Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Культура земледелия"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Культура земледелия"
Цель: Сформировать дифференцированные представления о традиционном труде русских людей (его назначении, орудиях труда, трудовых действиях, востребованности результатов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sotsialno-komunikativoe_razvitiyu.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Культура земледелия»
с использованием современных образовательных технологий
Используемые образовательные технологии:
• компьютерные технологии;
• технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
• игровые технологии;
• информационно-коммуникативные технологии;
• здоровьесберегающие образовательные технологии;
Составила воспитатель:
Ковалева Марина Алексеевна
2016 год
Цель: Сформировать дифференцированные представления о традиционном труде русских людей (его назначении, орудиях труда, трудовых действиях, востребованности результатов)
Задачи:
Образовательные:
• Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
Развивающие:
• Развивать слуховое и зрительное внимание;
• Развивать логическое мышление, память, творческое воображение;
• Развивать связную речь детей, обогащать их словарь;
• Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к культуре земледелия;
• Формировать уважительное отношение к результатам земледельческого труда и к труду земледельцев;
• Воспитывать бережное отношение к хлебу;
• Воспитывать любознательность.
Материалы и оборудование к занятию:
ПК, презентация «Культура земледелия», картинки по теме «От зернышка до булочки», мяч.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,
Предварительная работа:
Чтение рассказа Ю. Крутогорова «Дождь из семян», М. Глинской «Хлеб», Сказка «Лисичкин хлеб»; отгадывание загадок, чтение поговорок и пословиц о хлебе, рассматривание иллюстраций и изображений сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; сюжетно-ролевые игры: "Пекарня", "Магазин"; изготовление аппликации «Колосок».
Дидактические игры: «Хлебные загадки», «От зернышка до булочки».
Ход совместной НОД
Деятельность педагога | Деятельность детей |
В: Ребята, вы любите сказки? В: Сейчас я прочту вам сказку «Вершки и корешки». Послушайте внимательно. Сказка « Вершки и корешки» Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит: - Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки. Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику: - Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь. На другой год говорит мужик медведю: - Давай, Миша, опять вместе сеять. - Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша. - Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему. И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить. В: Как вы думаете, кто в этой сказке вырастил зерно и репу? В: Тяжелый или легкий это труд? В: Легко ли отдавать то, что вырастил человек своим трудом? В: Раньше пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб, который был основным продуктом питания русских людей. Еще росли гречиха, овес, ячмень – из них варили кашу. Что было главным занятием русских людей? В: Да, ребята, главным занятием в то время было земледелие, они выращивали хлеб. В: Почему русским земледельцам приходилось много работать? В: Верно. Чтобы человек смог прокормить семью, ему приходилось много работать. Давайте познакомимся с орудиями труда, с помощью которых русский человек выращивал хлеб. Презентация. Слайд № 1 В: Для чего нужен был плуг? В: Все правильно, чтобы пахать землю. А для чего вспахивали землю? В: Труд пахаря был очень тяжелым. Раньше не было машин, которые помогали бы людям выращивать хлеб. Если в хозяйстве имелись лошадь и бык, с их помощью распахивали землю. Без лошади людям самим приходилось тащить плуг за собой. Слайд № 2 В: Как пользовались лукошком во время сева? В: Верно, в него насыпали зерно и руками разбрасывали его по полю. В: Ребята, а давайте тоже посеем зерна. Физкультминутка «Сеют в поле зерна». Сеют в поле зерна раннею весною. А над ними светит солнышко родное. На ветру веселом зашумят колосья. Будет урожайной наша осень. И зерно в амбары потечет рекою. И его машины сделают мукою. На заводе пекарь хлеб спечет с любовью Скажет он ребятам: «Кушай на здоровье». Слайд № 3 В: Как вы думаете, с помощью чего убирался урожай? В: Ребята, это орудие называлось серп. Выросший хлеб жали серпом или косили косой с острым лезвием. Выражение «жать серпом» обозначает – косить, резать. Им срезали колоски и собирали их в снопы. Слайд № 4 В: Снопы сначала везли на овин. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Спелое зерно везли на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна. Слайд № 5 В: Как вы думаете, для чего нужны были цепы? В: Ребята, это был один из самых тяжелых этапов труда. А состояла работа вот в чем: брали цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Труженик должен был ударить по снопу не менее 37 раз в минуту. Так из колосьев выбивали зерна. Слайд № 6 В: Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Для этого зерно везли на мельницу. Слайд № 7 В: В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Готовое тесто отправляли в печь. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится. Слайд № 8 Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе. Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом. Слайд № 9 Вот как нужно было трудиться русскому человеку, чтобы вырастить хлеб. В: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хлебные загадки». Для этого вы должны встать в круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так: — Назови хлеб ласково. — Как называются крошки хлеба? — Квас из хлеба как называется? — Название прибора для резки хлеба. — Посуда для хлеба. — Кто выращивает хлеб? — Кто печет хлеб? — Как называется завод, где пекут хлеб? — Как называются изделия из теста? В: Как выдумаете, мог ли один человек вырастить и испечь хлеб? В: Чтобы вспомнить, усилия каких людей требовались для получения хлеба, предлагаю поиграть в игру «От зернышка до булочки». Картинки, на каждой из которых нарисован один из этапов труда русского человека по выращиванию хлеба, нужно разложить по порядку. - пахарь пашет землю, - сеятель сеет зерно, - мельник перемалывает зерна в муку на мельнице, - дома хозяйки просеивают муку сквозь сито и замешивают тесто, - в печке выпекается хлеб - хлеб. Подведение итогов. В: Молодцы ребята! Вы сегодня узнали много интересного. Много людей трудилось, чтобы вырастить и испечь хлеб. Это очень тяжелый труд. Поэтому, как нужно относиться к хлебу? В: Верно, бережно! Хлеб, ребята, берегите! Никогда им не сорите! Много рук его растили, Собирали, молотили, Отдыха порой не знали, Долго у печи стояли, Чтоб для нас испечь полезный Хлеб душистый и чудесный! Вот так малый колосок На стол хлебом прийти смог! | Ответы детей. Дети слушают сказку. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Дети высказывают свои предположения. Дети высказывают свои предположения. Дети смотрят презентацию. Дети высказывают свои предположения. Ответы детей. Ответы детей. Дети садятся на корточки, изображают посев зерен с помощью пальцев. Поднимают руки вверх, наклоняются влево-вправо. Разводят руки в стороны. Встают, соединяют руки в «шар». Показывают «ручеек» с помощью рук. Трут ладошки друг о друга. «Месят» тесто руками. Повторяют слова за воспитателем. Предположения детей. Дети высказывают свои предположения. Дети встают в круг, ловят мяч, отвечают на вопрос и возвращают мяч обратно воспитателю. Ответы детей. Дети по очереди выкладывают на доске карточки, располагая их в определенной последовательности. Садятся на свои места. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»
Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Цель: Содействие развитию у детей умения предотвращать ссоры и находить пути решения конфликтных ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.Задачи:1....
Конспект по социально коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Дружба».
Цель: формирование гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста....
Программа формирования социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста
Программа «Я-человек» направлена на формирование социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных о...
Конспект НОД Социально-коммуникативная деятельность. ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Один дома»
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми домаЦель: воспитывать у детей чувство самосохранения и формирование навыков осознанного безопасного поведения. Задачи:1. Формировать у детей о...
Сказки по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Информационная безопасность детей в сети Интернет»
Говорить о безопасности с детьми в интернете важно. И очень сложно. Наставления взрослых часто кажутся скучными и непонятными. Помочь могут сказки.Сказки призваны не только ра...