Конспект открытого занятия по лепке "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Фролова Юлия Михайловна

конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по речевому художественно-эстетическому развитию (лепка)

группы №10 «Знатоки» общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Тема: «Лепка по мотивам Дымковской игрушки»

Дата проведения: 27.10.2023г.

Разработал: воспитатель Фролова Юлия Михайловна

Цель: продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства;

- закрепление приёмов лепки: раскатывание пластилина, оттягивание, сплющивание, прищипывание при выполнении отдельных элементов.

Развивающие: 

- развитие эстетического восприятия детей, творчества, мелкой моторики рук.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и интерес к народной игрушке к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.

Предварительная работа: знакомство с народными промыслами, рассматривание иллюстраций и альбомов с изображением дымковских игрушек.

Материально-техническое оснащение: телевизор, ноутбук.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: презентация «Дымковская игрушка», дымковские игрушки, лошадка-образец, таблицы с изображением элементов дымковской росписи

 Раздаточный: пластилин, клеенки, стеки, салфетки, технологические карты по лепке.

Ход занятия:

1.        Введение в игровую ситуацию

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе встанем дружно в круг,

За руки друзья возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Теперь у нас отличное настроение. Ребята, у нас сегодня гости поздоровайтесь с ними.

2.        Мотивационная игра

Воспитатель:  Ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

Сорока - белобока по улице летала,

По веткам скакала,

Детский сад искала.

Принесла в клюве письмо.

Воспитатель: От кого оно? Давайте прочтем?  (Воспитатель открывает конверт читает)

 «Здравствуйте, ребятки,

Ульянки и Полинки,

Саши, Гриши, Пети и другие дети!

Если любите играть, лепить и рисовать, приезжайте в гости!

Милости просим!».

                           Игрушки из села Дымково

3.        Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в мастерскую дымковских игрушек? (ответы детей)

Воспитатель: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)

Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей встать на ковёр).

Физминутка «Ковер – самолет».

На ковре – самолете мы летим, летим, летим (руки в стороны, имитация полета),

На ковре – самолете во все стороны глядим (руки в стороны, имитация полета),

Смотрим вправо (поворот головы вправо),

Смотрим влево (поворот головы влево),

Смотрим вверх (дети смотрят вверх),

Смотрим вниз (дети смотрят вниз),

Сели мягко на карниз (приседания, руки в стороны),

И спустились снова вниз (глубокий присед).

4. Открытие нового знания

Воспитатель: Ребята, вот мы и прилетели в село Дымково. А вы знаете почему оно так называется? (ответы детей)

Воспитатель: В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская». Делали ее из глины. Сушили ее сначала на лавке, а потом в печке. После этого белили мелом, разведенным на молоке, а затем начинали расписывать (рассматривание дымковских игрушек).

Воспитатель: Ребята, а вот перед нами  мастерская, где изготавливают дымковские игрушки. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. (дети рассаживаются по местам)

Воспитатель: Ребята, чтобы понять какую игрушку мы сегодня будем лепить, предлагаю отгадать загадку:

На ветру развивается грива,

Везет ношу свою терпеливо,

«Цок-цок-цок», скачет ровно и гладко,

В серых яблоках наша … (Лошадка)

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы будет лепить дымковскую лошадку. Только лепить мы ее будем не из глины, а из пластилина. Давайте рассмотрим лошадку.

- Какая она?

-Чем украшена?

-А из каких частей она состоит?

-Что у нее есть? (Туловище, ноги, голова, уши, хвост и грива.)

Воспитатель: Все части лошадки мы назвали, можно приступать к лепке, но прежде чем лепить разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика 

Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои

Их как хочешь, поверни.

По дорожке белой, гладкой,

Скачут пальцы, как лошадки,

Чок – чок - чок, чок – чок – чок,

Скачет резвый табунок.

5. Практическая деятельность

Воспитатель: Ребята, берем палочку пластилина, давайте его согреем в руках.  

Воспитатель: Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой - ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Вытянуть путем прищипывания уши.

Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние.

Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.

Воспитатель: Основание лошадки у нас готово, чего нам не хватает? Правильно ушей, хвоста и гривы. Гриву и хвост вылепим из черного пластилина: скатаем  2 жгутика  и скрутим их между собой , получится грива. Теперь между ушек, по шее и к началу спины прикрепим гриву. Хвост сделаем также и крепим его.

Воспитатель: Вот наши лошадки и готовы. Теперь мы их будем расписывать с помощью пластилина. Так как у нас дымковская игрушка, мы распишем дымковским узором. Какие краски использовали мастера расписывая игрушки? (Предлагаю детям расписать своих лошадок так, как это делают мастера дымковской игрушки, использую схемы)

6. Итог занятия

Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят  лошадей на подставку.

  Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Встаем скорей на ковёр.

 Физминутка «Ковер – самолет».

На ковре – самолете мы летим, летим, летим (руки в стороны, имитация полета),

На ковре – самолете во все стороны глядим (руки в стороны, имитация полета),

Смотрим вправо (поворот головы вправо),

Смотрим влево (поворот головы влево),

Смотрим вверх (дети смотрят вверх),

Смотрим вниз (дети смотрят вниз),

Сели мягко на карниз (приседания, руки в стороны),

И спустились снова вниз (глубокий присед).

Воспитатель: Мы снова вернулись в детский сад.

7. Рефлексия

Воспитатель:

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

-С какими игрушками познакомились?

-Кто такие дымковские мастера?

-Что мы лепили?

- Ребята, все сегодня справились с заданием?

Воспитатель: Ребята, на столе лежат солнышки и тучки, если вы легко справились с задание возьмите солнышко, а если у вас были затруднения возьмите тучку.

Молодцы ребята! Вы все сегодня справились с работой. Еще раз мы с вами встретились с дымковской игрушкой. И сами были сегодня мастерами дымковской игрушки. Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по конструированию « Игрушки для воздушной струи» (подготовительная группа детей с ОВЗ)

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Д...

Конспект открытого занятия на тему "Игрушки"

Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад №34 «Светлячок»          Конспект непосредственно – образова...

Конспект открытого занятия на тему "Игрушки"

Возрастная группа: средняя группаОбразовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Интеграция видов деятельности: Познав...

Конспект открытого занятия. ИГРА И ИГРУШКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

На примере различных игр пока¬зать роль игры и игрушки в жизни до¬школьника; познакомить с классическими примерами общения с игрушкой; форми¬ровать культуру игры. ...

Конспект открытого занятия НОД «Чистые игрушки для медвежат» (вторая младшая группа)

Цель: Формировать положительное отношение ребенка к труду и его результатам....

Конспект открытого занятия " Матрешка- народная игрушка"

Познавательное занятие для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия "Мои любимые игрушки"

МАДОУ Детский сад №27 «Маяк»      Конспект открытого занятия по развитию речив младшей группе«Мои любимые игрушки» Подготовила: воспитатель Р...