ПРОЕКТ «Волшебный мир оригами» (подготовительная группа)
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Бобкова Елена Владимировна

ПРОЕКТ «Волшебный мир оригами» (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_origami.doc954.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ 218 

"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому                           направлению  развития воспитанников"

ПРОЕКТ  

«Волшебный мир оригами»

(подготовительная группа)

                                             

                                                2020г.

Пояснительная записка

Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны. 

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь. 

Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.

Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию творческих способностей и художественного вкуса у детей через кружковую работу

Актуальность:

Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как колобок, репка, теремок. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее, как создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.

Оригами:

• Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,

• развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,

• концентрацию внимания,

• стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,

• совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,

• способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.

Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.

Цель: создать оптимальные условия для развития творческого мышления у детей в художественно - речевой и театрализованной деятельности по средствам занятий оригами.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности;

- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в традиционной манере без надрезов изготовлении моделей оригами, сложения из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной и пяти угольной.

- научить «читать» пооперационную карту;

- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой деятельности;

- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;

- формировать культуру труда.

Гипотеза: занятия оригами будут способствовать развитию творческих способностей детей через развитие мелкой моторики рук.

Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Срок реализации:

Краткосрочный 21.09.2020 –02.10.2020 г.

    Тип проекта: информационно –практико– ориентированный.

    Основные форма реализации проекта:         

    Беседы, организация ОД, мини-выставки, консультации, буклеты для родителей.

Ожидаемые результаты:

- дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;

- у детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые театрализованные постановки.

- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

- проявление творчества при изготовлении поделок;

- применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

     В проекте выделены три этапа:

Первый - подготовительный

Содержание подготовительного этапа

1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».

2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.

3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте».

4. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».

5.Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.

6.Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».

7. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности

Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста

8. Диагностика детей.

Второй этап – основной.

  1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
  2. Знакомство с техникой изготовления оригами
  3. Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.
  4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами):

Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь»,

«треугольник», «блин», «воздушный змей», «рыба», «караблик», «лягушка», «птица».

И производные от этих форм поделки.

  1. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» (знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
  2. Для сюжетно-ролевых игр:  кошельки. Игра «найди такой же» на закрепление геометрических форм.
  3. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание.
  4. Изготовление в технике оригами героев сказок.
  5. Организация выставки «Мои поделки по оригами».

Третий этап – итоговый.

Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.

Содержание (перспективный план)

21 сентября

Беседа  «Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги»

Дидактическая игра: «Калейдоскоп»

Цель:  Знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ

22 сентября

Беседа  «История возникновения техники оригами»

Чтение художественных произведений: М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Творческая деятельность: «Лисичка»

Цель: Научить мастерить лисичку по пооперационной схеме.

Презентация: «Базовые формы оригами»

23 сентября

Беседа  «

Уголок Худ. лит-ры: подобрать художественную литературу про домашних животных.

Творческая деятельность: Оригами «Мордочка щенка и кошки» Забавные животные.

Цель: Развивать творческое воображение Воспитывать аккуратность при работе с бумагой «Кораблик» Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косынка»

26 сентября

Беседа «Беседа о труде взрослых, создающих предметы из бумаги»

Творческая деятельность: «Лягушка»

Цель:  Развитие интереса к моделированию и конструированию из бумаги

Чтение художественной литературы:  Сказка «Царевна-лягушка»

27 сентября

Уголок творчества: Рассматривание схем оригами.

Чтение художественной литературы: Оригамская сказка «Крестьянин»

Творческая деятельность: «Кораблик»

Цель: Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косынка»

28 сентября

Дидактическая игра: «Сложи из частей»

Чтение художественной  литературы: Загадывание и отгадывание загадок.

Творческая деятельность: «Цыпленок»

Цель: Упражнять детей в многократном складывании бумаги; Развивать глазомер. Совершенствовать навыки сгибания, складывания

29 сентября

Чтение художественных произведений: стих про оригами (геометрические фигуры)  «Мальчишка-мечтатель»

Творческая деятельность: Изготовление атрибута «кошелек» к сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

30 сентября

Чтение художественных произведений: Сказка «Лисичка»

Творческая деятельность: «Лисичка»

Цель: Научить мастерить лисичку по пооперационной схеме.

1 октября 

 Чтение художественных произведений: Стих «Город оригами»

Творческая деятельность: «Рыбка»

 Развивать умение складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки

 Уголок самостоятельной деятельности «Сделай сам»

Цель: Самостоятельно изготовление поделки по карте схеме

2 октября

Чтение художественных произведений: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Творческая деятельность: Коллективная работа «Аквариум с рыбками»

Цель: Умение создать определенный образ

Диагностика развития конструктивных способностей (оригами)

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.

Организация деятельности с родителями

Анкета «Оригами и дети»

Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Выставка книг: «Вдохновение  из Японии»

Выставка: «Волшебный мир оригами»

Буклеты: «Оригами – через игру к творческому развитию»

                  «Детям об оригами»

Мастер класс «Игрушки из бумаги»

Диагностика

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.

Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»

Задание №1

Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.

Инструкция: «Сложи лист пополам»

 Оценка:

5 баллов –  ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

 3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.

Инструкция: «Сложи лист по диагонали».

Оценка:

5 баллов –  ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадр т, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

3 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;

1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.

Задание №4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».

Оценка:

5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;

3 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;

1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.

Качественная характеристика уровней развития

конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»

Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)

Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет, и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.

Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)

Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.

Низкий уровень: (ниже 9 баллов)

Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.

Анкета «Оригами и дети»                                                                                                                                      Уважаемые родители!                                                                                                                                                    Мы проводим анкетирование с целью узнать: интересно ли Вашим детям делать поделки из бумаги по технике оригами.

Будем признательны, если Вы поможете нам ответить на следующие вопросы:

  1. Количество детей в семье ________
  2. Считаете ли Вы, что детям интересно делать поделки из бумаги? _______
  3. Как Вы считаете, с какого возраста можно заниматься оригами?_________
  4. Кто должен знакомить детей с приемами складывания бумаги? (нужное подчеркнуть)

- родители

- бабушки, дедушки

- воспитатели

- братья, сестры

- другие (укажите)__________________________

  1. Любят ли в Вашей семье делать поделки? ___________
  2. Кто-нибудь из старшего поколения занимался оригами?___________
  3. Как Вы считаете, есть ли польза для детей от изготовления поделок?______

Если да, то какая? (нужное подчеркнуть)

- развитие творчества, воображения

- развитие познавательных способностей

- развитие исследовательских навыков

- формирование тонкой моторики рук

- другие (указать)__________________________

  1. Хотели бы Вы получить информацию об удивительной истории оригами и ее значении в жизни дошкольника от педагогов дошкольного учреждения?_____

                                                                                    Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Волшебная Гжель" в подготовительной группе

Знакомство детей с русским декоративным искусством " Волшебная Гжель"...

Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" (подготовительная группа)

Кружковая деятельность уже давно стала неотъемлемой частью дошкольного образования. Она дает вохможность детям получать дополнительные навыки и знания в интересующей его области....

Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги» (подготовительная группа)

Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства д...

ПРОЕКТ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ "В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными термин...

Методическая разработка проекта "Волшебный мир камня" подготовительная группа

Проект "Волшебный мир камня" знакомит детей с разными видами камней и минералов, их особенностями и применением человеком. Через разные виды деятельности дети знакомятся со свойствами и прои...

Проект "Волшебные свойства магнитов" (подготовительная группа)

АктуальностьМагнит- самый удивительный предмет для детей и часто используемый в экспериментировании. Наша задача поближе познакомить детей со свойствами магнитов, какая сила притягивает предметы ...