«Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Закреплять навыки вырозительного чтения малых фольклорных форм передавая интонацией настроения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_knyazevadocx.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Конспект НОД
«Экскурсия в мини – музей
«Русская изба»
для детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Князева Людмила Николаевна,
воспитатель МБДОУ д/с № 146
г.о. Самара
Самара, 2021 г.
Конспект НОД на тему
«Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
для детей старшего дошкольного возраста
Содержание
- Введение
- Основная часть. Логика проведения непосредственно-образовательной деятельности
- Заключение
Список литературы
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников.
Задачи:
1. Развивать умение чувствовать и воспроизводить образность языка в малых фольклорных формах.
2. Продолжать закреплять навыки выразительного чтения малых фольклорных форм, передавая интонацией настроение.
3. Воспитывать интерес к русскому фольклору через загадки, колыбельные песни, потешки, небылицы.
4. Продолжать развивать речь как средство общения (диалогической и монологической форм).
5. Учить детей употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
6. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «коммуникация», «здоровье», «познание».
Субъект работы: дети старшей группы детского сада (5-6 лет).
Объект работы: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: русский народный костюм бабушки Матрёны, кот Василий (мягкая игрушка), люлька с ребёнком, картинки с изображением предметов быта русских крестьян, картинки с изображением грибов, ягод, трав, одежды.
Расширение и активизация словаря детей: горница, коток, люлька, сундук, полати, небылица, перевертыш.
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: разучивание потешек про кота, колыбельных песен, чтение русских народных сказок.
Введение
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Речь – главный мостик в общении мира людей. И чем лучше будет сформирован речевой аппарат ребёнка, тем легче ему потом будет вступить в мир взрослых, в мир познания. Речь имеет исключительное значение в развитии личности. С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, речевого общения, эмоций.
Актуальность. В настоящее время в нашу жизнь начала вливаться лавина заимствованных терминов из иностранных языков, стало появляться множество слов – жаргонизмов, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).
Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач:
- интенсивно обогащать речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов взрослых;
- развитие диалогической речи.
Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от речевого окружения (речевая среда); педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания.
Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми.
Субъектом работы являются дети старшей группы детского сада (5-6 лет).
Целью работы является развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников.
Поставлены задачи:
1. Развивать умение чувствовать и воспроизводить образность языка в малых фольклорных формах.
2. Продолжать закреплять навыки выразительного чтения малых фольклорных форм, передавая интонацией настроение.
3. Воспитывать интерес к русскому фольклору через загадки, колыбельные песни, потешки, небылицы.
4. Продолжать развивать речь как средство общения (диалогической и монологической форм).
5. Учить детей употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
6. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Основная часть. Логика проведения непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель предлагает детям посетить мини-музей «Русская изба» и познакомиться с бытом крестьян.
Заключение
В процессе работы с детьми я стремилась создать такую атмосферу, которая позволила бы тебя чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.
Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. В своей работе я считаю целесообразным использовать произведения народного творчества, которые воспитывают доброжелательность, заботливое отношение друг к другу.
Таким образом, использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста помогает им овладевать первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой работы.
Список литературы:
- Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы/ Г.Н.Данилина.- М.: Изд-во Аркти, 2003. – 181с.
- Шарыгина, Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание: Развивающие сказки для детей/ Т.А.Шарыгина. – М.: Изд-во Книголюб, 2004. – 127с.
- Горина, Н.В. Первоцвет : Народные календарные праздники в дошкольном учреждении / Н.В.Горина, Л.А. Николаева. – Самара, 2002. – 144 с.
- Котенька-коток / под ред. Г.Науменко. – М.: Изд-во Дом, 1994. – 112с.
- Тохонова, О.В. Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников [электронный ресурс] / О.В. Тихонова. – М.: Детские сады 50 региона. – Режим доступа : http://ds50.ru/zanyatiya_v_detskom_sadu/1934-ispolzovanie-malykh-folklornykh-form-v-razvitii-rechi-doshkolnikov-konspekt-zanyatiya-v-detskom-sadu.html :, свободный. – Загл. с экрана.
- Макеева, Е.Ю. Влияние детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс] / Е.Ю.Макеева. – М.: ГБОУСПО, 2011. - . - Режим доступа : http://bibliofond.ru/view.aspx?id=531148 :, свободный. – Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мини-музея "Русская изба" с детьми старшего дошкольного возраста
Проостранство мини-музея и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Родители сшили детям сарафаны и косоворотки, которые ча...
Конспект проведения экскурсии в мини – музее «Была война» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование основ национального самосознания и любви к Родине. Задачи:- Осуществлять нравственно - патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей страны;- Воспитывать чув...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим на тему: «Экскурсия по мини музею «Водный мир» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Экскурсия по мини-музею"...
Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений детей о русской культуре и воспита...
Опыт инновационной работы по теме: «Мини робот Bee-Bot «Умная пчела» по основам программирования в игровой деятельности с мини-роботами «Bee-bot» для детей старшего дошкольного возраста
Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии, остро стоит вопрос грамотного, творческого, профессионального приобщения молодого поколения к ИКТ ...
Конспект занятия-экскурсии по ознакомлению с окружающим в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Керамическая посуда Древней Руси»
Данное содержание конспекта позволит воспитателям использовать его в работе по формированию у детей представлений о превой глиняной посуде....
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста
В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции...