ПРОЕКТ «Волшебный мир оригами» (подготовительная группа)
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Бобкова Елена Владимировна

ПРОЕКТ «Волшебный мир оригами» (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_origami.doc954.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ 218 

"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому                           направлению  развития воспитанников"

ПРОЕКТ  

«Волшебный мир оригами»

(подготовительная группа)

                                             

                                                2020г.

Пояснительная записка

Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны. 

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь. 

Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.

Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию творческих способностей и художественного вкуса у детей через кружковую работу

Актуальность:

Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как колобок, репка, теремок. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее, как создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.

Оригами:

• Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,

• развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,

• концентрацию внимания,

• стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,

• совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,

• способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.

Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.

Цель: создать оптимальные условия для развития творческого мышления у детей в художественно - речевой и театрализованной деятельности по средствам занятий оригами.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности;

- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в традиционной манере без надрезов изготовлении моделей оригами, сложения из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной и пяти угольной.

- научить «читать» пооперационную карту;

- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой деятельности;

- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;

- формировать культуру труда.

Гипотеза: занятия оригами будут способствовать развитию творческих способностей детей через развитие мелкой моторики рук.

Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Срок реализации:

Краткосрочный 21.09.2020 –02.10.2020 г.

    Тип проекта: информационно –практико– ориентированный.

    Основные форма реализации проекта:         

    Беседы, организация ОД, мини-выставки, консультации, буклеты для родителей.

Ожидаемые результаты:

- дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;

- у детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые театрализованные постановки.

- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

- проявление творчества при изготовлении поделок;

- применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

     В проекте выделены три этапа:

Первый - подготовительный

Содержание подготовительного этапа

1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».

2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.

3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте».

4. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».

5.Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.

6.Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».

7. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности

Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста

8. Диагностика детей.

Второй этап – основной.

  1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
  2. Знакомство с техникой изготовления оригами
  3. Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.
  4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами):

Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь»,

«треугольник», «блин», «воздушный змей», «рыба», «караблик», «лягушка», «птица».

И производные от этих форм поделки.

  1. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» (знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
  2. Для сюжетно-ролевых игр:  кошельки. Игра «найди такой же» на закрепление геометрических форм.
  3. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание.
  4. Изготовление в технике оригами героев сказок.
  5. Организация выставки «Мои поделки по оригами».

Третий этап – итоговый.

Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.

Содержание (перспективный план)

21 сентября

Беседа  «Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги»

Дидактическая игра: «Калейдоскоп»

Цель:  Знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ

22 сентября

Беседа  «История возникновения техники оригами»

Чтение художественных произведений: М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Творческая деятельность: «Лисичка»

Цель: Научить мастерить лисичку по пооперационной схеме.

Презентация: «Базовые формы оригами»

23 сентября

Беседа  «

Уголок Худ. лит-ры: подобрать художественную литературу про домашних животных.

Творческая деятельность: Оригами «Мордочка щенка и кошки» Забавные животные.

Цель: Развивать творческое воображение Воспитывать аккуратность при работе с бумагой «Кораблик» Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косынка»

26 сентября

Беседа «Беседа о труде взрослых, создающих предметы из бумаги»

Творческая деятельность: «Лягушка»

Цель:  Развитие интереса к моделированию и конструированию из бумаги

Чтение художественной литературы:  Сказка «Царевна-лягушка»

27 сентября

Уголок творчества: Рассматривание схем оригами.

Чтение художественной литературы: Оригамская сказка «Крестьянин»

Творческая деятельность: «Кораблик»

Цель: Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косынка»

28 сентября

Дидактическая игра: «Сложи из частей»

Чтение художественной  литературы: Загадывание и отгадывание загадок.

Творческая деятельность: «Цыпленок»

Цель: Упражнять детей в многократном складывании бумаги; Развивать глазомер. Совершенствовать навыки сгибания, складывания

29 сентября

Чтение художественных произведений: стих про оригами (геометрические фигуры)  «Мальчишка-мечтатель»

Творческая деятельность: Изготовление атрибута «кошелек» к сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

30 сентября

Чтение художественных произведений: Сказка «Лисичка»

Творческая деятельность: «Лисичка»

Цель: Научить мастерить лисичку по пооперационной схеме.

1 октября 

 Чтение художественных произведений: Стих «Город оригами»

Творческая деятельность: «Рыбка»

 Развивать умение складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки

 Уголок самостоятельной деятельности «Сделай сам»

Цель: Самостоятельно изготовление поделки по карте схеме

2 октября

Чтение художественных произведений: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Творческая деятельность: Коллективная работа «Аквариум с рыбками»

Цель: Умение создать определенный образ

Диагностика развития конструктивных способностей (оригами)

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.

Организация деятельности с родителями

Анкета «Оригами и дети»

Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Выставка книг: «Вдохновение  из Японии»

Выставка: «Волшебный мир оригами»

Буклеты: «Оригами – через игру к творческому развитию»

                  «Детям об оригами»

Мастер класс «Игрушки из бумаги»

Диагностика

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.

Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»

Задание №1

Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.

Инструкция: «Сложи лист пополам»

 Оценка:

5 баллов –  ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

 3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.

Инструкция: «Сложи лист по диагонали».

Оценка:

5 баллов –  ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадр т, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

3 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;

1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.

Задание №4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».

Оценка:

5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;

3 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;

1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.

Качественная характеристика уровней развития

конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»

Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)

Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет, и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.

Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)

Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.

Низкий уровень: (ниже 9 баллов)

Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.

Анкета «Оригами и дети»                                                                                                                                      Уважаемые родители!                                                                                                                                                    Мы проводим анкетирование с целью узнать: интересно ли Вашим детям делать поделки из бумаги по технике оригами.

Будем признательны, если Вы поможете нам ответить на следующие вопросы:

  1. Количество детей в семье ________
  2. Считаете ли Вы, что детям интересно делать поделки из бумаги? _______
  3. Как Вы считаете, с какого возраста можно заниматься оригами?_________
  4. Кто должен знакомить детей с приемами складывания бумаги? (нужное подчеркнуть)

- родители

- бабушки, дедушки

- воспитатели

- братья, сестры

- другие (укажите)__________________________

  1. Любят ли в Вашей семье делать поделки? ___________
  2. Кто-нибудь из старшего поколения занимался оригами?___________
  3. Как Вы считаете, есть ли польза для детей от изготовления поделок?______

Если да, то какая? (нужное подчеркнуть)

- развитие творчества, воображения

- развитие познавательных способностей

- развитие исследовательских навыков

- формирование тонкой моторики рук

- другие (указать)__________________________

  1. Хотели бы Вы получить информацию об удивительной истории оригами и ее значении в жизни дошкольника от педагогов дошкольного учреждения?_____

                                                                                    Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Волшебная Гжель" в подготовительной группе

Знакомство детей с русским декоративным искусством " Волшебная Гжель"...

Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" (подготовительная группа)

Кружковая деятельность уже давно стала неотъемлемой частью дошкольного образования. Она дает вохможность детям получать дополнительные навыки и знания в интересующей его области....

Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги» (подготовительная группа)

Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства д...

ПРОЕКТ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ "В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными термин...

Проект «Волшебный мир оригами» для детей подготовительной группы

Недостаточная степень развития конструктивных умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому в дошкольном возр...

Методическая разработка проекта "Волшебный мир камня" подготовительная группа

Проект "Волшебный мир камня" знакомит детей с разными видами камней и минералов, их особенностями и применением человеком. Через разные виды деятельности дети знакомятся со свойствами и прои...