Конспект совместной образовательной деятельности "В мастерской у папы Карло" по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Конспект совместной образовательной деятельности "В мастерской у папы Карло" по экспериментированию с использованием  метода моделирования «маленькими человечками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel_konspekt_sovmestnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

по экспериментированию с использованием

 метода моделирования «маленькими человечками»

  • Возрастная группа детей:

Подготовительная к школе

  • Тема совместной образовательной деятельности:

«В мастерской у папы Карло»

  • Цель:

- Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)

  • Психолого-педагогические  задачи:

- Формировать у детей  представления о свойствах дерева и производных от него материалах (стружке, опилках, угле)

- Развивать у детей умение взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях и отражать результаты эксперимента посредством его моделирования «маленькими человечками» («заглянуть внутрь» эксперимента)

- Формировать умение опытным путём выявлять свойства материалов, производные от дерева (стружка, опилки, уголь) при взаимодействии с водой; строить гипотезы и делать выводы.

- Воспитывать доброжелательное отношение к просьбам сказочных героев и желание помочь им.

  • Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

  • Виды детской деятельности, лежащие в основе организации совместной деятельности

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование

Моделирование

Восприятие художественной литературы

  • Предварительная работа:

Целевая прогулка. Наблюдение за разными породами деревьев за пределами детского сада.

Сбор материала для групповой мини лаборатории  (кусочки дерева,  мелкие деревянные предметы, стружка, крупные опилки, мелкие опилки, уголь, зола и т.п.)

Рассматривание спилов ели, сосны, лиственницы, осины, берёзы и др. деревьев. Пополнение мини лаборатории

Чтение сказки Л.Н.Толстого «Приключения Буратино»

Рассматривание альбома «Деревянная посуда»

Посещение музея детского сада. Рассматривание старинной деревянной утвари.

Викторина «Из чего сделаны предметы»

Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Мастерская деревянных игрушек»

  • Словарная работа:

«Стружки»,  «опилки», «уголь», «зола», «рукотворный мир», «природный мир»

  • Методы и приёмы:

Беседа

Игровой

Проблемные, поисковые вопросы

Эвристический

Практический

Наглядный

Экспериментирование

Моделирование «маленькими человечками»

  • Оборудование и материалы:

Компьютер

Проектор

Демонстрационная доска для показа слайдов

Электронная презентация «В мастерской у папы Карло»

Древесные опилки

Древесная стружка

Древесный уголь

Маленькие тазики с водой

Салфетки

Бумага А4

Пеналы с «маленькими человечками»

Трафареты с «маленькими человечками»

Фломастеры

Цветные карандаши

Точилки для карандашей

  • Последующая работа:

Долгосрочный проект «Вырастал дубок на воле»

Ход деятельности:

Демонстрация презентации «В мастерской у папы Карло» со словесным сопровождением воспитателя.

Слайд №1 Титульный лист «В мастерской у папы Карло»

- Дети, сегодня на нашу электронную почту снова пришло  послание. Догадайтесь, от кого:

Кто, скажите, смастерил и детишкам подарил

Деревянного мальчишку, озорного шалунишку?

(Папа Карло, Буратино)

Слайд №2 Картинка с изображением папы Карло, держащего в руках деревянного Буратино.

- Папа Карло и Буратино приглашают нас в свою мастерскую в каморке. Как вы думаете, что обозначает слово «мастерская» (Место, где что-то мастерят)

- Что мастерил папа Карло в своей каморке? (Предметы и игрушки из дерева)

Слайд №3 Картинка с изображением  Буратино и деревянных предметов на столе

- Дети, какие свойства дерева вам известны? (Ответы детей)

- Какие свойства дерева помогают папе Карло мастерить из него игрушки? или (Что делает с деревом папа Карло, когда мастерит игрушки?)

- Дети, Буратино в школе задали домашнее задание:  узнать всё о свойствах дерева.

Слайд №4 Картинка с изображением  Буратино и Мальвины

- Как оказалось, ему сложно с этим справиться, что же делать? (Предложения детей)

- Вы хотите помочь нашему сказочному другу, и вместе с ним узнать всё о свойствах дерева и деревянных отходах, которые от него получаются?

Слайд №5 Картинка с изображением человека, который колет дрова (анимация)

- Что делает человек, изображённый на картинке?  (Колет дрова)

- Что после этого происходит с деревом? (Дерево растрескивается  и разлетается на большие осколки - поленья)

- Как можно использовать дрова?  (Топить печь)

Слайд №6 Картинка с изображением папы Карло, держащего в руках корзину с дровами и Буратино, держащего в руках полено.

Слайд №7 Картинка с изображением человека, который пилит дрова, пила и Буратино  (анимация)

- Что делает человек, изображённый на картинке?  (Пилит дрова)

- Что получается во время пиления дерева пилой? (Получаются опилки)

Слайд №8 Картинка с изображением Буратино, который держит в руках корзину, наполненную деревянными опилками

Задание 1.С помощью «маленьких человечков» построить модель «Опилки»

Слайд №9 Модель «Опилки» и Буратино на бревне с пилой

Задание 2. Опытным путём определить свойства опилок при взаимодействии с водой.

Алгоритм познавательных действий:

- Варианты детских гипотез:

 1. Опилки деревянные, если их положить в воду, то они не утонут, а будут плавать на поверхности воды, как и дерево.

2.Деревянные опилки очень мелкие, они намокнут в воде и утонут.

- Проведение детьми опыта самостоятельно.

Дети наливают в маленькие тазики воду и опускают туда деревянные  опилки, оставив их в воде на некоторое время.

- Вывод:

Опилки намокли в воде, но не утонули, потому что они деревянные.

- Моделирование результата опыта

Слайд №10 Модель «деревянные опилки не тонут в воде» и Буратино, опускающий опилки в воду.

Слайд №11 Картинка с изображением человека, который строгает деревянную доску (анимация)

- Что делает человек, изображённый на картинке?

- Что получается после этого с деревом?

Слайд №12 Картинка с изображением Буратино, который держит в руках корзину, наполненную деревянной стружкой

- Как вы, дети, думаете, можно ли детям выполнять такие действия? Почему? (Ответы детей)

- Предметы, с помощью которых мастер выполняет такую работу, имеют острые и колющие края, поэтому их использовать может только взрослый!

- Как безопасно самостоятельно  мы можем  получить деревянную стружку? (Использовать карандаш и точилку для карандашей)

Слайд №13 Картинка с изображением Буратино, который держит в руках точилку для карандашей, цветные карандаши и карандашная стружка

Задание 3Самостоятельно  получить деревянную стружку, используя карандаш и точилку.

Задание 4. Опытным путём определить свойства стружки при взаимодействии с водой.

Алгоритм познавательных действий:

- Варианты детских гипотез:

 1.Стружка деревянная, если её положить в воду, то она не утонет, а будет плавать на поверхности воды, как и дерево.

2.Тонкая стружка намокнет в воде  и утонет.

- Проведение детьми опыта самостоятельно.

Дети наливают в маленькие тазики воду и опускают туда деревянную стружку, оставив на некоторое время.

- Вывод:

Стружка намокла в воде, но не утонула, потому что она деревянная

- Моделирование результата опыта

Слайд №14 Модель «деревянная стружка не тонет в воде» и Буратино, опускающий деревянную стружку в воду.

- Как по-другому  папа Карло может использовать дерево в своей каморке?  (Топит дровами очаг, чтобы согреться и приготовить еду)

Слайд №15 Картинка с изображением папы Карло и  Буратино у горящего очага

- Можно ли детям самостоятельно использовать дрова, зажигать их? (Обоснованные ответы детей)

Задание 5.С помощью «маленьких человечков» огня и дыма  построить модель горящих дров

Слайд №16 Модель «Горящие дрова»

- Как вы думаете, что получается после того, как сгорят дрова? (Уголь)

Слайд №17 Картинка с изображением Буратино, который держит в руках корзину, наполненную древесным углём

Задание 6 . Опытным путём определить свойства древесного угля при взаимодействии с водой.

Алгоритм познавательных действий:

- Варианты детских гипотез:

 1. Уголь из дерева, если его положить в воду, то он не утонет, а будет плавать на поверхности воды, как и дерево.

2.Уголь хрупкий, он размокнет в воде и утонет.

- Проведение детьми опыта самостоятельно.

Дети наливают в маленькие тазики воду и опускают туда древесный уголь, оставив его в воде на некоторое время.

- Вывод:

Уголь не размок и не утонул в воде, потому что он из дерева.

- Моделирование результата опыта

Слайд №18 Модель «древесный уголь не тонет в воде» и Буратино, опускающий уголь в воду.

- Дети, вот вы и помогли Буратино многое узнать о свойствах дерева. Какие свойства дерева вы можете назвать?

  • Дерево пилится – получаются опилки. Опилки не тонут в воде, потому  что они деревянные.
  • Дерево стругается – получается стружка. Стружка не тонет в воде, потому что она деревянная.
  • Дерево колется – получаются дрова.
  • Дерево горит в огне – получается уголь. Уголь не тонет в воде, потому что он древесный.

- Какой общий вывод мы можем сделать после того, как провели опыты  с водой и материалами из дерева?

Вывод: Дерево и все материалы из него не тонут в воде.

- Дети, вот теперь мы можем смело сказать, что мы не только помогли Буратино многое узнать, но и сами многое узнали и многому научились!

Слайд №19 Картинка с изображением Буратино, который показывает Мальвине выполненное домашнее задание

-А теперь, дети,  я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Хорошо - плохо». Воспитатель приводит примеры ответов, дети продолжают игру.  

хорошо:

- можно делать деревянные игрушки

- дровами можно затопить печь и согреться

- можно приготовить еду на горящих дровах

- и т.п.

плохо:

- деревья погибают, когда их срубают

- мало деревьев – птицам негде вить гнёзда

- людям негде спрятаться в жаркий день

- и т.п.

Рефлексия:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились, чего раньше не умели?

- Что ещё хотели бы узнать о дереве и материалах из него?

- Чему ещё хотели бы научиться?

- Дети, что вы чувствовали сегодня?  (Было трудно, грустно, радостно, весело, интересно и почему?)

- Как нашли решение? (в случае, если было трудно)

Слайд №20 Интернет источники

Слайд №21 Титульный лист с титрами

- Сегодня мы пошлём Буратино электронное письмо, в котором напишем обо всём, что узнали о свойствах дерева и материалах из него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕК»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ«СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕК»...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".

Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...

ТРИЗ Конспект совместной деятельности "НОВОГОДНЕЕ УГОЩЕНИЕ ДЛЯ СНЕЖИКА И ЕГО ДРУЗЕЙ", "вкусное" экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками"

Конспект совместной деятельности "НОВОГОДНЕЕ УГОЩЕНИЕ ДЛЯ СНЕЖИКА И ЕГО ДРУЗЕЙ" в рамках авторской программы "МАЛЕНЬКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ", "вкусное" экспериментирование с ис...

ТРИЗ. Конспект совместной образовательной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» «Воздух и вода – наши друзья» (викторина)

Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MIMIOPAD НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».

КОНСПЕКТСОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MIMIOPAD НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во II младшей группе Тема : «Маленькие фокусники» (экспериментирование с водой)

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во II младшей группе  Тема: "Маленькие фокусники" (экспериментирование с водой)...

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...