Конспект открытого занятия " Матрешка- народная игрушка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Познавательное занятие для детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_matreshka.docx | 259.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД « Матрешка- народная игрушка»
Цель: Приобщать детей к традициям русского народа. Развивать интерес к
народным промыслам.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление детей о народных игрушках. Привлекать внимание детей к народной игрушке матрешке.
Развивающие: Развивать эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам.
Материал к занятию: Деревянные матрешки, тряпичная кукла, иллюстрации с изображением матрешек Семеновской, Загорской, Вятской, иллюстрации с изображением Дымковских, Филимоновских, Городецких игрушек, кукла.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций « Народные промыслы».
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о русской народной игрушке- матрешке. К нам на занятие пришла кукла Маша. Она услышала, что сегодня мы с вами будем говорить о Матрешке, о народных игрушках. Кукла Маша ничего о них не знает и хочет послушать и посмотреть на матрешек, побольше о них узнать.
Воспитатель: Ребята, а где ваши родители берут игрушки?
Дети: Покупают в магазине.
Воспитатель: А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками.
Загадка: Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставится,
Деревянные как ложки.
А зовут их как?
Дети: Матрешки.
Воспитатель: Матрешка- старинная традиционная игрушка. ( показ на мольберте). Ее не случайно называют народной, а почему, как вы думаете, ребята? ( ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что Матрешка сделана добрыми руками русских людей. Матрешка- русская красавица. Она- символ России. Матрешка ценится во всем мире, как русский сувенир. Матрешку мастерят во многих уголках нашей страны. Для работы мастера берут самую качественную древесину без сучков и трещин.
Воспитатель: Из чего сделана матрешка?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Значит матрешка какая?
Дети: Деревянная.
Воспитатель: Матрешки бывают разных видов: Семеновская матрешка, Загорская матрешка, Вятская матрешка.
Все Матрешки нарядные, красивые, расписные. Мастера ее расписывают, раскрашивают красками, украшают цветами.
Стихотворение:
Я с таинственной игрушкой
Заигралась до поздна,
Разбираю, собираю
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят в друг дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята. Какие красивые нарядные матрешки. На каждой матрешке одинаковый узор. Каждая матрешка ставится в матрешку.(матрешки расставлены на столе, показ матрешек)
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру « Матрешки»
Проводится Физкультминутка: (2 р.)
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (хлопают в ладоши)
На ногах сапожки. ( руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. ( топают ногами)
Влево, вправо наклонись. ( наклоны телом влево- вправо)
Всем знакомым поклонись. ( наклоны головой влево- вправо)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке.( показ иллюстраций дымковских игрушек)
Русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки из глины: всадников, баранов, рыбок, коров, барышень. Над каждой избой поднимался голубой дымок над трубой. Эту деревню назвали Дымково, а игрушки- Дымковскими. Затем игрушки расписывали.
Назовите элементы узора на игрушках (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).
Воспитатель: Еще на ярмарке продавали Филимоновские игрушки. Это игрушка зародилась в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. (показ иллюстраций Филимоновских игрушек).
Эти игрушки мастера лепили из глины: олень игрушка свистулька, солдат и барыня. Игрушки расписывали. Элементы узора на игрушках полоски вертикальные и горизонтальные, точки
.
Известный народный промысел- Городецкая игрушка. Эту деревянную игрушку делают в Горьковской области в городе Городце. Отсюда и пошло название игрушки Городецкая. Посмотрите, какие красивые расписные подносы, шкатулка. Характерная особеннность Городецкого промысла- исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.
Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают.
Еще игрушки делали из ткани. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли. Вырастает девочка, становится мамой и передает свою куклу дочке.
Посмотрите внимательно. У этой куклы нет лица(показ иллюстрации). Все куклы делались безликими, чтобы не навредить владельцу. В любом наряде должен быть присутствовать красный цвет. Цвет солнца, здоровья, тепла. Красный цвет оберегал от сглаза и бед.
В дальнейшем кукле стали вместо глаз пришивать пуговицы. Рот, нос .Вот какие интересные куклы из тряпочек бывают.(показ тряпичной куклы)
Воспитатель: Ребята, как называются куклы из тряпочек?
Дети: Тряпичная.
Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали, из чего они сделаны.
Посмотрите, ребята. Вот матрешка с Дымковской росписью. Ее никогда не перепутаешь. Посмотрите, какие красивые барашки. На нем точки, кружки.( показ иллюстрации).
Вот матрешка с Филимоновской росписью .Какой красивый олень, барыня. На нем полоски вертикальные, горизонтальные.
А вот матрешка с Городецкая росписью. Такую матрешку мастера украшают на желтом, голубом или зеленом фоне. Посмотрите, как красиво украшена матрешка цветами.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, с какими игрушками мы с вами познакомились.(с Матрешкой, Дымковской игрушкой, Филимоновской, Городецкой, тряпичной куклой).
Из чего сделаны эти игрушки?( из глины, дерева, ткани).
Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые?( раскрашивают их красками).
Воспитатель: Ребята, а как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?( бережно, аккуратно).
Молодцы! Будем играть с игрушками бережно и аккуратно.
Кукла: Ребята, я сегодня так много узнала о Матрешках. Об игрушках Дымковской, Филимоновской, Городецкой. Из чего они изготавливаются. Как они расписываются, становятся красивыми. Мне очень понравилось у вас на занятии. Было интересно.
Кукла прощается с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия “Тайна народной игрушки». Познавательное развитие. Тема: «Матрёшка». Возрастная группа: 6 -7 лет. Кацер Нина Сергеевна
Народная игрушка должна помочь детям развивать память, воображение, прививать любовь к народному творчеству....
Конспект открытого занятия по конструированию « Игрушки для воздушной струи» (подготовительная группа детей с ОВЗ)
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Д...
Конспект открытого занятия на тему "Игрушки"
Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад №34 «Светлячок» Конспект непосредственно – образова...
Конспект открытого занятия на тему "Игрушки"
Возрастная группа: средняя группаОбразовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Интеграция видов деятельности: Познав...
Конспект открытого занятия. ИГРА И ИГРУШКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
На примере различных игр пока¬зать роль игры и игрушки в жизни до¬школьника; познакомить с классическими примерами общения с игрушкой; форми¬ровать культуру игры. ...
Конспект открытого занятия НОД «Чистые игрушки для медвежат» (вторая младшая группа)
Цель: Формировать положительное отношение ребенка к труду и его результатам....