Конспект интегрированной образовательной деятельности «Творческая мастерская у Василисы Премудрой» (с презентацией)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Творческая мастерская у Василисы Премудрой» для детей старшей группы.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Народная кукла Кувадка.

 

 
 

ОТ

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» г. ОРЛА

Конспект интегрированной ООД

«Творческая мастерская у Василисы Премудрой»

для детей старшей группы.

Подготовила: воспитатель

Ремизонцева Ю.Н

г. Орёл 2023

Конспект интегрированной ООД «Творческая мастерская у Василисы Премудрой» для детей старшей группы.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Программные задачи:

- продолжать знакомить с историей и традициями русского народа;

- познакомить детей с традиционной народной тряпичной куклой и принципом её изготовления;

- развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер и умение работать с лоскутками ткани;

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

Предварительная работа:

- беседа «Культура и традиции русского народа»;

- рассматривание экспонатов мини-музея «Куклы из бабушкиного сундука»

- составление описательных рассказов об игрушках

- разучивание хороводных игр, песен, потешек.

Материалы и оборудование:

сундучок, тряпичные куклы-обереги, проектор, ноутбук; музыкальное сопровождение «русские народные песни».

Раздаточный материал: белые или цветные лоскутки ткани, нити пряжи красного цвета, ножницы.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ИКТ; худ. слово, рассматривание образца, схема, демонстрация, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

Словарная работа: оберег, обряд, Кувадка.

Ход:

  1. Орг. момент.

Сюрпризный момент

Звучит русская народная музыка, воспитатель в русском народном костюме входит в группу, встречая гостей и детей.

-Здравствуйте гости дорогие! (кланяется) Я, Василиса Премудрая, очень рада вас видеть. Проходите в мою мастерскую!

Дети и гости рассаживаются на стулья.

#1052;отивационно-ориентировочный этап

-Дети, скажите, пожалуйста, вы любите играть? (Да) Расскажите о своей любимой игрушке.

Воспитатель слушает рассказы детей.

- Дети, у меня тоже есть любимая игрушка, прежде, чем я вам её покажу, отгадайте загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (Кукла)

-Да, это кукла. Показывает куклу.

- Посмотрите, из чего она сделана? (Основа из деревянного конуса, руки из лоскутков ткани, одежда украшена золотой тесьмой, волосы сделаны из ниток) Таких кукол люди изготавливали своими руками. У себя в мастерской я тоже делаю разных кукол. Посмотрите, перед вами материал, который я использую. Давайте рассмотрим его.

Рассматривание и называние подготовленного материала:

яркие лоскуты ткани разного размера, ленточки, кружева, нитки.

- Всё это необходимо мне при изготовлении новых кукол.

- А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? (да)

Но его так просто не открыть. Нужно ласково попросить:

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

Воспитатель открывает сундучок и достаёт игрушки-куклы.

- Сундучок хранит много кукол. Как вы думаете, из чего сделаны эти куклы? (Лоскутов ткани и ниток)

-Посмотрите внимательно, чем отличаются эти куклы от моей? (Да, у них нет лица)

Это были самые первые куклы, с которыми играли ваши прабабушки, их называли куклы-обереги.

- Как вы понимаете значение слова оберег? (оберегала, защищала)

- Да, куклы-обереги охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Таких кукол любили и берегли.

- Когда девочке исполнялось 5 лет, она должна была мастерить кукол сама. Лицо кукле не рисовали, считали, что в неё может вселиться злой дух. С ними можно и не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких от зла. Для каждого случая нужна была особенная кукла.

- Хотите узнать больше об этих удивительных куклах? (Да)

- Тогда, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в прошлое, во времена наших прабабушек и прадедушек, когда ещё не было телевизоров, раз личных конструкторов и современных игрушек. Я познакомлю вас с куклами-оберегами и покажу, как они выглядели.

Показ презентации «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ»

1.Кукла из золы «Баба».

-Когда появилась первая кукла, никто не знает, известно только, что она была сделана из золы. Дети, а вы знаете, откуда берется зола? Золу брали из печи, смешивали с водой, скатывали шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба». Эта кукла была оберегом женщины. Она передавалась по наследству от матери к дочери в день свадьбы.

2. Кукла-пеленашка.

- У малыша с его рождением появлялась первая кукла и называлась она - пеленашка. Её клали в колыбельку, она охраняла малыша от всего плохого.

3. Травница.

- Кубышка – травница. Эта кукла была наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. Ребёнок играл с такой куклой и излечивался от болезней, вдыхая запахи лекарственных трав.

4. Кукла "Колокольчик".

Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

5. Кукла «Десятиручка

Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

6. Кукла-дружок

Кукла –дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

7. Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил для определенного ритуала. (Масленица, Коляда, Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.

Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.

Веснянка – такую куклу подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.

Физминутка «У Маланьи».

А еще на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте в круг и повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

Дети садятся на стулья.

#1055;рактический этап

Дети, вы хотели бы научиться делать кукол своими руками? (Да)

- Я предлагаю вам сделать куклу «Кувадку».

Слово «кувадка» имеет древнее славянское происхождение; «Кувякать» - это значило плакать.

Куклу вешали над колыбелью младенца, чтобы он не плакал. Мягкие и безопасные для ребенка, кувадки часто становились любимой игрушкой.

Продуктивная деятельность

- Дети, пройдите за столы в мою мастерскую.

-Есть такое поверье, когда делали куклу, нужно было думать о хорошем, представить, как малыш будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. Вот и я предлагаю вам тоже во время изготовления куклы думать о чем-то хорошем. И все у нас получится.

-Перед вами лежит необходимый материал, который потребуется для изготовления куклы: два лоскута ткани, нитки пряжи красного цвета и ножницы.

- Посмотрите, какой формы лоскутки? (Это прямоугольники.)

- Как вы думаете, для чего нам нужен больш

ой прямоугольник для туловища или для рук? (Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище)

- Подумайте, для чего нам нужен маленький прямоугольник? (Из маленького прямоугольника сделаем руки.)

- А как мы можем использовать нитки? (С помощью ниток соединим руки с туловищем.)

Использование схемы с изображением алгоритма действий.

Приступаем к работе.

1этап. Положите перед собой большой лоскуток ткани. Скручиваем лоскуток к середине подлинным сторонам.

2этап. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетягивает лоскут несколькими витками нитки. Отрезаем нитку, оставив небольшие кончики. Концы нити завязываем тугим узлом. Обратите внимание на цвет ниток. Эти два цвета выбраны неслучайно. Так красный цвет символизирует изобилие, плодородие, а белый – чистоту, порядок.

3 этап. Берем маленький лоскуток ткани. Также скручиваем его. Нитью стягиваем нашу скрутку с обеих сторон, отступив от краев один пальчик. Это будут руки нашей куклы.

4 этап. Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке. Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Крест - знак жизни и плодородия. Завяжите двойной узелок. Кувадка готова.

-Дети, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать Кувадку в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику, сестренке.

#1056;ефлексивно-оценочный этап.

- Гости дорогие, скажите, понравилось ли вам у меня в мастерской?

- С какими куклами вы сегодня познакомились?

- Какая кукла больше всего понравилась (запомнилась)?

- С какой куклой вы хотели бы поиграть?

-Дети, вы прекрасно потрудились, замечательные Кувадки у вас получились. Я вижу, что вам понравилось делать кукол.

Ну, а мне пора прощаться, в путь дорогу собираться. Всего доброго мои дорогие, буду ждать вас в гости!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУКЛЫ ОБЕРЕГИ

Слайд 5

кукла колокольчик

Слайд 8

КУКЛА КОСТРОМА

Слайд 9

Пасхальная кукла Пасхальный зайчик

Слайд 10

к укла Купавка



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов

Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию,  с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде....

Конспект занятия в творческой мастерской" Богатыри"

Знакомство детей дошкольного возраста с нарушением зрения с картиной В.Васнецова "Богатыри". Изготовление образов богатырей из природного материала- лыко....

Конспект интегрированного занятия «Тарелкина мастерская»

Конспект интегрированного занятия по экспериментированию и рисованию....

Конспект Занятия в творческой мастерской «Отдарок на подарок» Старший дошкольный возраст

Цель: развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.Программное содержание:1.     Расширять знания детей о разнообразии тряпичной куклы;2.     Учить д...

Творческая мастерская «Изготовление русской народной куклы»

Воспитание уважения к труду старших поколений.Приобщение к народной культуре.Обучение традиционному рукоделию (« тряпичные куклы - обереги»)Помимо этого изучение блока «Материаловеде...

Конспект открытого мероприятия Творческая мастерская в младшей группе «Как Мишутка свою сказку искал».

Цель НОД: Развитие познавательно - речевой активности дошкольников через театрально - игровую деятельность....