Рабочая программа " Чудо - пластилин"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Большеничкинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей 662627, Красноярский край, Минусинский район, с. БольшаяНичка, ул. Автомобильная, 81, эл. почта: lbakaykina@mail.ru, телефон: 8 (39132) 72-2-21
Рабочая программа кружковой работы
« Чудо - пластилин»
(для детей средней группы 4 - 5лет)
Большеничкинскинского детского сада
(2016-2017 уч.год)
Составитель: Вильнер Т.Н.
«Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина,
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак…»
Н.Матвеева
- Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького творца и фантазера. С радостью и удивлением открывая для себя что- то новое.
Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии.
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить комнату.
Пластилинография позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников.
В процессе деятельности кружка «Чудо-пластилин» повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук.
Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация выставок, составление правил работы с пластилином, рассматривание образцов. Программа кружка «Чудо-пластилин» обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в уже знакомых техниках, усложняют композицию и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Занятия проводятся четыре раза в месяц.
Календарная последовательность занятий выстроена в соответствии с сезонными явлениями природы.
Срок реализации – 1 год
Срок проведения: сентябрь – май
Форма проведения – традиционная
Возрастная группа: дети 4-5 лет
Количество занятий в год: 36
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации: фронтальная
Длительность занятий: 20 минут
Место проведения кружка: групповая комната
В итоге работы планируется оформление работ детей в форме выставки, фото - отчета.
Режим работы кружка
Название | День недели | Время |
Чудо - пластилин | вторник | 15.15-15.35 |
Актуальность: рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования.
Цель кружковой деятельности: развитие творческих и художественных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из пластилина. Формирование личности ребенка в творческом развитии.
Задачи:
Образовательная:
- закрепить способы – лепки из пластилина;
- формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;
- содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству
Развивающая:
- развитие мелких и точных движений пальцев рук;
- развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- активизация творческого мышления;
- развивать пространственное воображение , глазомер;
- развивать чувства цвета, пропорции, ритма;
Воспитательная:
- воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
- воспитывать аккуратность, старание при работе с пластилином;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие;
- воспитывать творческое воображение;
Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Способы лепки
Конструктивный способ
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
- объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
- объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
- объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).
Скульптурный способ
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина и разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме.
Модульная лепка
Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.
Основные приемы лепки пластилином
- Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
- Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
- Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
- Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
- Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
- Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
- Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
- Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Ожидаемые результаты
- Умение свободно владеть лепным материалом, техническими приемами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.
- Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
- Правильное понятие о пропорции и соразмерности.
- Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
- Умение лепить предметы, передавая их характерные особенности.
- Развитие фантазии и творческого мышления.
- Укрепление мелкой моторики рук.
- Тематический план дополнительной образовательной программы кружка «Чудо - пластилин»
Сентябрь
№ | Тема | Цель | Материал | Дата | |
1. | «У нас в гостях пластилин» | Изучение интересов и возможностей детей в лепке; воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить. | Пластилин. | ||
2. | « Яблоки и ягоды на тарелке» | Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, разной величины. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности. | Пластилин, картон. | ||
3. | «Веточка рябины» | Закреплять приёмы рисования веточки, лепки предметов округлой формы (ягодки) и овальной ( листочки). Подводить к эмоциональной оценке своих работ. | Пластилин, картон, карандаш. | ||
4. | «Большие и маленькие морковки» | Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаясь с материалом. | Пластилин оранжевого и зеленого цветов. | ||
Октябрь | |||||
1. | «Корзинка с фруктами» . | Учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы; формировать интерес к работе с пластилином; овладение приемом отщипывания. | Пластилин разного цвета. | ||
2. | Коллективная композиция «Жуки на цветочной клумбе» | Учить детей лепить жуков конструктивным способом, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек); развивать чувство композиции. | Пластилин, картон, стеки. | ||
3. | «Осеннее дерево» Пластилинография | Обучение приемам работы с новой техникой «пластилинография»: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); формирование интереса к лепке; | Пластилин, картон. | ||
4. | «Гриб-мухомор» . | Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности. | Пластилин. | ||
Ноябрь | |||||
1. | «Солнце в тучах». | Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета. | Голубой картон, пластилин желтого, серого и белого цветов. | ||
2. | «Угощение для кукол». | Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. | Пластилин, дополнительный материал для украшения. | ||
3. | «По замыслу». | Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). | Пластилин, стеки. | ||
4. | « Подарок для мамы» | Закрепить навыки и приемы лепки цветов, учить детей работать стекой. Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. | Картон, пластилин, стеки. | ||
Декабрь | |||||
1. | «Снежинки»Пластилинография (коллективная работа) | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. | Картон, пластилин белого цвета. | ||
2. | « Снеговик» | Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. | Пластилин разных цветов, дополнительный материал. | ||
3. | «Елка в гости к нам пришла». | Учить передавать строение ёлки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определённой последовательности. Упражнять в использовании стеки, создать радостное настроение в преддверии праздника. | Пластилин. | ||
4. | «Новогодние шары так прекрасны и важны» | Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. Самостоятельное придумывание узора для своего шарика. | Пластилин, бросовый материал. | ||
Январь | |||||
1. | Летка по замыслу «Слепи, что тебе хочется» | Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки. | Пластилин, стека. | ||
2. | «Чашка и блюдце» | Развивать умение лепить, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание) и новые -вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами | Пластилин. | ||
3. | «Вылепи какое хочешь игрушечное животное» | Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить. | Пластилин разных цветов. | ||
4. | «Птички прилетели, зернышки клюют» (Коллективная композиция) | Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. | Пластилин, кормушка. | ||
Февраль | |||||
1. | «Погремушка» | Учить детей лепить предмет из двух частей: шарика и палочки, соединять части, плотно прижимая, их друг к другу. Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. | Пластилин всем разного цвета. | ||
2. | «Неваляшка» | Продолжать учить лепить предмет из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Украшать предмет мелкими деталями (помпон на голове, пуговицы на платье). Уточнить представления детей о величине частей. Закреплять умение аккуратно пользоваться материалом | Игрушка неваляшка, пластилин. | ||
3. | «Весёлые вертолёты» | Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и частей деталей. Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолёта. | Игрушка вертолет, пластилин, стека. | ||
4. | «Маленькая куколка» | Учить лепить предмет, состоящий из двух частей круглой формы разной величины. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями кругообразными движениями, соединять две части приемом прижимания. | Пластилин, стека. | ||
Март | |||||
1. | «Пирог для мамы» | Учить детей создавать узоры на круге при помощи жгутов, кружочков. Воспитывать чувство цвета и ритма | Пластилин, стека. | ||
2. | «Цветик – семецветик» Пластилинография | Закрепить умение наносить пластилин тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность. | Пластилин, стека, картон. | ||
3. | «Божья коровка» | Формировать интерес к лепке, научить лепить божью коровку из частей; Развивать умение изображать божью коровку с помощью пластилина, передавать характерные особенности строения тела насекомого используя приемы «раскатывания», «сплющивания», «примазывания», «отщипывания». | Пластилин стека. | ||
4. | «Весенняя веточка вербы» | Развивать умения изображать ветку весеннего дерева с помощью пластилина; передавать характерные особенности вербы.
| Пластилин, картон стека. | ||
Апрель | |||||
1. | Космос. «Звездное небо». Пластилинография | Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону. Развивать чувство формы и композиции. | Пластилин, картон, стека. | ||
2. | « Пасхальное яйцо» | Продолжать знакомить детей с праздником Пасхи. Совершенствовать умения в нанесении пластилина на картон. Упражнять в украшении изделия узорами из жгутов, стеки. | Пластилин, картон, стеки, дополнительный материал. | ||
3. | Летка по замыслу «Слепи, что тебе хочется» | Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки. Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей. | Пластилин разных цветов. | ||
4. | Лепим сказку «Теремок» (коллективная работа) | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах; развивать умение согласованно выполнять общую работу; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество, работать коллективно. | Пластилин, дополнительный материал, фигурки героев сказки «Теремок». | ||
Май | |||||
1. | «Улитки на листочке» | Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать в спираль, оттягивать и закруглять концы. Развивать мелкую моторику рук. | Пластилин в виде листка, картон. | ||
2. | «Бабочка-красавица» | Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов); формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин разного цвета. | ||
3. | «Золотая рыбка» Пластилинография | Закрепление технических и изобразительных навыков и умений (пластический способ, оттягивание от общего объема). Создание выразительного сюжета в полуобъеме использование нетрадиционной техники рисования пластилином. | |||
3. | «Одуванчик» | Закрепить умения, приобретенные ранее, используя приёмы сплющивания, умения работать стекой. Прививать интерес и любовь к природе. | Пластилин, картон, стека. |
Список литературы
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
- Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4 - 5 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- http://www.ruskid.ru/lepka/
- http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138
- http://detskiysad.ru/izo/lepka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проектирование фрагмента рабочей программы "Чудо своими руками"
Красочная помощь при раскрытии темы!...

Рабочая программа кружка «Чудо - пластилин»
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ...
Рабочая программа кружковой работы "Чудо-пластилин"
Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Такт...

Рабочая программа "Веселый пластилин" (первая младшая группа)
рабочая программа кружка по пластилинографии для детей первой младшей группы на учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Пластилин-ка» для детей 3-4 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Пластилин-ка»для детей 3-4 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо - пластилин»
Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией; формирование и развитие художественно-творческих способ...