Программа кружковой работы "Я рисую пластилином"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Литвинова Светлана Ивановна

Данный материал разработан для детей средней логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_risuyu_plastilinom_-_programma_kruzhkovoy_raboty.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Я РИСУЮ ПЛАСТИИНОМ»

на 2024-2025 у.г.

с детьми средней логопедической группы

педагог-психолог:

С.И. Литвинова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Левое полушарие развивается при условии развития правого – это приоритет развития ребёнка дошкольника. А в развитии правого полушария большую роль играет «встреча» ребёнка с искусством, особенное если эта встреча происходит через деятельность ребёнка не являясь пассивной. Именно поэтому в работе с детьми средней логопедической группы было принято решение ввести кружковую работу по «рисованию пластилином». Таким образом мы активно задействуем не только творческую составляющую развития ребёнка, но и развиваем мышцы рук, пальцев, что в свою очередь способствует развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). По мнению многих учёных, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук выполняет роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности снимает напряжённость, улучшает адаптивность и стимулирует развитие речи, что весьма актуально в наших условиях.

Цель:

создание условий для развития творческого потенциала личности ребенка, художественных способностей, нравственно-эстетического, познавательного развития, раскрытия способностей к самовыражению, развития мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Развивать воображение, творческий потенциал, творческое самовыражение, художественный вкус.
  • Повышать уровень самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  • Обучать новым приёмам «рисования пластилином».
  • Формирование основ композиционных навыков.
  • Формирование практических навыков работы с пластилином и умение творчески  их использовать.
  • Развитие мелких и точных движений пальцев рук;
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;

Программа кружка предусматривает 30 занятий.

Режим проведения занятий: 1 занятие в неделю.

Продолжительность занятия – 15 - 20 минут

Занятия строятся в интересной для ребёнка игровой форме.

Основные принципы работы по программе в рамках кружковой деятельности:

1.  Поддержки в ребёнке его достоинства и позитивного образа «Я»

2. Самовыражения и спонтанности

3. Принятия и одобрения всех продуктов творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы и качества.

4. Уникальности детской работы.

Материалы и оборудование:

  • Столы и стулья
  • Пластилин и тесто для лепки фирмы «Гамма»
  • Кисточки круглые и плоские (синтетика), щетинные
  • Простые карандаши
  • Картон, плотная бумага (основа)
  • Салфетки
  • Стеки
  • Дощечки для лепки
  • Экструдер

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Цели и задачи

Этапы работы

10.2024г.

Натюрморт (кисть винограда – тесто для лепки)

  1. Познакомить детей с тестом для лепки
  2. Закрепить умение скатывать тесто круговыми движениями.
  3. Обучать выполнению коллективных работ
  1. Беседа «Что такое натюрморт?»
  2. Рассмотреть грозди винограда, как его можно вылепить?
  3. Знакомство с тестом для лепки.
  4. Лепка виноградин
  5. «Просушка» элементов и сбор их в единую «картину».

Осеннее дерево (тесто для лепки)

  1. Закрепить знания о тесте для лепки
  2. Познакомить с приёмом раскатывания скалкой и использованием формочек-трафаретов.
  3. Познакомить с приёмом работы стеком для придания листочкам естественной формы.
  4. Продолжать учить работать в коллективе
  1. Рассматривание осенних деревьев.
  2. Вспоминаем свойства теста для лепки
  3. Знакомимся с приёмом раскатывания теста и изготовления листочков дерева с помощью трафарета
  4. Знакомство с приёмом работы стеком – делаем прожилки и зазубренный край на листьях.
  5. Просушка и сбор отдельных элементов в готовую «картину»

Осеннее дерево

(индивидуальная работа с использованием жгутиков пластилина)

  1. Расширять представления об окружающем мире
  2. Знакомство с новым способом работы пластилином.
  3. Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения.
  1. Вспоминаем как выглядит осеннее дерево, рассматриваем кору на стволах.
  2. Знакомство детей с приёмом работы готовыми жгутиками из пластилина
  3. Изображение кроны дерева по желанию ребёнка (личное творчество)

Степь осенью

(пластилин)

  1. Знакомство с приёмом «растягивания пластилина» для создания фона (небо с облаками)
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  3. Закрепление приемов работы со жгутиками пластилина
  1. Рассматривание иллюстраций и видео осенней степи
  2. Объяснения приема создания неба пластилином
  3. Работа детей по созданию неба
  4. Показ приёма «рисования» жгутиками пластилина травинок
  5. Работа детей

11.2024г.

Под зонтиком

  1. Расширять представления об окружающем мире
  2. Развивать мелкую моторику и творческое воображение
  3. Закрепить прием «рисования пластилином» фона работы
  1. Рассмотрение иллюстраций дождливого дня. Беседа о том, как можно нарисовать дождь пластилином.
  2. Рассмотрение «дождливых картин с зонтиком»
  3. Работа над фоном  

Под зонтиком

  1. Совершенствовать приёмы «рисования пластилином»
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  3. Познакомить с приёмом «аппликации» в «рисовании пластилином»
  1. Изготовление зонтика (растягивание пластилина)
  2. Расположение зонтика на картине.
  3. «Дорисовывание» дождя.

Гриб-боровик из сказки

  1. Закрепить приём растягивания пластилина.

2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения

  1. Беседа о том, что такое сказка и кто такой гриб - боровик
  2. «Затягивание» изображения гриба пластилином»
  3. Дополнение изображения мелкими деталями

Гроздь рябины

  1. Закрепление приёмов работы с пластилином.
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  1. Рассмотрение рябины.
  2. Обсуждение возможных приёмов работы
  3. Работа детей.

12.2024г.

Новогодняя ёлка

(жгутики пластилина)

  1. Расширение представлений об окружающем мире.
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  3. Расширение репертуара «рисования» пластилином.
  4. Продолжать учить выполнять коллективную работу.
  1. Рассматривание веточки сосны, обсуждение как можно такую сделать из пластилина
  2. Показ приёмов работы
  3. Изготовление веточек детьми
  4. Сбор «новогодней сосны)

Новогодняя ёлка

(«украшение ёлки игрушками»)

  1. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  2. Закрепление навыков выполнения коллективных работ, умения договариваться

  1. Рассматривание ёлочных новогодних игрушек
  2. Обсуждение, как и какие игрушки можно сделать для украшения «нашей новогодней сосны»
  3. Работа детей.
  4. Украшение новогоднего дерева.

Зимнее дерево

1 Развитие мелкой моторики и творческого воображения

2. Совершенствование приёмов «рисования» фона пластилином

  1. Рассмотреть с детьми фото и видео зимнего неба.
  2. Беседа о том, как можно «нарисовать» пластилином такое небо (передача цвета и фактуры)

01.2025 г.

Зимнее дерево

1. Познакомить с приемами передачи структуры коры дерева.

2. Познакомить с приемами «рисования» снега пластилином.

1. Рисование дерева пластилиновыми жгутиками

2. Рисование снега

3. Проработка мелких деталей.

Зимний пейзаж

  1. Отрабатываем навыки получения оттенков в рамках одного цвета.
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения

1. Рисование фона

2. Рисование снега

Зимний пейзаж

  1. Закрепление знакомых приёмов работы пластилином.
  1. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  1. Рассмотрение зимних пейзажей.
  2. Обдумывание композиции своей работы
  3. Работа детей.

02.2025г.

Подарок папе

(тесто для лепки)

  1. Вспомнить приёмы работы тестом для лепки.
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  1. Беседа о защитниках отечества.
  2. Показ приёмов «лепки» плоскостного танка для общей композиции.
  3. Работа детей.
  4. Просушка и сбор коллективной работы

Фиалочки для мамочки (тесто для лепки)

  1. Обучение детей приёмам лепки цветов из теста для лепки.
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  3. Воспитывать желание сделать приятное своими руками для близких людей.

1. Беседа о международном женском дне.

2. Рассматривание букетиков из фиалок.

3. Показ приёмов лепки цветка.

4. Работа детей

5. Просушка детских цветочков и сбор общего букета

Сова (филин)

1. Познакомить с приёмами прорисовывания оперения (пластилин и стека)

2. закреплять навыки смешивания цветов для получения разнообразных оттенков

3. Развитие мелкой моторики и творческого воображения

1. Рассматривание иллюстраций и видео о сове.

2. Беседа о её внешнем виде, о её перышках.

3. Рисование пёрышек птицы с помощью пластилина и стека.

4. Сбор общей картины (приклеиваем пёрышки на тело птицы).

03.2024г.

Морской прибой

1. Продолжать учить смешивать цвета для передачи различных оттенков.

2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения

  1. Рассмотрение иллюстраций и видео о море.
  2. Беседа о том, как это можно «нарисовать пластилином»
  3. Работа детей.

Весёлый клоун

  1. Закрепление приёмов «рисования пластилином» - заполнение плоскости цветом
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения

  1. Беседа о клоунах и их внешнем виде.
  2. Рассматривание заготовок с изображением лица клоуна.
  3. Заполнение рисунка пластилином.

Весёлый клоун

  1. Познакомить с приёмами «рисования пластилином» волос
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  1. Беседа о том, как можно изобразить с помощью пластилина волосы
  2. Показ приёмов работы пластилиновыми жгутиками.
  3. Работа детей.

04.2024г.

«Краснотал»

  1. Расширять представления об окружающем мире
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  3. Совершенствовать приёмы работы («рисования») пластилином.
  1. Рассматривание цветущих веточек краснотала
  2. Беседа – как это можно «нарисовать» пластилином.
  3. Работа детей.

Котик

  1. Научить способам и приёмам передачи структуры шерсти.
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  1. Рассмотреть рисунки и фото котиков.
  2. Беседа о том, как его можно «нарисовать» пластилином.
  3. Показ приёмов работы
  4. Работа детей.

Весенний лес

  1. Закрепление приёмов «рисования пластилином»
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения, самостоятельности.
  1. Рассматривание изображений весеннего леса.
  2. Беседа о том, как это можно «нарисовать» пластилином.
  3. При необходимости показ отдельных приёмов работы.
  4. Работа детей.

Птицы летят домой

  1. Закреплять приёмы «рисования пластилином» с использованием стека и приёма аппликации.
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  3. Расширять представления об окружающем мире
  1. Беседа о перелётных птицах.
  2. Рассматривание иллюстраций лебедей, гусей, аистов.
  3. Беседа, как их можно «нарисовать» пластилином.
  4. При необходимости показ приёмов работы.
  5. Работа детей.
  6. Сбор общей картины.

05.2024г.

Цапля

  1. Смотреть занятие «Птицы летят»

  1. Закрепление приёмов «рисования пластилином» птиц.

Одуванчики

  1. Познакомить детей с приёмом «объёмного рисования пластилином» из жгутиков.
  2. Расширение представлений об окружающем.
  3. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  1. Рассматривание рисунков, фото и видео с изображением одуванчиков
  2. Показ приёмов «рисования» пластилином данного цветка.
  3. Работа детей.

Цветущие деревья

1. Продолжать учить «рисовать пластилином», смешивать цвета для получения нужного оттенка.

2. Познакомить с приёмом изображения цветов

3. Развитие мелкой моторики и творческого воображения

  1. Рассматривание цветущих деревьев и отдельно взятых цветочков.
  2. Показ способов смешивания пластилина
  3. Показ приёмов лепки цветочков.
  4. Работа детей.
  5. Сбор общей картины.

06.2024г.

Цветущая «Степь»

  1. Закрепление приёмов «рисования пластилином».
  2. Развитие мелкой моторики и творческого воображения
  3. Развитие самостоятельности в творческом процессе.
  1. Рассматривание иллюстраций цветущей степи, цветов.
  2. Беседа о композиции работы.
  3. Показ лепки некоторых цветов.
  4. Работа детей.

Необитаемый остров

1. Развитие творчества, фантазии, самостоятельности

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Продумывание детьми композиции своей работы.

3. работа детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы «Веселый пластилин»

Программа кружковой работы «Веселый пластилин» направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникойработы изобразительной деятельности – пластилинографии, принципом ко...

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"

Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...

Программа кружковой работы "Волшебные фантазии из пластилина" для детей 5-6 лет

Программа включает в себя кружковую работу по художественно-эстетическому направлению...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» Вторая младшая группа

/Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией. Задачи:  Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);  Учить пе...

Рабочая программа кружковой работы "Чудо-пластилин"

Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Такт...

Кружковая работа "Я рисую пластилином"

Цель программы кружка: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки-пластилинографией....