Перспективное планирование занятий по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" (Аппликация) для средней группы (4 - 5) общеразвивающей направленности.
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Жардан Ольга Константиновна

Данное перспективное планирование занятий по аппликации в средней группе расчитано на расписание - 0,5 занятий в неделю (занятие проводится один раз в две недели). Планирование составлялось по методическим пособиям: 1.  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с., 16 л. вкл.  2.  Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа.  «МОЗАИКА – СИНТЕЗ». Москва, 2014 – 96с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Перспективное планирование занятий по образовательной области  «Художественно – эстетическое развитие»  (Аппликация) для средней группы (4 – 5 )

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методическое обеспечение

1

«Поезд мчится «тук – тук – тук» (железная дорога)

  Учить детей держать ножницы и резать по прямой: разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски.

  Познакомить с правилами безопасности при работе с ножницами.

  Развивать согласованность в работе глаз и рук.

  Воспитывать аккуратность и интерес к освоению настоящего инструмента.

 Для в.: образец.

 Для д.: пол. бум. шир. 4-5см для разрезания на «шпалы»: узкие дл. пол- –«рельсы» (длина 20-30 см, шир. 0,5--0,7 см);  лис. бум. зел., жёлтого, кор. цв., инд. наборы.

И. А. Лыкова

Стр. 22

2

«Цветочная клумба»

  Развивать мелкую моторику, формо- и цветовосприятие, воображение.

  Учить детей составлять цветок из 2-х, 3-х бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме, величине.

  Воспитывать аккуратность в обращении с материалом, эмоциональную отзывчивость.

  Для д.: цветная бумага, готовые бумажные формы – круги, овалы и розеты разной величины и расцветки, формы, инд. набор на каждого.

Для в.:  образцы.

И. А. Лыкова

Стр. 24

3

«Цветной домик»

  Развивать творческие способности детей, воображение, мелкую моторику.

 Учить разрезать бумагу на прямоугольники и квадраты, срезать углы, создавать из них  изображение, дополнять работу готовыми формами.

 Для восп.: игр.: дом. жив., иллюстр. из серии «Домашние животн.», образец.

 Для д.: бум. форм. А5, цв.бум. полосы, кв., инд. наб. для дет.

И. А. Лыкова

Стр. 30

4

«Листопад и звездопад»

  Учить детей создавать на бархатной бумаге сюжетные композиции из природного  материала – засушенных листьев, лепестков, семян.

  Познакомить с явлением контраста в изобразительном искусстве.

   Развивать чувство цвета и композиции.

   Воспитывать интерес и бережливое  отношение к природе.

   Вызвать желание сохранять ее красоту в картинах и композициях из природного материала.

   Для восп.: варианты композиций из засушенных листьев.

   Для д.:  красивые по форме и окраске листья разн. деревьев и кустарников, трав, лепестки  цветов, семена; барх. бум. чёрн., тёмно-фиол., тёмно-син. и зел. цв. для основы (фона) композиций; инд. наб на кажд.

И. А. Лыкова

Стр. 36

5

«Золотые подсолнухи»

   Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов.

   Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче.

   Развивать чувство ритма и композиции.

   Воспитывать художественный вкус.

  Для в.: образцы (2-3 вар.).

  Для д.: кр. из цв. бум. жёлт. или оранжев. цв. (д. 12-15 см); мелк. листья рябины, яс., акации, сем. арбуза; цв. бум. или картон для фона; кл. ПВА

И. А. Лыкова

Стр. 38

6

«Тучи по небу бежали»

  Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бум. синего, серого  голубого и белого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура – дождевой тучи.

  Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа.

  Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук.

  Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

  Для восп.: аппликация – мозаика «Тучи» (образец).

   Для д.: узкие пол. бум. син., сер., гол., и бел. цв. – для мод. аппликации – мозаики; листы бум. бел., жёлт., роз., светло-гол. цв. – для фона; ножницы, клей, кл. кист., простые и цв. кар., салф., бум. и матерчатые.

 

И. А. Лыкова

Стр. 50

7

 Аппликация с элементами рисования

«Праздничная ёлочка (поздравительная

открытка)»

   Учить детей составлять аппликативное изображение ёлочки из треугольников.

   Упражнять в освоении способа получения треугольников из квадратов, разрезанных пополам по диагонали.

   Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования  аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен).

  Развивать чувство формы и ритма.

  Воспитывать самостоятельность, инициативность.

  Для восп.: несколько высокохудожественных открыток, 3-4 открытки с ёлочками, выполн. восп. ; фото

  Для д.:  бум. кв., зел. цвета разного размера, листы бум. яркого цв. и слаботон. – на выбор детям; ножницы, клей, клеевые кист., гуаш. кр., кисти, флом., банки с водой, салф. бум., матерч.  

  И. А. Лыкова

Стр. 72

8

Аппликация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

«Избушка ледяная и лубяная»

  Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек.

   Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали.

  Развивать творческое мышление и воображение.

  Воспитывать интерес к народной культуре.

  Цветная бумага, альбомные листы белого цвета, клей, кисточки для клея, салфетки, клеёнка, подставки под кисточки, карандаши, плакаты, «Зима», «Времена года»,

иллюстрации «Сказочный домик».

И. А. Лыкова

Стр. 92

9

«Быстрокрылые самолёты»

   Учить детей создавать изображения самолёта из бумажных деталей разной формы и размера.      

   Показать возможность видоизменения деталей (срезание, загибание и отгибание уголков, разрезание прямоугольника пополам поперёк и по диагонали).

  Развивать творческое мышление.

  Воспитывать интерес к познанию техники и отражению полученных представлений в изодеятельности.

  Для восп.: картинки «Воздушный транспорт», образец.

  Для д.: цв. и бел. бумага, цв. кар., фломастеры, дырокол, готовые бум. формы, листы бум. голуб. и син. цвета для фона, 25-30 полосок разного цвета, 25-30 удлин. прям. разн. цв.; инд. наборы на каждого.

И. А. Лыкова

Стр. 98

10

«Сосульки на крыше»

  Продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов.

  Показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.

  Развивать чувство цвета, формы и рима.

  Воспитывать интерес к природным явлениям отражению полученных представлений в изодеятельности.

 Для восп.: картинки с изо. сосулек на крышах.

  Для д.: листы бум. А4 жёлт., оранж., террак. цвета для изо. стен дома, прямоуг. красн.,  син., зел. цв. для изо. крыш, прямоуг. бел. и светло-гол. цв. для вырез. сос., каранд.  или флом.;  инд. наб. на кажд. реб.

И. А. Лыкова

Стр. 116

11

Аппликация с элементами рисования

«Воробьи в лужах»

 Учить детей вырезать круги (лужу, туловище воробья)  способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата.

  Разнообразить и обогащать аппликативную технику, дополнять её графическими элементами для передачи мелких деталей и динамики.

  Развивать творческое воображение.

   Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

  Для восп.: плакаты «Времена года», «Цветные пейзажи», карт. с изо воробьёв.

  Для детей:  листы А4 жёлт., св.-зел., гол и серого цв.; бум. кв. син., или ярко-гол. цв. для изо. луж (10*10см до 12*12см) бум. кв. серо-кор. цв. для вырез. туловищ вор. (5*5 до 7*7); инд. наб. на каждого.

И. А. Лыкова

Стр. 118

12

Аппликация обрывная

«Живые облака»

  Учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления.

  Продолжать освоение обрывной техники аппликации.

  Развивать воображение, внимание и наблюдательность.

  Координировать движение глаз и рук.

  Воспитывать интерес к познанию природы, чувство юмора.

 Для восп.: плакат «Небо», серия дидактических фотокартинок «Облака», иллюстрации с изо облаков.

  Для д.: листы бум. син. или ярко-гол. цв. для фона, листы А4 бел. цв. для изо. облаков; инд. наб. для каждого.

И. А. Лыкова

Стр. 120

13

Аппликация из цветной и фактурной бумаги

«Ракеты и кометы»

   Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (больш. треуг. -  нос ракеты, два маленьких – крылья).

   Развивать комбинаторные способности.

   Совершенствовать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты.

   Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.

  Для восп.: плакаты «Ракета», «Солнечная система».

  Для дет.: листы А4 тёмно-синего, фиол., чёрного цвета,  бум. формы для вырезания и наклеив. ракет, цв. бум., инд. наб. на каждого.

И. А. Лыкова

Стр. 126

14

Аппликация с элементами рисования

«Мышонок – моряк»

  Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса, разрывание бумаги на полоски и кусочки для получения струй воды и морской пены.

  Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации: 1) построение аппликативной композиции на протонированном фоне;  2) оформление аппликации графическими средствами.

  Развивать композиционные умения.

  Для воспитателя: плакат «Морская азбука», образцы, картинки с изо. кораблей в море.

  Для д.: цв. бум., обрезки, фантики, мягк. бум. салф. бел. или светло-гол. цвета для изо.

рельефных волн, цв. карандаши, фломастеры; индив. наборы на каждого.

И. А. Лыкова

Стр. 130

15

Аппликация из цветной бумаги или ткани

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

(на основе незавершённой композиции)

  Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников.

  Совершенствовать  умение вырезать круги и овалы из квадратов или прямоугольников путём закругления углов.

  Развивать комбинаторные и композиционные умения.

  Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции.

  Цветная бумага, кусочки яркой ткани, ножницы, клей, салфетки бумажные и матерчатые, обрезки цветной бумаги и ткани для оформления рыбок.

И. А. Лыкова

Стр. 134

16

Аппликация

сюжетная с элементами

 рисования

«У солнышка в гостях»

  Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок.

   Закрепить умение вырезать округлые формы из квадратов разной величины.

   Подвести к пониманию обобщённого способа изображения разных животных в аппликации и рисовании – на основе двух кругов и овалов разной величины.

  Воспитывать самостоятельность, уверенность и инициативность.

  Листы бумаги белого и голубого цвета для фона, бумажные квадраты жёлтого или оранжевого цвета разного размера: самые большие для солнышка, средние по размеру для туловища утёнка и цыплёнка, самые аленькие для головы, цв. кар., флом., салф.

2 – 3 варианта композиций.

17

 «Красная шапочка»

  Учить детей передавать сказочный образ посредством аппликативной техники.

  Продолжать учить изображать человека, передавать форму платья, головы, рук, ног;  характерные детали

(шапочка), соблюдая  отношения по величине.

  Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать.

 Для восп.: образцы; картинки с изо. Красной шапочки.

 Листы тонированной бумаги пастельных цветов (на выбор), цветная бумага, ножницы, индивидуальные наборы на каждого.

Т. С. Комарова

Стр. 81

18

«Волшебный сад»

  Учить создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание своего изображения (волшебные деревья, цветы.

  Совершенствовать навыки резания ножницами по прямой, закруглять углы квадрата, прямоугольника.

  Развивать образное восприятие, представление, воображение.

  Воспитывать самостоятельность, уверенность и инициативность.

  Для восп.: картинки, иллюстрации с изо. красивых садов.

  Для детей: цветная бумага, золотая и серебряная, большой лист белой или тонированной бумаги; индивид. наборы на каждого.

Т. С. Комарова

Стр. 82

Методическая литература:

1.  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с., 16 л. вкл.                                                              2.  Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа.  «МОЗАИКА – СИНТЕЗ». Москва, 2014 – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей средней группы "Украшение салфеточки"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей средней группы "Украшение салфеточки"...

Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) с детьми средней группы с использованием нетрадиционной техники на тему «Весенний цветок - Подснежник».

Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) с детьми средней группы с использованием нетрадиционной техники на тему «Весенний цветок - Подснежни...

Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) с детьми средней группы с использованием нетрадиционной техники на тему «Весенний цветок - Подснежник».

Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) с детьми средней группы с использованием нетрадиционной техники на тему «Весенний цветок - Подснежни...

Перспективно-тематический план по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие " (аппликация) для детей средней группа

    Занятие по аппликации с детьми 4 - 5 лет проводится 2 раза в месяц и длится 20 минут. В перспективно-тематическом плане включено всего 16 занятий рассчитанных на учебный год (с се...