ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Яркий пластилин»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Журавлева Евгения Леонидовна

Программа «Яркий пластилин» создана для  эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой  личности,  развития мелкой моторики рук, удовлетворения потребностей детей , проявления и развития творческих способностей, развития творческой личности ребёнка, его природных задатков. Благодаря занятиям лепкой ребёнок получает знания, умения и навыки для развития в дальнейшем конструкторского мышления, которое поможет ему в жизни проявить себя в техническом творчестве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yarkiy_plastilin.docx66.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18» Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Яркий пластилин»

На 2022-2023 учебный год

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Форма обучения: очная.

Автор: Журавлева Е.Л.

Журавлева Е.Л.

     Программа «Яркий пластилин». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через занятия пластилинографией.

 

Программа «Яркий пластилин» создана для  эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой  личности,  развития мелкой моторики рук, удовлетворения потребностей детей , проявления и развития творческих способностей, развития творческой личности ребёнка, его природных задатков. Благодаря занятиям лепкой ребёнок получает знания, умения и навыки для развития в дальнейшем конструкторского мышления, которое поможет ему в жизни проявить себя в техническом творчестве. 

Программа «Яркий пластилин» адресована воспитателям дошкольных учреждений, родителям, гувернерам.

Содержание

I

Комплекс основных характеристик Программы

Стр.

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели, задачи, принципы

5

1.3

Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

6

1.4

Содержание программы

6-8

1.5

Планируемые   результаты

8

II

Комплекс организационно-педагогических условий

9

2.1

Календарный учебный график

9

2.2

Условия реализации Программы

10

2.2.1

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

15

2.3

Оценочные материалы

15

2.4

Методические материалы

16

2.4.1

Информационно- методические условия реализации программы

 

Список литературы

17

4

Приложения

4.1

Комплексно-тематический план работы с детьми

17-19

 

Комплекс основных характеристик Программы

  1. Пояснительная записка

     Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

       В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".  

       Ценность занятий по  художественно-эстетическому и творческому развитию дошкольников традиционно аргументируется развитием у воспитанников  мелкой моторики, фантазии, воображения, способности думать, принимать решения, оценивать свои возможности, активно искать  способы воплощения задуманного, опираясь на имеющийся опыт. А также  способствуют развитию индивидуальности, образности, творческой активности, самостоятельности и самореализации.

Программа «Яркий пластилин» создана для  эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой  личности,  развития мелкой моторики рук, удовлетворения потребностей детей , проявления и развития творческих способностей, развития творческой личности ребёнка, его природных задатков. Благодаря занятиям лепкой ребёнок получает знания, умения и навыки для развития в дальнейшем конструкторского мышления, которое поможет ему в жизни проявить себя в техническом творчестве. 

      Учебно-воспитательный процесс имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.

    В основу дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Яркий пластилин»   положены принципы развивающего обучения, с использованием  инновационных технологий.   Программа является актуальной, так как многие родители хотят развить умственные способности своих детей. Лепка дает прекрасные возможности для развития мелкой моторики  пальцев и кистей рук  ребенка, что способствует улучшению речевой функции, развитию творческой фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления.  

Пластилинография новый вид декоративно- прикладного искусства. Программа рекомендуется для реализации в образовательных областях «Художественное творчество» и «Познание» в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись или пластилинография  в рамках продуктивной деятельности может стать необычным решением для  развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.

 Она позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.

Нормативная правовая база:

  • «Конвенцией о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 30.04.2021);
  • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
  1. 8 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

     "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям    воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021

 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН   1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению   безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

  • Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам» (далее – Порядок);

Актуальность  

Актуальность Программы заключается в следующем:

  • Востребованность расширения спектра образовательных услуг и обеспечения вариативных форм дошкольного образования.
  • Расширение сферы личностного развития детей дошкольного возраста, в том числе в естественном направлении.
  • Необходимость увеличения масштаба применения современных, нетрадиционных  технологий по художественно-эстетическому развитию детей в образовательной деятельности.
  • Развитие основ технического творчества и формирование технических умений детей в условиях модернизации дошкольного образования.
  • Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
  • Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

Новизна

Программы «Яркий пластилин»

в том, что позволяет разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке,  и в целом творческому потенциалу ребенка.

     Учитывая, важность проблемы я полагаю, что развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей способствует нетрадиционная техника изобразительного искусства – пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

1.2 Цель программы:

- развитие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, посредством нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Задачи  

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
  2. Побуждать  детей  свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
  3.  Развивать творческие способности при создании сюжетных картин с помощью пластилина.
  4. Развивать композиционные умения, располагать предметы в соответствии с особенностями их формы, величины.
  5.  Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.
  6. Вовлечь детей и родителей в совместную творческую деятельность

             А также решаются   разнообразные технические    задачи:

  • не выходить за контур рисунка, аккуратно выполнять свои работы.
  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
  • Использовать несколько цветов пластилина.
  • Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).
  • Научиться пользоваться стеками.
  • Доводить дело до конца.
  • Восстанавливать  последовательности выполняемых действий.
  • Действовать  по образцу воспитателя, словесному указанию.
  • Самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы  и  атрибуты для его осуществления.

 

  1. Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Ребенок в этом возрасте совершенствует технические навыки и умения в различных видах искусства. Взрослый организует совместную работу, координирует действия ребёнка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.

  1. Содержание программы

Основные формы, методы,  приёмы и средства реализации программы.

Формы

  • НОД (игровые практикумы, беседа)
  • Совместная деятельность (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная) выставка
  • Игра (способствует развитию самостоятельного мышления и творческих способностей, является продолжением совместной деятельности, переходящей  в самостоятельную детскую инициативу)
  • творческая мастерская (предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений; следует работа с самым разнообразным природными и бросовыми   материалами, схемами и моделями.
  • мини-проекты;
  •  Беседа, рассказ, инструкция (дети получают информацию об объектах, представления о последовательности работы, моделировании)
  •  Показ, презентация,  работа по технологической карте;
  • Самостоятельная продуктивная деятельность;  
  • Досуги, развлечения.

           Методы

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, ситуативный разговор с детьми);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
  • игровой (пальчиковые игры, упражнения, имитационные  упражнения, тренинги навыков);
  • практический (игры, выполнение работ по технологическим картам,   изготовление изделий, творческая мастерская др.).
  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы создания положительной мотивации воспитанников:

  • стимулирования и мотивации деятельности: игровые эмоциональные ситуации,  похвала, поощрение, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
  • волевые:  предъявление   образовательных   требований, формирование ответственного  отношения к получению  знаний,  информирование  о прогнозируемых результатах образования.

Художественные средства:

  • методические пособия и книги по пластилинографии;
  • энциклопедии;
  • литературные произведения (тематические).

Наглядные средства:

  • стенды (правила техники безопасности и др.);
  • технологические карты;
  • иллюстрационный тематический материал, презентации.
  • демонстрационные работы и образцы в технике пластилинография.

Технические средства:

  • видео-аудио материалы
  • нетбук
  • проектор
  • магнитофон

       Использование нетрадиционных  техник и методик в изобразительной деятельности   помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности, умению управлять своим поведением и планировать свои действия. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Реализация программы предполагает организацию непосредственно-образовательной деятельности 1 раз в неделю.  Данная программа  предназначена для работы с детьми  старшего возраста (6-7 лет), может быть использована для группового и индивидуального обучения,  с учётом возрастных закономерностей и уровня первоначальных знаний и умений. Количество детей в группе – мобильное (7- 14 человек).  

Предполагает 1 занятие   в неделю. Длительность занятия составляет 25-30 минут     воспитанников.              

Срок реализации Программы: 1 год

Возраст детей

Количество занятий

Продолжительность

занятий  

Старший дошкольный возраст

6-7 лет

неделя

месяц

год

1 раз

4

32

25 – 30 мин

      При построении образовательного процесса учтены  принципы комплексно-тематического  планирования, с опорой на зону ближайшего развития дошкольников, ориентируясь на потенциальные возможности детей.

Программа основывается на  следующих принципах:

  • Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
  • Принцип наглядности.

Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

  • Принцип доступности и индивидуальности.

Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

  • Принцип систематичности.

Он заклекн5ючается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно -  образовательного процесса.

  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Основные составляющие образовательной деятельности:

  1. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность;
  2. Организация деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, для построения нового знания;
  3. Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности;
  4. Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера;
  5. Использование новых знаний в совместной деятельности;
  6. Фиксирование детьми достижения «детской» цели и проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.

1.5         Планируемые         результаты         освоения         дополнительной         общеобразовательной программы      

В результате освоения Программы «Яркий пластилин»» дошкольники   должны      

 Знать:

  • правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
  • основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;
  • разнообразие техник работ с пластилином;
  • особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;
  • основы  композиции, выполненные в технике пластилинографии;
  • правила работы в коллективе.

Уметь:

  • пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;
  • владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
  • использовать понятие симметрия при работе;
  • следовать устным инструкциям педагога;
  • уметь пользоваться технологическими картами;
  • анализировать образец, анализировать свою работу;
  • планировать предстоящую практическую деятельность;
  • осуществлять самоконтроль;
  • выполнять коллективные работы.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях пластилинографией, отслеживаются с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.

Формы подведения итогов реализации программы и контроля деятельности:

  1. выставка детских работ;
  2. участие в конкурсах, мероприятиях ДОО;
  3. мониторинг достижений детей.

II комплекс организационно-педагогических условий

2.1 календарный учебный график

МБДОУ «Детский сад № 18 «Родничок»» функционирует в режиме пятидневной

рабочей недели с 07.00 ч. до 19.00 ч. (12 часов).

Программа в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на познавательное развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет и рассчитана на 1 год. Наполняемость группы на занятиях – до 15 детей.

        Программа предполагает совместную работу детей с педагогом. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощью педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином, меняется по мере развития овладения детьми навыками.

        Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.    

   2.2 Условия реализации программы

Режим работы ДОУ

Продолжительность учебной недели

5 дней (с понедельника по пятницу)

Время работы групп

12 часов (с 7.00 до 19.00)

Нерабочие дни

Суббота, воскресенье и праздничные дни 

Продолжительность учебного года

Учебный год

с 01.09.2022 г. по

31.05.2023

 недель

I полугодие

с 01.10.2022 г. по

30.12.2022

17 недель

II полугодие

с  9.01.2023 г. по

31.05.2023

18 недель

Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса

Планируемые результаты освоения программы

Наименование

Сроки

Продолжительность

Первичная диагностика

Первые 2 недели октября

2 недели

Итоговая диагностика

Последние 2 недели мая

2 недели

летние каникулы: начало каникул –01.06.2023 года, окончание каникул – 31.08.2023 года.

Совместная образовательная днятельность

Начало СОД 

Подготовительная группа 

15.30 

Количество СОД 

1 раз в неделю

Время начала и  окончания СОД 

15.30 - 16.00 

Минимальная продолжительность перерыва между СОД 

10  мин 

 

Этапы работы.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.

Подготовительная часть.

Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).

Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.

Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).

Физкультурная пауза.

Основная часть.

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).

Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на достоинствах и ошибках выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.

Методы и приёмы.

-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

п/п

Название используемой технологии

Обоснование применения

1

  Художественная техника

Пластилинография

Создание лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных  объектов на горизонтальной поверхности.

2

Методика 

«Пластилиновая картина»

Ценность методики для развития мелкой моторики; целесообразно использовать в психологической работе в области арттерапии.

3

Методика

Пластилиновые аппликации

Ребёнок учится анализировать формы и размеры объекта труда, выделяет черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, нахождение нужное количество деталей и места их соединения, образно мыслить.

              Обучение  дошкольников нетрадиционной техники работы с пластилином «пластилинографии» стало результатом поиска новых интересных решений для развития творческих способностей дошкольников.  

Нетрадиционные техники рисования пластилином.

 Название техники

Содержание деятельности

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). Располагать их на горизонтальной поверхности. Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография (витражная)  - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с   использованием «жгутиков».

Нарисовать рисунок карандашом или маркером. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на  

  горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Для начала мы берем  разные цвета пластилина.  Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Скатываем колбаску и разрезаем ее.

Модульная пластилинография

- изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина  или шарикового пластилина.

Скатывать мелкие шарики, нужного цвета. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета. Слегка прижать.

Фактурная пластилинография

изображение больших участков  картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

осень

12

35мин

10мин

25ми

1.1

«Яблоки поспели».

1

35мин

10мин

25мин

1.2

«Чудо – плоды».

1

35 мин

10 мин

25 мин

1.3

«Консервированные овощи».

1

35 мин

10 мин

25 мин

1.4

«Червячок в яблочке».

1

35 мин

10 мин

25 мин

1.5

«Дождь идет»

1

35 мин

10 мин

25 мин

1.6

«Бабочки на полянке»

1

35 мин

10 мин

25 мин

1.7

«Кленовый лист».

1

35мин

10мин

25мин

1.8

«В лесу собрали мы грибы»

1

35мин

10мин

25мин

1.9

"Гроздь рябины"

1

35мин

10ми

25мин

1.10

"Грибы-грибочки выросли в лесочке

1

35мин

10мин

25мин

1.11

"Ежик с грибами"

1

35мин

10мин

25мин

1.12

"Осенний лес"-коллективная работа

1

35мин

10мин

25мин

2

зима

11

35мин

10мин

25мин

2.1

"Снежинка"

1

35мин

10мин

25мин

2.2

" Снегурочка"

1

35мин

10мин

25мин

2.3

"Игрушка новогодняя"

1

35мин

10мин

25мин

2.4

"Елка новогодняя огоньками светится "

1

35мин

10мин

25мин

2.5

"Зимняя картина"

1

35мин

10мин

25мин

2.6

"Снеговик"

1

35мин

10мин

25мин

2.7

"Творю что хочу"(Самостоятельная деятельность детей)

1

35мин

10мин

25мин

2.8

"За окошком снегири"

1

35мин

10мин

25мин

2.9

"Сердечки - валентинки"

1

35мин

10мин

25мин

2.10

"Галстук для папы"

1

35мин

10мин

25мин

2.11

"Пингвинчик"

1

35мин

10мин

25мин

3

Весна

12

35мин

10мин

25мин

3.1

"Украшение для мамы" Тематическое

1

35мин

10мин

25мин

3.2

"Весна идет, весне дорогу"

1

35мин

10мин

25мин

3.3

"Фиалочки в горшке"

1

35мин

10мин

25мин

3.4

"Подснежники"

1

35мин

10мин

25мин

3.5

"Бабочки, жучки"

коллективная работа

1

35мин

10мин

25мин

3.6

"Волшебное яичко"

Тематическое

1

35мин

10мин

25мин

3.7

"Тюльпаны"

1

35мин

10мин

25мин

3.8

"Божья коровка на ромашке"

1

35мин

10мин

25мин

3.9

"Цветущая веточка"

1

35мин

10мин

25мин

3.10

"Незабудки"

1

35мин

10мин

25мин

3.11

"Земляничка"

1

35мин

10мин

25мин

3.12

"Весенняя  полянка"

коллективная работа

1

35мин

10мин

25мин

Итого:

35

26 часов

25 мин

5 часов 50 мин

14 часов  35 мин

2.2.1Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

Сотрудничество с семьей по следующим направлениям:

  • организация выставок  совместного творчества  детей и родителей, конкурсов  поделок.
  • привлекать их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей;
  • участие в семейной проектной деятельности.
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и семинары, мастер-классы, консультации, памятки-рекомендации.

2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов

Объект педагогической диагностики (мониторинга)

Формы и методы

педагогической диагностики

Периодичность проведения

педагогической

Диагностики

Длительность проведения

педагогической

диагностики

Сроки проведения

педагогиче ской

диагностики

Индивидуальные результаты

учащихся в освоении программы

Наблюдение, опрос, беседа,

творческое

задание

 

2 раза в год

 

1-2 недели

 

Октябрь, май

 

Формы аттестации
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно пройденным темам и получают оценку:
«высокий уровень », «средний уровень», «низкий уровень». Результаты фиксируются два раза в год в диагностической карте.

  • «Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.
  • «Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Дошкольник в целом обнаружил понимание материала.
  • «Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.
    -
    Оценочные материалы
  •    Диагностика (2 раза в год) в начале года и в конце.
  •    Метод наблюдения (на занятиях).
  •    Участие в выставках детского сада.

         Показатели.

Фамилия,

имя ребенка.

Творческая  

активность

Новизна,

оригинальность

Сенсорные способности

Композиция

Общая  ручная умелость

Самостоятельность

Общее количество баллов

Уровень

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Средний балл

2.4 Методические материалы

2.4.1. Методическое обеспечение реализации программы

Материально - техническое обеспечение

Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательного процесса, являются условия реализации программы, соответствующие СанПиН 2.4.4.1251-0З.Групповые помещения – групповая комната или центр дополнительного образования.

Методическое обеспечение программы  

Материально-техническое обеспечение Программы 

-Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. -методические пособия и книги по пластилинографии; -литературные произведения (тематические).  

Материалы и инструменты 

Пластилин.В настоящее время существует большое разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Качеству пластилина надо уделить особое внимание. Некоторые виды пластилина очень мягкие и от этого плохо держат заданную форму, некоторые, наоборот, очень твердые – и маленьким детям трудно с ними данной технике: у детей быстро устают пальцы, и они не получают удовольствия от работы. Оптимальным вариантом можно считать пластилин «Луч» (производство г. Ярославль) и «Гамма» (производство г. Москва), он более твердый, но лучше сохраняет заданную форму.  

Кроме пластилина для работы понадобятся:

  • набор стеков;
  • пластмассовый нож для резки пластилина;
  • канцелярский нож для резки картона;
  • копировальная бумага;
  • набор сюжетных картинок  
  • простой карандаш;
  • лак для волос «Прелесть» для лакирования готовой картины;
  • флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от налипшего пластилина;
  • хлопчатобумажная ткань и бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.

 

Картонная основа для работы.  

Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определенный комфорт для неокрепших детских пальчиков во время работы.

 

Материалы и инструменты для каждого занятия одинаковы.

 Список использованной литературы

Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией.-Волгоград: Учитель, 2015

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012.  
  2. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина.-М.: МозаикаСинтез, 2013.
  3. Новацкая М. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми. –СПБ.: Питер, 2014
  4. Издание развивающего обучения.Простая лепка. Ферма.-М.: Карапуз, 2014.
  5. Савушкин С.Н. «Мастерилка» № 11. Пластилин и пуговицы.- М.: Сфера, 2018.
  6. Жукова О.Г., Белошистая А.В. Волшебны пластилин.-М.:Аркти, 2009.
  7. Аппликация из пластилина И.О.Шкицкая – ООО Феникс, 2014
  8. Пластилинография. Давыдова Г.Н. Анималистическая живопись. Скрипторий, 2007
  9. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА»,2007
  10. Детский дизайн.  Пластилинография. – Давыдова Г.Н., М.: «Скрипторий 2003», 200

4.1комплексно-тематический план

         

Комплексно-тематическое планирование занятий дополнительного образования.

месяц

Темы занятий

цели

Количество часов

октябрь

«Яблоки поспели».

1.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту.

  1. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков.

1

«Чудо – плоды».

1

«Консервированные овощи».

1

«Червячок в яблочке».

1

ноябрь

«Дождь идет»

Закреплять навыки работы с пластилином: создание полуобъемного контура, заполняемого потом бросовым материалом для придания объекту завершенности и выразительности.

1

«Бабочки на полянке»

1

«Кленовый лист».

1

«В лесу собрали мы грибы»

1

декабрь

«Снежинка».

Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

1

«Зимний лес».

1

«Новогодние игрушки».

1

«Новогодняя ёлка»

1

январь

«Дед мороз».

  1. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

1

«Золотая рыбка».

1

«Аквариум».

1

«Анютины глазки»

1

февраль

«Кактус в горшочке»

1.Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объём и выступают над поверхностью основы.

1

«Красивый букет».

1

«Ёжик».

1

«Мамин портрет».

1

март

«Маме в день 8 марта подарю я свой букет» (астры)

  1. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.
  2. Развивать  мелкую моторику рук

1

«Натюрморт».

2

«Подснежники».

1

апрель

«Ландыши».

  1. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно-творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции.

2.        Способствовать развитию формообразующих движений рук
в работе с пластилином.

1

«В далёком космосе»

1

«Разноцветные бабочки»

1

«Фиалки».

1

май

«Полевые цветы»

1Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения — рисование пластилином.

  1. Побуждать детей передавать разнообразие природных форм цветов.

1

«Душистый снег».

1

«Мак»

1

«Одуванчики – цветы, словно солнышко желты»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Яркие краски"

Программа по нетрадиционному рисованию с дошкольниками...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Пластилин-ка" для детей 3-4 лет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Пластилин-ка"для детей 3-4 лет...

Дополнительная образовательная программа "Страна Пластилиния"

Обучение детей 4-7 лет технике - пластилинографии...

Парциальная программа " Яркая фантазия"

Цель программы: Формирование творческой деятельности детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами аппликации....

Работы детей кружка "яркий пластилин"

Работы детей кружка "яркий пластилин"...