«Разноцветный год» в детском саду: театрализованная деятельность через использование цвета
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Прищепа Татьяна Анатольевна

«Разноцветный год» каждый месяц имеет свой цвет. Цвета не случайны: они выбраны по ассоциациям с природными явлениями, праздниками, традициями.В течение месяца воспитатели с детьми могут готовить «цветные» поделки, рисуют, рассуждать о природных явлениях, предстоящих праздниках, вспоминать «цветные» загадки, стихи, литературные произведения. В конце каждого месяца можно проводить праздник «Цветной день». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_raznotsvetnyy_god_v_detskom_sadu.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Авторы:

Прищепа Татьяна Анатольевна, заведующий детским садом,                воспитатель;

Марталог Мария Сергеевна, воспитатель, музыкальный руководитель.

Минина Светлана Павловна, воспитатель,

Шагзадина Лейсан Ильшатовна, воспитатель,

«Разноцветный год» в детском саду: театрализованная деятельность через использование цвета

 «Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,

творчества»

В.А. Сухомлинский

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Очень важную роль в этом возрасте играет театрализованная деятельность. Она позволяет дошкольникам получить ценный опыт социального взаимодействия, навыков поведения в различных ситуациях. Дети могут посмотреть на себя со стороны, изображая разные социальные роли, разные характеры и поступки.

Театрализованная деятельность с дошкольниками имеет свои особенности: например, на первый план выходит эмоциональный аспект. Наболее эмоционально дети дошкольного возраста реагируют на яркие зрительные образы, яркие цвета. Именно поэтому мы считаем целесообразным включать в театрализованную деятельность с детьми работу с цветом.

«Разноцветный год» каждый месяц имеет свой цвет. Цвета не случайны: они выбраны по ассоциациям с природными явлениями, праздниками, традициями.

  • «Желтый сентябрь» пришел и раскрасил деревья первыми желтыми листочками! Как светло и спокойно на душе! Природа готовится к зиме.
  • «Оранжевый октябрь» принес нам урожай – репку, тыкву, морковку. Как весело и красиво вокруг! Листья покрывают землю ярким ковром.
  • «Коричневый ноябрь» - посмотрите, на улице совсем не осталось ярких красок, мы видим бурые листья на земле, коричневые стволы деревьев.
  • «Белый декабрь» пришел и принес с собой белый пушистый снег, все вокруг белым бело. Лепим Снеговиков, строим снежные горки.
  • «Синий, голубой январь» – время синих метелей и голубых снежинок.
  • «Фиолетовый февраль» - на темно-фиолетовом небе лиловые закаты.
  • «Красный март», самый любимый праздник детей – праздник милых мам и бабушек - 8 марта.
  • «Черно-белый апрель» принес нам проталины на белом снегу, отчетливо на солнышке видны черные, пока еще голые ветки деревьев. Черно-белые березы особенно хороши ранней весной!
  • «Зеленый май» пришел, появляется нежная травка, первые листочки на деревьях. Природа проснулась и закипела «зеленая» жизнь!
  • «Разноцветное лето» - завершение года. У лета много красок – желтый песок и синее море, зеленая листва, белые одуванчики, красная земляника.

В течение месяца воспитатели с детьми могут готовить «цветные» поделки, рисуют, рассуждать о природных явлениях, предстоящих праздниках, вспоминать «цветные» загадки, стихи, литературные произведения. В конце каждого месяца можно проводить праздник «Цветной день». В этот день музыкальный зал украсить соответствующим цветом, создать из детских цветных поделок выставку. Сами дети и воспитатели в этот день могут быть одеты в цвет месяца. Детский сад в этот день невероятно преображается, ребята приходят в группу нарядные, радостные и ожидают праздника. «Цветной день» наполняется стихами, песнями, танцевальными этюдами, мини-играми, физкультминутками, а также выставками рисунков и поделок.

Для каждого из месяцев «Разноцветного года» можно выбрать сценарии сказок, посвященных одному цвету («Колосок» для «Желтого сентября», «Красная шапочка» для «Красного марта», «Три медведя» для «Коричневого ноября», и др.).

Дети совместно с воспитателями могут ставить спектакли. Это может быть небольшая сценка, инсценировка детской песенки, драматизация небольшого литературного произведения (сказки, рассказа, притчи).

«Разноцветный год» состоит из 9 «цветных» месяцев и заключительного дня, проводимого в День защиты детей, 1 июня. В этот день можно подвести итоги деятельности. Дети совместно с воспитателями могут показать спектакль «Цветик-семицветик» по рассказу В. Катаева. Завершая «Разноцветный» учебный год в детском саду, можно поговорить о том, что впереди детей ждет богатое разными красками лето и множество удивительных открытий.

Театрализованная деятельность с использованием цвета позволяет решить многие социально-личностные задачи. В ходе такой деятельности происходит формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи.

 Цвет, как говорилось ранее, является сильным средством эмоционального воздействия на человека. Восприятие цветов сказывается на формировании детской личности, на развитии эстетического вкуса, мышления, памяти, речи.

Цвет придает дополнительную эмоциональную окраску художественным образам, используемым в постановках. Снеговик-почтовик белый, а белый – цвет чистоты, правды, поэтому снеговик очень добрый и честный. Оранжевый – цвет огненный, неугомонный, поэтому рыжая лисичка суетная и неугомонная. Фиолетовый цвет - загадочный, а что может быть загадочнее космоса, откуда прилетел Лунтик?

Цвет позволяет детям отвлечься от собственной неуверенности, застенчивости, робости. Воспитатели, музыкальный руководитель в процессе подготовки спектаклей акцентируют внимание детей на «цветной теме», и вот уже ребенок с увлечением изображает хитрую рыжую лисичку из сказки «Лисичка со скалочкой» или милого и доброго фиолетового Лунтика из одноименного мультфильма.

В процессе театрализованной деятельности с цветом развивается творческая активность детей. Детям предлагается подумать о костюмах, организации сцены, украшении зала. Малышам становится интересно, когда они не только изображают героев, но и сами становятся немного режиссерами, оформителями, сценаристами.

 Воспитательное значение такой театрализованной деятельности состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма. Особенно важны нравственные уроки постановок, которые дети получают в результате совместного анализа каждого спектакля.

Таким образом, театрализованная деятельность в виде постановок «Цветных сказок» позволяет нам реализовать такие задачи дошкольного воспитания, как: освоение (примерка) на себе разных социальных ролей, чувство коллектива, работа в команде, совместное творчество, ответственность, уверенность в себе. Включение работы с цветом в театрализованную деятельность в ДОУ способствует созданию психологически комфортных условиий для раскрытия таланта каждого ребенка, эмоциональному и творческому раскрепощению детей, формированию уверенности в себе, чувства собственной успешности. что отвечает требованиям личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ

Материал раскрывает пути оптимизации управления взаимодействием детского сада и семьи на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий, с целью решения актуальны...

Театрализованная деятельность через использование художественной литературы (сказки)

Театрализованная деятельность с младшими дошкольниками...

Конспект непрыровной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Театрализованная деятельность по сказкам. Тема : «Сказочные герои из разных сказок».

Цель:1.     Учить   вспоминать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»), отвечать на вопросы по их сюжету; отгадывать загадкипро сказочных герое , ...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Рабочий проект на тему: " Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ "

Проект оптимизации управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ ....

Театрализованная деятельность через использование сказки

Театрализованная деятельность имеет немаловажное значение для развития детей. Чем раньше ребенок познакомится с этим удивительным миром театра, тем богаче станет он сам....