Рабочая программа кружка "Пластилиновое чудо"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Развитие творческих и художественных способностей детей среднего возраста посредством пластилинографии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»
Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности
(пластилинография)
«Пластилиновое чудо»
у детей среднего дошкольного возраста
Автор программы:
О.И. Гвоздева
г. Ачинск 2023г.
#1055;ояснительная записка
Программа кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (нетрадиционной лепки) для детей 4 - 5лет разработана на основе:
С введёнными в действие ФГОС ДО;
С основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 26» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей;
С программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
2. Актуальность.
Актуальность данной проблемы определила тему кружковой работы «Нетрадиционный метод лепки – пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
3. Содержание реализации программы.
Цель и задачи программы.
Цель: Развитие творческих и художественных способностей детей среднего возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
Обучающие: - знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); - формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; - формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета. Воспитывающие: - - воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. - воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность эстетический вкус. - воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Развивающие: - развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы; - способствовать повышению речевой активности детей; - развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги. Задачи реализуются в игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой деятельности, чтении художественной литературы. Предполагаемый результат Дети смогут в процессе творческой деятельности с пластилином передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- овладеют основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание)
- правильно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином, обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.
Перспективное планирование кружка
Месяц | Тема дидактических упражнений |
Сентябрь | 1. Мониторинг освоения программы на начало учебного года 2. «Овощи с грядки» Цель: обобщать представления детей об овощах, об их характерных особенностях, развивать мелкую моторику рук при выполнении приёма размазывания (в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. 3. «Листопад» Цель: Продолжать учить приёму размазывания ( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. Побуждать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 4 «Осеннее дерево» Цель: учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. |
Октябрь | 1. «Клубочки для котёнка» Цель: Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали. ; Ежик» Цель: Закреплять знания детей овальной формы, приёмов изображения ежика: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. 3. «Черепаха» Цель: Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. 4. «Бусы для Люси» Цель: Закрепить умение детей лепить предмет. Состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Чередуя по цвету. |
Ноябрь | 1. «Цветик – семицветик» Цель: Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова. Учить лепить отдельные детали (придавливать, примазывать, разглаживать). 2. «Веточка мимозы в подарок маме» Цель: способствовать радостному настроению, желанию сделать приятное маме. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. #1063;ашка для куклы Кати» Цель: Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. 4. «Мышка-норушка и золотое яичко» Цель: Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. |
Декабрь | 1. «Снежинка» Цель: Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. 2. . «Ёлочные шары на ветке» Цель: Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. Закрепить умение раскатывать колбаски, жгутики одной длины. Развивать мелкую моторику рук. ; Новогодняя ёлочка» Цель: Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки). Развивать у детей мелкую моторику рук. Закреплять умения работать по контуру, развивать детское творчество. 4. «Снеговик» Цель: Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости. |
Январь | ;Праздничный торт» Цель: Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге. Закреплять умение раскатывать комок п ;Медвежонок» Цель: Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать его по поверхности. Развивать чувство формы и композиции. пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями, 3. «Украсим платье Кате» Цель: Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. 4. Звездное небо» Цель: Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. |
Февраль | 1. «Совушка, сова - большая голова Цель: Расширить представления детей о лесной птице – сове. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. 2. «Самолет летит» Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии. 3. «Птичка» Цель: Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. ;Галстук для папы» Цель: Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным. Развивать мелкую моторику рук. |
Март | 1. «Букет для мамы» Цель: Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук. 2. «Украсим туфельку» Цель: Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей. 3. «Вот и весна пришла!» Цель: Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. 4. «Рыбки в аквариуме» Цель: Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. |
Апрель | ;Весёлый клоун» Цель: Учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии; развивать чувство цвета; 2. «Листочек» Цель: Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным. Развивать мелкую моторику рук. Укреплять познавательный интерес к весенней природе. 3. «Разноцветный светофорчик» Цель: Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. 4. «Утка с утятами» Цель: Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. |
Май | 1. «Воздушные шары» Цель: Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. 2. «Радуга дуга». Цель: Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. 3. «Бабочка» Цель: Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище). 4. Мониторинг освоения программы на конец учебного года |
Мониторинг результатов освоения программы
Мониторинг детского развития в области художественно – эстетическое развитие (лепка) детей
среднего возраста.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями | Умение раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней | Умение лепить палочки и колбаски | Умение отламывать маленькие комочки от большого куска пластилина (глины) | Умение соединять палочки
| Итоговый показатель | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | к | |||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
16 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
Рекомендации по определению уровня развития ребенка:
Высокий – от 4,0 до 5,0
Ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним.
Средний – от 2,9 до 3,9
Ребенок обычно следует по образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке
взрослого включается в деятельность и охотно соглашается лепить вместе со взрослым.
Низкий – от 0 до 2,8
Ребенок не проявляет заметного интереса к лепке, в совместной деятельности со взрослым по подражанию создает схематичное
изображение, но не выражает свое отношение к нему.
Рекомендации по определению владения ребенком параметром оценки:
1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
9. Список литературы.
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство«Скрипторий 2003г», 2006. #1044;авыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
#1051;ыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
#1056;ейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС
Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...
Презентация "Проектирование фрагмента рабочей программы "Чудо своими руками"
Красочная помощь при раскрытии темы!...
Рабочая программа по реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» дополнительного образования в форме кружковой деятельности «Пластилиновое чудо»
Изобразительная деятельность - один из немногих видов занятий. где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданное кем то стихотворение, танец, песню. Проявить творческое воображение ...
Рабочая программа " Чудо - пластилин"
Кружковая работа...
Рабочая программа кружка «Чудо - пластилин»
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ...
Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.
Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...