитие»

 Подвижные игры:

-«Ручеёк»

-«Салки»

-«Золотые ворота»

-«Горелки»

  Физминутки:

-«Пильщики»

-«Избушка бабы Яги»

Цель: Способствовать развитию движений.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок», «Хаврошечка».

Музыкальный уголок:

деревянные ложки, трещётки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр:

 создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда.

Взаимодействие с семьей.

 -Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

 -Сбор предметов для музея «Русская изба».

-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).

6. Результат:

1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

Литература:

Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» Магнитогорск  2004г.

Детская литература.  «Русские народные загадки и сказки» 1989г.

Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.

Жигулёв  А.  «Где труд —  там счастье» 1959г.

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г

Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»

Ивановская А. « День работой весел» 1986г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург 2004г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург 2004г.

Лазарева А.И.  «Народоведение. Южно-Уральское книжное общество»  1997г.

Науменко М.Г.  «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.

Садовников Д.Н.  «Загадки русского народа» 1960г.

Соколова Л.В., Некрылова  А.Ф.  «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.

D:\Демидова Л.А\Музей\P1010672.JPGD:\Демидова Л.А\Музей\P1010665.JPG

                                     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Русские богатыри" для детей старшего возраста.

Актуальность.Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родну...

паспорт- проект "Русская изба"

повышение уровня компетентности воспитателя...

Паспорт музея «Русская изба»

Паспорт музея «Русская изба»...

Паспорт проекта: «Русская изба» для детей младшего дошкольного возраста

Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.Развитие интереса к устному народному творчеству....

Паспорт педагогического проекта "Русская изба"

Паспорт педагогического проекта, в котором описана вся работа проведенная с детьми с тяжелым нарушением речи....

Паспорт проекта региональной направленности для детей дошкольного возраста «Мой родной край»

Паспорт проекта региональной направленности для детей  дошкольного возраста «Мой родной край»...

Методическое пособие «Русская изба» Для детей дошкольного возраста с ОВЗ

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивн...