Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в подготовительной к школе группе. Аппликация на тему: «Русская матрешка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

На примере истории создания матрёшки дети продолжили знакомство с традиционными народными промыслами России, появился интерес и любовь к народному искусству, народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_applikatsiya_matreshka.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

 по художественно- эстетическому развитию

в подготовительной к школе группе

Аппликация на тему: «Русская матрешка»

Цель: продолжить формировать навыки самостоятельной работы в технике “аппликация”, используя традиционные и нетрадиционные материалы.

Задачи:

Образовательные:

  1. На примере истории создания матрёшки продолжить знакомство с традиционными народными промыслами России;
  2. Закреплять навык вырезания по контуру;
  3. Закреплять умение правильно наклеивать детали.

Развивающие:        

  1. Развивать наглядно-образное восприятие;
  2. Развивать память, мелкую моторику, мышление, творческие способности;
  3. Развивать художественный вкус, чувство композиции.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам;
  2. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приемы: 

Художественное слово, демонстрационный метод, показ, объяснение, беседа, вопросы к детям, физкультурная минутка, напоминание, самостоятельная работа. 

Демонстрационный материал: деревянная кукла Матрешка, презентация «Электронное письмо», презентация «История русской матрешки», алгоритм выполнения аппликации.

Приоритетная образовательная область (области): познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Планируемые результаты (исходя из цели и задач):

Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):

для воспитателя

Ноутбук, телевизор, деревянная кукла Матрешка, презентации, алгоритм выполнения аппликации.

для детей

Шаблоны туловища и лица Матрешки, клей, ножницы, листы цветной бумаги, мелкие бумажные детали (кружки, листья).

Предварительная работа: рассматривание разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской); беседы с дошкольниками о появлении матрешки, о творчестве русских народных мастеров; рисование матрешек; загадывание загадок о матрешках; чтение стихов о матрешках; прослушивание русской народной музыки.
                                                         

Содержание ОД:

Введение в ОД: мотивация детей.

Воспитатель. Ребята я предлагаю вам немного поиграть, встаньте пожалуйста в круг. Давайте друг друга поприветствуем и поднимем себе настроение.

Приветствие

Доброе утро улыбчивым лицам!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

 Пусть доброе утро продлится до вечера!

Сюрпризный момент

(Слайд 1 )

Воспитатель.  Ребята сегодня утром мне прислали очень необычное электронное письмо (ответы детей)

- А хотите узнать, что в письме и кто его написал?  (ответы детей)

Воспитатель: Ребята присаживайтесь на стульчики.

- Кто же его написал?

(Слайд 2)

- Давайте, его откроем! (открываем письмо)

«Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в дальних странах. Здесь нуждаются в моей помощи!  Собирался я сюда долго да только сувениры забыл с собой взять. Не могли бы вы мне помочь, прислать сувениры жителям дальних стран».

- Ребята, поможем доброму волшебнику? (ответы детей)

 

Основная часть занятия.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей большой стране России, тоже есть свой сувенир. Может Вы знаете какой? (ответы детей)

Если дети затрудняются назвать сувенир, тогда воспитатель загадывает загадку:

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки.)

- Правильно, это матрешки. Посмотрите, какие они красивые. (поднимаем платок, под которым спрятаны Матрёшки)

Ребята матрешки это куклы, в которые с удовольствием  играют дети.

- А что же в них необычного? (ответы детей)

- Чем она отличается от других кукол? (ответы детей) 

- Первая матрешка состояла из восьми кукол.

-  Из чего сделаны Матрешки? (ответы детей)

- А Вы знаете, когда в России появились матрешки? (ответы детей)

- А хотите узнать? (ответы детей)

Воспитатель .Обращаю внимание детей на экран.

(слайд 3) Первая русская матрешка была изготовлена много лет тому назад (133 года прошло ) Выточена токарем Василием Звездочкиным и  расписана художником  Сергеем Малютиным. Сначала была одна матрешка, а потом получилось целое семейство.

- Как вы думаете, почему так названа Матрёшка? 

Имя Матрёна тогда было широко распространено отсюда и название.  

- Почему так одета? Девушки тех лет носили такие наряды.

Матрешка стала символом русской культуры и самым традиционным сувениром из России.

(слайд 4) Вот сколько матрешек на разный вкус продается.

(слайд 5) Вот  Загорская матрешка  

 (слайд 6) Это  Семеновские матрешки 

 (слайд 7) Полхов-майданские матрешки  

(Слайд 8) Видите, какие матрешки все разные, яркие, красивые.

- Как Вы думаете, понравится наш сувенир людям из других стран?

- Вы хотите сделать Матрешек? (ответы детей)

Но, сначала давайте разомнемся:

Физминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Практическая часть

- А сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую!

 Работать мы будем в технике “аппликация”.

 Вспомним технику безопасности с ножницами и клеем.

Техника безопасности при работе с ножницами

  1. Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
  2. Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться
  3. Ножницами нельзя вырезать на ходу и нельзя ими размахивать.

Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно.

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Воспитатель обращает внимание детей на доску.

А теперь, посмотрите, что и зачем мы будем делать.

(Открываем алгоритм выполнения аппликации).

Объяснение выполнения работы

Перед вами лежат готовые шаблоны матрешек, в тарелочке цветная бумага из которой вы будите вырезать детали для изготовления матрешки, у вас есть заготовки лица матрешки (мы их сделали заранее) и круги и листья для украшения.

  1. Сначала нужно вырезать косыночку, для этого  возьмете цветную бумагу квадратной формы (большой квадрат) и по контуру, аккуратно её вырежете, а потом наклеиваете так, чтобы контуры головы матрешки совпали с косынкой.
  2. Дальше берёте заготовку лица Матрёшки, и наклеиваете её, аккуратно так чтобы получилась головка матрешки.
  3. Из квадрата поменьше вырезаете большой цветок и наклеиваете его на передник матрешки, приклеиваете сердцевину.
  4. Вырезаете листочки из двух сложенных пополам прямоугольников.

5)        Украшаете матрешку кружочками  из цветной бумаги.

 Воспитатель: Прежде чем приступить к работе давайте сделаем

          «Пальчиковую гимнастику»

Мы – красавицы матрёшки,

Разноцветные одёжки. (сжимают и разжимают пальцы)

Раз – Матрёна, два – Малаша,

Мила – три, четыре — Маша,

Маргарита – это пять. (загибают пальцы)

Нас не трудно сосчитать. (хлопают в ладоши)

Самостоятельная работа детей (контроль и помощь педагога)

 

Выставляем матрешек на  магнитной доске.

Посмотрите, какой у нас хоровод получился из матрешек.  Какие они красивые, яркие, разные.

Подведение итогов. Рефлексия.

- А какая из матрешек Вам понравилась больше всего, не считая вашей? (ответы детей) 

- Мне Ваши очень понравились, они веселые и добрые.

- Ребята кому мы сегодня помогли?

      - Что нового узнали? (ответы детей)

          - Что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей)

Ребята вы сегодня большие молодцы, настоящие русские мастера.

Такую игрушку делают только в нашей стране России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.

Сейчас наши матрешки подсохнут, мы их сначала покажем родителям,  а потом отправим их доброму волшебнику, а он подарит их своим новым друзьям, жителям дальних стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД"Сакура весной" в подготовительной к школе группе (аппликация)

Конспект НОД"Сакура весной" в подготовительной к школе группе (аппликация) способствует развитию творческих способностей детей....

Конспект организованной изобразительной деятельности (рисование) по образовательной области: «Художественно-эстетическое» в подготовительной к школе группе на тему: «Масмак»

Конспект занятия содержит опыт работы по воспитанию эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....

Конспект организованной образовательной деятельности. Художественно – эстетическое развитие Подготовительная к школе группа ДОУ. Тема: «Рисование с натуры. Ваза с ветками»

Конспект организованной образовательной деятельности. Художественно – эстетическое развитие Подготовительная к школе группа ДОУ.Тема: «Рисование с натуры. Ваза с ветками»Выполнила: в...

Конспект НОД «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе (Аппликация) «Подснежники»

Интегрированные задачи:        Образовательные задачи:- формировать умение изготавливать цветок методом объемной аппликации из отдельных элементов, стараясь пер...

Конспект по художественно-эстетическому развитию для детей разновозрастной группы Аппликация на тему «Веселые крабы»

Конспект по художественно-эстетическому развитию в разновозрастной группе аппликация на тему веселые крабы....

Конспект НОД. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа – 6 -7лет. Тема: «Поздравительная открытка маме к 8 марта».

Всестороннее  интеллектуальное и эстетическое  развитие  детей  в процессе овладения элементами техники квилинга, как  художественного способа  конструирования из бумаги....

Конспект по художественно-эстетическому развитию во 2 младшей группе, аппликация "Фоторамка для семьи"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Подарок для моей семьи» (второй темой конспекта может быть аппликация «Закладка для папы»)Конспект занятия по ...