ПРОЕКТ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ "В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
методическая разработка (подготовительная группа)
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podgotovitelnaya_gruppa_2020.odt | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
Детский сад № 15 «Аистенок»
ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«Волшебный мир оригами»
Подготовила
Калак О.П
2020г.
Содержание
Организация деятельности с родителями 11
Список использованных источников 15
Пояснительная записка
Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь.
Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.
Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию творческих способностей и художественного вкуса у детей через кружковую работу.
Актуальность проекта
Живописцу требуется холст,
Скульптору - необходимо пространство,
Для оригами нужен только лист бумаги.
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как колобок, репка, теремок. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее, как создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.
Оригами:
- Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,
- развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
- концентрацию внимания,
- стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
- совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Цель проекта: создать оптимальные условия для развития творческого мышления у детей в художественно - речевой и театрализованной деятельности по средствам занятий оригами.
Задачи проекта:
- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в традиционной манере без надрезов изготовлении моделей оригами, сложения из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной и пяти угольной.
- научить «читать» пооперационную карту;
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- изготовить поделки для театра оригами;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
- формировать культуру труда.
Гипотеза проекта: занятия оригами будут способствовать развитию творческих способностей детей через развитие мелкой моторики рук.
Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации:
01.11.2020– 25.05.2021г.
- Необходимые ресурсы.
- Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок), использование мультимедиа.
- Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.
- Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги «Радуга», ножницы, клей, фломастеры.
Ожидаемые результаты:
- дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;
- у детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые театрализованные постановки.
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Проект разработан воспитателем первой квалификационной категории
Калак Олеся Петровна,
В проекте выделены три этапа:
Первый - подготовительный
Содержание подготовительного этапа
1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».
2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.
3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте».
4. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».
5.Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
6.Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».
7. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности
Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста
Деловая игра с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста».
8. Диагностика детей.
Второй этап – основной.
- Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
- Знакомство с техникой изготовления оригами
- Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.
- Занятия по конструированию из бумаги (оригами):
Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом»,
«треугольник», «блин», «воздушный змей», «бомбочка», «рыба», «катамаран», «лягушка», «птица».
И производные от этих форм поделки.
- Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» (знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
- Для сюжетно-ролевых игр: колечки, кошельки. Игра «найди такой же» на закрепление геометрических форм.
- Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание.
- Изготовление в технике оригами героев сказок.
- Организация выставки «Мои поделки по оригами».
Третий этап – итоговый.
Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Перспективное планирование
Тема занятий | Цели и задачи | |
сентябрь | «В некотором царстве, в бумажном государстве…» | 1. Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; 2. Начать знакомить детей с историей искусства оригами. |
«Знакомимся со свойствами бумаги» | 1. Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги; 2. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами. | |
"Дверь", "Шкафчик". | 1. Учить детей сгибать лист бумаги пополам, совмещая противоположные стороны; а также сгибать противоположные стороны к основной линии сгиба. | |
«Косынка» | 1. Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла. | |
октябрь | «Елка» | 1. Учить детей складывать квадрат по диагонали. Составлять из треугольников елочку. |
«Вишенки» | 1. Учить сгибать круг по диагонали, и склеивать между собой. | |
«Гриб» | - учить складывать круги разных размеров пополам, составлять из двух частей целое. | |
«Ветка рябины» | - учить мастерить поделки из базовой формы «стрела». | |
ноябрь | «Воздушный змей» | - научить мастерить воздушного змея по пооперационной карте. |
«Коробочка» | - познакомить детей с новым способом складывания бумаги. | |
«Волк» | - научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. | |
декабрь | «Новогоднее панно» | - учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами. |
«Ожившая сказка» | - повышать интерес к занятиям оригами в театрализованной деятельности. | |
«Двухтрубный корабль» | - познакомить детей с новой базовой формой «блинчик». | |
январь | «Гном» | - учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей. |
«Дед Мороз» | - учить детей делать фигурки в технике оригами, используя схему. | |
«Веселые человечки» | - учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. | |
февраль | «Вертушки для малышей» | - учить изготавливать новые поделки из квадрата, треугольника. шестиугольника, круга. |
«Праздник мальчиков» | - упражнять в изготовлении новой поделки путем соединения нескольких деталей. | |
«Экскурсия в зоопарк». | - учить мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путем складывания его пополам и загибания углов к середине, соединяя четыре готовые детали. | |
«Грач» | - продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, и используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыба». | |
март | «Рыбка» | - развивать умение складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки; - закреплять знания о способах работы с бумагой. |
«Лягушонок» | - закреплять умение складывать бумагу пополам; - закреплять умение работать с бумагой; - развивать мелкую моторику пальцев; - развивать умение добиваться результатов в работе. | |
«Бабочка» | - развивать внимание, усидчивость. - развивать умение вырезать из сложенной в базовую форму бумагу; - развивать мелкую моторику рук. | |
«Мордочка щенка» | -развивать творческое воображение; - воспитывать интерес к работе с бумагой. - воспитывать аккуратность в работе. | |
«Цыпленок» | - упражнять детей в многократном складывании бумаги; - развивать глазомер. - совершенствовать навыки сгибания, складывания - развивать интерес к ручному труду. | |
апрель | «Дом» | - воспитывать желание делать приятное другим. - развивать творчество в работе с бумагой; - умение создать определенный образ. |
«Аквариум» - коллективная работа | - развивать фантазию - учится работать в группах. | |
«Лодочка плывет» | - Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косыночка», - украшение поделки с помощью аппликации. | |
«Любимые игрушки» | - Совершенствовать навыки складывания мордочек животных на основе знакомой базовой формы. | |
май | «Цветочный букет» коллективная работа | - Создание готовой поделки на основе уже знакомой базовой формы «косыночка», работа в коллективе. |
«Веселая полянка» Выставочная работа | - Повторить пройденный материал - Закрепить знания по оригами |
Организация деятельности с родителями
Беседы
Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
«Роль оригами в развитии детей»
Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома.
Продукты проекта для детей.
Выставка поделок оригами: лягушка, котенок, пингвин, журавлик
Создание коллективной работы по сказки «Теремок»
Продукты для родителей.
Совместное творчество с детьми
Презентация проекта на собрании
Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
«Роль оригами в развитии детей»
Буклет на тему: «Оригами – через игру к творческому развитию»
Диагностика
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.
Диагностика детского развития проводится два: вводный - - октябрь, итоговый – апрель-май.
Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
5 баллов – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
5 баллов – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
3 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
3 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет, и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.
Список использованных источников
1. Гончарова О.В. Театральная палитра. - М.: «Творческий центр», 2010 г
2. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
3. Соколова С. Театр оригами. - М.: «Академия умелые руки», 2006 г.
4. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких. - М.: «Творческий центр»,2009 г.
5 О.Щеглова, А.Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.
6. О.Мэри, О.Рошин. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012г.
7 Иголкина О.В./Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012г.
8. Модульное оригами. Игровые практики для детей и взрослых// вед. Шкурко Е.М. DVD, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).
Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....
Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.
Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"
ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...