Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо - пластилин»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией; формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushakova_chudo-_plastilin_3-4_goda.docx | 53.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Планета детства»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Чудо - пластилин» на 2024-2025 г.
(для детей 3-4 лет)
срок реализации 1 год
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Составитель: воспитатель Ушакова Е.В.
Тамбовский МО
р.п. Новая Ляда, 2024г.
Содержание:
- Пояснительная записка________________________________стр. 3-8
- Учебно-тематический план_____________________________стр. 8-9
- Содержание программы______________________________стр. 9-12
- Перспективный план по взаимодействию с родителями______стр. 12
- Коррекционно-развивающая деятельность ________________стр. 12
- Методическое обеспечение программы___________________стр. 13
- Список литературы_________________________________стр. 14-15
- Пояснительная записка
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, основной идей программы является рисование картин – пластилином, пластилинография.
Направленность программы:
по содержанию – художественно - эстетическая
по функциональному предназначению – дополнительное образование
по форме организации – кружковая
Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»
Новизна состоит в том, что занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Актуальность
Программа сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Педагогическая целесообразность:
Целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия, терпимости. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности. Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией; формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
- Дать теоретические знания и формировать у воспитанников, практические приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
- Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие:
- Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
- Воспитывать у детей интерес к творческой деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Режим реализации программы:
Возрастная группа | Количество занятий | Длитель- ность занятий | Форма организа-ции | Срок реализации | Наполняемость групп | ||
в год | в месяц | в неделю | |||||
Для 3- 4 лет | 36 | 4 | 1 | 15мин | групповая | 1 год | 12-20чел. |
Состав кружка «Чудо-пластилин» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на занятиях.
Формы реализации программы:
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- выставки творческих работ в группе и в МАДОУ
- тематические развлечения
- мастер-классы с педагогами и родителями
- консультации для родителей и педагогов
- родительские собрания с использованием ИКТ
- публикация информации на сайте МАДОУ
- оформление предметно-пространственной среды
Методы и приемы реализации программы:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Cпособы и средства реализации программы:
- тематические занятия
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
- физкультминутки
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
- просмотр видео и фотоматериалов
- уголок художественного творчества в группе
- художественно – творческая выставка работ для родителей
Целевые ориентиры освоения программы:
К концу курса дети должны знать и уметь:
- Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.
- Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
- Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
- Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
- Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
- Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
- Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
- Получат навыки совместной работы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год.
Диагностическая карта
для детей дошкольного возраста :
Основные формы и приёмы лепки | ||||||||||||||
Ф.И. ребёнка | Шар | Колбаска | Сплющивание формы | Прищипывание краёв формы | Размазывание на силуэте | Отщипывание части от целого куска | Вытягивание от целого куска | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.
- Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Общее количество часов | |
1. | «Мир грибов» | 4 | |
2. | «Растительный мир» | 4 | |
3. | «Мир домашних питомцев» | 4 | |
4. | «Волшебный мир Деда Мороза» | 4 | |
5. | «Страна мультиков» | 4 | |
6. | «Мир цветов» | 4 | |
7. | «Животный мир» | 4 | |
8. | «Мир пернатых друзей» | 4 | |
9. | «Подводный мир» | 4 | |
Итого: | 36 |
- Содержание программы:
Раздел 1. «Грибной мир»
В процессе изучения данного раздела воспитанники выполняют элементарные фигурки съедобных и несъедобных грибов, названия которых в дальнейшем запоминаются.
Раздел 2. «Растительный мир»
Пластилинографию относят к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе.
Раздел 3. «Животный мир» Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, полуобъемными. Раздел 4. «Волшебный мир Деда Мороза» Новогодние поделки из различного материала никогда не теряли своей актуальности, а в последнее время, наоборот имеют повышенный спрос. Неудивительно, ведь природные поделки доступны, а при наличии художественного вкуса можно сделать из натуральных материалов поистине декоративные шедевры. Раздел 5. «Мир домашних питомцев» В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Раздел 6. «Страна мультиков» Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Раздел 7. «Мир цветов» Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности. Раздел 8. «Мир пернатых друзей» Творческая деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Раздел 9. «Подводный мир» Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. |
Календарно – тематическое планирование
Дата | Раздел | Программные задачи | Формы занятий | Формы подведения итогов | |
Ме-сяц | Неделя | Тема занятия | |||
Сентябрь | 1 | Раздел 1. «Мир грибов»
| Приучать детей к усидчивости и аккуратности. | групповая | Групповая поделка «Грибники» |
2 | 2. «Консервирование овощей» | Развивать чувства ритма. | |||
3 | 3. «Осень» | Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”. | |||
4 | 4. «Урожай» | Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина | |||
Октябрь | 1 | ||||
Раздел 2. «Растительный мир» 1. «Осенние листья» | Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте. | групповая | Выставка детских работ «Осенняя радость» | ||
2 | 2. «Ветка рябинки» | Учить детей самостоятельно приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики | |||
3 | 3. «Морковка на грядке» | Учить приёму — размазывания | |||
4 | 4. «Огурцы-молодцы» | Воспитывать желание работать самостоятельно. | |||
Ноябрь | 1 | Раздел 3. «Животный мир» 1. «Запасливый ежик» | Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | групповая | Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дома» |
2 | 2. «Сорока-Белобока» | Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. | |||
3 | 3. «Гуси-лебеди» | Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. | |||
4 | 4. «Зубастый крокодил» | Ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать детали. | |||
Декабрь | 1 | Раздел 4. «Волшебный мир Деда Мороза» 1. Снеговик | Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | групповая | Выставка творческих работ «Волшебный мир Деда Мороза» |
2 | 2. «Зимние узоры» | Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. | |||
3 | 3.«Елка» | Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира. | |||
4 | 4.«Снегири» | развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. | |||
Январь | 1 | Раздел 5. «Мир домашних питомцев». 1. «Щенок Дружок» | Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте. | групповая | Беседа с родителями «Мир на кончиках пальцев» |
2 | 2. «Коровка Милка» | Развивать чувства ритма. | |||
3 | 3. «Мышка Норушка» | Учить приёму — размазывания | |||
4 | 4. «Попугай Кешка» | Воспитывать желание работать самостоятельно. | |||
Февраль | 1 | Раздел 6. «Страна мультиков» 1.«Кот Леопольд» | Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | групповая | Буклет «Лепим чудо - зверюшек» |
2 | 2. «Матроскин» | Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. | |||
3 | 3. «Винни-Пух» | Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. | |||
4 | 4. «Пятачок» | Ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать детали. | |||
Март 3 | 1 | Раздел 7. «Мир цветов» 1. «Ромашки» | Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте. | групповая | Мастер-класс для родителей «Разноцветная игра» |
2 | 2. «Подснежники» | Развивать чувства ритма. | |||
3. «Букетик» | Приучать детей к усидчивости и аккуратности. | ||||
4 | 4. «Колокольчики» | Воспитывать желание работать самостоятельно. | |||
Апрель | 1 | Раздел 8. «Мир пернатых друзей» 1. «Петушок» | Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | групповая | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» |
2 | 2.«Воробей» | Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. | |||
3 | 3.«Цыплята» | Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. | |||
4 | 4.«Дятел» | Ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать детали. | |||
Май | 1 | Раздел 9. «Подводный мир» 1. «Рыбки» | Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте. | групповая | Итоговая выставка творческих работ |
2 | 2. «Корабль» | Развивать чувства ритма. | |||
3 | 3. «Морская звезда» | Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”. | |||
4 | 4. «Китенок» | Воспитывать желание работать самостоятельно. |
IV.Перспективный план по взаимодействию с родителями
№ п\п | Мероприятия | Сроки |
1 | Групповая поделка «Грибники» | сентябрь |
2 | Выставка «Осенняя радость» | октябрь |
3 | Анкетирование для родителей «Так ли важно заниматься ребенку пластилинографией?» | ноябрь |
4 | Мастер-класс для родителей «Дед Мороз» | декабрь |
5 | Консультация «Развитие творческих способностей детей дома» | январь |
6 | Буклет «Лепим чудо - зверюшек» | февраль |
7 | Памятка «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» | март |
8 | Мастер – класс «Разноцветная игра» для родителей | апрель |
9 | Совместная выставка творческих работ | май |
- Коррекционно-развивающая деятельность
Одной из основных функций ФГОС дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Для успешной реализации дополнительной программы необходимо определение её содержания, заключающегося:
- в интеграции деятельности воспитателей и специалистов (учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
- в реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы, составлении перспективного тематического планирования по развитию речи
- планирования коррекционно-развивающей работы;
- в использовании специальных технологий и методов обучения и воспитания (индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, ежедневное выполнение заданий дефектолога и т.д.).
В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ обеспечиваются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, что способствует успешной реализации задач речевого и психического развития.
Функции воспитателя:
- Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
- Развитие любознательности, познавательной мотивации.
- Формирование первичных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
- Наблюдение за динамикой развития детей.
- Поддержка задач коррекционно-развивающей работы под руководством дефектолога.
- Использование оздоровительных технологий.
VI.Учебно-методическое обеспечение:
Для успешной реализации данной программы необходимо:
| Магнитофон и аудиозаписи детских песен, художественных произведений, звуков природы, пианино, телевизор и DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр, мультфильмов и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд-шоу и презентаций. |
| Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами, иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства; схемы, технологические карты. |
VII.Список литературы для педагогов:
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006г.
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008г.
3. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
4. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г. – 192с.
6.Лыкова И.А. Я Будующий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.
7. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986г. – 144 ил.
Список литературы для воспитанников:
1. Г.Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва 2008г.
2. Е.Данкевич. Пластилиновый мир, Санкт-Петербург 1998г.
3.Е.Е. Рожкова. Изобразительное искусство в ДОУ: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980г.-96 с.;
4. Т.Н. Доронова Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепки, аппликации в игре. М., 2005г.
5. К.К. Утробина, увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-7 лет, Москва 2005г.
6. Н.В. Дубровская, рисунки из ладошки, Санкт-Петербург 2006г.
7. Ольга Средина. Превращение ладошки, Юрюзань; 2007г.
8. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006г.
9. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008г.
10. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
11. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа – для работы по кружку «Пластилиновое чудо» (пластилинография) с детьми второй младшей группы «Ромашка»
Пояснительная записка.Наименование примерной программы дополнительного образованияКружок художественной направленности «Пластилиновое чудо»(пластилинография).В настоящее время педагоги, сп...
дополнительная общеобразовательная программа " Чудо-шашки"
quot; Чудо-шашки"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Яркий пластилин»
Программа «Яркий пластилин» создана для эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой личности, развития мелкой моторики рук, удовлетворе...
Дополнительная общеобразовательная программа по лепке из пластилина с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет «Пластилиновая сказка»
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ко...