Консультация «Развитие познавательно-речевых способностей детей с ОВЗ в театрализованной деятельности через использование приемов мнемотехники»
консультация (старшая группа)

Курицына Марина Геннадьевна

Приемы мнемотехники для облегчения запоминания текста для театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_doklad.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-речевых способностей детей с ОВЗ в театрализованной деятельности через использование приемов мнемотехники

Нельзя не рассказать об одном из эффективных способов воздействия на ребенка – о театрализованной деятельности. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна каждому ребенку. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Она заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры обогащают словарь, совершенствуют грамматический строй речи, обучают диалогу и монологу, совершенствуют звуковую сторону речи.Очень важным для ребенка-дошкольника является участие в коллективной  театрализованной деятельности. Это способствует объединению детей, обучению взаимодействию и сотрудничеству.

Театрализованные игры – это всегда праздник, который  создает благоприятную эмоциональную атмосферу в детском коллективе.

Работая с детьми с особыми возможностями здоровья, мы отмечаем, что такие ребята очень любят слушать сказки, смотреть театрализованные представления, но при этом сами испытывают затруднения при пересказе литературных произведений, допускают ошибки в передаче последовательности событий, пропускают части произведений, теряют действующих лиц, затрудняются в выражении главной мысли. Чтобы решить выявленные проблемы мы попробовали соединить театрализованную деятельность и приемы мнемотехники, для облегчения процесса запоминания детьми с ОВЗ текста произведения, выбранной им роли, сюжета, хронологии событий и персонажей.

Мнемотехника – это техника развития памяти, происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.   Взяв за основу мнение великих педагогов, мы убедились в том, что именно использование приемов мнемотехники  способствует развитию речи детей с ОВЗ через театральную деятельность. В этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память и  запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.

Дети начинают знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый ребенок может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Свою работу мы начали с простейших мнемоквадратов и  последовательно переходили к мнемодорожкам. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Дети легче запоминают образы, если цвет соответствует герою: лиса -рыжая, ягода - красная. Позже усложняем или заменяем другой заставкой - изображаем персонажа в графическом виде: лиса –геометрические фигуры (треугольник и круг, медведь – большой круг и т. д.)

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомим детей с мнемодорожкой. Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-5 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети осваивают мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Работу мы начинаем с использования цветных мнемотаблиц, так как в памяти у детей остаются отдельные образы.

В своей работе мы используем мнемотаблицы для запоминания сказок и их пересказа, при разыгрывании сказок в театрализованной деятельности.Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, нами был подобран театральный репертуар. На начальном этапе обучения мы выбрали такие сказки,  как «Теремок», «Репка», «Заюшкина  избушка», «Курочка Ряба», «Колобок», которые  обладают важной отличительной чертой –простотой  сюжета, повторяющимся текстовым материалом.

Предлагаю поподробнее остановиться на примере сказки «Колобок»

1. Рассмотрим таблицу, мы видим изображения на ней сказочных героев.
2. Теперь расшифруем информацию
.(Что у нас получилось: старик со старухой, колобок, заяц, волк, медведь, лиса, съела)

3. Перекодируем сказку по образам:

 (Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок, он полежал да и покатился в лес, он от зайца ушел, и от волка ушел, от медведя ушел. А лиса хитрая его – гам! -  и съела) 

4. Опорными в таблице являются изображения

персонажей (главных героев), через которых происходит осознание происходящего в сказке, понимание самой сказки. Также можно изобразить явления природы, некоторые действия.

5.Можно задать вопросы к сказке, например:

Какая сказка спряталась в таблице?

Про кого сказка?

И попробовать воспроизвести сказку с опорой на таблицу.

Для детей старшего возраста используем схемы в черно-белом  цвете, не привлекая внимание на яркость символических изображений. Позже усложняем или заменяем другой заставкой - изображаем персонажа в графическом виде, используя автофигуры: лиса – (треугольник и круг, медведь – большой круг и т. д.)

Так дети обучаются понятию «закодировать слово» и по плану-схеме его воспроизводят,   происходит переход от текста к картинке-схеме, а затем перекодирование, т. е. возвращение к тексту .Затем мы  составляем схемы вместе с детьми: вместе рисуем, вместе раскрашиваем, вместе подбираем  образы или символы.

В результате при использовании технологии мнемотехника в театрализованной деятельности:

у детей:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-развивается наглядно-образное и логическое мышление;

-совершенствуется связная речь в ходе рассказывания по таблице;

-снимаются внутренние зажимы и комплексы.

Такимобразом,технология мнемотехники универсальна и эффективна, способствует всестороннему развитию личности ребенка, в нашем случае через театрализованную деятельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ, ФОТОГРАФИИ С УТРЕННИКОВ, СКАЗОЧНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК, ГДЕ АРТИСТЫ - ДЕТИ....

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...

Программа «В мире театра» «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность.            Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и дей...

Отчет по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2020 год

Цель: Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности....

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».

laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии»....

Мастер-класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через изготовление кукольного театра своими руками"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитан...