Конспект открытого занятия " Матрешка- народная игрушка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Агафонова Светлана Юрьевна

Познавательное занятие для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_matreshka.docx259.07 КБ

Предварительный просмотр:

ООД « Матрешка- народная игрушка»

Цель:  Приобщать детей к традициям русского народа. Развивать интерес к

народным промыслам.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление детей о народных игрушках. Привлекать внимание детей к народной игрушке матрешке.

Развивающие: Развивать эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Воспитательные:  Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам.

Материал к занятию: Деревянные матрешки, тряпичная кукла, иллюстрации с изображением матрешек Семеновской, Загорской, Вятской, иллюстрации с изображением Дымковских, Филимоновских, Городецких  игрушек, кукла.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок,  потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций « Народные промыслы».

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о русской народной игрушке- матрешке. К нам на занятие пришла кукла Маша. Она услышала, что сегодня мы с вами будем говорить о Матрешке, о народных игрушках. Кукла Маша ничего о них не знает и хочет послушать и посмотреть на матрешек, побольше о них узнать.

Воспитатель: Ребята, а где ваши родители берут игрушки?

Дети: Покупают в магазине.

Воспитатель: А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками.

Загадка: Друг другу улыбаются,

                Одна в другую ставится,

               Деревянные как ложки.

                А зовут их как?

      Дети: Матрешки.

Воспитатель: Матрешка- старинная традиционная игрушка. ( показ на мольберте). Ее не случайно называют народной, а почему, как вы думаете, ребята? ( ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому что Матрешка сделана добрыми руками русских людей. Матрешка- русская красавица. Она- символ России. Матрешка ценится во всем мире, как русский сувенир. Матрешку мастерят во многих уголках нашей страны. Для работы мастера  берут самую качественную  древесину без сучков и трещин.

Воспитатель: Из чего сделана матрешка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Значит матрешка какая?

Дети: Деревянная.

Воспитатель: Матрешки бывают разных видов: Семеновская матрешка, Загорская матрешка, Вятская матрешка.

Все Матрешки нарядные, красивые, расписные. Мастера ее расписывают, раскрашивают красками, украшают  цветами.

Стихотворение:

Я с таинственной игрушкой

Заигралась до поздна,

Разбираю, собираю
То их восемь, то одна.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.
Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята. Какие красивые нарядные матрешки. На каждой матрешке одинаковый узор. Каждая матрешка ставится в матрешку.(матрешки расставлены на столе, показ матрешек)

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру « Матрешки»

Проводится Физкультминутка: (2 р.)

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки. ( руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. ( топают ногами)

Влево, вправо наклонись. ( наклоны телом влево- вправо)

Всем знакомым поклонись. ( наклоны головой влево- вправо)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке.( показ иллюстраций дымковских игрушек)

Русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки из глины: всадников, баранов, рыбок, коров, барышень. Над каждой избой поднимался голубой дымок над трубой. Эту деревню назвали Дымково, а игрушки- Дымковскими. Затем игрушки расписывали.

Назовите элементы узора на игрушках (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).

Воспитатель:  Еще на ярмарке продавали Филимоновские  игрушки. Это игрушка зародилась в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. (показ иллюстраций Филимоновских игрушек).

Эти игрушки мастера лепили из глины: олень игрушка свистулька, солдат и барыня. Игрушки расписывали. Элементы узора на игрушках  полоски вертикальные и горизонтальные, точки

.

Известный народный промысел- Городецкая игрушка. Эту деревянную игрушку делают в Горьковской области в городе Городце. Отсюда и пошло название игрушки Городецкая. Посмотрите, какие красивые расписные подносы, шкатулка. Характерная особеннность Городецкого  промысла- исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают.

Еще игрушки  делали из ткани. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли. Вырастает девочка, становится мамой и передает свою куклу дочке.

Посмотрите внимательно. У этой куклы нет лица(показ иллюстрации). Все куклы делались безликими, чтобы не навредить владельцу. В любом наряде должен быть присутствовать красный цвет. Цвет солнца, здоровья, тепла. Красный цвет оберегал от сглаза и бед.

В дальнейшем кукле стали вместо глаз пришивать пуговицы. Рот, нос .Вот какие интересные куклы из тряпочек бывают.(показ тряпичной куклы)

Воспитатель: Ребята, как называются куклы из тряпочек?

Дети: Тряпичная.

Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали, из чего они сделаны.

Посмотрите, ребята. Вот матрешка с Дымковской росписью. Ее никогда не перепутаешь. Посмотрите, какие красивые барашки. На нем точки, кружки.( показ иллюстрации).

Вот матрешка с Филимоновской росписью .Какой красивый олень, барыня. На нем полоски вертикальные, горизонтальные.

 А вот матрешка с Городецкая росписью. Такую матрешку мастера украшают на желтом, голубом или зеленом фоне. Посмотрите, как красиво украшена матрешка цветами.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним,  с какими игрушками мы с вами познакомились.(с  Матрешкой, Дымковской игрушкой, Филимоновской, Городецкой, тряпичной куклой).

Из чего сделаны эти игрушки?( из глины, дерева, ткани).

Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые?( раскрашивают их красками).

Воспитатель: Ребята, а как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?( бережно, аккуратно).

Молодцы! Будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

Кукла: Ребята, я сегодня так много узнала о Матрешках. Об игрушках Дымковской, Филимоновской, Городецкой. Из чего они изготавливаются. Как они расписываются, становятся красивыми. Мне очень понравилось у вас на занятии. Было интересно.

Кукла прощается с детьми.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия “Тайна народной игрушки». Познавательное развитие. Тема: «Матрёшка». Возрастная группа: 6 -7 лет. Кацер Нина Сергеевна

Народная игрушка должна помочь детям развивать память, воображение, прививать любовь к народному творчеству....

Конспект открытого занятия по конструированию « Игрушки для воздушной струи» (подготовительная группа детей с ОВЗ)

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Д...

Конспект открытого занятия на тему "Игрушки"

Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад №34 «Светлячок»          Конспект непосредственно – образова...

Конспект открытого занятия на тему "Игрушки"

Возрастная группа: средняя группаОбразовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Интеграция видов деятельности: Познав...

Конспект открытого занятия. ИГРА И ИГРУШКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

На примере различных игр пока¬зать роль игры и игрушки в жизни до¬школьника; познакомить с классическими примерами общения с игрушкой; форми¬ровать культуру игры. ...

Конспект открытого занятия НОД «Чистые игрушки для медвежат» (вторая младшая группа)

Цель: Формировать положительное отношение ребенка к труду и его результатам....