Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Лепка дымковской лошадки»
план-конспект урока по аппликации, лепке (старшая группа)

Каляганова Любовь Андреевна

Данный материал поможет воспитателям в обучении детей лепки фигурки лошадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_lepka_lroshadki.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №50 «Дюймовочка» г. Заволжье

Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Лепка дымковской лошадки»

                                                             

Подготовила:

    воспитатель Каляганова Л.А.

   

2024 г.

ТЕМА: «Дымковская лошадка».

ЦЕЛЬ: формировать у детей эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве; умение создавать игрушку по показу воспитателя, используя разнообразные приёмы работы с глиной.

ЗАДАЧИ:

  • Продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, этапами изготовления, цветом, элементами росписи.
  • Учить детей видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять элементы дымковской росписи (кружочки, точки, кольца).
  • Учить лепить лошадку из глины, передавая характерные особенности дымковской игрушки.
  • Упражнять в технике изготовления изделия из частей способом примазывания и сглаживания мест соединения.
  • Развивать умение создавать простые декоративные изделия, опираясь на показ воспитателя.
  • Развивать творческую активность, воображение.
  • Развивать эстетическое восприятие, любознательность, целеустрем-ленность, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Воспитывать желание рассматривать народные игрушки.
  • Воспитывать интерес к лепке из глины, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
  • Воспитывать бережное отношение к изделиям своего и народного творчества.

Материалы и оборудование:

  • оборудование для просмотра презентаций
  • презентация «Изготовление дымковской игрушки»
  • звуковое сопровождение во время лепки: «Народные наигрыши»
  • схема лепки дымковской лошадки.
  • глина для скульптурной лепки, пластины для лепки, стеки, тряпочки сухие и влажные, емкости с водой.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа о дымковских игрушках, их происхождении, этапах изготовления, чтение стихотворений о дымковских игрушках, рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, пальчиковая гимнастика: «Лепим лошадку», рассматривание и обследование дымковских игрушек, слушание русских народных мелодий.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в группу под русскую народную мелодию и становятся полукругом. Дети садятся на корточки, делают вид, что спят.

Разминка-приветствие «Здравствуйте»

Рано утром мы проснулись (встают на ноги),

Потянулись (тянутся), улыбнулись (улыбаются),

И пришли все в детский сад (шагают).

- Рада видеть  мы ребят!

Чтоб весь день нам бодрыми быть,

Нужно «Здравствуйте!» говорить.

- Здравствуйте! (Здравствуйте!)

-Доброе утро! (Доброе утро!) Добрый день! (Добрый день!)

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Я рада видеть вас такими бодрыми и веселыми! Сегодня у нас необычная встреча. Садитесь на скамейку и послушайте загадку:

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Делают игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор! (дымковская игрушка)

Воспитатель: Давайте вспомним, как дымковские мастера делали свои игрушки.

Презентация «Изготовление дымковской игрушки».

Воспитатель начинает предложение, дети продолжают.

Слайд 1: Сначала (лепят игрушки из красной глины, перемешанной с песком).

Слайд 2: Затем (игрушки сушат на столе или открытом воздухе).

Слайд 3: Потом (игрушки обжигают в печи).

Слайд 4: Готовые игрушки (покрывают белилами, отбеливают).

Слайд 5: После высыхания игрушки (расписывают яркими красками).

Воспитатель: Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера? (красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, черный).

Воспитатель: Правильно, эти насыщенные, яркие цвета празднично выглядят на белом фоне.

Слайд 6: Воспитатель: Какие основные элементы дымковской росписи вы знаете? (колечки, кружочки, точки, прямые и волнистые линии). Чтобы добавить краскам блеска, туда добавляли сырое яйцо.

Воспитатель: Мне очень нравятся дымковские игрушки. Давайте подойдем к столу и полюбуемся ими. (На столе расставлены разные дымковские игрушки).

Дымковская игрушка – старейших из Российских промыслов. Данное ремесло уже более 400 лет существует и по настоящее время радует не только жителей России, а известно всему миру. Игрушка появилась в Дымковской слободе. Обычно в процессе изготовления игрушек участвуют целые семьи, кто-то добывал сырье и готовили смесь для заготовок, кто-то лепил сами фигурки, кто-то занимался обжигом, а кто-то белил и раскрашивал изделие. Несмотря на то, что мастера используют в росписи одни и те же элементы, каждый из них пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно одинаковые игрушки.

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк:

  • Индюк. Яркий, красочный, похож на павлина. Особенность игрушки: небольшая бородка, с декором из золотой потали. Размеры фигурки достаточно разнообразны.
  • Барыня. Уникальное изделие, которое совмещает в себе городскую даму и русскую бабу в кокошнике. Отдельные элементы изделия также декорированы золотой поталью.
  • Животные. Самые популярные животные – это конь и утка. Реже можно встретить поросят, коров, козлов и прочих животных.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы вылепить свою дымковскую игрушку? (ответы детей). Отгадайте загадку и вы узнаете, какую фигурку мы будем лепить.

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет поутру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица? … (лошадка)

Воспитатель: Давайте прокатимся на лошадке.

Физкультминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждёт Показывают как конь бьет ногой,

Бьет копытом у ворот. сначала правой ногой, потом – левой.

На ветру играет гривой Круговые вращения головой, вправо,

Пышной, сказочной красивой. влево.

Быстро я в седло вскочу Глубокий присед и прыжок вверх

Не поеду – полечу Правая нога вперед, руки вперед,

Цок-цок-цок, цок-цок-цок двигаются по кругу.

Там, за дальнею рекой Машут рукой.

Помашу тебе рукой.

Воспитатель: Приехали. Проходите в нашу мастерскую. Сегодня мы будем учиться лепить фигурку Дымковской лошадки. (Дети надевают фартуки и нарукавники и садятся за столы).

Воспитатель: Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности считалось, что фигурка коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Лепим лошадку» (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,

И получше разомнем.

На кусочки все разделим,

И коня лепить начнем:

Скатаем шею с головой,

Ноги — раскатаем.

Все детали с туловищем мы соединяем.

Прищипнём внизу немножко, (соединяют все пальцы с большим)

Гриву, хвост приладим, (круговые движения кистями рук)

А затем возьмем в ладошки, (соединяют ладони в виде лодочки)

Пальчиком загладим. (поочередно гладим ладони)

Воспитатель: Пора приступать к работе. Еще один важный момент в лепке дымковской игрушке то, что каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовой поделке. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной тряпочкой.

Этапы лепки:

Прежде чем начать лепить лошадку, рассмотрим, из каких она частей состоит. Это туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши, грива.

  1. Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.
  2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.
  3. Из комка поменьше пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.
  4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.
  5. Делим большой ком глины на 4-х одинаковых куска. Делаем четыре столбика, расширяющиеся кверху. В верхней части ног делаем косые срезы для лучшего скрепления с туловищем.
  6. Примазываем ноги к туловищу, тщательно сглаживая места соединения влажными пальцами рук или тряпочкой.
  7. Лепим уши. Скатываем 2 одинаковых маленьких шарика. Пальцами вытянуть один край шарика, получится маленький конус. Примазываем ушки к голове.
  8. Лепим хвостик. Раскатать два длинных валика не сильно толстых. С двух концов валики сделать тоньше. Затем эти два валика перекрутить друг с другом, соединить концы. Сделать колечко и примазать к туловищу.
  9. Лепим гриву. Гриву лепим также как хвостик, но валики скатываем длиннее и не сворачиваем в колечко. Прикладываем гриву между ушек и примазываем к голове и туловищу.
  10. Готовую лошадку разглаживаем смоченными в воде пальцами или тряпочкой.

Воспитатель: Наши лошадки готовы. Теперь их надо хорошо просушить, затем побелить и на следующем занятии мы будем наших лошадок расписывать. Спасибо за вашу работу.

Воспитатель:

Подведем итоги нашей работы:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Чему учились? - Как называется игрушка, которую мы с вами лепили?

- Почему игрушка называется дымковской? - Из чего ее лепят?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами театрализованной игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Рукавичка»

Конспект занятия с элементами театрализованной игры  для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Рукавичка»...

Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Безопасность на дороге"

Конспект занятия по правилам дорожного движениядля детей старшего дошкольного возрастаТема: Безопасность на дорогеТема: «Безопасность на дороге»Цель: углубление и расширение знаний детей о прави...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Культура земледелия"

Конспект  непрерывной  образовательной деятельности  по социально-коммуникативному развитию   для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Культура земледелия"Цел...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Цель: Содействие развитию у детей умения  предотвращать  ссоры и находить пути решения  конфликтных  ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.Задачи:1....

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Хантыйский национальный орнамент»

Цель занятия научить детей узнавать элементы хантыйского орнамента, видеть разнообразие элементов орнамента с учетом тематики узора (природы, животных)....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развития для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дом Доброты»

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.Задачи:Образовательные:-Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом...