О необходимости развития техник лепки
статья по аппликации, лепке

Бородулина Ирина Юрьевна

В современном обществе востребован человек  творческий, креативный, испытывающий потребность в самовыражении, умеющий и стремящийся к  эстетическому преобразованию действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_neobhodimosti_razvitiya_tehnik_lepki.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

В современном обществе востребован человек  творческий, креативный, испытывающий потребность в самовыражении, умеющий и стремящийся к  эстетическому преобразованию действительности.

В  связи с этим, в свете современных требований к дошкольному образованию особое значение приобретает проблема совершенствования содержания, форм, методов развивающего обучения детей изодеятельности. На данный момент  происходит переосмысление соотношения  видов детской изобразительной деятельности  (рисования, лепки, творческого конструирования, аппликации – их интеграции и взаимобогащения),  обновляются задачи художественно-эстетического развития детей (в аспекте преимущественно развития  эмоционально-эстетического отклика, творческой активности, желания творить и т.п.), осуществляется поиск  интересной тематики для современных дошкольников и эффективных методов и приемов организации данной деятельности.

Одним из видов привлекательной содержательной деятельности детей дошкольного возраста является лепка, которая предоставляет благоприятные возможности для художественного, эстетического и умственного развития ребенка. Вместе с тем, в психолого-педагогических исследованиях и методических разработках развитию лепки уделяется значительно меньше внимания, недостаточно представлены её  развивающие  и обогащающие возможности  в образовании дошкольников разных возрастов.

Дети, освоившие изобразительно-выразительные и технические умения, проявляющие интерес в лепке, способные реализовать свои творческие замыслы в данном виде деятельности, имеют возможность самовыражаться, самореализовывать себя в художественной деятельности, удовлетворять потребность в содержательной продуктивной деятельности.  При этом,  в арт-терапевтических и психологических работах показана особая роли лепки в  обогащении сенсорного опыта детей, преодоление невротических состояний, снижение страхов и т.п.

Вопросы психологии изобразительной деятельности и развития художественных способностей рассматривались в трудах Е.И.Игнатьева, В.С.Мухиной, Б.М.Теплова, Н.П.Сакулиной, В.А.Езикеевой, Н.С.Карпинской и др. Разработкой проблем сенсорного воспитания занимались Н.П.Сакулина, Н.А.Курочкина, Е.И.Корзакова, Э.Г.Пилюгина и др., изучением методов и приемов обучения, форм и способов организации работы с разными материалами - З.А.Богатеева, И.Л.Гусарова, В.Г.Нечаева, А.И.Савенков и др., особенностям творчества дошкольников в изобразительной деятельности - Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Е.И.Игнатьев, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.А.Езикеева, Р.М.Чумичева, И.Л.Гусарова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова и др.

Лепка входит в повседневную жизнь ребёнка с раннего возраста и предоставляет детям возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластических образах. Лепка - самый «осязаемый» вид художественного творчества.  Развивая чувство активного осязания, лепка содействует лучшему пониманию детьми форм предметов окружающего мира, т.к. в лепке представления о форме достигаются и зрительным, и осязательным путем одновременно. Лепка имеет некоторые преимущества перед другими видами изобразительной деятельности детей. 1) В лепке отсутствуют трудности, связанные с перспективно-пространственным изображением предметов:  вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве. 2) В процессе лепки дети контролируют свою деятельность не только зрительно, как в рисовании, но и осязательно. Это создает условия для обогащения сенсорного опыта детей и развитие моторики. 3) Своеобразие лепки как деятельности, где преобразующее воздействие рук совпадает во времени с познавательным восприятием, делает ее необычайно ценным средством развития детей, особенно дошкольников.

Вместе с тем  освоение лепки имеет ряд трудностей: недостаточный уровень развития моторики и познавательной сферы осложняет создание образа; в отличие от рисования  использование изобразительных средств (точки,  цвета, композиции) несколько «стерты» в лепке и труднее осваиваются детьми; лепка требует использования большого числа разнообразных материалов, которые  менее доступны, чем инструменты  рисования и др.

Исследователями изобразительной деятельности дошкольников Н.А.Курочкиной, Н.Б.Халезовой, Г.В.Пантюхиной, И.А.Гусаровой, Е.А.Коссаковской рекомендовано использование в детском изобразительном творчестве глины и пластилина. В настоящее время использование этих материалов в лепке дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. Проблема использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников  нашла свое отражение в работах В.С.Горичевой, И.В.Гусевой, Г.Н.Давыдовой, Е.В.Данкевич, Н.В.Дубровской, М.И.Нагибиной, Л.В.Немченко, Г.В.Пастуховой, Т.И.Сайгановой, Е.М.Седовой, М.О.Синеглазовой, В.Ю.Слепцовой, Т.В.Смагиной, Л.Н.Столяровой и др. Необходимо отметить, что исследования в области нетрадиционных техник лепки носят локальный характер: они ограничены, в основном, ознакомлением с отдельными нетрадиционными техниками, пластическими материалами (их свойствами)  и составлением технологических карт лепных работ, создание которых доступно детям под непосредственным руководством взрослого. Не разработана педагогическая технология использования нетрадиционных техник в лепке старших дошкольников, учитывающая взаимосвязь и особенности различных материалов.

Для того чтобы выразить художественный замысел в образе, необходимо овладеть изобразительно-выразительными средствами. К этим средствам с полным правом можно отнести различные художественные материалы и техники, которые обогащают образный язык изобразительного искусства, а их использование способствует активному формированию двигательных навыков, необходимых в изобразительной деятельности. Взаимодействуя с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, дети учатся сравнивать их между собой, находить общее и различия, создавать лепные образы одних и тех же предметов из разных материалов. Разнообразие используемых детьми художественных материалов повышает интерес детей изодеятельности. Занятия нетрадиционной лепкой способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому и художественно - творческому (нетрадиционные техники лепки) развитию с детьми средней группы.

Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. В своих работах (планетолеты) дети использовали изученные и уже известные им нетрадиц...

Презентация."Нетрадиционная техника лепки в развитии творческих способностей детей".

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей.Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детя...

Особенности организации непрерывной образовательной деятельности по лепке с использованием не традиционных техник лепки

В данной работе представлен материал использования лепки из глины на основе русской народной игрушки...

Нетрадиционные техники лепки и их роль в развитии детей дошкольного возраста

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобр...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию «Снеговик» (лепка в технике пластилинография)

Развитие умения создавать знакомый образ посредством пластилиновых шариков на горизонтальной плоскости....

«Виды, способы и техники лепки в детском саду» (Способы и техники лепки животных)

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пласт...

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения посредством нетрадиционной техники лепки «Пластилинография».

В настоящее время проблеме развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения уделяется достаточно много внимания. Каждый творческий педагог пробует внедрять ...