консультация "Страна Акварелия"
консультация по аппликации, лепке (младшая группа)
Изодеятельность - одно из любимых занятий любого возраста. Эта деятельность играет ключевую роль в развитии детской личности. Данная консультация поможет педагогам раскрыть занчение изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация по изодеятельности | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как живу я и расту
в стране Акварели
(Изобразительная деятельность
детей трех лет)
К концу второго года ваш ребенок поднялся на ступеньку выше в изобразительной деятельности. Он уже не просто называет, что случайно получилось в его «каракулях», он сам определяет содержание будущего рисунка: «Нарисую машину», то есть ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу, впервые зарождается замысел. Новый этап в деятельности, рисование по замыслу, появляется примерно к двум годам: у некоторых детей чуть раньше, у других — чуть позже. Это зависит от многих условий.
И сейчас малышу интересен материал и действия с ним; к рисованию его побуждает и подражание старшим, и потребность пообщаться с ними, и получить их одобрение. Но самый главный побудительный мотив — это сделанное ребенком «открытие»: в рисунке, на бумаге можно изображать все что угодно. Поэтому постепенно главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. В этом проявляется потребность еще раз пережить то, что взволновало, заинтересовало.
Следует всячески поддерживать эту зарождающуюся тенденцию в действиях малыша. Каким образом? Продолжайте выказывать заинтересованное отношение к результатам изображения, обыгрывайте их, поощряйте. В то же время обогащайте впечатления ребенка от окружающего мира. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для появления у него новых замыслов.
Малыш склонен повторять полученное изображение. Однако если вы внимательно понаблюдаете за ребенком, за его стараниями, то увидите, что он, как правило, не
может повторить его.
В чем дело, почему он не может повторить только что выполненный рисунок?
Причина заключается в том, что сходство «каракули» с предметом, явлением получилось случайно и малыш не осознает причину этого сходства: почему он увидел «солнышко», «яблочко» или «дорожку»? Если он даже и понял причину, то не владеет способом изображения, поэтому повторить его сложно. Как себя ведет ребенок в этом случае? Он может и не замечать, что изображение не получается, и с удовольствием продолжать черкать по бумаге, находя сходство с этим же или другими предметами. При этом один и тот же штрих, линия нередко приобретают разное смысловое значение в его толковании. Что в этом случае следует делать взрослым? Радоваться и удивляться вместе с ребенком, сделанным им «открытиям», обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Не смущайтесь сменой названий одних и тех же «каракулей», это полезно. Ребенок утверждается в том, что на бумаге можно изобразить все, что ему угодно. Он испытывает радость от понимания, что на листочке может возникнуть целый мир, который его окружает, и этот мир появляется благодаря ему. Он воспроизводит его сам. Чем богаче и разнообразнее этот мир, отраженный в детском рисунке, тем лучше. Это развивает воображение, закрепляет у ребенка интерес к деятельности.
От чего зависит богатство содержания рисунков? От опыта малыша.
Чем больше он видит, знает, тем больше возможность увидеть образы этих предметов, явлений в рисунках, тем больше замыслов возникает у него. Мы уже говорили о том, что надо поддерживать маленького художника в его смелости и уверенности, понимать и принимать его замыслы, радоваться результатам и обыгрывать эти первые художественные образы. Позднее наступит время, когда ваш малыш заметит, что яблоко на рисунке мамы, а тем более на картинке в книжке — более красивое, более похожее на настоящее, чем у него. Еще позднее он, тяжело вздохнув, скажет: «Я не умею» — и откажется рисовать. А значит, он откажется узнавать, понимать окружающий мир глазами и разумом художника и многое может потерять в своем развитии.
Поэтому, когда вашему ребенку исполнилось 2,5 года, программа приобщения его к
изобразительному искусству может быть более сложной.
Перед вами стоят следующие задачи:
1.Продолжайте обогащать малыша яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
Только в том случае, если восприятие предметов, людей, животных было эмоциональным, они становятся интересны детям, запоминаются, а значит, ребенок захочет заново пережить эти яркие впечатления в изобразительной деятельности, играх.
Маленький художник всегда рисует только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след. Чем больше малыш видел, чем более эмоционально он это воспринимал, тем более разнообразной будет тематика его рисунков.
Итак, если жизнь вашего ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке, и темы изображения в таком случае разнообразны.
2. Воспитывайте у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них — иллюстрации в книжках, скульптура малых форм — статуэтки, художественно выполненная игрушка).
Развивайте у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: «узнал» птичку, мишку и др.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня и т. п. (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке.
Приобщая кроху к восприятию доступного изобразительного искусства, вы помогаете ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем самым лучше понять и смысл его собственной изобразительной деятельности. Он осознает, что окружающий его мир существует еще и в образах. Это одновременно сложная и важная задача умственного развития детей. Ведь малыш далеко не сразу понимает, что предметный мир может существовать в изображении. Повторное открытие знакомых и интересных ему вещей в художественных образах радует ребенка.
Показывайте ему образы (в рисунке и скульптуре), яркие по цвету, динамичные, изображенные достаточно крупно. Если это рисунок, то он не должен теряться среди других изображений (композиция простая, изображение предметное или малосюжетное).
3. Воспитывайте у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
Помните, что детский рисунок — это не только отражение того, что удивило, обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним. Поддерживайте и развивайте это стремление.
4. Помогайте малышу осваивать доступные для него способы
изображения в рисовании и лепке; знакомьте со свойствами мате
риалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их
использования.
Это важная задача, и решать ее надо сейчас. Пока ваш малыш раскован и смел, он рисует все, что хочет и как хочет. Он не боится рисовать машину, море, вас. «Море нарисую, еще море. Ух! А это акула-каракула подскочила... Видишь, какая?! (обращаясь к маме). Сейчас съест!»
Итак, чтобы малыш впоследствии не потерял интерес к рисунку, уже сейчас, в игре, незаметно, не скучно, а весело, легко познакомьте его с простейшими и доступными ему способами изображения, научите его, как пользоваться изобразительным материалом.
Какие способы изображения доступны малышу?
Педагогами установлено (Е. А. Флерина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова), что в рисовании ребенку этого возраста доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков — цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т. п.). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). Таким образом, линия, ритм штрихов и цветовых пятен — те изобразительно-
выразительные средства, которые доступны вашему ребенку. Он их может легко освоить, если вы ему поможете.
Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом (Т. С. Комарова) такова: надо научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним. Кисть не бросать, а ставить на подставку, держать в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
Малыши этого возраста любят лепить. Вместе с вами они лепят пирожки из теста, из снега — снежную бабу, из мокрого песка и глины строят дома, дороги, лепят зверюшек и т. п. Этот материал послушный, податливый, и потому малыш его любит (за редким исключением, когда боится измазать руки). В комочке глины он быстрее видит образ: зайку, мишку, человечка, конфету. Лучше всего лепить из влажной, хорошо промешанной глины. Этот материал более пластичен, послушен и более гигиеничен, чем пластилин.
Каким изобразительным действиям можно учить малыша в лепке? Прежде всего отщипывать комочки глины разной величины, затем раскатывать их между ладошками и расплющивать.
Следует приучать малыша вместе с мамой, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки после лепки.
Как же можно решать все эти задачи?
Важно помнить, что изобразительная деятельность не является каким-то «довеском» к жизни вашей и вашего ребенка. Она должна органично войти в процесс общения с малышом, быть естественной и желанной.
Каждый день вы с ним гуляете; ребенок, особенно мальчик, внимательно наблюдает за машинами. А вот вы весело играете с ним мячом. У папы на столе зажглась и засияла светом настольная лампа, малыш сам включил ее. Вдруг
рассыпались у мамы любимые им витамины. Как интересно было помогать маме
искать их и собирать! А у бабушки в саду сливы поспели: одна, еще одна, много слив! Все это можно рисовать, лепить: «Мы гуляем по дорожке», «Мячик скачет»,
«Зажжем огоньки», «Вот рассыпался горох», «Какие сливы поспели в саду» и т. д. Основа для возникновения образов, желания изображать конкретные предметы и явления — это яркие детские впечатления: от игрушек, от природы, живой и неживой (ветер, солнце, снегопад), от животных, птиц, людей, машин и т. п. Мир богат и разнообразен! Малыш рисует его по собственной инициативе. Не спешите предлагать ему свою тему. Сначала присмотритесь к тому, что ребенок рисует, и «подключитесь» к его рисунку. Вот у него на листке появилась птичка, а вы «послушайте», о чем она поет. Грустная у нее песенка. Рассказала птичка, что прилетела она зернышек поклевать, а зернышек нет. Предложите покормить птицу. Может быть, ваш малыш догадается, как их «насыпать» карандашом или фломастером. Если он не сообразит, покажите, как можно ритмично нанести зернышки-точки на лист бумаги. Не забудьте при этом вложить карандаш в руку ребенка правильно, между тремя пальцами, указательный — сверху. Вот и посыпались зернышки. Спросите малыша, где птичка, что делает, видит ли она корм и т. п. Побуждайте его фантазировать, играть в рисунке, придумывать новое содержание и рисовать то, что придумал. Оказывается, прилетели еще птички и все зернышки склевали (дайте еще бумаги, если лист уже весь зарисован). И опять посыплются зернышки, прилетят птицы — в рисунке будет все, что знает малыш о птицах, что его интересует, что он видел на прогулке.
Но вот пришел папа (сестренка, бабушка). Пригласите их посмотреть (предложите малышу показать), какое чудо произошло: прилетели птицы... Вместе с бабушкой спели песенку про птичек, полетали по комнате, поклевали зернышки, попищали, как птички, и улетели в гнездо. Можно примоститься у окошка и понаблюдать еще раз за жизнью птиц.
Вы рисовали, играли, пели, двигались, наблюдали вместе с малышом — и все это была изобразительная деятельность, живая, интересная, игровая, неназойливая.
Итак, знакомьте детей с миром, смотрите, что малыш изображает, играйте с ним при рисовании, побуждайте игровыми вопросами, советами развертывать содержание, сюжет рисунка (не спешите придумывать за него), покажите ему
доступные способы изображения (если он не находит их сам). В игровой форме стимулируйте их повторение. Следите при этом, чтобы материалом ребенок пользовался разумно. Контроль и упражнение помогают вырабатывать правильный навык, освоение элементарной техники рисования может быть веселым, радостным.
Однако овладение карандашом, кистью происходит медленно. Малыш пытается взять карандаш кулачком, сильно нажимает, набирает на кисточку слишком много краски, рисуя, выходит за пределы контура и т. п. Не отчаивайтесь, не огорчайтесь и не огорчайте «художника» недовольными замечаниями, оценками. Возьмите карандаш, кисть и правильно вложите в руку малыша, не выпуская ее, нарисуйте вместе, чтобы он почувствовал движение, его силу, направление, ритм.
В процессе рисования поправляйте ребенка по мере надобности. Покажите еще раз, как карандаш (кисть) лежит на среднем пальчике, как большой палец сбоку держит карандаш и не дает ему падать, а указательный «забрался» наверх и помогает большому пальчику.
Ребенок легче, быстрее овладевает карандашом, фломастером, а потом уже кистью, так как кисть мягкая и ребенок слабее чувствует и осваивает рисовальные движения.
Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы ваше внимание к его действиям, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения и контроль за действиями. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.Чем чаще вы будете давать ему изобразительный материал, присутствовать и общаться с ним при этом, тем быстрее малыш освоит его, тем смелее, увереннее, свободнее и разнообразнее будут его действия.
Одни и те же изобразительные действия усваиваются на разном материале. Поэтому тематика детских рисунков, подсказанная вами, но охотно принимаемая детьми, выбирается с учетом двух моментов:
- впечатлений ребенка (что он знает, что его интересует, что вы с ним недавно видели, делали и т. п.);
- способов изображения, с которыми можно познакомить малыша. Подумайте,
- можно ли эти впечатления (темы) передать ритмичными штрихами, мазками, линиями разной направленности.
При соблюдении этих условий выбор тем неограничен.
Так, чтобы научиться нанесению ритмичных штрихов, пятен, можно рисовать с детьми, как идет дождь (повторяя при этом звуки: «кап-кап-кап»); снег; как рассыпался горох, как сыплется песочек и т. п. Есть такие явления, которые лучше рисовать красками (так будет выразительнее): снежинки, звездочки на небе, огоньки на елке и в окнах, листочки на дереве, одуванчики, ромашки на лугу, вишни на тарелке; как жуки летают, как падает град на землю; мы сажаем с бабушкой бобы на грядку, расцвели в саду розы и т. п.
Тематика для изображения явлений (предметов) линией может быть самой разнообразной: дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши, ниточки к шарикам, веревочки к машине, пояс к платью и т. п. Вы легко придумаете, что рисовать, если внимательно оглядитесь вокруг, посмотрите, чем занят ребенок, какие у него игрушки, что он замечает в окружающей обстановке, что вы делаете при нем и вместе с ним.
Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном с ребенком рисовании, «сотворчестве» (Т. Г. Казакова). Например, вы рисуете машину, а малыш —дорожку, по которой она едет. Вы рисуете дерево, а малыш — яблочки на нем; вы — домик, а малыш — окна, огоньки, которые в них зажглись; вы — елочку (силуэт), а малыш — игрушки на ней и т. п. Ваши рисунки должны быть очень простыми, иначе ребенок, понимая несовершенство собственных «каракулей», может отказаться рисовать.
Тематика лепки так же проста, понятна, доступна и основана на опыте ребенка: конфеты, орехи, колбаски, картошка, вишня, зайчики (мама скрепила два шарика и сделала ушки). Совместная со взрослыми лепка особенно увлекает детей. Тут же можно обыграть самодельные лепные игрушки, развернуть своеобразный настольный театр. Песенки и танцы взрослого и малыша с новыми игрушками будут интересны и полезны. Лепка вместе с детьми и для детей (из глины, песка) различных фигурок с последующим их обыгрыванием ускоряет появление ассоциативных образов.
Какой изобразительный материал можно предложить малышам?
Ребенку нужно много бумаги. Он быстро заполняет пространство листа. Поэтому рекомендуем иметь запас бумаги. Она может быть самой дешевой. Хорошо иметь недорогие обои. Большой лист расстелите на столе, прикрепите на свободной стене, а можно и на полу. Малыш с удовольствием двигается, черкает по бумаге. Большое количество бумаги при некотором контроле предупредит рисование ребенка на мебели и стенах.
С детьми этого возраста можно заниматься совместным рисованием не только на бумаге, но и на песке — палочкой, на линолеуме — мелом.
Чем еще можно рисовать малышу? Цветные карандаши красивы, но если вы не рисовали с малышом, когда ему шел второй год, то он не умеет нажимать на карандаш. Поэтому карандаш ломается и рвет бумагу или линия (из-за слабого нажима) очень тонкая, незаметная, и это огорчает ребенка. Предложите ему сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию. Следует рисовать одним фломастером, а затем двумя-тремя, чтобы привлечь внимание ребенка к цвету; затем можно предложить и карандаши.
Возможно использование цветных восковых мелков. Изготовленные на восковой основе, они не крошатся, не пачкают руки, оставляют на бумаге яркий след. В этом возрасте можно и нужно предложить детям краски (гуашь). Краски — яркие, сочные по цвету, легко наносятся, и поэтому этот материал удивляет и радует малышей.
У детей довольно рано возникает эстетическое отношение к цвету, что проявляется в тяге ко всему яркому и красочному. В изобразительной деятельности это выражено в их увлечении разноцветными карандашами, фломастерами, красками. Ребенок «пробует» цвет, особенно в первые дни знакомства с материалом. Некоторые цвета так привлекают его, что он пробует их в прямом смысле — язычком. Некоторые — становятся для него любимыми. У таких маленьких детей цвет длительное время самоценен, то есть не используется для обозначения признака изображаемого предмета, а радует сам по себе. Поэтому цыплята могут быть голубыми, а кошка — зеленой. Соглашайтесь с малышом. Для него сейчас важен сам цвет.
Однако, если вы вместо красочного материала «отделаетесь» от ребенка ручкой с
синим или черным стержнем, если вы сами не будете обращать внимания на цвет окружающих ребенка предметов, малыш может надолго задержаться на уровне «сине-черного» восприятия мира, равнодушия к цвету. То есть он не почувствует, не переживет одну из радостей этого мира — красоту цвета, не обретет способность видеть мир в красках и рассказывать о своем мировосприятии.
Итак, ребенку третьего года жизни материал интересен. Помните об' этом. Пробуя материал, он нередко пытается залезть в краски пальчиком и, более того, нарисовать пальцем на листе. Позвольте ему сделать это. Малыш лучше чувствует предмет, исследуя его руками, лучше чувствует движение и свободнее, чем с инструментом (кистью), действует.
В настоящее время в детском саду практикуется способ рисования пальчиками, ладошками. На листе бумаги легко создаются изображения падающих листьев, «следы» зверей. Изобразительно-игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка (пальчиком), как топает большой медведь (ладошкой), но и воображает себя этой кошкой и медведем. Образы воображения возникают легко, и это полезно. Но не задерживайте ребенка долго на таком способе рисования. Во-первых, далеко не все, а лишь отдельные предметы и явления можно изображать таким образом. Да к тому же краски расходуется больше, чем при рисовании кистью или тампоном, и малыша приводить в порядок приходится чаще. Но главное в том, что кисть более универсальна и несет в себе большие изобразительные возможности, иначе человечество давно отказалось бы от этого инструмента и рисовало руками.
Какую кисточку приобрести для ребенка? Большую, с натуральным ворсом (№ 10, 12). Эта кисть пластична, послушна, позволяет выполнять различные изображения. Если такой кисточки у вас нет, можно дать клеевую кисть, но она жесткая, и не всякое изображение может быть выполнено ею выразительно (ленточки будут явно неровными, как бы плохо выглаженными, мячик — похожим больше на ежа). Лучше сделать тампон из поролона, прикрепить его к палочке — и самодельная кисть готова. Но рисовать ею также можно не все. Такой «кистью» удобно наносить пятна — «следы», «облака» «листопад» и др.
Итак, задачи взрослых: обеспечить детей материалом; рассматривать с ними
иллюстрации в книгах, предметные картинки; непосредственно через наблюдение
знакомить с окружающими предметами и явлениями; рисовать на глазах у детей простейшие изображения; интересоваться их действиями с материалом; «читать» и обыгрывать первые рисунки; почаще хвалить малыша, радоваться и удивляться тому, что у него получилось, внушать и поддерживать веру ребенка в свои силы; учить простейшим способам изображения, способам действия с материалом.
Каких же успехов можно ждать от вашего малыша к трем годам?
- Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать вам о своих интересах в рисунке.
- Видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится с вами своей радостью.
- Знает, где лежит материал.
- Умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш, кисть и действовать ими (набирать краску, промывать кисть, обсушивать).
- Достаточно смело и уверенно выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит: отрывает кусочки, скатывает.
- Начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.
Но эти успехи будут достигнуты только в том случае, если вы создали все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка.
Бывает так, что при всех ваших стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не печальтесь — все дети разные, темпы их развития тоже. Ваш малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Продолжайте заниматься с ним рисованием и больше разговаривайте по поводу его рисунка. Поддержите его стремление рисовать, отнеситесь к нему бережно,— малыш фактически рассказывает вам о себе, о том, что его волнует, радует, огорчает. Сохраните это желание общаться с вами через рисунок. Это начало более длительного, регулярного, содержательного общения и взаимопонимания. Как важно, чтобы ребенок не захлопнул перед вами
свою душу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой. Помните: он ждет поддержки и поощрения. Насмешки, даже самые безобидные, недопустимы. Всякая
насмешка навсегда лишает взрослого духовной близости со своим ребенком, а следовательно, лишает возможности направлять его развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Акварель" программа
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видет...
конспект комплексного занятия по рисованию в старше-подготовительной группе:"Знакомство с жанром живописи - маринистика. Рисование акварелью "Море".
Конспект занятия для детей старше - подготовительной группы. Для проведения такого занятия требуется большая предварительная работа по ознакомлению детей с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж...
Рисование акварелью и гуашью по теме: "Ирисы".
1.Загадки о ирисах.2.Рассматривание ирисов на иллюстрациях( на что обратить внимание.)3.Смешивание цветов, чтоб получить сиреневый цвет.4.Техника рисования ирисов....
"Рисование акварелью по манке"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5537475","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"143","width":"190"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5537520","at...
Тема “Золотые краски осени”. Рисование. Техника: акварель по мокрому листу.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...
Мастер класс "Сказки живой акварели"
Техника рисование Акварель по мокрому....
Конспект по рисованию акварелью «Как красиво в природе весной»
Работа с акварелью....