Конспект совместной образовательной деятельности "В мастерской у папы Карло" по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект совместной образовательной деятельности "В мастерской у папы Карло" по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aprel_konspekt_sovmestnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности
по экспериментированию с использованием
метода моделирования «маленькими человечками»
- Возрастная группа детей:
Подготовительная к школе
- Тема совместной образовательной деятельности:
«В мастерской у папы Карло»
- Цель:
- Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)
- Психолого-педагогические задачи:
- Формировать у детей представления о свойствах дерева и производных от него материалах (стружке, опилках, угле)
- Развивать у детей умение взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях и отражать результаты эксперимента посредством его моделирования «маленькими человечками» («заглянуть внутрь» эксперимента)
- Формировать умение опытным путём выявлять свойства материалов, производные от дерева (стружка, опилки, уголь) при взаимодействии с водой; строить гипотезы и делать выводы.
- Воспитывать доброжелательное отношение к просьбам сказочных героев и желание помочь им.
- Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
- Виды детской деятельности, лежащие в основе организации совместной деятельности
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Экспериментирование
Моделирование
Восприятие художественной литературы
- Предварительная работа:
Целевая прогулка. Наблюдение за разными породами деревьев за пределами детского сада.
Сбор материала для групповой мини лаборатории (кусочки дерева, мелкие деревянные предметы, стружка, крупные опилки, мелкие опилки, уголь, зола и т.п.)
Рассматривание спилов ели, сосны, лиственницы, осины, берёзы и др. деревьев. Пополнение мини лаборатории
Чтение сказки Л.Н.Толстого «Приключения Буратино»
Рассматривание альбома «Деревянная посуда»
Посещение музея детского сада. Рассматривание старинной деревянной утвари.
Викторина «Из чего сделаны предметы»
Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Мастерская деревянных игрушек»
- Словарная работа:
«Стружки», «опилки», «уголь», «зола», «рукотворный мир», «природный мир»
- Методы и приёмы:
Беседа
Игровой
Проблемные, поисковые вопросы
Эвристический
Практический
Наглядный
Экспериментирование
Моделирование «маленькими человечками»
- Оборудование и материалы:
Компьютер
Проектор
Демонстрационная доска для показа слайдов
Электронная презентация «В мастерской у папы Карло»
Древесные опилки
Древесная стружка
Древесный уголь
Маленькие тазики с водой
Салфетки
Бумага А4
Пеналы с «маленькими человечками»
Трафареты с «маленькими человечками»
Фломастеры
Цветные карандаши
Точилки для карандашей
- Последующая работа:
Долгосрочный проект «Вырастал дубок на воле»
Ход деятельности:
Демонстрация презентации «В мастерской у папы Карло» со словесным сопровождением воспитателя.
Слайд №1 Титульный лист «В мастерской у папы Карло»
- Дети, сегодня на нашу электронную почту снова пришло послание. Догадайтесь, от кого:
Кто, скажите, смастерил и детишкам подарил
Деревянного мальчишку, озорного шалунишку?
(Папа Карло, Буратино)
Слайд №2 Картинка с изображением папы Карло, держащего в руках деревянного Буратино.
- Папа Карло и Буратино приглашают нас в свою мастерскую в каморке. Как вы думаете, что обозначает слово «мастерская» (Место, где что-то мастерят)
- Что мастерил папа Карло в своей каморке? (Предметы и игрушки из дерева)
Слайд №3 Картинка с изображением Буратино и деревянных предметов на столе
- Дети, какие свойства дерева вам известны? (Ответы детей)
- Какие свойства дерева помогают папе Карло мастерить из него игрушки? или (Что делает с деревом папа Карло, когда мастерит игрушки?)
- Дети, Буратино в школе задали домашнее задание: узнать всё о свойствах дерева.
Слайд №4 Картинка с изображением Буратино и Мальвины
- Как оказалось, ему сложно с этим справиться, что же делать? (Предложения детей)
- Вы хотите помочь нашему сказочному другу, и вместе с ним узнать всё о свойствах дерева и деревянных отходах, которые от него получаются?
Слайд №5 Картинка с изображением человека, который колет дрова (анимация)
- Что делает человек, изображённый на картинке? (Колет дрова)
- Что после этого происходит с деревом? (Дерево растрескивается и разлетается на большие осколки - поленья)
- Как можно использовать дрова? (Топить печь)
Слайд №6 Картинка с изображением папы Карло, держащего в руках корзину с дровами и Буратино, держащего в руках полено.
Слайд №7 Картинка с изображением человека, который пилит дрова, пила и Буратино (анимация)
- Что делает человек, изображённый на картинке? (Пилит дрова)
- Что получается во время пиления дерева пилой? (Получаются опилки)
Слайд №8 Картинка с изображением Буратино, который держит в руках корзину, наполненную деревянными опилками
Задание 1.С помощью «маленьких человечков» построить модель «Опилки»
Слайд №9 Модель «Опилки» и Буратино на бревне с пилой
Задание 2. Опытным путём определить свойства опилок при взаимодействии с водой.
Алгоритм познавательных действий:
- Варианты детских гипотез:
1. Опилки деревянные, если их положить в воду, то они не утонут, а будут плавать на поверхности воды, как и дерево.
2.Деревянные опилки очень мелкие, они намокнут в воде и утонут.
- Проведение детьми опыта самостоятельно.
Дети наливают в маленькие тазики воду и опускают туда деревянные опилки, оставив их в воде на некоторое время.
- Вывод:
Опилки намокли в воде, но не утонули, потому что они деревянные.
- Моделирование результата опыта
Слайд №10 Модель «деревянные опилки не тонут в воде» и Буратино, опускающий опилки в воду.
Слайд №11 Картинка с изображением человека, который строгает деревянную доску (анимация)
- Что делает человек, изображённый на картинке?
- Что получается после этого с деревом?
Слайд №12 Картинка с изображением Буратино, который держит в руках корзину, наполненную деревянной стружкой
- Как вы, дети, думаете, можно ли детям выполнять такие действия? Почему? (Ответы детей)
- Предметы, с помощью которых мастер выполняет такую работу, имеют острые и колющие края, поэтому их использовать может только взрослый!
- Как безопасно самостоятельно мы можем получить деревянную стружку? (Использовать карандаш и точилку для карандашей)
Слайд №13 Картинка с изображением Буратино, который держит в руках точилку для карандашей, цветные карандаши и карандашная стружка
Задание 3. Самостоятельно получить деревянную стружку, используя карандаш и точилку.
Задание 4. Опытным путём определить свойства стружки при взаимодействии с водой.
Алгоритм познавательных действий:
- Варианты детских гипотез:
1.Стружка деревянная, если её положить в воду, то она не утонет, а будет плавать на поверхности воды, как и дерево.
2.Тонкая стружка намокнет в воде и утонет.
- Проведение детьми опыта самостоятельно.
Дети наливают в маленькие тазики воду и опускают туда деревянную стружку, оставив на некоторое время.
- Вывод:
Стружка намокла в воде, но не утонула, потому что она деревянная
- Моделирование результата опыта
Слайд №14 Модель «деревянная стружка не тонет в воде» и Буратино, опускающий деревянную стружку в воду.
- Как по-другому папа Карло может использовать дерево в своей каморке? (Топит дровами очаг, чтобы согреться и приготовить еду)
Слайд №15 Картинка с изображением папы Карло и Буратино у горящего очага
- Можно ли детям самостоятельно использовать дрова, зажигать их? (Обоснованные ответы детей)
Задание 5.С помощью «маленьких человечков» огня и дыма построить модель горящих дров
Слайд №16 Модель «Горящие дрова»
- Как вы думаете, что получается после того, как сгорят дрова? (Уголь)
Слайд №17 Картинка с изображением Буратино, который держит в руках корзину, наполненную древесным углём
Задание 6 . Опытным путём определить свойства древесного угля при взаимодействии с водой.
Алгоритм познавательных действий:
- Варианты детских гипотез:
1. Уголь из дерева, если его положить в воду, то он не утонет, а будет плавать на поверхности воды, как и дерево.
2.Уголь хрупкий, он размокнет в воде и утонет.
- Проведение детьми опыта самостоятельно.
Дети наливают в маленькие тазики воду и опускают туда древесный уголь, оставив его в воде на некоторое время.
- Вывод:
Уголь не размок и не утонул в воде, потому что он из дерева.
- Моделирование результата опыта
Слайд №18 Модель «древесный уголь не тонет в воде» и Буратино, опускающий уголь в воду.
- Дети, вот вы и помогли Буратино многое узнать о свойствах дерева. Какие свойства дерева вы можете назвать?
- Дерево пилится – получаются опилки. Опилки не тонут в воде, потому что они деревянные.
- Дерево стругается – получается стружка. Стружка не тонет в воде, потому что она деревянная.
- Дерево колется – получаются дрова.
- Дерево горит в огне – получается уголь. Уголь не тонет в воде, потому что он древесный.
- Какой общий вывод мы можем сделать после того, как провели опыты с водой и материалами из дерева?
Вывод: Дерево и все материалы из него не тонут в воде.
- Дети, вот теперь мы можем смело сказать, что мы не только помогли Буратино многое узнать, но и сами многое узнали и многому научились!
Слайд №19 Картинка с изображением Буратино, который показывает Мальвине выполненное домашнее задание
-А теперь, дети, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Хорошо - плохо». Воспитатель приводит примеры ответов, дети продолжают игру.
хорошо:
- можно делать деревянные игрушки
- дровами можно затопить печь и согреться
- можно приготовить еду на горящих дровах
- и т.п.
плохо:
- деревья погибают, когда их срубают
- мало деревьев – птицам негде вить гнёзда
- людям негде спрятаться в жаркий день
- и т.п.
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились, чего раньше не умели?
- Что ещё хотели бы узнать о дереве и материалах из него?
- Чему ещё хотели бы научиться?
- Дети, что вы чувствовали сегодня? (Было трудно, грустно, радостно, весело, интересно и почему?)
- Как нашли решение? (в случае, если было трудно)
Слайд №20 Интернет источники
Слайд №21 Титульный лист с титрами
- Сегодня мы пошлём Буратино электронное письмо, в котором напишем обо всём, что узнали о свойствах дерева и материалах из него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕК»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ«СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕК»...
Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".
Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...
ТРИЗ Конспект совместной деятельности "НОВОГОДНЕЕ УГОЩЕНИЕ ДЛЯ СНЕЖИКА И ЕГО ДРУЗЕЙ", "вкусное" экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками"
Конспект совместной деятельности "НОВОГОДНЕЕ УГОЩЕНИЕ ДЛЯ СНЕЖИКА И ЕГО ДРУЗЕЙ" в рамках авторской программы "МАЛЕНЬКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ", "вкусное" экспериментирование с ис...
ТРИЗ. Конспект совместной образовательной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» «Воздух и вода – наши друзья» (викторина)
Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MIMIOPAD НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».
КОНСПЕКТСОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MIMIOPAD НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во II младшей группе Тема : «Маленькие фокусники» (экспериментирование с водой)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во II младшей группе Тема: "Маленькие фокусники" (экспериментирование с водой)...
Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ
Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...