Рабочий проект на тему: " Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ "
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №26
Приморского района Санкт-Петербурга
Рабочий проект на тему: «Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи через использование ИКТ».
Выполнила:
Лазарева А. И.
2021 год.
Проект оптимизации управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ.
Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».
В сложившихся социально – культурных экономических условиях к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам «семья», «улица», «детский сад». Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие должно быть развивающим и поддерживающим.
Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.
Развивающее взаимодействие призвано предупреждать возникновение проблем и помогать родителям, осваивать продуктивные способы общения с ребенком.
Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детского сада, к которым относится:
· в функциональные обязанности руководителя ДОУ входит обеспечение эффективного взаимодействия с родителями;
· старший воспитатель мобилизует педагогов на решение задач взаимодействия с семьей, привлекает к их решению родителей и общественность, организовывает просветительскую работу для родителей;
· педагог – психолог создает психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса, формирует психологическую культуру родителей и педагогов.
· старшая медицинская сестра организует совместную работу с семьей по воспитанию здорового ребенка;
· воспитатель детского сада управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников.
Каждый уровень системы управления находиться в рамках должностных обязанностей и инструкций.
Роль заведующего и старшего воспитателя – управление в зоне ближайшего развития социально – педагогического взаимодействия, поддерживающее педагогов и родителей в решении проблем, направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия.
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским ) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Информация – совокупность каких – либо данных, знаний.
Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков.
Семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ:
- нестабильность общества
- социальная напряжённость
- экономическое давление
Передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, но для этого необходимо создать следующие условия:
1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
2.Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.
3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет более эффективным, если оно опирается на результаты изучения:
• потребностей и интересов семей;
• категорий семей;
• стилей семейного воспитания;
• ребёнка во всех его сферах развития;
•рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.
Постановка проблемы:
Детскому саду необходимо налаживать взаимодействие с семьей, используя новые формы взаимодействия. Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты.
Проблемы использования ИКТ:
• нет компьютеров у родителей;
• недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;
• недостаточное материально-техническое обеспечение.
Цель проекта: Оптимизация управления взаимодействием детского сада с семьей на основе эффективного использования информационно- коммуникативных технологий, с целью решения актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.
Задачи:
1) Интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.
2)Повышение информационно – коммуникативной компетенции всех участников проекта.
3)Создание информационно – коммуникативной службы в ДОУ
4) Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия.
5)Создать условия для использования информационно–коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей.
6)Развивать демократический стиль управления ДОУ.
7)Реализация механизма и форм публичной отчетности.
8)Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.
9)Популяризировать деятельность ДОУ.
Гипотеза: Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.
Проект основан на концептуальных положениях:
- Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов;
- Педагогическая целесообразность;
- Интеграция;
- Принцип мультимедийности;
- Принцип интерактивности.
Воспитатель - является носителем навыков использования информационно – коммуникативных технологий, консультантом родителей в повседневном деятельности. В проекте принимают активное участие и другие педагоги дошкольного учреждения.
Родители воспитанников ДОУ – неотъемлемые участники проекта. Получают информацию, используют ее и осуществляют обратную связь с детским садом через информационно – коммуникативные технологии.
Информационно – коммуникативная служба детского сада:
- сайт детского сада;
- редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;
- создание медиатеки;
- электронная рекламная деятельность.
Ожидаемые результаты:
1) Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий;
2)Обновление форм и методов взаимодействия детского сада с семьей;
3)Публичность и открытость системы управления ДОУ;
4)Функционирование информационно – коммуникативной службы;
5)Обоюдная готовность детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.
Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов, а также создания психолого – педагогических условий развития положительной мотивации.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые: разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов);
Научно-методические:
1.функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;
2. разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
3.внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
4.Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ.
Кадровые:
1.создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
2. привлечение необходимых специалистов извне;
3.создание творческих групп;
Информационные:
1.формирование банка данных по реализации проекта;
2.мониторинговые мероприятия;
3.организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;
Материально-технические:
1.приобретение технических и дидактических средств обучения;
2. оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;
Финансовые:
1.смета расходов ДОУ;
2.спонсорская и благотворительная помощь;
Критерии оценки ожидаемых результатов
Система мониторинга:
- База и банк данных экспериментальной деятельности;
- Банк данных анкет, диагностических карт и др;
- Компьютерная обработка.
Виды мониторинга по отслеживанию результатов.
· Анкетирование участников проекта;
· Социологический опрос.
- Подготовительный этап
1.Изучение опыта работы дошкольных учреждений по использованию ИКТ |
2. Разработка Проекта «Использование ИКТ в управлении взаимодействием детского сада и семьи» |
3.Анкетирование педагогов и родителей «Уровень информационно – коммуникативной компетенции» |
4 Создание слайд – шоу Использование ИКТ в управлении взаимодействием детского сада и семьи» |
5. Презентация проекта, проведение родительского собрания, педагогической конференции, с целью включения участников в проектную деятельность. |
6.Проведение мастер – классов по освоению электронной почты для воспитателей и родителей |
- Основной этап
1. Создание информационно – коммуникативной службы МДОУ |
2 Создание и презентация сайта МДОУ |
3. Приобретение для службы ИКТ компьютера |
4. Помещение газеты ДОУ на ссылки сайта и рассылка по электронной почте родителям. |
6. Выпуск электронного журнала для родителей |
7. Создание медиатеки |
8. Анкетирование родителей и педагогов – промежуточный результат (корректировка направлений деятельности участников проекта) |
- Заключительный этап
1. Анкетирование родителей и педагогов – итоговый результат |
2. Книга отзывов о ИКТ |
Прогноз возможных негативных последствий:
- неукомплектованность кадрами;
- невостребованность какого-либо из направлений работы или необходимость появления новых направлений в связи с изменением потребностей субъектов ИКТ;
- недостаточное оснащение ДОУ компьютерами;
- отсутствие финансирования.
Способы коррекции, компенсации негативных последствий:
- с целью закрепления на местах педагогических кадров создаются благоприятные условия для творческого труда педагогов и воспитанников;
- продолжать работу с малыми подгруппами в существующем режиме;
- разрабатывается система морального и материального поощрении;
- обстоятельное объяснение родителям и педагогам не только сути идеи проекта, но и преимуществ данной системы работы детского сада с семьей;
- изыскание возможности финансирования идей проекта в полном объеме, привлечении спонсорской помощи, добровольных пожертвований родителей и сотрудников.
Продукт проекта:
1. Создание модели Интернет пространства ДОУ:
а) Служба ИКТ МДОУ;
б) Сайт ДОУ;
в) Сформированы информационные электронные потоки;
г) Электронный вариант газеты;
д) Электронный вариант журнала каждой группы ДОУ.
2. Развитие коммуникативной культуры субъектов коммуникации;
3. Повышение профессионального уровня педагогов;
4.Создание программно – методических средств для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в ДОУ (слайд-программы различной тематики);
5. Создание интегрированного банка информации (комплект электронных консультаций для родителей по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.);
6. Обеспечение изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта с использованием современных инновационных технологий.
Список использованной литературы:
1. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006, С. 61 - 77
2.Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
3.Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
4.Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с.( Гончарова В.И. Информационные технологии и их роль в управлении дошкольным образовательным учреждением)
5. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
6.Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
7. Калинина Т.В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.32.
8 Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.-с.32.
9.Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ
Материал раскрывает пути оптимизации управления взаимодействием детского сада и семьи на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий, с целью решения актуальны...
Проект "Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи через использвание ИКТ"
Пояснительная записка: С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание в работе ДОУ - уделяется работе с родителями.Новые задачи, встающие перед дошкольным у...
Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей.Детский сад №20 группа «Радуга»
Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей. Детский сад №20 группа «Радуга»...
«Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей».
Театральная деятельность является одним из результативных средств сближения взрослого и ребенка и способствует эффективному эмоциональному развитию детей....
Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи через сайт ДОУ и персональный сайт воспитателя»
консультация для родителей...
Авторская разработка по реализации задач взаимодействия детского сада с семьями через социальную сеть WhatsApp.
Для продуктивного взаимодействия ДОУ с родителями нашим детским садом была разработана и внедрена дистанционная форма работа с родителями. Организуя конференц связь через социальную сеть WhatsA...
РЕАЛИЗАЦИЯ «НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ДОУ
Что такое «новая философия взаимодействия» детского сада и семьи? В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей нес...
- Мне нравится (1)